Брак или свобода? Пока вы хотели замуж, мир изменился

С каждым годом все больше людей отмечают 14 февраля не Валентинов день, а День «синглов» или одиночек - Singles Awareness Day.

Постер к Брак или свобода? Пока вы хотели замуж, мир изменился

С каждым годом все больше людей отмечают 14 февраля не Валентинов день, а День «синглов» или одиночек - Singles Awareness Day.

Еще недавно это казалось эпатажем, вызванным усталостью от излишней навязчивости и коммерциализированной суеты Дня влюбленных. Но в 21 веке сдвиг стереотипов происходит быстро, и кто знает – может быть, уже лет через 5 праздник Одиноких станет куда более массовым явлением, чем день розовых сердечек?

 

А граница между браком и свободой сделается настолько прозрачной, что выбор между ними будет легче, чем между капуччино и латте в кофейном автомате.

Почему это может произойти? Потому что под натиском технологий отступает даже биологический инстинкт.

Хотя в первую очередь на перемены влияет экономика. Мы не осознаем этого, но история института брака – это история экономики.

До тех пор, пока люди оставались примитивным кочевым племенем, они совместно владели своим небогатым имуществом, и все дети, которых кормило и воспитывало племя, считались общими. Но стоило бывшим кочевникам осесть – и они начали обрастать имуществом. Частная собственность потребовала четкого оформления прав на нее и в особенности – права наследования. Институт брака возник из-за потребности четкого установления отцовства (в материнстве на тот момент никаких сомнений обычно не случалось).

Из этого требования ясности происходит фиксированность общества на женской девственности, культурная восхищенность непорочностью и жесткие требования в отношении невинности невест, которые поместили женщин в моральные тиски на долгие столетия – в отличие от мужчин.

Каких бы замечательных романсов и легенд о любви не сочиняли в Средние века, однако, в действительности браки того времени никакого отношения к романтике не имели: это были целиком и полностью прагматичные экономические предприятия. Случавшиеся любовные отношения в браке были либо редкостью, либо скандалом – вплоть до 19 века. Бытовало даже мнение, что любовь – это удел черни, а брак – привилегия аристократии. Женскую сексуальность лечили, считая ее разновидностью истерии, в викторианской Англии, да и все изыскания Фрейда на этот счет тоже исходят из положения, что сексуальность женщины ненормальна. Что уж говорить о чувствах!

Но вернемся к экономике. В цивилизованной Англии вплоть до 1870 года замужество, хотя и считалось наилучшей судьбой для женщины, в действительности, скорее, отнимало у нее права, низводя ее до абсолютно рабского уровня. Выходя замуж, женщина  обеспечивала себе пожизненное пропитание и статус в обществе – но и только. Вся ее собственность, ее дети и даже заработок (когда женщинам разрешили работать) переходили с этого момента в собственность ее мужа.

Мужчина мог пить, бить, изменять жене или вообще бросить ее на произвол судьбы с детьми, не принимать никакого участия в их жизни годами. Однако, что бы он ни делал - любой момент он мог явиться в банк и забрать все накопления жены. Или увезти ее детей и не позволять женщине видеться с ними. Таково было право мужа в просвещенной Англии. Полностью освободиться от подобной «мужской опеки» женщины сумели лишь в начале 20 века.

Отдельно следует заметить, что вся эта дикость творилась без возможности развода. Но даже развод – великое завоевание в сфере свободы личности – очень долгое время происходил исключительно по воле мужчины и в его пользу.

Если такое замужество считалось великим счастьем, то можно представить, насколько незавидной была жизнь «старой девы» - то есть девушки, не вышедшей замуж

до 30 лет. Презираемое существование из милости, на птичьих правах у родни, в качестве нахлебницы, лишнего рта - неудивительно, что общество полагало, что у старой девы (а ею могла стать любая бесприданница) имелся лишь один достойный путь – в монастырь. Стать Христовой невестой было даже престижным – это позволяло сохранить хотя бы достоинство и самоуважение.

В наше время брак постепенно утратил тот экономический смысл, на котором столь прочно держался все предыдущие столетия. Если сказать точнее: он перестал служить инструментом мужской эксплуатации женщины. Почти. Потому что до сих пор в традиционных семьях считается нормой, когда работающая женщина еще и ведёт домашнее хозяйство, обслуживая мужчину и других членов семьи. А это 40-50 «сверхурочных» неоплачиваемых часов работы в неделю.

Тем не менее, женщины действительно вплотную приблизились к равноправию с мужчинами. В большинстве развитых стран они получили возможность работать, зарабатывать, владеть имуществом, распоряжаться своим заработком, доходами, своим телом и детьми.

Еще лет 20-30 назад любая школьница имела в своем чек-листе жизненных целей пункт «выйти замуж» - если не на первой позиции, то уж точно на второй. Еще лет 40-50  назад это могла быть вообще единственная позиция в списке под названием: «Как женщине добиться успеха в жизни».

Теперь брачный союз отнюдь не является пределом мечтаний и единственным способом для женщины реализовать себя. Экономический и духовный смысл брака изменялся. Изменились и границы семьи. Усиление урбанизации, разделения труда в конце 20-го века привело к появлению семьи «городского типа» - вместо привычного «сельского». Семья из 4-6 человек: мужа, жены, детей и старших родственников, бабушек и дедушек сократилась до 3-х (минимально) - мужа, жены и ребенка.

Последние общемировые тенденции сокращения рождаемости, увеличения срока жизни, сексуальной свободы, получения женщиной возможности самостоятельно управлять своей репродуктивностью, легкость заключения и расторжения брака приводят к тому, что границы семьи становятся подвижными, размываются: дети от первого брака могут жить с родителями и детьми от второго брака, одинокие женщины рожают или усыновляют детей, взрослые одинокие мужчины живут с матерями и т.д.

 

Прогресс в области биотехнологий окончательно расшатал те фундаменты, на которых столетиями выстраивался институт брака: смещение гендерных рамок, доступность половых метаморфоз, медицинские успехи позднего или искусственного материнства с легкостью переворачивают все с ног на голову.

Мужчины и женщины отныне свободны экономически, юридически, сексуально и биологически. Они способны реализовать себя в профессии, творчестве и общении настолько, насколько сами этого захотят.

Поэтому у современного человека – какого бы пола или возраста он ни был – по сути, не осталось никакой внешней причины, никакой нужды, чтобы связывать свою жизнь с кем-то еще. Кроме одной - внутренней базовой потребности.

Многочисленные психологические исследования доказали, что люди – существа социальные, эмоциональные. Базовой потребностью человека является привязанность, необходимость иметь с кем-либо теплые, доверительные отношения. Полное понимание себя, раскрытие и личностный рост становятся возможны для нас только в близких отношениях.

Именно эта потребность выходит теперь на первый план. Чувство любви стало главной и единственной причиной образования семьи. И единственным ее фундаментом - очень ненадежным. Ведь чувства по самой своей природе не могут быть постоянными.

Из этого противоречия происходят все проблемы современных семей: возросшая требовательность супругов к качеству отношений – и невозможность, зачастую, их удовлетворить.

Современное «брачное меню» требований - это длинный и разнообразный список. В него входят: верность, постоянство, дружеская поддержка, доверие, забота, душевный комфорт, страсть, сексуальное желание и т.д. и т.п. Прежде вся эта «нагрузка» распределялась на всех членов большой семьи: секретничать и получать дружескую поддержку можно было от матери или сестры, заботу – от отца или брата, а страсть испытывать к мужу…

Теперь же все это нам обязан обеспечить один человек. Наш самый близкий и единственный.

Насколько это возможно? И насколько совершенным должен быть такой человек? Насколько совершенными должны быть мы сами, чтобы соответствовать подобным ожиданиям?

И будет ли нам комфортно – быть такими совершенными? При каких условиях?

Решая эти вопросы, современное человечество постепенно вырабатывает новые формы брака, добавляя к историческим и традиционным все новые и новые виды: сожительство, пробные браки, гостевые браки, открытые браки, асексуальные браки, полиаморные браки и т.д.

Одновременно с этим личность, индивидуальность человека приобретает все большую ценность сама по себе. Мы учимся уважать тех, кто выбрал комфортное одиночество, безбрачие и даже бездетность. Мы уже не нагружаем всех подряд извечным обременением в виде долга по продолжению рода или необходимостью следовать традициям и быть «как все».

Одинокий человек может иметь любимую работу, книги, домашних животных, цветы. С помощью интернета он может получить столько общения, сколько захочет: есть чаты, форумы, социальные сети, группы по интересам. Мы постоянно находимся на связи с коллегами, друзьями, родственниками. В нашей жизни такое изобилие информации, что мы, скорее, редко остаемся одни!

И, хотя при всей своей автономности современный человек может страдать как от дефицита внимания, так и от дефицита одиночества, однако единственный критерий, которым он теперь имеет возможность руководствоваться, подходя к вопросу: быть или не быть замужеству/семье – это критерий счастья.

Есть множество плюсов и минусов в том, чтобы быть вместе с кем-то – и почти столько же в том, чтобы быть одному. Но выбор стал абсолютно свободным и намного легче.

Потому что мир изменился.

 

Интересные саммари по теме:

«Чувство любви. Новый научный подход к романтическим отношениям» Сью Джонсон

Любовь стала объектом научного исследования совсем недавно, но ученые уже получили ответы на многие волнующие нас вопросы. Почему нам так важно любить? Что делает связь между возлюбленными по-настоящему прочной? Из-за чего случаются измены? Опираясь на свой профессиональный опыт, профессор психологии Сью Джонсон рассказывает об этом, а также о том, почему близость уходит и как ее восстановить.

«Не замужем. Секс, любовь и семья за пределами брака» Анна Шадрина

Одиночество — чья это на самом деле проблема? И проблема ли это вообще? Общество всегда навязывает нам нормы морали и правила жизни, подавляя человеческую индивидуальность, заставляя «быть счастливыми», как все. Но свой путь мы выбираем сами. Может быть, стоит переосмыслить прожитые годы и почувствовать удовлетворение?