"Эффект свидетеля" и другие способы влиять на окружающих

Если вам вдруг станет плохо на оживленной улице, обязательно обратитесь за помощью к одному конкретному человеку. Иначе люди будут просто идти мимо, даже если увидят, что у вас проблемы. Почему так происходит?

Постер к "Эффект свидетеля" и другие способы влиять на окружающих

Возможно, проходящие мимо люди и будут обеспокоены вашим самочувствием, но, видя вокруг множество людей, они решат, что вам кто-нибудь обязательно поможет. А если так будет думать каждый, то вам не поможет никто.

Это называется эффектом свидетеля. Чем больше людей видит чрезвычайную ситуацию, тем меньше вероятность, что кто-то окажет помощь. Бывает, человек тонет, а на берегу стоят люди и смотрят. Или кто-то лежит на улице, а прохожие просто идут мимо. Почему никто не стремится помочь? И почему иногда кто-то все же помогает? На это влияет несколько факторов.

  • Неоднозначность. Ну, вот лежит человек на скамейке. И что? Может, он просто пьяный. Или бездомный прилег поспать. Вот кто-то идет нетвердой походкой, шатается. А вдруг он под наркотиками и вообще опасен? Чем менее однозначна ситуация, тем пассивнее реагируют окружающие.
  • Диффузия ответственности. Увидев чрезвычайную ситуацию, человек говорит себе: “Ну, людей же вокруг много, они все обязательно помогут, а я даже не знаю, что делать”. Ответственность перекладывается на других и, в итоге, размывается. Если свидетель всего один, то он понимает, что ответственность лежит только на нем, и действует активнее.
  • Групповая сплоченность. Компания близких друзей скорее окажет помощь постороннему, чем толпа незнакомцев. В сплоченной группе диффузия ответственности не работает. Напротив, включается групповая солидарность: каждый член группы несет ответственность за действия группы и при этом чувствует поддержку других. Совместные действия с коллективом придают уверенности.

Да, на наше поведение влияет огромное множество факторов. И если мы узнаем эти факторы и избавимся от их влияния, то сможем вести себя более осознанно. Как это сделать? Можете начать с саммари книги американского психолога Роберта Чалдини «Психология влияния».