Детективы

Детектив, если говорить утрированно, это литература о преступлении. И тут кроется главная причина, или скорее – главный предлог, почему детектив то и дело пытались и пытаются до сих объявить «низким жанром». Ханжеская пуританская мораль неправомерно акцентирует внимание на «низком» предмете, на тематике. Читать о преступлении и… наслаждаться! Как можно?!

Постер к Детективы

Загадка детектива

Детектив, если говорить утрированно, это литература о преступлении. И тут кроется главная причина, или скорее – главный предлог, почему детектив то и дело пытались и пытаются до сих объявить «низким жанром». Ханжеская пуританская мораль неправомерно акцентирует внимание на «низком» предмете, на тематике. Читать о преступлении и… наслаждаться! Как можно?!

Но ведь дело не в самом преступлении как таковом. Дело в загадке. «Detectio» - с латинского означает «раскрытие».

Жгучее любопытство, обилие эмоций самого разного спектра – от ужаса (от деяний преступника) до восхищения остротой человеческого ума (сыщика), удовлетворение чувства справедливости, когда преступник найден и несет заслуженное наказание – вот сколько достоинств несет в себе детективная литература. А сколько изумительных образцов прозы создано лучшими авторами в этом жанре – от Уилки Коллинза до Умберто Эко, от Достоевского до Жапризо!

В действительности у детективной литературы весьма глубокие корни и давние традиции. Элементы детектива присутствуют и в Библии, и в латино-греческой, и в персидской, и в индийской… Фактически во всех древних литературах и фольклорах!

В европейской литературе ближайшим предтечей детектива считаются произведения Эдгара По, в рассказах которого впервые появляется фигура сыщика. В Азии жанр детектива складывался с другой юридической стороны и был гораздо древнее: главной фигурой классических детективов Китая выступал судья - «Судья Бао», XIII век или «Судья Ди», XVIII века.

И все же та литература, которую мы сейчас подразумеваем, говоря о детективе, становилась как жанр, в течение XIX и XX веков одновременно с развитием судебно-правовой системы и жанра романа. Именно в это время детектив делается явлением массовой культуры и предпринимаются попытки теоретически осмыслить и оформить его основные черты.

В начале ХХ века в Лондоне был создан детективный клуб. Он объединил самых блестящих европейских авторов, среди которых были и Честертон, и Агата Кристи. Члены клуба обязались блюсти «10 заповедей детективного романа Рональда Нокса». Но разве для того заповеди пишутся, чтоб их соблюдать? Все тут же кинулись их нарушать!

«20 правил для пишущих детективы» американца Ван Дайна 1928 г. оказались столь же бесполезны: по мере роста жанр детектива ломал искусственно созданные барьеры.

В нем то и дело появлялись новые течения и направления: герметический детектив, перевернутый детектив, полицейский детектив, боевик, шпионский триллер, нуар. Детектив делился на разновидности: интеллектуальный, психологический, исторический, иронический, мистический.

На стыке жанров создаются новые формы и подвиды: фантастические детективы, фэнтези-детективы… Большинство авторов новейшей литературы XXI века, уже за границами модерна и постмодерна, творят, свободно миксуя самые разные стили.

Но если жанр детектива столь разнообразен, существует ли какой-то один секрет, предопределяющий его популярность?

Возможно, разгадка притягательности детектива состоит в его успокоительном воздействии: если преступление есть страх окружающего нас хаоса, то расследование есть упорядочивание этого хаоса.

Читатель имеет дело с моделью реальности, построенной на знакомых элементах. Ему предъявляются основные условия задачи, события разворачиваются по угадываемым, соответствующим жанру схемам; среди действующих лиц, так или иначе, присутствуют типические фигуры: сыщик, преступник, свидетели, жертва.

Все это позволяет читателю в «стерильных условиях лаборатории» собственного воображения и с «группой поддержки» в лице автора и сыщика-расследователя пережить свои самые ужасные страхи, самые сильные эмоции и в конце – восторжествовать над ними.

Ведь, беря в руки детектив – к какому бы подвиду он ни относился - мы не сомневаемся, что преступник будет обнаружен, зло наказано, добро победит. В этой незыблемой уверенности и состоит главная прелесть детектива.