Фантастика

Фантдопущение – литературный прием, позволяющий какое-либо придуманное явление, событие, сущность описывать как реальные. Это своеобразный жанровый индикатор, наличие его означает, что книга имеет отношение к жанру фантастики. В наше время он используется авторами настолько часто, что современный читатель может и не замечать его в постмодернистских текстах, в произведениях магического реализма.

Постер к Фантастика

Фантдопущение

Фантдопущение – литературный прием, позволяющий какое-либо придуманное явление, событие, сущность описывать как реальные. Это своеобразный жанровый индикатор, наличие его означает, что книга имеет отношение к жанру фантастики. В наше время он используется авторами настолько часто, что современный читатель может и не замечать его в постмодернистских текстах, в произведениях магического реализма.

Корни фантастического берут начало в волшебных сказках и легендах, в народном фольклоре, классических утопиях, апокрифах, восточных сакральных текстах и т.п. Приемы фантастического, выработанные в древних литературах и народном творчестве, получили новую, более узкоспециализированную направленность во времена научно-промышленной революции.

Современная научная фантастика – прямое наследие эпохи Просвещения, когда развитие технологий вкупе с агностическими взглядами и социальное стремление к практическому использованию накопленных знаний потребовали создания культурных инноваций. В том числе – в литературе.

И к середине XIX века основные черты нового жанра практически полностью оформились в произведениях Жюля Верна. Его позитивизм и оптимистический взгляд на мир, преображаемый с помощью науки, подарил вдохновение многим поколениям читателей. И был позаимствован многими авторами – от Луи Буссенара до Конан Дойля.

Но уже на рубеже XIX-XX веков Герберт Уэллс внес изрядную долю пессимизма во всеобщую убежденность в «безусловном благе науки». Его романы: «Машина времени», «Остров доктора Моро», «Война миров» и другие, отчасти наследуя гротесковую традицию Дж. Свифта, раскрывают возможности фантастики в сфере социальной критики.

С этого момента художественная фантастическая литература избавляется от навязанного амплуа просветителя и пропагандиста, глашатая прогресса. Запустив машину воображения, авторы позволяют себе заняться не только технической футурологией, но серьезным социальным моделированием, философски поразмыслить о будущем, путях цивилизации, эволюции человека.

В период между двух мировых войн, в годы, окрашенные разочарованием и психологической усталостью, снова возникает и особая читательская потребность, казалось бы, давно ушедшей эпохи романтизма: эскапизм. Именно в эти годы появляется великий автор Р. Толкин и прорисовываются черты еще одного жанрового подвида, со своими особыми канонами: фэнтези.

В течение всего ХХ века развитие фантастики идет семимильными шагами, на стыке жанров рождаются и множатся новые формы. Появляются фантастические детективы и фэнтези-детективы. Юмористическая и сатирическая фантастика. Крайности технического развития находят свое отражение в киберпанке, исторический ностальгизм проявляется в стимпанке.

В XXI веке развитие личных свобод, социальной толерантности и индивидуализма сделали фантастическое направление в литературе одним из главных.

Выход человека в космос давно не является фантдопущением, поэтому рассказы о лунных путешествиях сменились космооперой: жанром, написавшим космическую историю человечества. Тягу современного человека к эскапизму компенсируется литературой грез, гендерно детерминированной. Боевая фантастика – о войнах и героях будущего помогает современным мужчинам в полной мере насладиться собственной маскулинностью, женщины могут черпать недостающие положительные эмоции в любовном фэнтези. Социальный ревизионизм по отношению к истории породил волну сверхпопулярного жанра альтернативной истории.

Еще одна любопытная тенденция в развитии жанра: стремление к сериальности. Как правило, авторы фантастики и особенно фэнтези пишут не отдельные романы, а циклы. При этом сопутствующие искусства – видео, компьютерные игры, комиксы, настольные игры и др. – все теснее взаимодействуют с литературой фантастического жанра, сближаясь и обмениваясь образами и сюжетами. Темы и художественные приемы, выработанные внутри фантастических жанров, становятся основой для создания игровых миров виртуальной реальности и наоборот. Построение «эскапистских миров» перерастает в опыт построения «матрицы» – индивидуализированного воображаемого мира.

Возможно, это и есть единственный способ, не растрачивая попусту психической и физической энергии человечества на переустройство мира, даровать каждому личное счастье – в виде уютного, по нужному образу и подобию, собственного мира для комфортного отдыха, реализации фантазий (как конструктивных, так и деструктивных).

Впрочем, это, конечно, фантдопущение.

Фантастика