Большинство родителей мечтают видеть своего ребенка читающим. Но с чего начать, надо ли прививать любовь к чтению или стоит пустить этот процесс на самотек?
Начнем с очевидного: почти невозможно вырастить «юношу с книгой в руках», если в прошлом книгу в руках он не держал. Раньше было принято в вопросе приучения к чтению надеяться на школу, сейчас родители понимают огромную роль семьи в этом процессе. Трудно переоценить значение родителей: именно они становятся первыми проводниками ребенка в мир книги.
Самые первые шаги – поэзия. Она ритмична, она помогает ребенку усвоить мелодику родного языка.
Знакомство ребенка с фольклором начинается с материнских «пестушек», колыбельных, приговорок, с которыми одевают, кормят, убаюкивают малыша. Если при этом мама открывает перед ребенком книгу, то к аудиальному каналу восприятия добавляется визуальный. Книга становится отличным поводом обсудить рисунки, цвета, расположение объектов на странице: где зеленый петушок? а какого цвета у девочки платье?
Помните, у Маяковского хороший мальчик «тычет в книжку пальчик»? На первых порах этого достаточно для знакомства с книгой. Главное, чтобы чтение было приятным временем общения с родителем, передавало уют, тепло и заботу.
Не менее важен сам источник текста: в любом возрасте важно выбрать подходящую книгу.
Вместе с фольклором – мелодичным, но порой далеким, хорошо привлекать и современные тексты. К счастью, сейчас есть замечательные стихи для самых маленьких: Марины Бородицкой, Анастасии Орловой, Юлии Симбирской, Маши Рупасовой, Михаила Яснова. Они не отменяют классику. Однако они живые, нежные, яркие и обращаются к тому современному миру, который окружает детей.
Когда ребенок становится старше, складывает первые слова и готов к самостоятельному чтению, очень важно аккуратно пройти между родительскими Сциллой и Харибдой: поддержать интерес к процессу, но не превратить его в наказание или нудное занятие.
Французский писатель и педагог Даниэль Пеннак высказал мысль, которая стала лозунгом для многих руководителей детского чтения: «Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения».
Но тогда как мотивировать ребенка к чтению?
Здесь вновь работает принцип «вместе». Увлеченные родители продолжают читать ребенку до восьми, десяти, двенадцати лет, не отталкивая фразой «ты и сам можешь». Если в семье чтение издавна стало общением, поводом обмениваться мыслями, если это деятельность со знаком плюс, то зачем отказываться от такого уютного домашнего действа? Вспомним, что в девятнадцатом веке чтение дамам вслух было изящным и достойным делом для кавалеров.
И наконец, ребенок, не читающий самостоятельно, – это ребенок, не встретивший «свою» книгу. Поэтому хорошо подобрать для ребенка подходящие первые книги и позаботиться о том, чтобы они не были пугающе трудными. Подойдут те, что читали в раннем детстве, – это обезопасит ребенка, ведь вероятность сделать ошибку в знакомом тексте гораздо меньше.
Также хорошо «работают» стихи: рифма помогает не очень уверенному читателю продержаться, а в случае необходимости угадать слово, которое пока трудно сложить из букв.
Однако пища для ума и воображения тоже очень важна. Ведь порой дошкольник презирает «малышовые» истории и согласен их читать лишь из ностальгических соображений.
Самая интересная тема для любого человека – он сам. Некоторые родители изготавливают самодельные книги о рождении и раннем детстве ребенка, сочиняют истории о нем или отправляют письма от сказочных существ и веселых животных (для освоения навыка чтения особой роли не играет, читает ли ребенок Маршака или послания от Сумасшедшей кобылы). На этом этапе освоения чтения в фокусе – интерес, интрига, сказка.
А как быть, если родителям не удается создать текстовую среду для дошкольника, у которого так сильна вера в сказку, для которого игра – основной вид деятельности?
На помощь вновь приходят книги. Издания для дошкольников и младших школьников – основной сегмент книжного рынка. Если старшие могут читать с электронных носителей, то малыши всегда останутся благодарной публикой печатных изданий.
Некоторые издательства печатают специальные серии для тех, кто только научился читать. Например, «Розовый жираф» выпускает книги Юлии Луговской о мальчике по имени Пип. На каждой странице – всего одно предложение и простая картинка. Однако хитрость в том, что на картинке нарисовано не совсем то, что написано: Пип играет, и изображенный на иллюстрации носок – это не носок, кресло – не кресло, а… Конечно, чтобы узнать, в чем дело, надо прочесть до конца.
Примерно такой же принцип используется в книгах «Чей бок?», «Дом для лис» и др. Татьяны Русситы издательства «Манн, Иванов и Фербер». Здесь делается акцент именно на навыке чтения, за успехи предусмотрены наклейки-поощрения. Впрочем, если в книге нет призов, одобрять, хвалить и поддерживать – великолепный способ утвердить ребенка во мнении, что читать – не просто полезно, но и приятно.
Другие подходящие книги для первого чтения – серия «Квак и Жаб» всемирно известного писателя и художника Арнольда Лобела. Если ребенка больше интересуют правдивые истории, ему подойдут «Сказки на один укус» Юлии Кузнецовой.
Впрочем, в качестве первой может сработать любая книга, интересная и приятная ребенку. Мыши? Пожалуйста! «Эрнест и Селестина» Габриэль Венсан. Балерины? Легко! «Бал бабочек» Марианны Макдоналд. Коты? Как минимум ребенка порадует «Котенок Шмяк» Роба Скоттона. Принципы, которыми мы руководствуемся: крупный разборчивый шрифт без насечек; простая лексика; небольшой объем, а темы и иллюстрации могут быть любыми. Кстати, многие художественно одаренные дети вначале интересуются именно иллюстрациями, а затем уже этот интерес рождает желание прочесть книгу.
Родителю могут помочь пособия, например, «Расчитайка: как помочь ребенку полюбить чтение» Юлии Кузнецовой (автор – писатель и педагог, занимающийся вопросами «расчитывания» нечитающих) и выпущенные в комплекте небольшие книги для детей.
Если же у ребенка не получилось полюбить книгу и чтение в раннем детстве, не стоит опускать руки. Начинать читать никогда не поздно. Вспомним Валентина Берестова:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Вновь мы видим первопричину тяги к книге: у ребенка есть сильное желание «вобрать» в себя текст. Есть заинтересованность, ощущение «своей» книги: «Это все как про меня!».
Но еще здесь речь о том, что чтение – процесс интимный, личный, и есть неповторимая прелесть в том, что между произведением и читателем нет посредника. Многие дети, которые раньше не испытывали восторга от самостоятельного чтения, в подростковом возрасте внезапно открывают для себя возможность окунуться в книжную реальность.
Мы вновь возвращаемся к принципу актуальности. К счастью, сейчас в огромном количестве доступны новые тексты, отражающие надежды, тревоги и переживания нового поколения. Произведения современных прозаиков Нины Дашевской, Анастасии Строкиной, Артёма Ляховича, Евгении Басовой, Аси Кравченко, Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского; поэтов Марины Бородицкой, Григория Кружкова, Марии Бершадской, Михаила Есеновского и многих других адресованы уже не малышам и вполне могут задеть тонкие струны души подростка. Множество переводных книг сегодня открывают нам миры Фрэнсис Хардинг, Марии Парр, Ульфа Старка и других выдающихся авторов.
У кого-то подружиться с книгой получается в младенчестве, у кого-то это происходит в десять лет или позже. Родительская задача – быть рядом, поддерживать, подбирать книги, предлагать, одобрять, а главное – не сдаваться.