По течению или против?
Казалось бы, все просто: «stream» – поток, «main» - главный. Тем не менее, смысловое понятие этого термина, заимствованного у западных литературных критиков, весьма размыто и трактуется различно не только у нас, но и многими на самом Западе. Дело в том, что термин этот по природе своей призван определять то, что находится в движении, живет здесь и сейчас – литературный поток, творчество современников. А у всего живого и подвижного границы почти всегда размыты.
Слишком много факторов приходится учитывать: литературную моду, издательскую политику, политическую и общественную конъюнктуру и т.д. и т.п. Поэтому достаточно определенно можно сказать только то, что мейнстрим, как понятие, противоположен маргинальной литературе андеграунда. Да и то – лишь в определенный момент времени. Ведь то, что вчера было андеграундом, уже завтра может сделаться мейнстримом, войти в литературную моду, распространиться в массах и быть одобренным общественной моралью.
В одобрении общества – вся суть. Мейнстрим называют «воплощенной нормой»: то, что одобрено большинством, становится мейнстримом. В искусстве это относится и к содержанию, и к форме.
Прошлые эпохи сформировали различные эстетические направления в литературе: классицизм, сентиментализм, романтизм, натурализм, психологизм, реализм. Каждое из них в свое время было художественным мейнстримом формы.
Массовую литературу (противоположность элитарной и синоним жанровой) часто винят в недостатке качества. Но ее эстетический уровень зависит от развития его в обществе: чем выше уровень вкусов и запросов общества, тем выше качество предлагаемой литературы. Что касается морально-нравственных норм, заключенных в произведениях современной массовой литературы, то они отражают мораль среднего класса, что вполне естественно.
Может ли жанровая проза быть мейнстримом? Безусловно. Если эстетическая форма наряду с нравственной составляющей содержания принимается обществом – это произведение искусства признается мейнстримом. В конце 19 века любовный роман «Джейн Эйр» Ш. Бронте стал основой для подражания – после его публикации в европейской литературе появилось огромное количество женских книг с главной героиней – гувернанткой. «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта является фантастической сатирой, но сам Свифт - яркий представитель классицизма. Исторические романы В. Скотта, детективы Конан Дойля, вне всяких сомнений, выразили общественную мораль и эстетические вкусы поздневикторианской Англии. А фэнтези-эпопея Дж. Р. Толкина о мире хоббитов в 60-е годы сделалась знаменем нового поколения пацифистов и даже породила политическое движение «Гэндальфа - в президенты!».
Стоит сказать, что иные снобы, выражая презрение к «жанровой литературе», забывают, что великая классика в свое время создавалась в рамках определенного жанра. К примеру, «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание» – по форме детективы, как и интеллектуальные романы «Имя Розы» и «Маятник Фуко» Умберто Эко.
Эстетическая форма и отнесенность книги к какому-либо коммерческому жанру не является мерилом ценности произведения. И даже «популярность и ценность не являются взаимоисключающими понятиями», как заметил культуролог А. Каплан.
Мейнстрим может включать в себя произведения любого жанра, он представляет собой своеобразную парадигму эпохи: эстетическую и морально-нравственную. Искусство вообще есть отпечаток времени, но, по сравнению с классикой, символом которой может служить живопись, литературный мейнстрим - сродни фотографии: мгновенному, мимолетно схваченному образу.
Современный мейнстрим строится на многообразии эстетических запросов, широко распространенной грамотности, на принятии мультикультурных норм в обществе и нравственной толерантности.
Вот почему в нем могут соседствовать как образцы реализма, так и лучшие образцы социальной фантастики, магического реализма, исторического любовного романа, триллера или детектива.
Для современной литературы в целом характерно смешение жанров и синтез жанровых приемов: фантастика может использовать художественные приемы, выработанные реалистами, любовный роман – приемы психологизма, а реализм размывает само понятие реальности, применяя абсурдисткие, притчево-символические методики и перерастая в магреализм.
Мы существуем в стремительную эпоху постмодерна, когда переосмысляется и насыщается новыми смыслами все: сюжеты, образы, формы. Современный литературный мейнстрим – свободный и широкий поток со множеством разнообразных включений, течений, и наблюдать за ним по-настоящему увлекательно.