Загадочное современное искусство

Современное искусство у многих вызывает множество недоуменных восклицаний, первый из которых: Я так тоже могу! Да что там я! Мой ребенок пятилетний, и тот так может! Неужели это искусство? Почему современное искусство - это вполне себе настоящее искусство, мы рассказываем в этой статье.

Постер к Загадочное современное искусство

В августе этого года в Москве на Болотной площади появилась скульптура художника Урса Фишера "Большая глина №4". Скульптура прибыла в Москву после того, как в 2017 году побывала во Флоренции (площадь Синьории), а еще раньше - в Нью-Йорке (Манхэттен). Согласитесь, достойный провенанс для скульптуры такого масштаба. "Большая глина" представляет собой 13-метровую алюминиевую копию положенных друг на друга кусков глины, увеличенных в 50 раз. Понятная композиция, символизирующая акт творения. Но почему так много возмущения?

Дело в том, что за последние сто с лишним лет искусство претерпело существенные изменения в своем формальном выражении. Новое искусство начало обретать свои черты гораздо раньше, чем Малевич написал "Черный супрематический квадрат". И даже до того, как Пикассо написал скандальных в свое время "Авиньонских девиц". Первыми разрушать канон начали... импрессионисты! Всеми сегодня любимые, признанные классики живописи, к которым ни у кого нет вопросов. Они отвергли в конце 19 века все каноны отображения реальности и показали мир в моменте, мир-впечатление.

После них художники всех направлений подхватили тенденцию к разрушению канона. Они хотели создать не просто что-то особенное, а нечто совершенно новое. В какой-то момент было даже такое мнение, что двигаться художникам больше некуда - точка достигнута, тему искусства можно закрывать окончательно, а художники могут сушить кисточки и расходиться заниматься более полезными делами. Но человек на то и человек, а искусство, как и наука, - это история не о пункте назначения, а о пути. Пути бесконечном и удивительном.

Во второй половине 20 века искусство обрело новые черты. Во главу встала не привычная эстетическая ценность, а идейная наполненность и личность художника. Новое и революционное стало цениться больше, чем привычное и традиционное. К тому же не обошлось из без символов эпохи потребления. Картины и скульптуры обрели все черты обычного товара, который можно купить и продать. Для кого-то они даже стали частью инвестиционного портфеля. Художники превратились в настоящих звезд, которым стали вручать премии, фото которых начали появляться на обложках журналов.

Если разобраться в том, как двигалось искусство последние 150 лет, то скульптура "Большая глина №4" не будет вызывать никаких вопросов. Более того, она даже понравится, несмотря на то, что многим в ней мерещится вовсе не глина. 

Специально для тех, кто хочет понять, как устроено непонятное современное искусство, мы написали несколько саммари, которые объяснят если не все, то точно очень многое.