Задача фантастики – рассказывать о том, чего нет.
Не удивительно, что после развала СССР и всех сложных пертурбаций начала XXI века именно фантастика, по признанию критиков и экспертов, стала главным локомотивом отечественного книгоиздания.
В советские времена фантастику держали внутри строго заданных рамок: к публикациям допускались лишь твердая научная фантастика и некоторые попытки фантастики социальной, причем с обязательным высоконравственным идейным наполнением.
Когда искусственные ограничения сняли, начался буйный, взрывной рост в тех видах и поджанрах фантастики, которые для постсоветской России являлись заимствованными: в первую очередь, конечно, фэнтези.
Новые фантастические жанры преследовали, по сути, исключительно коммерческие цели. Издатели не ставили себе более сложных задач, чем только лишь развлекать читателя. Тем не менее, начав работать по западным лекалам, русские авторы привнесли в свои произведения много того, что было традиционно для русской литературы. В том числе – идейно-нравственное содержание.
И, как выяснилось, именно это нашло отклик у современного российского читателя. Так наметились и определились основные тенденции развития жанра.
Славянское фентези – каноничное фэнтези в различных вариациях, использующее для построения миров славянскую мифологию, русскую историю и фольклор. Первопроходцами в этом виде фантастики стали Юрий Никитин, Мария Семенова, Елизавета Дворецкая. Данный вид фантастики основывается не только на зарубежных заимствованиях, но издавна укоренен в русской литературе, в ныне почти забытых произведениях М.Чулкова, В.Лёвшина, А.Вельтмана, и таких классических авторов, как В.Жуковский и Н. Гоголь.
Исторический ностальгизм, ревизионизм и общие эскапистские настроения в обществе породили литературный феномен «попаданской» прозы, где действие происходит в альтернативной реальности. «Попаданцы» в прошлое переигрывают историю России и мира на всех этапах – от времен вещего Олега до танковых сражений Великой Отечественной войны, от Ивана Грозного до Юрия Гагарина. «Попаданцы»-эскаписты путешествуют по другим планетам, творят историю в параллельных и магических мирах.
Жанр космооперы развивается по той же схеме, укореняя в реальности фантастического амбиции нового поколения россиян и отчасти даже формируя патриотическую идеологию. Ведь у каждого поколения должна быть мечта. Если наши предки покорили космос, то наши современники мечтают о галактической империи, о великой и мощной космической сверхдержаве Руси.
Боевая фантастика, ироническая и любовная фэнтези – все это жанровые ответвления той же литературы грез, имеющей определенное психотерапевтическое воздействие на мужскую и женскую читательскую аудиторию. Нет ничего удивительного в том, что именно этот вид литературы получает наибольший спрос у читателей: чем сильнее стресс и психологическая нагрузка, тем более важную роль получает культура развлечения. Отдельное направление здесь являет собой ЛитRPG – своеобразный вид фантастики, связанной с игровой индустрией и подчиняемой отчасти законам компьютерных игровых симуляторов.
Все новейшие жанры фантастики особенно модны и распространены среди самодеятельных авторов в сетевом самиздате. В этом российская литература следует общемировым тенденциям: фантастика – самый популярный жанр повсюду в мире.
И, хотя преобладание коммерческих, развлекательных жанров фантастики бросается в глаза, и даже тревожит многих экспертов и критиков, сетующих на то, что массовость и подражательность заведомо снижают художественные качества литературы и портят читательский вкус, все это не помешало появиться в России таким замечательным авторам, как Мария Галина, Анна Старобинец, Г.Л. Олди, С. Лукьяненко и других.