Женская проза

Издатели и критики сходятся во мнении: «женский роман» - один из самых популярных и востребованных у читателей жанров. А в литературоведении все еще нет точного определения этого термина, но фигурируют близкие по значению - «любовный роман», «дамский роман», «розовый роман» или даже «женская проза». Какое явление все они пытаются описать?

Постер к Женская проза

Розовое противоядие

Издатели и критики сходятся во мнении: «женский роман» - один из самых популярных и востребованных у читателей жанров. А в литературоведении все еще нет точного определения этого термина, но фигурируют близкие по значению - «любовный роман», «дамский роман», «розовый роман» или даже «женская проза».

Какое явление все они пытаются описать?

Можно назвать это литературой, созданной женщинами для женщин – с определенными оговорками, потому что на самом деле имеется немало авторов-мужчин, пишущих женские романы (Николас Спаркс в США, Олег Рой в России).

Так же не обязателен еще один, часто называемый признак жанра: рассказчик-женщина. Но повествование в женском романе не обязательно идет от лица лирической героини, оно может быть и  авторским, что придает большей объективности описываемым событиям (как в классическом романе Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»).

Думается, в определении термина имеет смысл отталкиваться не от формальных признаков жанра, а от его собственной функциональности и назначения.

Ведь столь специфический пласт внутри жанра современного романа просто не мог бы сформироваться, если б не имелось особой потребности и только ему предназначенной роли. И эта роль, безусловно, существует.

Классический пример женского романа – «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте - увидел свет в 1847 году. Он был опубликован в самый разгар викторианской эпохи, во времена торжествующего и всеобъемлющего лицемерия, когда в обществе ограничивались любые искренние проявления, когда под контроль ставило, кажется, даже свобода дыхания. Естественность не поощрялась ни в чем до такой степени, что даже простые слова – например, «ноги» - следовало непременно заменять эвфемизмами: «конечности», «члены». Нельзя было во всеуслышание потребовать в магазине «штаны». Следовало попросить продавца показать вам «невыразимые»…

И вот в этой обстановке в Англии выходит роман, проповедующий идеи женской независимости, утверждающий право женщины на личность, на открытое выражение чувств. Неудивительно, что автор предпочла скрыться под псевдонимом: книги Ш. Бронте поначалу выходили под именем «Каррер Белл»...

Для общества нашего времени типичны психологическое напряжение, состояние тревоги, разочарования – и соответствующая всему этому фрустрация, реакция ухода, эскапизма. Призвание женского романа состоит в том, чтобы компенсировать эти состояния.

Женский роман позволяет современной женщине ассоциировать себя с героиней, сливаться с ней, проживать придуманные чувства в придуманном мире, получая те положительные эмоции, которых недостает в ее собственной реальности.

Для женского романа не важен антураж: место и время происходящих событий. Реалии конкретной исторической эпохи имеют значение постольку, поскольку способны создать сюжетную привлекательность. На первом плане всегда находится эмоциональная оценка, чувственное восприятие и внутренний мир героини.

Современная женщина может работать, иметь полный социальный набор обязательных ингредиентов счастья, она свободна от обременительных ограничений прошлых веков. Но, даже если у нее нет острой необходимости бороться за собственную феминность, она тем не менее чувствует потребность ее ощущать и выражать. Поэтому женский роман может быть бытовым; может иметь или не иметь любовной линии; в нем может присутствовать или нет легкий эротизм, но главное, что его отличает: его героиней в нем в любом случае остается женщина, ее судьба, ее интересы, проблемы и заботы.

И, так как главный смысл женских романов – в их психотерапевтическом воздействии на душу читательницы – они, как правило, имеют счастливую или открытую концовку, которую можно трактовать как обнадеживающую.

На Западе лечебный эффект «розового романа» известен и признан настолько, что эти книги даже продаются в аптеках. И в супермаркетах в качестве товаров повседневного спроса, что вовсе не делает их чем-то маргинальным, низкопробным. Литературный шедевр может существовать в любом жанре, и высокие образцы прозы, созданные Франсуазой Саган, Мейв Бинчи или Фэнни Флэгг ярко это демонстрируют.

«Розовый роман» - это противоядие против социального и психологического давления, которое испытывает женщина внутри современной цивилизации.  Его роль – в поддержании жизни и здравия вечных ценностей, издревле и по сей день имеющих значение в первую очередь для женщины: любовь, семья, взаимоотношения и душевная близость.