Слово “софт-скиллс” происходит от английского soft skills, который означает целый комплекс навыков, связанных с межличностным общением и социальными компетенциями.
Чем soft skills отличаются от hard skills?
Пару софт-скиллс составляют хард-скиллс (от английского hard skills - профессиональные навыки), поэтому о каждом человеке можно говорить, что у него есть определенные hard/soft skills. Это почти как hardware и software в компьютерной технике: аппаратная часть и переустанавливаемое программное обеспечение. Или IQ и EQ: интеллект и эмоциональный интеллект.
Hard skills мы получаем в профессиональных учебных заведениях или занимаясь самообразованием. Эти навыки нам нужны непосредственно для того, чтобы хорошо выполнять свою работу. На них в первую очередь обращают внимание сотрудники отделов кадров, потому что они обеспечивают профессиональное выполнение задач, которые ставятся перед сотрудником. Эти навыки нетрудно проверить: для этого существуют различные тесты и экзамены.
Что касается soft skills, то тут проверить что-либо гораздо сложнее. Не существует ни одного психологического теста, который способен дать абсолютно все ответы на все вопросы о личностных качествах сотрудника. Всегда дополнительно требуется квалифицированная беседа со специалистом. При этом сегодня акцент на soft skills делается практически в любой работе, не только в той, которая так или иначе сопряжена с людьми.
Работнику важно уметь находить общий язык с другими сотрудниками, уметь работать в команде, находить этичные способы решения конфликтов и разногласий. Он должен быть ответственным и исполнительным, при этом иметь свое мнение и уметь его выражать. В итоге “умение выстраивать коммуникации” соседствует с уже всем привычными “умением работать в режиме многозадачности” и “стрессоустойчивостью” в объявлениях о поиске нового сотрудника.
Что важнее: hard или soft skills?
Мы уже выяснили, чем hard skills отличаются от soft. В идеале хороший сотрудник должен обладать и жесткими, и мягкими навыками, при этом мы часто видим ярких, харизматичных лидеров, которые при этом совершенно не умеют общаться, а работа их представляет упорядоченный и понятный только им одним хаос.
Сейчас для многих HR и руководителей важно найти не просто отличного исполнителя, но хорошего члена команды. Да, диплом или сертификат будет иметь важное значение: в первую очередь соискателя приглашают на собеседование именно на их основании, но в итоге выберут того, кто среди прочих равных продемонстрирует более высокие личностные компетенции.
Можно ли развить soft skills?
Конечно, можно! Неконфликтность, пунктуальность, умение искать и находить компромиссы, общаться с коллегами и клиентами - это не врожденные навыки. Для того чтобы развить soft skills есть множество способов: семинары, курсы, полезная литература.
В нашей библиотеке саммари книг для освоения soft skills можно найти по тэгу Софт-скиллс. Здесь ты найдешь и книги об эмоциональном интеллекте и эмоциональном лидерстве, о том, как научиться общаться с коллегами и малознакомыми людьми, не испытывая при этом стеснения и робости, об эффективном решении сложных жизненных и профессиональных задач.