Когда возникает необходимость обсудить трудную тему, многие люди при одной мысли об этом испытывают стресс. Общение не всем дается легко, но попытки избегать конфликтов, уклоняясь от бесед – не лучший путь избавиться от неприятных вопросов и проблем. Что же делать?
Современный человек – существо социальное, и коммуникативные навыки пронизывают все сферы нашего взаимодействия с миром. Каждый день мы общаемся, устанавливаем связи, пытаемся достичь поставленных целей. Чтобы успешно и эффективно взаимодействовать, нам нужно понимать друг друга, слушать и слышать.
Неудачи в этой сфере приводят к потере взаимопонимания в семье, способны испортить отношения с друзьями и коллегами, повредить карьере, создать проблемы в учебе или лечении. Умение общаться – одно из самых важных, а, может быть, и самое важное для современного человека.
Но именно здесь возникает большинство трудностей.
Мы спорим и кипятимся, отстаивая свою точку зрения. Мы волнуемся, горим эмоциями, злимся. При этом в большинстве случаев уверены, что во всем виновата тема обсуждения: она слишком сложная, болезненная. К тому же и сами участники разговора – вместо того, чтобы по-настоящему решать вопрос, только мешают, создавая лишние трудности своим эгоизмом, несговорчивостью, дурными манерами и вспыльчивым характером.
Так мы думаем. Однако – мимо! Удивительный факт: ни одна из этих причин на самом деле не является препятствием на пути к идеальному общению.
Существует всего 6 ошибок коммуникации, которые приводят к неудачам в разговорах. Это доказали исследования психологов.
Что же это за ошибки и можно ли их исправить?
Можно!
Слова «да, но...» - согласие, за которым следует возражение, посылает противоречивый сигнал собеседнику. А люди так устроены, что в этой фразе обычно слышат только негативную часть, отрицание. Все положительное теряется, в итоге фраза провоцирует спор, ссоры.
Вы избежите противоречия, если яснее обозначите свою позицию. Самый простой путь: разбить фразу на два коммуникативных сообщения.
Например, вам предлагают пойти в кино после работы. Не говорите: «Да, но мне хотелось бы закончить с отчетом». Скажите: «Да, я очень хочу пойти в кино. Подскажи, как быть с отчетом? Его поручили сделать до завтра».
«Чтение мыслей» - фразы типа «Я знаю, что вы иначе думаете». Или «Конечно, вы сейчас в дурном настроении и с вами бесполезно говорить».
Нет ничего более раздражающего, чем такая демонстрация «сверхспособностей». На самом деле все наши оценки реальности основаны всегда только на собственном опыте и это значит, что мы не можем достоверно знать ни мыслей, ни чувств других людей. Ваш собеседник прикрыл глаза во время разговора, и вы уверены, что этим он выражает скуку и незаинтересованность? А на самом деле это может быть обычное его поведение: с закрытыми глазами он лучше сосредотачивается.
Не пытайтесь угадывать чувства и читать мысли: задайте собеседнику прямой вопрос: «Вы закрыли глаза от усталости?»
Негативные прогнозы будущего: возможный результат преподносится как реальный факт. Например: «Мы точно не справимся с этим заказом». Подобные предсказания приводят к излишнему напряжению, нервной реакции, ссорам и – как результат – к тому, что с заказом действительно не справляются. Слишком положительные прогнозы тоже не нужны – они расслабляют и успокаивают раньше времени. Лучше всего опираться на реальные факты. Нужно собирать и анализировать достоверную информацию, пользоваться проверенными данными.
Наводящие вопросы-ловушки. Например: «Ты ведь можешь выйти поработать в выходные, да?» Собеседник заранее подсказывает ответ, показывая свое отношение, задавая рамки оппоненту. Это вызывает либо желание спорить, либо раздражает и приводит к тихому саботажу.
Вместо этого задайте открытый вопрос: «Ты сможешь поработать в выходные?» Или обратитесь с прямой просьбой и поставьте закрытый вопрос, требующий односложного ответа – «да» или «нет»: «Мне очень нужно, чтобы ты поработал в выходные. Сможешь?» Каждый человек имеет право на свободу воли – уважайте их право самим принимать решения. Манипуляции никому не нравятся.
Жалобы: «Мы столько работаем, и все равно ничего не получается».
Конечно, у всех бывают неудачные дни и трудные ситуации. Но если поток жалоб становится привычкой – пора задуматься, есть ли смысл в таком общении? Проблема жалоб в том, что они не позволяют действовать и решать вопросы. Если на улице холодно, нужно одеться теплее, а не жаловаться на погоду. А если в коллективе постоянно ноет кто-то один, то и другие вскоре привыкают к такому бессмысленному времяпровождению, и проблема разрастается. Старайтесь конкретно определять проблему и решать именно ее, не растрачивая энергию на пустые жалобы.
Вербальные атаки: «Опять ты опоздал!» «Вечно ты все портишь!» «Не представляешь, как ты меня бесишь!» Попытки обвинить кого-то в своих собственных чувствах, ощущениях или проблемах являются манипуляцией и, естественно, вызывают протест. Хотя многие люди даже не подозревают, что применяют вербальную атаку – им кажется, что они просто информируют о фактах или выдают объективную оценку ситуации. Это объяснимо: ведь для нас любое собственное ощущение является объективной реальностью. Тем не менее, стоит контролировать высказывания и отделять собственные чувства от предмета разговора.
Например, можно выразиться так: «Я нервничаю, когда ты опаздываешь. Пожалуйста, предупреди в другой раз, если не сможешь быть вовремя». Обо всем, кроме своих чувств, лучше говорить с нейтральной интонацией.
Если вербальной атаке подвергаетесь вы сами, то можно попытаться «отзеркалить» ее: высказать атакующему ровно то же самое, что говорит он, и почти такими же словами, но снизив градус эмоций. Тогда он увидит, что вы его услышали и поняли – это его успокоит.
Мы привели самые простые техники конструктивного разговора. Чтобы овладеть ими, нужно применять их осознанно и постоянно. Тогда, спустя некоторое время практики у вас выработается привычка вести диалог правильным способом и общение с людьми перестанет напрягать или вгонять в депрессию.
Больше подробностей и полезной информации вы найдете в саммари «Совсем другой разговор! Как перевести любую дискуссию в конструктивное русло» Бен Бенджамин, Анита Саймон, Эми Игер