Техника конструктивного разговора. Как общаться с людьми и получать от этого удовольствие?

Общение не всем дается легко, но попытки избегать конфликтов, уклоняясь от бесед – не лучший путь избавиться от неприятных вопросов и проблем.

Постер к Техника конструктивного разговора. Как общаться с людьми и получать от этого удовольствие?

Когда возникает необходимость обсудить трудную тему, многие люди при одной мысли об этом испытывают стресс. Общение не всем дается легко, но попытки избегать конфликтов, уклоняясь от бесед – не лучший путь избавиться от неприятных вопросов и проблем. Что же делать?

Современный человек – существо социальное, и коммуникативные навыки пронизывают все сферы нашего взаимодействия с миром. Каждый день мы общаемся, устанавливаем связи, пытаемся достичь поставленных целей. Чтобы успешно и эффективно взаимодействовать, нам нужно понимать друг друга, слушать и слышать.

Неудачи в этой сфере приводят к потере взаимопонимания в семье, способны испортить отношения с друзьями и коллегами, повредить карьере, создать проблемы в учебе или лечении. Умение общаться – одно из самых важных, а, может быть, и самое важное для современного человека.

Но именно здесь возникает большинство трудностей.

Мы спорим и кипятимся, отстаивая свою точку зрения. Мы волнуемся, горим эмоциями, злимся. При этом в большинстве случаев уверены, что во всем виновата тема обсуждения: она слишком сложная, болезненная. К тому же и сами участники разговора – вместо того, чтобы по-настоящему решать вопрос, только мешают, создавая лишние трудности своим эгоизмом, несговорчивостью, дурными манерами и вспыльчивым характером.

Так мы думаем. Однако – мимо! Удивительный факт: ни одна из этих причин на самом деле не является препятствием на пути к идеальному общению.

Существует всего 6 ошибок коммуникации, которые приводят к неудачам в разговорах. Это доказали исследования психологов.

Что же это за ошибки и можно ли их исправить?

Можно!

Слова «да, но...» - согласие, за которым следует возражение, посылает противоречивый сигнал собеседнику. А люди так устроены, что в этой фразе обычно слышат только негативную часть, отрицание. Все положительное теряется, в итоге фраза провоцирует спор, ссоры.

Вы избежите противоречия, если яснее обозначите свою позицию. Самый простой путь: разбить фразу на два коммуникативных сообщения.

Например, вам предлагают пойти в кино после работы. Не говорите: «Да, но мне хотелось бы закончить с отчетом». Скажите: «Да, я очень хочу пойти в кино. Подскажи, как быть с отчетом? Его поручили сделать до завтра».

«Чтение мыслей» - фразы типа «Я знаю, что вы иначе думаете». Или «Конечно, вы сейчас в дурном настроении и с вами бесполезно говорить».

Нет ничего более раздражающего, чем такая демонстрация «сверхспособностей». На самом деле все наши оценки реальности основаны всегда только на собственном опыте и это значит, что мы не можем достоверно знать ни мыслей, ни чувств других людей. Ваш собеседник прикрыл глаза во время разговора, и вы уверены, что этим он выражает скуку и незаинтересованность? А на самом деле это может быть обычное его поведение: с закрытыми глазами он лучше сосредотачивается.

Не пытайтесь угадывать чувства и читать мысли: задайте собеседнику прямой вопрос: «Вы закрыли глаза от усталости?»

Негативные прогнозы будущего: возможный результат преподносится как реальный факт. Например: «Мы точно не справимся с этим заказом». Подобные предсказания приводят к излишнему напряжению, нервной реакции, ссорам и – как результат – к тому, что с заказом действительно не справляются. Слишком положительные прогнозы тоже не нужны – они расслабляют и успокаивают раньше времени. Лучше всего опираться на реальные факты. Нужно собирать и анализировать достоверную информацию, пользоваться проверенными данными.

Наводящие вопросы-ловушки. Например: «Ты ведь можешь выйти поработать в выходные, да?» Собеседник заранее подсказывает ответ, показывая свое отношение, задавая рамки оппоненту. Это вызывает либо желание спорить, либо раздражает и приводит к тихому саботажу.

Вместо этого задайте открытый вопрос: «Ты сможешь поработать в выходные?» Или обратитесь с прямой просьбой и поставьте закрытый вопрос, требующий односложного ответа – «да» или «нет»: «Мне очень нужно, чтобы ты поработал в выходные. Сможешь?» Каждый человек имеет право на свободу воли – уважайте их право самим принимать решения. Манипуляции никому не нравятся.

Жалобы: «Мы столько работаем, и все равно ничего не получается».

Конечно, у всех бывают неудачные дни и трудные ситуации. Но если поток жалоб становится привычкой – пора задуматься, есть ли смысл в таком общении? Проблема жалоб в том, что они не позволяют действовать и решать вопросы. Если на улице холодно, нужно одеться теплее, а не жаловаться на погоду. А если в коллективе постоянно ноет кто-то один, то и другие вскоре привыкают к такому бессмысленному времяпровождению, и проблема разрастается. Старайтесь конкретно определять проблему и решать именно ее, не растрачивая энергию на пустые жалобы.

Вербальные атаки: «Опять ты опоздал!» «Вечно ты все портишь!» «Не представляешь, как ты меня бесишь!» Попытки обвинить кого-то в своих собственных чувствах, ощущениях или проблемах являются манипуляцией и, естественно, вызывают протест. Хотя многие люди даже не подозревают, что применяют вербальную атаку – им кажется, что они просто информируют о фактах или выдают объективную оценку ситуации. Это объяснимо: ведь для нас любое собственное ощущение является объективной реальностью. Тем не менее, стоит контролировать высказывания и отделять собственные чувства от предмета разговора.

Например, можно выразиться так: «Я нервничаю, когда ты опаздываешь. Пожалуйста, предупреди в другой раз, если не сможешь быть вовремя». Обо всем, кроме своих чувств, лучше говорить с нейтральной интонацией.

Если вербальной атаке подвергаетесь вы сами, то можно попытаться «отзеркалить» ее: высказать атакующему ровно то же самое, что говорит он, и почти такими же словами, но снизив градус эмоций. Тогда он увидит, что вы его услышали и поняли – это его успокоит.

Мы привели самые простые техники конструктивного разговора. Чтобы овладеть ими, нужно применять их осознанно и постоянно. Тогда, спустя некоторое время практики у вас выработается привычка вести диалог правильным способом и общение с людьми перестанет напрягать или вгонять в депрессию.

Больше подробностей и полезной информации вы найдете в саммари «Совсем другой разговор! Как перевести любую дискуссию в конструктивное русло» Бен Бенджамин, Анита Саймон, Эми Игер