Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

СИЛА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Если мы посмотрим на любого из выдающихся лидеров, то заметим, что в первую очередь лидерство такого формата затрагивает наши эмоции. Мы восхищаемся их энтузиазмом, смелостью, силой их порывов. Именно по этой причине первостепенная задача для абсолютно любого лидера – уметь и находить возможность влиять на эмоции всех членов коллектива. Развитие эмоционального интеллекта – вопрос, который должен решить каждый, кто хочет стать хорошим руководителем, чьи идеи будут резонировать и вызывать одобрение и желание их поддерживать.

Человеческий мозг – сложнейшая система организма. В отличие, например, от закрытой кровеносной системы, он функционирует как система открытая, которая постоянно изменяется под воздействием информации, поступающей извне.

Эмоции находящегося рядом человека, положительные или отрицательные, – это тоже информация, поэтому на нас такое влияние оказывают чувства других людей. Секрет эмоционального лидерства кроется в умении пользоваться этой особенностью работы головного мозга.

Настоящий лидер – человек увлеченный, оптимистичный, доброжелательный. Такие люди легче удерживают персонал в компании и своим настроением создают правильную рабочую атмосферу сотрудничества и взаимовыручки. Отрицательные эмоции лидера оказывают, соответственно, деструктивное влияние на весь коллектив. Беспокойство и тревога, вышедшие за разумные пределы, снижают интеллектуальный потенциал и работоспособность коллектива.

Эффективный лидер не просто решает свои задачи, он своим поведением помогает решать задачи всем своим сотрудникам, создает климат, в котором будет царить процветание.

Резонансное лидерство

Лидерство бывает двух типов: резонансное и диссонансное. Резонансное лидерство позволяет позитивно вовлекать в работу всех сотрудников, заражать их положительными эмоциями и оптимизмом, в то время как диссонансное действует наоборот. Резонансное лидерство – это эффективное управление чувствами и эмоциями в компании. Резонансный лидер способен сплести воедино интеллект и эмоции. Диссонансное лидерство может иметь множество проявлений, все они неприятны, подрывают моральный дух и отбивают всякое желание работать на такого лидера. Диссонансный лидер агрессивен по отношению к подчиненным, не считает нужным учитывать их мнение и не старается удерживать ценных сотрудников, считая, что незаменимых нет. В компаниях, управляемых диссонансными лидерами, постоянная текучка кадров и негативные настроения.

Основная задача лидера, о которой он должен думать в самую первую очередь, – увлечь людей и вызвать трудовой энтузиазм. Эмоциональный интеллект как основной инструмент такого воодушевления имеет четыре составные части, каждая из которых тесно связана с другими:

  • самосознание – основа всех навыков, умение понимать природу собственных эмоций;
  • самоконтроль;
  • социальная чуткость – сопереживание, которое позволяет лучше понимать ежедневную жизнь сотрудников и вызывать в них живой отклик и желание следовать за лидером;
  • управление отношениями в группе благодаря умению транслировать правильное настроение и подход к работе.

Нейроанатомия лидерства

Если взглянуть на природу резонанса в коллективе, можно сказать, что эмоциональные центры людей настроены на один ритм и звучат в одном положительном регистре. Ритм и настроение задает лидер. Его настроение – это настроение команды.

Авторы выделяют четыре вида способностей, которые связаны с эмоциональным интеллектом:

  • настойчивость в достижении цели;
  • способность проявлять инициативу;
  • умение сотрудничать и работать в команде;
  • талант руководить коллективом.

Чтобы развить в себе эти навыки и эффективно их применять, нужно обратиться к природе эмоционального интеллекта, о которой говорилось выше. Каждый навык должен пройти через четыре области эмоционального интеллекта, только так он будет усвоен на 100%.

Самосознание позволяет нам понимать основополагающие ценности. Кто мы? Чего мы хотим добиться? Как мы можем это сделать, не изменяя себе, оставаясь в гармонии с собой? На этом этапе важную роль играют не когнитивные навыки и логические умозаключения, а интуиция и умение предвидеть последствия. Для лидеров интуиция – не менее значимый источник информации, чем, скажем, цифры и данные исследований.

Развитие самоконтроля может стать настоящим испытанием для многих. Это связано с тем, что эмоциональные негативные всплески являются превалирующими, они выполняют свои задачи со времен первых людей – так мозг говорит об опасности. Самоконтроль как элемент эмоционального интеллекта призван контролировать чувства, проявление которых не пойдет на благо организации.

Социальная чуткость, эмпатия представляют собой умение замечать и принимать во внимание эмоции своих сотрудников. Лидер способен ощутить, как его слова и эмоции влияют на собеседника и, исходя из этого, делать выводы и корректировать при необходимости свое поведение. Лидеры с этим умением распространяют вокруг себя положительные эмоции. Тут важно не попасть под влияние деструктивного сопереживания всем и всему подряд, важно почувствовать тонкую грань, когда эмпатия будет полезна собеседнику, а когда станет разрушительной для лидера, сжигая его изнутри.

Управление отношениями в коллективе – это умение убеждать и способность улаживать конфликты. Может возникнуть вопрос, как связан коллектив с развитием навыков успешного и эффективного лидера? Чтобы навыки лидера приобрели ценность для компании, они должны также стать достоянием других лидеров организации, необходимо делиться знанием и распространять его.

Лидерский репертуар

Репертуар лидерского поведения чрезвычайно богат. Всего известно шесть стилей лидерства:

  • идеалистический,
  • обучающий,
  • товарищеский,
  • демократический,
  • амбициозный,
  • авторитарный.

Зачастую стили перемешиваются и используются в зависимости от ситуации, но каждый из них обладает своими яркими особенностями.

Идеалистический стиль строится на воодушевлении, на обращении к блистательному образу будущего организации и коллектива. Он оказывает сильнейшее позитивное воздействие на климат в компании, но использовать его нужно только тогда, когда того требует ситуация, либо в тех компаниях, которые существуют, придерживаясь таких взглядов всегда.

Обучающий стиль происходит из желания лидера связать потребности и желания коллектива с целями компании. Его уместно использовать для того, чтобы помочь сотрудникам улучшить производительность и качество их работы за счет обучения. Основной акцент делается на развитии навыков сотрудников, что позволяет пробудить у сотрудников интерес, создать у них внутреннюю мотивацию для более качественного выполнения работы.

Товарищеский стиль позволяет быстро и эффективно «залечить» разлад в коллективе, сплотить его вокруг общей цели, укрепить мотивацию и межличностные отношения. Он может быть уместен в любое время и оказывает позитивное влияние на климат любой компании. Лидер, придерживающийся такого стиля, – это дружелюбный, приятный человек, к которому тянутся подчиненные.

Демократический стиль лидерства строится на вовлечении всех и каждого в процесс работы и управления: у сотрудников спрашивают их мнение, к ним обращаются за предложениями и отзывами, тем самым получая взамен лояльность и преданность компании и ее интересам. Такой стиль позволяет добиться поддержки сотрудников, развивает сплоченность и желание работать в общем направлении.

Эти четыре стиля являются оплотами резонанса, в то время как амбициозный и авторитарный стили диссонируют и должны использоваться с крайней осторожностью.

Диссонансные стили

Амбициозный стиль строится на желании достигать наиболее сложных целей и решать самые трудные задачи. Благородная, казалось бы, миссия может быть, тем не менее, обречена на провал из-за бездарной работы лидера. Этот стиль может быть использован только и исключительно в компаниях, где все специалисты очень высоко квалифицированы и мотивированы на успех. В противном случае желание «завоевать мир» не найдет ни понимания, ни желания, ни даже возможностей для реализации. Однако амбициозный стиль тоже может быть эффективным. Для этого лидер должен очень ясно понимать, для чего он обращается к этому стилю и что это ему даст. Амбициозный эффективный лидер должен обладать самоконтролем и не действовать по принципу «цель оправдывает средства».

Авторитарный стиль, или его еще называют волюнтаристским, строится на четкой и непререкаемой позиции лидера во всех вопросах. Ему нужны не советники, а исполнители его воли. Единственная адекватная ситуация, в которой можно обращаться к такой модели поведения, – серьезный кризис.

Каждый из стилей имеет право находиться в инструментарии эффективного лидера, даже авторитарный, но важно понимать, что для каждого стиля нужно свое время. Как узнать, какой стиль применять в данной ситуации? Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как многое зависит от сотрудников, сложившейся ситуации и климата в коллективе. Настоящий лидер видит ситуацию и знает, как себя вести. Научиться быть таким лидером вполне возможно.

РОЖДЕНИЕ ЛИДЕРОВ

Становление резонансного лидера: пять открытий

Одна из самых больших проблем любого лидера – получить обратную связь от подчиненных. Авторы называют это явление «придворной болезнью», и в этом названии кроется вся суть. Подчиненные часто боятся доносить до руководителя реальное положение дел или честно отзываться о его деятельности в качестве лидера. Причин на то множество, но факт остается фактом: чем более высокое положение у лидера, тем сильнее ему нужна обратная связь.

Обратная связь позволяет руководителю яснее и объективнее понимать, куда движется команда под его руководством, что он должен изменить, а что делает правильно. И тут снова нужно сказать о решающей роли эмоционального интеллекта. Руководитель, им обладающий, способен расположить к себе коллег так, чтобы они не боялись говорить правду, ведь лидерами не рождаются, а становятся. Каждый отклик имеет значение в становлении лидера.

Раньше было принято считать, что с возрастом человек теряет умение учиться новому и приобретать новые привычки, но сегодня известно точно: это заблуждение. В любом возрасте нейронные связи укрепляются, и мы можем переучить себя и отказаться от того, что приносит проблемы или доставляет дискомфорт. Даже если 50-летний руководитель захочет прокачать свой навык эмоционального интеллекта, с этим не будет никаких проблем. Главное, нужно понимать, что это нелегкий процесс и не самый простой навык, который можно освоить за несколько встреч-занятий с наставником или коучем.

Ричард Бояцис, один из соавторов книги, выводит пятиэтапную модель обучения эмоциональному интеллекту, которую называет «пятью открытиями».

  1. Понять свое идеальное «я»: кем я хочу быть? Тут важно не равняться на кого-то, а искать свои внутренние ресурсы, оставаться собой, уникальным человеком и личностью.
  2. Понять свою реальную сущность: как далеко я от идеала? В чем мои расхождения с идеалом, а в чем схожие черты?
  3. Составить программу самосовершенствования: как я могу развивать свои достоинства, сокращая разрыв между собой и своим идеальным «я»?
  4. Ввести в практику новые паттерны поведения, свойственные своему идеальному «я».
  5. Установить надежные отношения с окружающими и теми, кто может позитивно повлиять на преображение.

Вы заметили, как тесно эти пять открытий связаны с четырьмя элементами эмоционального интеллекта?

Не бойтесь меняться

Первое открытие. Любое изменение нужно начинать с осознания необходимости изменений и с оценки того, где вы находитесь на шкале преобразований. Менять привычки – тяжелый и кропотливый труд. И начало изменениям помогает положить понимание того, к чему вы стремитесь. Возьмите ручку и листок бумаги и напишите, кем вы себя видите через 10-15 лет. Пишите в настоящем времени так, будто это все – случившийся факт. Пишите все, о чем мечтаете и чего хотите добиться, не думая о реалистичности. Такое упражнение способно зарядить мотивацией и показать ваши настоящие желания и ценности в жизни. Делайте это упражнение время от времени, и пусть вас не смущает то, что ваша будущая реальность может выглядеть «подвижно».

Второе открытие. Серьезная проблема, с которой порой сталкиваются люди в определенный момент, – это осознание того, что они находятся не на своем месте и делают не свое дело. Возможно, когда-то оно приносило радость, но теперь перестало. Это не повод продолжать этим заниматься, а повод снова вспомнить о том, что мы можем меняться и учиться всю жизнь. Хотите освоить новую профессию? Дерзайте! Подумайте о том, что дает вам наиболее яркое чувство счастья и вовлеченности, чем бы вы хотели заниматься, если бы вам ничего не мешало. Снова взгляните на это, и вы увидите, что препятствия, которые стоят на пути к осуществлению этой мечты, весьма условны и устранимы.

Эти два открытия – отправная точка изменений. Вы узнали, о чем мечтаете, кем хотите стать и на какой стадии находитесь сейчас. Теперь пришло время действовать.

Метаморфозы: как закрепить изменения лидерских качеств

Третье открытие. Теперь нужно составить план своего обучения. Очень часто на семинарах или курсах личностного роста вы можете столкнуться с тем, что от вас требуется что-то делать сразу же, без анализа своих потребностей и себя самого. Выглядит это так, будто у авторов семинаров есть универсальная «дорожная карта» успеха. На самом деле такой карты не существует, каждый путь выбирается индивидуально. Теперь, когда у вас есть все данные о себе в системе координат своих изменений, вы можете разрабатывать свой план развития.

Чтобы ваша программа саморазвития была успешной, нужно опираться на свои достоинства, а не фокусироваться на недостатках. При этом целью совершенствования должно быть личное желание этих изменений, а не навязанный кем-то условный идеал. Ответьте себе на вопрос: действительно ли это ваш идеал? Программа должна быть максимально реалистичной и состоять из осуществимых этапов. Если вы слишком утопично будете формулировать этапы, то рискуете не суметь их воплотить в жизнь, потеряв всякое желание действовать дальше. Выбирайте тот стиль обучения, который подходит вам. Какая-то программа может быть эффективна для вашего друга, но вам не подойдет, так как вы совершенно разные личности.

Четвертое открытие. Наступает время реальных изменений и действий по плану. Это время, когда нужно переносить на практику то, что до этого было только идеей. Практика – это единственное, что приносит реальные плоды. Можно сколько угодно слушать известных лекторов, но, не применяя на практике то, о чем говорится, сдвинуться с мертвой точки не удастся. Три важные вещи помогут двигаться по направлению к практике:

  • давать себе отчет в наличии неэффективных привычек;
  • сознательно практиковаться в применении нового, более эффективного подхода;
  • закреплять полученные навыки до автоматизма.

Перед тем, как опробовать новые привычки и модели поведения на практике, их очень полезно мысленно прорепетировать накануне. Скажем, если вы решили, что на совещании будете слушать подчиненных внимательнее и хотите удержать эмоции в узде, то в мыслях проиграйте желаемый сценарий. Это поможет собраться, понять, что все в ваших силах, и настроит на правильный лад.

Пятое открытие. Эффективный, резонансный лидер всегда старается поддерживать отношения с единомышленниками, своими ключевыми помощниками, с коучем-наставником, друзьями, близкими. Эти люди способны дать уникальную обратную связь, основанную на объективном видении вас в качестве лидера. Также ни в коем случае нельзя забывать и о своей команде. Чем эффективнее вы, тем эффективнее вся ваша команда, с которой вы постоянно поддерживаете связь. С этого момента ваша задача как лидера заключается в том, чтобы обучить всех этому мастерству.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОВНЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

Эмоциональные установки коллектива

Почему же так важно нести ваше новое знание в ряды своих сотрудников? Исследования показали, что группы людей с высоким эмоциональным интеллектом работают быстрее и эффективнее, чем отдельные люди, обладающие этим качеством. Если сделать эмоциональный интеллект организационной нормой, то можно смело говорить о том, что команду ждет очень большой успех.

Для развития эмоционального интеллекта группы следует обратиться к тем же четырем областям, о которых шла речь выше в разговоре об эмоциональном интеллекте лидера, но с одной поправкой: здесь не будет управления настроением группы. Самосознание, самоконтроль и групповая эмпатия – это мощный двигатель развития организации на всех уровнях. И именно лидер помогает запустить процесс изменений своим примером и своими инициативами.

Часто случается так, что, приходя в уже сложившийся коллектив, руководитель сталкивается с устоявшимися нормами, которые господствуют в компании. Поэтому, чтобы изменить их, если этого требует ситуация, он должен вместе с коллективом пройти пять этапов-открытий. Его энтузиазм, желание, стиль лидерства, оптимизм и эмоциональный интеллект будут самыми главными движущими силами в этом процессе.

Действительный и желаемый образ компании: вдохните жизнь в будущее организации

Лидерство, основанное на эмоциональном интеллекте, нужно формировать на всех ступенях любой компании: от топ-менеджмента до менеджеров малых групп. От владельца ресторана до менеджера зала. Единые нормы самосознания, самоконтроля и эмпатии – двигатель постоянного развития и эффективности. Если лидер использует негибкие, диссонансные стили управления в качестве нормы, то ни о каком эмоциональном интеллекте речи быть не может. Перемены начнутся тогда, когда сверху вниз пойдут конструктивные изменения и их всесторонняя поддержка.

Чтобы узнать, готов ли коллектив к таким преобразованиям, можно нанять консультанта, который проведет необходимые беседы с менеджерами на уровне психологии прямого общения один на один, когда человек реально может раскрыться. Только полноценное участие всех сотрудников в анализе текущей ситуации может гарантировать то, что наметилось движение вперед. Эффективный лидер не побоится возложить на своих сотрудников ответственность за развитие коллектива наравне с собой.

Чтобы развивать эмоциональный интеллект в организации, следует помнить о правилах:

  • Выявить эмоциональные установки в группе: уважать ценности коллектива, не делать резких рывков тогда, когда коллектив еще не готов к изменениям, помнить обо всех сотрудниках на всех уровнях.
  • Воплощать идеал: заменить строевые методы эмоциональным подходом, помнить о людях и, исходя из их эмоционального настроя, прорабатывать стратегию.
  • Сохранять эмоциональный заряд: сделать мысленный образ реальным на своем примере, поддерживать положительные взгляды на лидерство и организовать структуру так, чтобы эмоциональный интеллект сохранялся и развивался.

Как закрепить организационные изменения

Никакие курсы совершенствования для руководителей не позволят изменить эмоциональные установки в организации. Говоря об эмоциональном лидерстве, нельзя забывать, что группа сильнее индивида. Чтобы стратегия развития эмоционального интеллекта прижилась в компании, она должна стать ведущей стратегией и приоритетом. Активность и инициативы обязательно должны исходить сверху, так как это сложный, трудозатратный и требующий немалых финансовых ресурсов процесс. Именно он является залогом успеха, а не программа сама по себе, оторванная от деятельного воплощения. Но, чтобы программа принесла результаты, она должна включать следующие элементы:

  • привязка к корпоративной и организационной культуре;
  • организация групповых семинаров с учетом индивидуальных изменений;
  • обучение навыкам эмоционального интеллекта;
  • нетривиальные, но действенные методики, которые реально осуществить на практике;
  • человеческие отношения и хороший контакт между руководителями и подчиненными.

Преобразование корпоративной культуры в организации является важнейшей частью в развитии лидерских навыков сотрудников. Обучение каждого лидера должно иметь деятельный характер. Не нужно давать им кейсы и просить придумать решение. Такое обучение не поможет. Поставьте перед ними реальные задачи, покажите, что доверяете им и позвольте им принимать решения в пределах своих полномочий и управляемых ими групп.

О преобразованиях постоянно нужно говорить и их пропагандировать. Когда коллектив увидит, что вы открыто и искренне помогаете каждому лидеру двигаться вперед, они сами станут амбассадорами ваших идей, передавая ваш энтузиазм всей группе.

Современный лидер – это не тот лидер, каким мы привыкли видеть его в прошлом. Раньше лидеры руководствовались лишь разумом и долгом. Сегодня все больше молодых и современных лидеров выбирают эмоции и страсть, которыми они могут заражать всех остальных.

ВЫВОДЫ

Эмоциональное лидерство – это основа успешного развития лидера и его коллектива, знание, которое создано для того, чтобы нести его в свою компанию. Эмоциональный лидер будет бесполезен в группе, которая отделена от возможности получить это знание.

Существуют резонансные и диссонансные стратегии лидерства. Каждая из стратегий имеет свои цели и право на существование, но диссонансные стратегии должны применяться с осторожностью.

Развить эмоциональный интеллект возможно как на индивидуальном уровне, так и на групповом. Самосознание, самоконтроль, эмпатия и управление настроениями – четыре элемента эмоционального лидерства, которые лежат в основе любых конструктивных преобразований.

Эффективный лидер будет поддерживать изменения в организации, которые направлены на стабилизацию эмоционального комфорта сотрудников, на положительные изменения в культуре компании.

Эмоциональный лидер – это вдохновитель, а не тиран.