Бизнес и/или свобода. Десять тысяч заповедей лидера

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Внутренняя свобода — это не только возможность выбора, это эмоциональный опыт, сопоставимый по силе с опытом дружбы, творчества и любви. Но если нехватка любви ощущается очень остро, то отсутствие свободы выбора многим кажется естественным несовершенством мира.

Не стоит забывать, что желание свободы выбора и право на это есть у каждого. Однако мы часто отказываемся от такой свободы, потому что она предполагает ответственность. Нам проще списать все на судьбу, заявив, что на самом деле выбора у нас не было. Но это всего лишь человеческая слабость. Мы всегда вольны выбирать, как реагировать, и это ведёт нас к разным последствиям.

Особенную тяжесть выбора человек чувствует, когда решает, какому делу стоит посвятить жизнь. Здесь совет очень прост. Выбирать надо то, что нравится, иначе вы будете чувствовать себя жертвой обстоятельств.

Психология и бизнес

Фирму можно сравнить с личностью. У нее есть свои характерные черты — корпоративная культура. Есть модель поведения, заложенная родителями — основателями компании.

Но работа психолога-консультанта с компаниями отличается от работы с людьми. Работая с людьми, психолог должен найти причину проблемы в человеке и ее устранить. При этом личностный психолог может глубоко анализировать прошлое пациента. Но при работе с бизнесом такой возможности у психолога-консультанта нет. Такое тщательное консультирование имеет смысл только в том случае, если речь идет о лидере, так как он — сердце любой компании.

Многие лидеры, сталкиваясь с проблемами, видят их причину в своем неумении выстраивать отношения с окружающими. И только помощь грамотного консультанта позволит увидеть, что проблемы во взаимоотношениях — лишь отголоски иных внутренних конфликтов личности.

В каждом человеке есть рациональная, сознательная часть личности и неосознанная, иррациональная. Когда лидер компании осознает свои эмоции, они придают страсти всему, что он делает. Но иногда неосознанные эмоции могут вступать в противоречие с рациональными решениями лидера, и тогда это будет вредить не только самому лидеру, но и его бизнесу.

Когда неосознанный эмоциональный посыл лидера отличается от рационального, люди будут реагировать на эмоции — так устроена человеческая психология. Поэтому стремление лидеров общаться лишь на рациональном уровне, с помощью логики, неизбежно терпит крах, так как это лишь незначительная часть нашего психического аппарата.

Неразвитость эмоциональной сферы напрямую связана с воспитанием. Детям, в особенности мальчикам, запрещают выражать эмоции, считая это признаком слабости. Родители, сами того не сознавая, формируют в детях привычку накапливать эмоции в сфере бессознательного. Результатом будет, рано или поздно, эмоциональный «взрыв».

Важно быть целостным

Именно чувства в первую очередь связывают нас с реальностью. Подавленные эмоции вызывают апатию, отсутствие желания двигаться вперед. Целостность позволяет брать от жизни все, развивает привычку мотивировать себя.

Важно сказать и о личной жизни. Когда человек окунается с головой в работу и не уделяет внимания семье, он рискует потерять цель жизни и труда. Ему просто станет не для кого трудиться и развивать бизнес!

Но к тяжелым личностным проблемам приходят и те, кто живет исключительно ради других. Такие люди подавляют себя и, в итоге, разочаровываются в близких. Им начинает казаться, что другие не ценят их старания. Подобное разочарование чаще всего ни на чем не основано: эти люди по-прежнему любимы, а проблема заключается в их нереализованном потенциале.

Самореализация требует постоянных усилий. Но этот навык сформирован у небольшого числа людей из-за неправильного воспитания. Ребенок часто встречается с запретами и разного рода ограничениями. А послушный ребенок удобнее. Хвалят и поощряют тех, кто послушен. В итоге дети усваивают пассивную форму поведения на подсознательном уровне и не могут от нее избавиться во взрослой жизни. Частые ограничения в детстве не позволяют нам стать свободными в будущем.

Настоящие харизматичные лидеры имеют важную черту: их стремление действовать сильнее психологических блоков. Обычно склонность не соглашаться с запретами эти люди выказывают очень рано, остро реагируя на любую несвободу. В результате они с детства вырабатывают привычку не полагаться на существующие нормы. Это, в свою очередь, формирует ответственность.

Типы лидеров

Лидеров можно разделить на пять категорий:

1. Созидающий. Такие лидеры рано осознали свои руководящие способности и правильно их реализовали. Однако в какой-то момент они подошли к кризисной черте, когда хочется передать свой опыт другим, оставить свой след в истории, развить творческий потенциал. Причина такого кризиса: глубокое переживание страха смерти.

По типу реакции на кризис люди данного типа делятся еще на две группы. Тех, кто пытается понять, почему у окружающих столь низкая мотивация. И тех, кто решает, что вокруг одни «уроды». В последнем случае лидер просто переносит на людей собственную подавленность и раздражение.

Добившись успеха, такой лидер сталкивается с блоком, выстроенным еще в детстве. Они были поддержаны родителями в их стремлениях, но слишком рано стали зависимы от хороших результатов. От этого у них сформировалось представление, будто родительскую любовь нужно заслуживать особыми достижениями. В итоге им очень трудно стать счастливыми.

2. Бунтующий. Подобные люди также успешно реализовали свой навык лидера. Однако детские запреты оказали на них более негативное влияние, чем на тип «созидающий». Родители, пытаясь справиться с ними, выстраивали слишком жесткие рамки. В результате у детей сформировалось стремление нарушать границы дозволенного. Эти лидеры начинают думать, что жизнь состоит только из борьбы. Даже семейные отношения им кажутся цепями, сковывающими свободу.

Этим людям нужна помощь в осознании того факта, что сражаются они только с собой и своим прошлым.

3. Деструктивный лидер. Рано столкнувшись со злом в детстве, человек начинает видеть в мире лишь агрессию и насилие. Он направляет свои навыки лидерства на разрушение. Ему кажется, что это его путь обрести безопасность. Но никакое богатство и власть не дают ему этого. И он продолжает разрушать. Изменить этот тип лидера очень сложно. Нужно, чтобы он признал свою разрушительную силу и отказался от борьбы с прошлым.

4. Предавший себя. Это люди, которые по разным причинам предали свой дар. Они могут даже добиться успеха в определенной сфере. Но чувство нереализованности и неудовлетворенности собой и своей жизнью все равно настигает их.

Как правило, подобный тип формируется в детстве из-за того, что родители не поверили до конца в талант ребенка или в возможности его реализации. Поэтому они навязывали ребенку то, что одобряется обществом, либо собственные нереализованные амбиции.

Подобные лидеры в какой-то момент начинают думать, будто успех в деле, навязанном извне, может принести им удовлетворение, и впадают в депрессию, когда понимают, что не способны обрести счастье. Лишь свобода в выборе самореализации может спасти ситуацию.

5. Лидер поневоле. Человек вынужденно становится лидером в силу каких-то внешних причин. Такая ситуация вынуждает его чувствовать себя жертвой. Человек словно несет крест лидерства.

Помочь таким людям крайне тяжело. Следует убедить их, что мир не разрушится, если они перестанут приносить себя в жертву окружающим. После этого нужно найти то, чем человек в действительности желает заниматься, и помочь ему реализоваться.

История первая. Десять тысяч заповедей

У каждого лидера имеются собственные глубинные мотивы. Одни, добиваясь успеха, направляют энергию на добрые дела. Они чувствуют радость от того, что могут помочь кому-то. Другие, наоборот, получая власть, упиваются ею. В обоих случаях люди делают это неосознанно. Мотивы их поведения сформировались в детстве под влиянием среды.

Те, кто становится лидером, чтобы совершать хорошее, с детства вынесли ощущение добра от этого мира. Противоположный им тип часто сталкивался в детстве со злом и потому воспринимает мир как угрозу.

Герой первой истории подходит как раз под этот тип лидера. Назовем его Андрей. Он желал добиться огромных успехов в бизнесе, чтобы защитить себя и свое дело. Однако, в критический момент, когда его компания могла бы сильно вырваться вперед, он вдруг понял, что выполнить заказ в срок невозможно. Он обратился к психотерапевту за 36 часов до возможной катастрофы.

Первым приемом, который использовал работавший с ним психолог, была метафора. Клиенту предложили описать образ — как он видит свою ситуацию. Андрей сказал, что стоит перед пропастью. Склон начинает осыпаться, нужно выбираться, но тело не слушается.

Такое бессилие перед серьезной опасностью означает, что человека сковывает неосознаваемый барьер. Его чувства не подчиняются разуму, слепо следуя установкам из детства. Строгий отец в детстве подавлял Андрея, формируя у него комплексы. Из-за этого взрослый человек никак не мог заставить себя выполнить работу, то и дело отвлекаясь на малозначительные занятия. Ему казалось, что с заказом он все равно не справится.

Решение в подобных случаях заключается в выплеске накопившейся агрессии. Андрею предложили выписать на листе бумаги все его претензии к отцу. А затем представить образ доброго родителя, способного защитить от несправедливого отца.

Терапия облегчила состояние клиента. Но проблема сдачи заказа в срок оставалась.

Неотвратимость зла, которого нет

Оказывается, Андрей всегда сам загонял себя в угол, давая заведомо невыполнимые обещания. Он неосознанно поддерживал разочарование в себе, привычное ему с детства. Он сам заменил собой строгого отца и был чрезмерно суров к себе.

Когда такой человек подписывает контракт, он начинает чувствовать себя несвободным. Главной проблемой является страх недоверия и боязнь разрушить чужие надежды. Вместо творческого полета появляется тяжелая повинность. Работу нужно выполнить. Но внутренне человек ощущает, что какая-то часть его противится правильному порядку вещей. В результате сроки срываются, возникает паника.

Решение в ситуации с Андреем было таким: честно сознаться себе и заказчикам, что сроки нереальны, и он не может их выполнить, оплатить штраф или же составить новый договор на более долгий срок.

Сделав это, Андрей с удивлением узнал, что люди не упиваются его унижением: они сосредоточены на своем деле. С окружающими можно договориться без потери достоинства.

Такие лидеры, как Андрей — заложники детских обид. Они проецируют на людей свою боль и разочарование. Они не умеют видеть реальных людей, не примешивая к своему мировоззрению травматичного прошлого. Чтобы измениться, таким людям нужны огромные силы и мужество.

Поняв, что реакция людей не настолько негативна, как они ожидали, подобные люди чувствуют прилив сил. Однако он быстро проходит, его заменяют страхи и сомнения. Им кажется, что лучше все бросить — тогда исчезнет и душевный груз.

Где-то глубоко в подобных лидерах сидит архаический страх свободы. Они уверены, что за успех, могущество и счастье придется расплачиваться. Страх свободы переживают творцы. Страх, что ты посягнул на волю Бога и дерзнул творить новый мир. За это обязательно должно быть наказание.

Проблема заключается в том, что подобные лидеры воспринимают свободу как высокое положение, дающее чувство безопасности. Они убеждены, что война неизбежна, что следует всегда быть готовым к борьбе с врагами. Их понимание свободы не включает в себя ощущения счастья.

Но та же свобода предполагает, что у человека могут быть и союзники. Нам позволено договариваться и выбирать союзников в достижении своих целей. Следует лишь ясно представлять себе финал и идти к нему по оптимальному пути, отбрасывая то, что может помешать.

История вторая. Хороший, плохой, настоящий

Следующий лидер, Василий, никак не мог заставить себя пойти на собеседование.

Его уволили с предыдущего места работы до истечения срока контракта. И он потерял доверие к людям. Он не искал следующую работу, чтобы не разочароваться вновь, не испытать душевную травму.

В истории Василия, финансового директора крупной компании, были замешаны большие деньги. Сменившееся руководство украло значительную сумму денег у фирмы и хотело свалить вину на героя этой истории.

Василий был уволен с позором, но якобы «прощен». Увольнение сделали гарантией того, что дело не доведут до суда. Все это подкосило Василия. Его последующие попытки донести до бывшего руководства и акционеров правду не были услышаны. В отчаянии он нагрубил бывшим коллегам и ушел.

Василий был женат, но полюбил другую. В минуту отчаяния он позвонил любимой женщине. Он собирался прилететь к ней и сообщил, что желает развестись с женой, но возлюбленная не захотела его видеть. Василий обвинил любовницу в том, что она не поддержала его в трудной ситуации. Окончательно разочарованный, герой истории прилетел домой, где напился и объявил жене, что любит другую и хочет развестись. Он во всем разуверился, потерял смысл жизни и словно бы все делал для того, чтобы разрушить свое благополучие.

Чтобы решить проблемы Василия, мы для начала составили контракт с описанием проблем и тех целей, которых он хочет достичь (так делают многие психотерапевты).

Цели могут быть такие:

  • найти выход из кризиса;
  • избавиться от комплексов;
  • составить план дальнейшей жизни.

Конкретными проблемами Василий назвал:

  • Разочарование в окружающих.
  • Любовь к одной женщине и узы брака с другой.
  • Потеря интереса к жизни.

Треугольник судьбы

Истоки психологических проблем Василия скрывались в жизненном сценарии, который психиатры называют «драматический треугольник». «Жертва», «Спаситель», «Преследователь» — все это разные роли ложного, бессознательного «Я», которое не позволяло Василию быть самим собой.

Когда человек включается в сценарий такого треугольника, им управляют эмоции, связанные с какой-либо из этих трех ролей. И все происходящее вокруг человек неосознанно начинает подгонять под рамки этого треугольника.

В роли Жертвы человек чувствует себя загнанным в угол. Он не верит, что может найти выход, не пытается защитить себя, не предпринимает нужных шагов. Играя Преследователя, человек ненавидит окружение и считает вправе кого-то оскорбить, унизить или даже убить. Спаситель старается всегда помочь Жертве, даже если она этого не просит. Ему кажется, что без него Жертва не справится.

Попасть в треугольник легко. Достаточно начать играть любимую роль и все: человек начинает бегать из одного угла в другой. Он уже не живет, а играет. Вытащить его из ситуации может только осознание собственных глубинных мотивов и желаний.

В любовных отношениях Жертва редко принимает ответственные решения. Такие люди часто говорят о любви «просто так», но от других требуют многого, ничего не давая взамен. Когда их любовь оказывается несчастной, они действительно страдают. Но больше всего им хочется, чтобы их оправдали и пожалели. Делать этого, конечно, не следует.

Ничто не дается дешево?

Проблемы Жертв начинаются потому, что они не вступают в конфликты, не выражают своей позиции. В результате им кажется, будто их ущемляют. Они автоматически попадают в позицию Жертвы, а остальные становятся Преследователями.

Жертвы в жизни предельно вежливы и пунктуальны. Они старательно прячут раздражение ценой неимоверного стресса. Происходит это не потому, что они боятся ранить близких, а в силу привычки. Их вежливость — не следствие свободного выбора и уважения к людям, а манипуляция. На такой основе не выстроить нормальные взаимоотношения.

За поведением Жертвы легко просматривается зависимость, желание нравиться. Такое поведение формируется, если к человеку в детстве предъявляли завышенные требования и манипулировали.

Родители Василия были глубоко несчастными людьми. Потеряв любовь друг к другу, они были вынуждены ради одобрения окружающих создавать иллюзию счастья. Его отец был высокопоставленным чиновником. Вынести сор из избы означало бы поставить крест на карьере. Из-за положения отца маленький Вася, постоянно сталкиваясь с лицемерием родителей, не смел выразить и свои чувства. Он научился мириться с несправедливостью.

Родители учили не вступать в конфликты и не защищали сына. Вместо этого они заставляли ребенка быть удобным и приятным для других. Результатом стало раздвоение психики: внешне он стал хорошим, примерным мальчиком. Внутри — глубоко обиженным и гневным человеком.

Вырастая в такой атмосфере, люди, как и их родители, держатся за опостылевшие семейные отношения. Им кажется, что их партнер не перенесет разлуку, не справится без их помощи. Поэтому они заводят любовниц. Это дает выход чувствам, позволяя не рвать старые узы.

Пройдя курс терапии, Василий осознал, как его ложное «Я» подавляло его личность, и сумел освободиться от навязанного негативного сценария. Он получил новую работу, где у него стало больше свободы для творчества. Отношения с коллегами он научился выяснять открыто и увидел в ином свете свои отношения с женой.

Став более свободным, он начал заново осознавать свою жизнь, исследовать собственное «Я».

История третья. 15 миллионов долларов

Вадим поставил себе цель заработать к 35 годам 15 миллионов долларов. Его архитектурно-строительной фирме отнюдь не грозило банкротство, хотя мировой финансовый кризис значительно снизил прибыли. Однако для Вадима наступили черные дни: осознание того, что он не успевает заработать назначенную сумму к назначенному сроку, выбивало его из колеи.

В его понимании собственная неэффективность могла разрешиться с помощью бизнес-тренингов для повышения мотивации. Но по-настоящему проблема скрывалась в другом. Истинное «Я» Вадима не реализовывалось, несмотря на успехи в бизнесе. Отсюда были его усталость и депрессии.

Ты нужен нам сильным

Потеря дохода, даже незначительная, для Вадима оказалась тяжелым ударом. Ему не хотелось терять возможность покупать вещи, придающие ему статус.

Эта тяга к успешности — родом из детства. Родители таких детей внушают им, что они особенные, сильные личности. И пропускают мимо ушей разговоры о проблемах и неудачах ребенка. Как результат — завышенные ожидания у родителей и у самого ребенка. Даже малейшие признаки неудачи для человека подобного склада становятся катастрофой.

В момент кризиса Вадим разочаровался в людях и в себе, в своих возможностях. Чтобы выплеснуть чувства, он высказал жене свои обиды и завел любовницу. Нависла угроза развода. Но жена Вадима поняла, что всему виной психологические проблемы мужа и не позволила разрушить свой брак.

Почувствовав, что его бизнесу угрожает застой, Вадим решил получить помощь на бизнес-тренингах. Он высоко оценил работу своих коучей. Они призвали его изменить свое отношение к подчиненным. По их мнению, он слишком зажимал свои эмоции. Был строг и продавливал свои решения. Он стал вести себя мягче и дал людям больше свободы. Но это изменение не принесло ничего положительного, и Вадим утратил веру в коллег. Он сделал вывод, что людям необходим кнут. Он не понял, что, будучи авторитарным лидером, он притягивал к себе людей с низкой потребностью в свободе. Внезапные перемены в его стиле руководства не меняли его подчиненных.

Травма Вадима, несомненно, шла из детства. Воспитывая сильную прагматичную личность, мать отказывала ребенку в удовольствиях и ласке, она хотела видеть его лучшим во всем, и ее любовь ему приходилось заслуживать трудом. При этом она не уважала его собственные желания, мечты, стремления. Мать манипулировала сыном. В конфликтных ситуациях Вадим рассчитывал на поддержку отца. Но тот ни во что не вмешивался, призывая сына терпеть. Он считал, что так должен поступать мужчина, и Вадим приучился «отключать эмоции». Он не научился выражать свои чувства цивилизованными способами.

Во взрослой жизни, в моменты срыва он ненавидел себя, вспоминая отца, как образец мужского поведения. Но истинно мужское поведение состоит не в трусливом сокрытии чувств, а в умении конструктивно высказывать их, держа под контролем.

Вадим идеализировал родителей, списывая свои проблемы на собственное неправильное поведение. Он мог одобрять себя, только если добивался успеха. Так он перестал слышать собственное «Я» и погнался за ложными целями.

Самый яркий пример навязанных, «универсальных» целей — пресловутые «построить дом, родить сына, посадить дерево». Это хорошие цели, но не каждому человеку они подходят. Надо сообразовывать свои цели с собственными желаниями, способностями, характером, устремлениями.

Пройдя долгий путь по осознанию собственного «Я», Вадим отказался от мечты заработать 15 миллионов долларов. Он понял, что это ложная цель была навязана ему детскими страхами и комплексами. Пытаясь ее достичь, он всего лишь хотел защитить себя от мира, в котором не видел ничего достойного доверия и уважения. В корне пересмотрев свои ценности, он решил построить дом, начав жить здесь и сейчас, не пугаясь трат.

История четвертая. Трудно быть боссом

Следующий клиент, Антон, по его словам, не имел проблем и не находился в кризисе. Он пришел к психотерапевту, чтобы посмотреть на свой бизнес и жизнь под другим углом. По совету консультанта он представил себе будущее, в котором уже достигнуты поставленные цели. Однако, помимо счастливого удовлетворения, эти мечты почему-то принесли беспокойство.

Антону нравилось быть всюду первым, открывать новые технологии. В России он сталкивался с неприятием нового, ему приходилось тратить много времени, чтобы убедить людей в необходимости перемен.

Не понимая, что невозможно заставить людей болеть его идеями, Антон чувствовал разочарование. Он «горел» на работе, срывался на подчиненных. Люди, подобные ему, не умеют разделять себя как человека и как бизнесмена. В результате страдают и они сами, и их семья, не получающая должного внимания.

С женой у Антона сложные отношения. Из-за вечной погони за новым, необычным Антон не успевал закончить обыденные дела. Он вел себя инфантильно, не желая заниматься бытом. В результате все домашние дела пришлось взять на себя его жене.

Антон так определил свои проблемы:

  1. Не обращаю внимания на то, что не интересно.
  2. Не умею правильно выражать эмоции.
  3. Плохо контролирую свой бюджет.

Совокупность этих проблем и неграмотных управленческих решений привели к тому, что компания Антона стала клубом единомышленников, в которой развивались личности, а не само дело.

Управление без контроля — так можно охарактеризовать стиль руководителей, подобных Антону. Они не хотят вдаваться в детали и отслеживать весь процесс. Им важнее дать задание сотрудникам и потом заниматься более масштабными делами. При этом у работников нет четких инструкций, и они не знают, где заканчивается их ответственность. Не умея правильно и вовремя выражать свои эмоции по отношению к сотрудникам, Антон, приходя домой, срывался на жене, когда она говорила о бытовых проблемах.

В итоге Антон не добивался успеха ни на работе, ни в семье. Чтобы исправить ситуацию, ему нужно было освободить время на работе, делегировав свои обязанности. И пересмотреть схему работы самой компании.

Все усилия Антона пропадали даром. Сроки срывались, деньги терялись. Герой истории объяснял это несовершенством мира. Он и предположить не мог, что виной всему принятые им в детстве решения, которые он неосознанно реализовывал теперь.

Поверхностный отличник

Детство Антона казалось безоблачным. Родители — ученые, общительные, хорошие люди, они любили сына и свою работу. Но Антону был ближе его дед. Талантливый инженер-конструктор, он в последние годы оставил ответственную работу, чтобы заниматься внуком. Антону нравилась независимость деда, привлекала внутренняя свобода этого человека, его нестандартное поведение.

Школьные науки маленькому Антону давались очень легко, но поведение его не было усидчивым, а почерк — аккуратным. Мальчик не хотел тратить время на «занудство и ерунду». Лучше заняться изобретательством, творчеством, строительством моделей самолетов вместе с дедом. Мать считала это «безответственностью», а деда в семье называли «поверхностным ученым».

В этом скрывался первый внутренний конфликт ребенка.

Потом ситуацию усугубила смерть деда. Мальчик очень тяжело переживал трагедию и возникшее у него чувство одиночества. А мать его разочаровала: она холодно сообщила о смерти деда, прятала эмоции и не хотела говорить о них. Антон понял это так, что неприятности — это не то, о чем можно говорить с близкими. Он не научился выражать негативные эмоции конструктивно.

Став взрослым, Антон старался создать такой бизнес, где люди будут свободными творцами. Подсознательно он хотел вести дела так, чтобы быть похожим на своего любимого дедушку.

Естественный выход из кризиса для Антона и его компании — в системности и четком планировании. Сотрудникам нужно знать, что от них требуется. Необходимы кадровые перестановки в менеджменте.

Парадокс, но к провалу компанию и жизнь Антона приводили его оптимизм и жизнерадостность, его желание видеть любую ситуацию как позитивную. Это подмена реальности, попытка сделать лучше мир, наступая на свои чувства, пренебрегая собой. В конфликтах Антон предпочитал оправдывать чужие ошибки ради сохранения прекрасного настроя.

Из своего детства Антон вынес неправильные установки.

Настойчивость — это плохо. Это клише сформировали жесткие родители, с которыми мальчик не мог договориться. В итоге он принял решение сглаживать все несогласия, не отстаивая свое видение.

Душевные страдания надо прятать. Стараясь оградить ребенка от ненужных переживаний, родители старались сдерживать свои чувства. Но дети ощущают чужую боль. Антон сделал вывод, что чувства надо прятать. Со временем эта установка делает людей неспособными сопереживать другим.

Будь наставником. Родители Антона были преподавателями и пестовали юные таланты. Так же поступал и Антон. Но в бизнесе наставничество часто вредит. Руководитель должен думать прежде всего о самой компании. Если работник становится неэффективным, с ним стоит расстаться.

Будь серьезен. Родители навязывали сыну мысль о необходимости тяжелого, упорного труда. Мальчик, которому все давалось легко, желал свободы и потому внутренне взбунтовался. Этот бунт был его разрушительным сценарием.

История пятая. Мигрень

Следующий герой, Иван, обратился к психотерапевту с жалобой на головные боли. Из-за этого он практически не спал. Врач предположил, что природа боли — психологическая.

На первом сеансе выяснилось — работа у Ивана связана с частыми разъездами. Также он сообщил, что этот труд не доставляет ему радости, а куда уйти, он не знает. Успешность его была только внешней. Внутренне же он не мог ответить себе, для чего занимается своей работой.

Советы врачей Иван слушал, но не выполнял, только пил обезболивающее. Казалось, пациент бессознательно уклоняется от попыток спасти его.

Отец Ивана был для него с детства примером сильного, мужественного человека. Иван восхищался им, но в душе считал, что никогда не сможет стать таким же. Работа должна была подарить ему независимость от отца, сделать свободным.

Он мечтал накопить денег на достойную жизнь, чтобы лет с сорока оставить работу и просто жить в свое удовольствие. Работа отнимала у него жизнь, не принося удовлетворение. Иван считал, будто это стечение обстоятельств. Ему не приходило в голову, что именно работа и отнимает его свободу, а свободу за деньги не купишь.

Когда мы берем на себя большие обязательства, самые трудные проблемы, организм, не справляясь, дает нам сигнал через боль.

Решение обратиться к психотерапевту было скорее интуитивным, чем разумным. Интеллект Ивана не помогал ему, а лишь придумывал все больше оправданий его губительному образу жизни. Иван не хотел казаться слабым, и не умел выражать свои эмоции.

Подобные люди часто считают себя реалистами. Тех, кто провозглашает свободу, идеалы и достижимость счастья, они упрекают в излишней романтичности. Они думают, что мир сам по себе жесток, и слабому, полагающемуся на эмоции человеку, в нем не выжить.

Путь созерцателя

Иван родился в очень тяжелое для семьи время. Бабушка была при смерти, мать в послеродовой депрессии, отец в частых командировках.

Иван в детстве очень любил читать книги. Но любые его порывы и увлечения родители отвергали, как слабость или капризы. В нем неосознанно сформировали чувство вины за эмоции. Отец хотел, чтобы сын вырос настоящим мужиком. Но обычные мужские посиделки в бане или на рыбалке его не привлекали, в итоге Иван отдалился от родителей.

Подлинный интерес у него вызывала только философия. А по мнению отца настоящим мужчиной является только тот, кто имеет собственное дело. Иван в итоге пошел в бизнес, а не в университет. Он желал доказать отцу свою мужественность. Внешне споря с отцом, он на самом деле принял «правила игры» и усилием воли заставлял себя быть лидером. Для него все это было настоящей пыткой.

В глубине души он сильно переживал свое предательство по отношению к науке. Утешением было то, что он приносил себя и философию в жертву семье.

Взяв длительный отпуск и улетев в Париж, Иван понял, что больше не хочет возвращаться в бизнес. К счастью, он смог распознать мотивы, навязанные ему ложным невротическим «Я», и выбрать свои, истинные. Это дало ему приток жизненных сил, чувство свободы и избавление от боли.

Стратегии развития личности

В действительности каждый человек знает, что ему необходимо в жизни, от какого занятия он приходит в восторг. Иногда, обычно в детстве, такое желание может подавляться окружением и обществом в целом. Человеку навязывают определенные стереотипы поведения. Жизнь блокируют ложные установки, с которыми нужно бороться.

На пути самореализации у человека есть пять ступеней осознания себя.

  1. Свободное развитие. Оно связано с интересом к жизни, стремлением к саморазвитию. Важно научиться выходить за рамки своей привычной сферы деятельности, открывать двери для нового.
  2. Движение внутрь себя. В моменты кризиса важно остановиться и внимательно посмотреть внутрь себя. Только там мы сможем найти наши мечты и цели, поймем, движемся мы к ним или нет.

Не только окружающие могут подавить ваш внутренний голос и навязать модель поведения. Человек часто боится начать новую деятельность из-за страха неудачи. Это естественная реакция организма, которая позволяет нам обращать внимание на мельчайшие детали на пути к цели.

Если человек позволяет страху или навязанным извне факторам влиять на свой выбор, то он закрывается в панцире ложного «Я» и переходит к следующей ступени.

  1. Неэффективное развитие. Если человек занимается не тем трудом, которое требует его подлинное «Я», то никакие усилия не помогут ему ощутить счастье. В какой-то момент человек подходит к барьеру, перескочить который у него уже нет сил. Он теряет смысл жизни и с трудом просыпается в понедельник. В дальнейшем кризис развивается, переходя в следующую фазу.
  2. Движение без развития. На этом этапе человек продолжает двигаться уже на автомате. Из состояния апатии его могут вывести только экстремальные ситуации. Человек гонится за иллюзиями: развлечением, алкоголем, повышением статуса. Он чувствует себя Жертвой обстоятельств и смиряется с тем, что ничего не может поделать.
  3. Оцепенение и смятение. Человек окончательно теряет себя и волю к жизни. Он потратил все силы на то, чтобы получить одобрение.

Все эти стадии в жизни человека подвижны. Нельзя застыть на одной из них и оставаться там всю жизнь. Если же мы старательно цепляемся за старые установки — это значит, что внутри нас есть блок, сформированный в детстве.

Взрослому человеку сложно избавиться от детских блоков. Поведение ребенка — это защита. Во взрослой жизни оно мешает нам стать свободными и реализовать себя. Надо подобрать ключ к себе, чтобы исправить это.