Не бойся действовать. Женщина, работа и воля к лидерству

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

В наше время считается, что женщины получили равные права с мужчинами. Но в большинстве корпораций и госорганов главные и ведущие позиции занимают мужчины. Известный инвестор и предприниматель Уоррен Баффетт признался, что своим успехом обязан тому обстоятельству, что ему не пришлось конкурировать со всем человечеством — лишь с его половиной.

Наше общество действительно во многом незримо ограничивает женщин. Чтобы одолеть преграды, необходимо хотя бы начать обсуждать эти проблемы.

Нехватка лидерских амбиций

Обретя равные с мужчинами права и получив образование, женщины обнаружили, что успешно совмещать карьеру и личную жизнь непросто. Современные женщины не так наивны, как их предшественницы, и значительно практичнее. Они понимают: надо выбирать, чем-то придется жертвовать. И чаще всего этим «что-то» оказывается карьера.

Тех, кто выбирает карьеру, общество не слишком поддерживает, и тому есть причины. Главная из них — нехватка у многих женщин лидерских амбиций. «Амбициозная особа» — в нашей культуре никак не комплимент. Считается, что такая женщина нарушает кодекс поведения в обществе.

Традиционно доминирует мнение, что у женщин есть свои, не менее важные и благородные задачи: воспитание детей, ведение дома, общественная деятельность. Это верно, однако мир изменился, и мужчина сегодня тоже не охотник в джунглях. А устоявшийся гендерный стереотип «папа — умный, мама — красивая» не только не описывает современные реалии, но и является ограничителем развития.

Есть такой социально-психологический феномен — «угроза стереотипа», то есть следование устоявшимся в группе негативным установкам, опасение нарушить проведенные ими границы. И все же достигшие карьерных высот женщины призывают не бояться, тем более что сегодня мы видим множество прекрасных примеров успешного совмещения семьи и карьеры.

Займи свое место за столом

«Синдром самозванца» — феномен, который проявляется в страдании способных людей от неуверенности в себе. У женщин он встречается значительно чаще, чем у мужчин. Женщины менее уверены в том, что могут и достойны занять тот или иной пост.

Кроме того, коллеги и пресса склонны приписывать успехи женщины не ей самой, а внешним факторам: удаче, трудолюбию или помощи окружающих.

Как страдающим от синдрома самозванца преодолеть ощущение грядущего провала? Научитесь следить за своими чувствами и корректировать неверное самовосприятие. Для этого есть специальные приемы. Например, вы можете в сложной ситуации вспомнить моменты личного успеха, пусть даже в далеком детстве, и свои чувства тогда. Или просто представляйте свою победу, «надевая маску» успеха.

В наше время, как никогда раньше, важно уметь ухватить свой шанс и проявить себя. Сегодня надо чаще «держать руку поднятой», ведь иначе — кто вас заметит? Даже очень успешные женщины иногда чувствуют себя неуверенно, но «делают глубокий вдох», тянут руку вверх и по достоинству занимают свое место за столом.

Успех и симпатии

Социологические исследования на протяжении десятилетий подтверждают: мы судим людей по стереотипам. Их великое множество — гендерные, этнические, расовые, возрастные. На основании стереотипов плюсы профессиональных успехов чаще всего ставятся мужчинам.

Добиваясь успеха, мужчины положительно оцениваются окружающими, тогда как женщины в этом случае нередко вызывают негативные эмоции. Ощущая такую реакцию, женщины часто сдерживают себя в стремлении к профессиональным успехам.

Таким образом, достижения мужчин облегчают им жизнь, женщинам они жизнь осложняют. Женщина-профессионал кажется окружающим недостаточно милой. Требования для себя лучших условий труда мужчиной кажется закономерным, а требующая женщина может вызвать неприязнь. Как же быть? В таких ситуациях учитывайте, что женщине необходимо найти для своей просьбы надежное обоснование. Сосредоточьте свои усилия на общих интересах — это дополнительный шанс добиться результата.

Очень важно, чтобы руководитель ценил и понимал истинное содержание ваших усилий. Это важно и для вашего развития, и для успеха компании. Однажды Марк Цукерберг сказал Шерил Сэндберг: «Если ты хочешь изменить мир, ты не сможешь угодить всем. Если же все тобой довольны, значит, ты действуешь недостаточно решительно».

Не лестница, а лианы

«Карьерная лестница» — это неактуальная метафора, ведь лестница ограничивает в вариантах движения. Более точным описанием современного профессионального роста будет «лазание по лианам». Очень немногие карьерные цели сегодня предполагают четко прочерченный путь (например, стать судьей Верховного суда), почти во всех других случаях это многообразные переплетающиеся варианты.

У каждого из нас есть потенциал роста, у каждого — свой стиль поведения. Осознанно относитесь к каждому моменту вашего движения вперед и не бойтесь рисковать. Многим женщинам следует отказаться от слов: «Я не готова делать это». Говорите себе: «Я хочу этим заниматься — и всему, что нужно, научусь в процессе».

Вы — мой наставник?

На любом семинаре, посвященном карьере женщины, непременно обсуждается тема поиска наставников и поручителей. Напрашивается невеселый вывод: мужчины думают об управлении бизнесом, женщины думают об управлении своей карьерой.

Наставничество — это взаимовыгодный процесс. Учитель выбирает того, кто может принести больше «дивидендов». Особенно это справедливо, если наставник и ученик работают в одной компании. Отношения наставничества часто формируются неформально. Если «ученик» достаточно интеллектуален, позитивен и уважителен, его непременно ждет поддержка.

Отношения наставничества или поручительства между молодой женщиной и высокопоставленным мужчиной могут неверно интерпретировать. Тем не менее, не стоит уклоняться от такого общения. Единственный способ избежать сплетен и не навредить карьере — держаться строго в рамках профессиональных задач.

В последнее время во многих компаниях реализуются программы официального наставничества. Нередко эти программы очень успешны. Исследования показывают, что наличие такого наставничества помогает большему числу женщин вырасти профессионально.

Ищи правду, говори правду

Говорить правду трудно, не правда ли? Очень сложно быть честным, открыто высказываясь на работе. Будет самообманом говорить, что любой сотрудник готов критиковать руководителей. Но такое общение полезно и эффективно, если удается совместить честность с вежливостью и уважением. Для правдивого разговора нужен правильный тон.

Для продуктивной коммуникации необходимо осознать, что есть ваша точка зрения (ваша правда), и есть точка зрения оппонента (его правда). Любая правда едва ли является абсолютной истиной. Каждый из нас видит мир со своей колокольни. Ваше высказывание прозвучит конструктивно, если оно преподнесено в форме личного мнения, с местоимением «я».

Вы можете пытаться угадать, как будут восприняты ваши действия. Но более эффективно прямо спросить об этом. Действуйте в русле стратегии активного интереса. Придя в Facebook, Шэрил Сэндберг столкнулась со сложной дилеммой — необходимо было проводить бизнес-решения и сохранять неформальную обстановку в компании. После некоторых ситуаций недопонимания она выступила перед сотрудниками с предложением или игнорировать дурацкие распоряжения, или открыто высказывать мнение о них.

Выслушивать правду сложно: открытость означает готовность взять ответственность за ошибки на себя. Но выбирающий такой стиль руководитель много раз на своем опыте убедится, «каким мощным оружием для лидера может стать искренность в общении».

Не сходи с дистанции

Будучи горячей сторонницей тщательной подготовки ко всему, Шерил Сэндберг не рекомендует слишком раннее планирование в вопросе семьи. Дело в том, что женщины, мысленно строя семью, часто ограничивают себя в карьерном росте.

Это парадоксальное явление порождается тем, что женщины сомневаются в возможности совмещения высокого поста и семьи. В результате они фиксируют себя на более низком профессиональном уровне, чем позволяют их способности.

В итоге, с появлением семьи и детей, женщина оказывается на работе, которая не приносит ей удовлетворения. Она заранее умерила амбиции и ограничила свои финансовые возможности.

Причем личное решение оставить работу не всегда такое уж личное. На него влияют многие мнения и обстоятельства. И все-таки хочется призывать женщин не отказываться от лидерства и развития заранее. Ведь чем выше ваш профессионализм, тем большим ресурсом вы обладаете для решения проблем, с которыми столкнетесь в будущем.

Что такое настоящее партнерство

Часто женщина оставляет работу, потому что некому разделить с ней домашние заботы. Это происходит и тогда, когда в семье нет настоящих партнерских отношений. Как же их построить? Для начала стоит четко разделить обязанности. Тогда не возникнет необоснованных претензий, а выполненное дело не будет преподноситься как одолжение.

Карьера, быт, воспитание детей; должным образом все это организовать одновременно и выполнить — задача нетривиальная. Если женщина ищет надежного партнера, пусть встречается с плохими парнями, даже с очень плохими парнями, но ни в коем случае не выходит за них замуж! Найдите того, кто стремится к равному партнерству.

Когда мужья берут на себя больше домашних обязанностей, супруги меньше конфликтуют. Если женщина работает вне дома и пополняет семейный бюджет, пары реже расстаются. Не забывайте: чем больше вы цените в своем партнере умение сочувствовать и поддерживать вас, тем чаще он станет проявлять эти качества.

Миф о том, что можно получить все

«Получить все». Вдохновляют вас эти слова? Нет, они заставляют почувствовать себя проигравшим. Никто из нас не способен получить все, это противоречит здравому смыслу. Разумнее задать себе практический вопрос: «Можем ли мы сделать все?»

Отрицательный ответ очевиден. Каждый из нас вынужден постоянно делать выбор, идти на компромиссы, жертвовать чем-то. Большинство женщин страдают оттого, что не удается правильно распределить силы.

Не ставьте себе недостижимых целей — в них кратчайший путь к разочарованию. «Совершенство — наш враг». Чтобы правильно сочетать работу и воспитание детей, нужно научиться правильно фокусировать внимание. Тогда становится ясно, что самое важное, а что — менее важное. И что можно вовсе проигнорировать, не истязая себя бессмысленным перфекционизмом.

По сути дела, успех — это умение правильно выбрать. И принять свой выбор. В офисе Facebook висит плакат: «Сделанное — лучше, чем идеальное!»

Давай поговорим об этом

Чтобы добиться успеха в рамках традиционных институтов, женщине приходилось мимикрировать, становиться «своим парнем». Выбор одежды, прически, стиля поведения был обусловлен необходимостью не привлекать внимания к тому факту, что вы — женщина.

Сегодня женщины уже не носят костюмов в мужском стиле, но гендерность в оценке их профессиональной деятельности никуда не ушла. За годы работы автор наблюдала, как ее коллеги-женщины одна за другой оставляют работу и становятся домохозяйками. Те, кто оставался, умеряли свое честолюбие. Нет надежды, что на нашем веку произойдет прорыв в сфере женского лидерства.

Высказываясь по гендерным проблемам публично, Шерил Сэндберг шла на определенный риск. Это могло ударить по ее карьере, о ней могли начать говорить не как о профессиональном менеджере, а как о женщине на посту управляющего.

Прошли годы, прежде чем она научилась на ироничный вопрос «Что, теперь это — твой конек?» отвечать просто: «Да». По ее мнению, необходимо громко говорить о своих проблемах, о существующих барьерах и способах их преодоления. Ее выложенные в интернете выступления помогают другим женщинам набраться мужества и добиваться амбициозных целей.

Шерил получает позитивные отклики не только от женщин, но и от многих мужчин. И все же проблема полов на рынке труда решается медленно. Сегодня царит массовая уверенность, что успех в работе зависит исключительно и только от таланта человека. При этом совершенно не учитывается, к какой группе этот человек принадлежит. Женщине приходится преодолевать дополнительные трудности только потому, что она женщина.

В США действует законодательство, запрещающее дискриминацию, в том числе по половому признаку. Но предрассудки живучи. При этом гендерные предубеждения свойственны не только мужчинам, но и женщинам!

Любой выбор, в том числе и работы, заставляет нас чем-то поступаться. Но старайтесь не делать ненужных жертв. Разговорами не избавиться от неравенства. Необходимо постепенно, маленькими шагами создавать условия для истинного равенства, это поможет добиться новых успехов и сделать всех без исключения немного счастливее.

Вместе — к равным возможностям

Настоящего равенства можно будет добиться только тогда, когда на ключевых постах в правительствах и корпорациях женщин станет существенно больше. Равные возможности имеют смысл, когда они реализуются.

Поддерживают ли женщины друг друга в борьбе за гендерное равенство? Увы, не всегда. В 1970-х даже появилось выражение «пчелиная матка» — для обозначения женщины, достигшей больших высот и ведущей беспощадную борьбу со своими конкурентками. Внутри компании эти женщины держали других женщин — «рабочих пчелок» — в униженном и подчиненном состоянии.

Существует еще один удивительный феномен — «войны», в которых мамы-домохозяйки сражаются с работающими мамами. По мнению исследователей, ожесточенность такого рода конфликтов обусловлена страхом утратить свою идентичность. Каждый выбор индивидуален и имеет свою цену. Однако при виде тех, кто напоминает нам об утраченных возможностях, мы внутренне напрягаемся и протестуем.

Тем не менее, Шерил с оптимизмом смотрит в будущее. Она уверена, что изменить структуру власти во всем мире возможно, и это изменение откроет дорогу всем без исключения.

Шерил Сэндберг считает свою книгу лишь началом дискуссии и призывает читателей делиться личным опытом и практическими знаниями, участвуя в обсуждении обозначенных ею проблем.