Эй, рыбка!

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Как известно, в искусстве не важно, что сделано, а важно как. Об Илге Понорницкой (псевдоним Евгении Басовой) можно с уверенностью сказать, что она – мастер, тонкий стилист, внимательный к родному языку. В ее текстах нет ни одного лишнего, случайного слова. О чем бы она ни писала, тексты полны лирики и доверия миру. В то же время она не чуждается социальных проблем и не боится затрагивать вопросы сиротства, бедности, неравенства и психологических травм.

«Эй, рыбка!» произведение не из легких. В нем нет развлекательности, нет удалого веселья, но есть знание жизни и искренность. Прежде всего, это честная повесть.

Шестиклассница из глубокой провинции пытается нащупать верный путь общения с учителями, сверстниками и семьей. Оглядываясь вокруг, она замечает, что показывать чувства нельзя: страшно быть высмеянной. Жизнь «в футляре», жизнь молчком без возможности выбраться наружу – тяжкое бремя. Отдушина, позволяющая проявить чувства, – рыбки в аквариуме. Они сияют, словно мечта. Но даже эта безыскусная мечта оказывается жестоко погублена невежественными людьми. Не реагировать на такое событие невозможно. Какой путь выберут героиня и ее друзья – месть или прощение? И как девочка распорядится дарованной ей дружбой: станет делить дорогую сердцу Ирку с другими или захочет стать собственницей? А как воспримет внезапно открывшиеся знания о «вопросе взаимоотношения полов», о котором долго не задумывалась?

Сравнивать современных писателей с классиками – дело неблагодарное, и все же нельзя не заметить, что в текстах Понорницкой слышатся отголоски реалистической прозы Толстого. Писательница не боится называть проблемы и открывать самые потаенные уголки души своих героев. Не всегда она преподносит готовое решение, не всегда героя ждет хеппи-энд, но всегда тексты открывают читателю возможность увидеть мир с точки зрения другого человека.

Иной взгляд на события становится доступен и самой героине по прозвищу Рыбка (настоящего имени мы так и не узнаем, поскольку рассказ ведется от первого лица). Стоит ей встретить учителей вне школьных стен, как оказывается, что в жизни словесника «Кирпича» – неразбериха (совсем как у простых смертных!), а у неопрятной биологички, которую никто не любит, тоже есть мечта – вырастить сад возле школы.

Люди перестают быть безликими, если вглядеться в них, – вот главный урок, полученный Рыбкой. И пусть на первых порах она способна всего лишь наблюдать за окружающими, как за обитателями аквариума. К концу повести героиня уже выпускница, и есть надежда, что она, верная себе, сможет изменить если не весь мир, то хотя бы ту часть, что называется «моя жизнь».