Лоцман

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Вселенная имеет форму кристалла, и каждая грань сверкает своим особым светом. Но как бы фантастична ни была жизнь на каждой из граней, основные ценности в этом мире – добро, честность, справедливость и дружба, – вот основной посыл произведений Владислава Крапивина.

Формально в цикл о Великом Кристалле входят семь повестей, но зачастую к ним присоединяют и другие тексты по сходству тематики. Для этого есть все основания: мир Крапивина (автора со стажем, который исчисляется десятилетиями) всегда стоит на фундаменте веры и чистоты, стремления к мечте и преодоления трудностей. В языке даже закрепилось выражение «крапивинские мальчишки», характеризующее чистых, светлых людей, которые смотрят на мир широко распахнутыми глазами. Только таким и открываются тайны параллельного измерения.

Проза Крапивина однозначно романтическая, психологическая. Такую еще называют «гуманитарной фантастикой», поскольку акцент в ней – не на технических изобретениях (как в фантастике научной), а на взаимоотношениях людей.

Эмоции и переживания героев – важнейшая часть текстов. Автор не ищет простых путей, ему даются и трудные темы: герой повести «Застава на якорном поле» – сирота. Он попадает в иное измерение через метро, где слушает записанный на пленку голос погибшей матери.

Непростая тема и в повести «Выстрел с монитора». Жизнь обычного мальчишки – нашего современника внезапно переплетается с событиями в некоем средневековом городе. Герою предстоит сделать трудный выбор, вот только для подвига нужны силы и отвага.

 «Гуси-гуси, га-га-га» – гимн бесстрашию и взаимовыручке: в параллельной реальности юноша приговорен к смерти, но находит путь к спасению себя и детей из тюремного интерната.

«Крик петуха» переносит в параллельный мир не ученых, которые его ищут, а именно подростков, чья искренность и верность дают пропуск в неизведанное.

«Белый шарик матроса Вильсона» – о самопожертвовании мальчика-звезды, который тратит свою способность творить чудеса на то, чтобы спасти своего друга, земного мальчика.

«Сказки о рыбаках и рыбках» начинается как летняя история об отдыхе в лагере. Однако вскоре взрослому приходится оберегать воспитанников от враждебных сил из других миров, и он становится «командором» – так во вселенной Кристалла называются защитники детей.

«Лоцман» – одна из немногих повестей, где ребенок и взрослый действуют бок о бок. Мир Кристалла неожиданно открывается мальчику и писателю.

Пора для чтения звенящих, чистых текстов Крапивина у кого-то наступает в предподростковом возрасте, у кого-то – в средней школе, а кто-то проносит верность идеалам Кристалла через всю жизнь. С уверенностью можно сказать одно: в пору предельного обострения чувств Крапивин помогает пережить несправедливость мира, дает опору, питает воображение.

Крапивин – культовая фигура как минимум для двух поколений читателей, а книги его актуальны и по сей день. Недаром его называют Командором: кроме того, что Владислав Петрович долгие годы руководит детским отрядом «Каравелла», в литературе легендарный писатель остается самым настоящим защитником детства.