Зимняя дверь

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Станислава Востокова часто сравнивают со знаменитым писателем-натуралистом Джеральдом Даррелом и одновременно – с блестящим стилистом Юрием Ковалем. И то и другое справедливо. Наш современник Стас Востоков главной своей темой избрал природу и пишет о ней превосходным образным языком.

Тот, кто неравнодушен к природе и животным (а это, пожалуй, большинство детей до окончания младшей школы), но кому не сразу комфортно в компании Пришвина и Паустовского, с радостью прочтет сборник Востокова.

Хотя автор выступает в роли наблюдателя, его миниатюры (а их в сборнике почти тридцать) не бессюжетны. Они связаны сквозными героями: чудаковатый сосед Митрич внезапно вваливается в повествование, словно в избу; пожилая Анна Петровна, у которой автор снимает угол, всегда готова ввернуть комментарий, полный мудрости и даже ехидства. А уж деревья, звезды, коты, лоси, птицы – полноправные герои рассказов.

У автора нет цели намеренно интриговать читателя, хотя в названии сборника интрига присутствует. Неожиданные броские смыслы сами прорастают из лиричных, трепетных описаний. Любовь и стихия Востокова, говоря словами поэта, – «Среднерусская, сердцу близкая, подмосковная сторона».

Сам Станислав – незаурядная личность: путешественник, художник, прозаик и поэт, он в разное время работал в Московском зоопарке, в заповеднике на острове Джерси и в других не менее интересных местах (и об этом, конечно, тоже написаны книги, а всего их около двадцати).

«Зимняя дверь» – книга легкая, невесомая, как раз по руке невзрослому читателю. Можно гордиться, дочитав ее до конца. Можно вновь перелистывать страницы, проиллюстрированные Марией Воронцовой с теплом и нежностью.

Легкие-то рассказы Востокова легкие, но не легковесные: Станислав был отмечен несколькими престижными литературными премиями и входит, что называется, в топ современных авторов, пишущих для детей.

Востоков подмечает детали, чуждые и странные городскому жителю. Зачем, скажите, ежедневно поднимать ведро на верхушку дерева? Как там оказался кот, что за тренировки космонавтов? И что это, в конце концов, за зимняя дверь? Чем она отличается от летней или осенней?

Стоит упомянуть еще одну книгу, «Рябиновое солнце», практически близнеца «Зимней двери». Они перекликаются и оформлением, и местом действия, и любовным отношением автора к своему главному персонажу – природе.

Хорошая проза – то, на чем стоит «выращивать» читателя, и в этом смысле проза Станислава Востокова – самая питательная почва для роста.