Зима, когда я вырос
- 9
- 10
- 12
- 13
- 14
- 16
- 18
- 24
Мы прекрасно знаем, чем обернулась для миллионов человек Вторая мировая война: потерями, горем, для очень многих – гибелью. Об этом написано немало книг. Роман нидерландского писателя Петера ван Гестела – одно из важных свидетельств о том, что происходит после войны. Щемящее одиночество и растерянность – удел многих выживших.
Всемирно известный дневник Анны Франк был написан в Нидерландах. Девочка редактировала и переписывала его, откликнувшись на призыв сохранять документы о страданиях народа во время нацистской оккупации (среди значимых исторических источников были названы дневники). А герой Петера ван Гестела, десятилетний Томас, рассказывает о том, как живется ребенку в Нидерландах послевоенных.
Порой кажется, что как только война окончена, все немедленно становится хорошо. Но событие такого масштаба и разрушительной силы не может пройти бесследно. 1947 год. Взрослые слишком травмированы: никто из них не говорит о потерях, смертях, преследованиях евреев. Первыми, кто догадывается о том, что можно облегчить ближним тяжелую ношу одиночества, оказываются дети. Впрочем, они уже не дети: они выросли очень быстро.
«Мы заснем, потом проснемся и встанем, и пойдем в школу, мы будем ссориться и взрослеть, человек растет каждую минуту, нет, каждую секунду, и тут ничего не поделаешь».
Отец Томаса тоже горюет и, кажется, почти забыл о сыне. Он не ест и не бреется, лишь курит и работает, да тоскует по умершей в войну жене. В конце концов, он поручает Томаса тетке, а сам уезжает на заработки.
А ведь мир детей и подростков не стоит на месте: кипит школьная жизнь, вспыхивают драки, рождаются и гаснут влюбленности, но обсудить это не с кем. К счастью, у Томаса появляются друзья: Зван и его сестра. Над их домом довлеет какая-то тяжелая тайна. Пройдет немало времени, прежде чем Томас поймет, что новые друзья – евреи, а их родители погибли.
Трое обездоленных войной детей словно заморожены огромной трагедией и всеобщим молчанием, но они есть друг у друга, и это главное счастье жизни. В романе дышится, как на улице зимой: легко и радостно, несмотря на мороз.
В рассказ Томаса об одной зиме укладывается целая жизнь: болезненное прошлое; хрупкое, словно льдинка, настоящее; будущее, вместо которого – знак вопроса. Главному герою хочется зафиксировать появившееся между ним и друзьями тепло, согреться об это уязвимое, как пламя свечи, нежное единство. Постепенно дружба дает силы для того, чтобы у героев кончилась их персональная зима – вместе с зимой в природе.
«Зима кончилась. Вот и все. Лишье Оверватер оборачивалась, чтобы на меня посмотреть. Может быть, она тоже оттаяла?»