Лягушки

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Написанный в 2009 году и переведенный в России лишь спустя 10 лет, роман Нобелевского лауреата Мо Яня рассказывает о том фрагменте истории Китая, про который слышали, наверное, все. В 70-е годы прошлого века коммунистическая партия Китая законодательно запретила семьям иметь более одного ребенка за исключением случаев многоплодных беременностей. Первые попытки остановить стремительный рост населения начались еще в 50-е годы, но к 70-м они достигли апогея. Такая политика рождаемости продолжалась до 2015 года и была известна как “Одна семья - один ребенок”.

Тетушка родилась в 1937 году и была первой современной акушеркой на весь городок. Она отличалась тем, что не верила в выдумки повитух про планирование пола ребенка и была ярой сторонницей санитарно-гигиенического порядка. Строгая, молодая, пугающая всех своим напором и уверенностью в верности выбранного Партией направления, она объявила войну непорядкам. Ее оружие в этой войне - принудительные аборты, стерилизация мужчин и женщин и… основательный и заботливый подход к каждому новорожденному малышу.

История тетушки - главная, но не единственная линия в романе. Рассказчик - родственник, который видел не просто весь путь ее становления от молоденькой акушерки до налегающей на алкоголь, раскаявшейся и сходящей с ума старухи. Он видел и людей, которые так или иначе были связаны с тетушкой. Их судьбы, разрушенные родовыми смертями жен и матерей, пытавшихся увернуться от карающей руки Партии в лице акушерки, тесно переплетены между собой и в итоге превращаются в трагический фарс.

Любопытна и форма романа. Это серия писем, которые отправляет рассказчик своему сенсею в Японию. В них он и повествует об истории своей семьи, о тетушке, перед которой, несмотря ни на что, многие преклонялись. Финал романа - современная арт-хаусная пьеса о том, чем в итоге закончилась начатая когда-то тетушкой работа.

Но почему “Лягушки”? Для китайцев это символ достатка и плодородия. Лягушки присутствуют в романе повсюду и на каждом этапе несут свое сообщение, создавая символический ореол происходящего. Лягушками пугают уже пожилую тетушку дети, которым посчастливилось родиться. Будучи связанной с роженицами, она сама так никогда и не стала матерью.