Серотонин

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Роман “Серотонин” Мишеля Уэльбека, звезды французской литературы, лауреата всевозможных премий, вышел во Франции в 2019 году и был незамедлительно переведен на русский язык. Всеобщие фанфары в честь выхода романа были также посвящены и тому, что Уэльбек получил высшую награду Франции - Орден Почетного Легиона. В 2020 году “Серотонин” вошел в длинный список Международной Букеровской премии.

Серотонин - нейромедиатор, который еще часто называют “гормоном счастья”. Главный герой романа, Флоран-Клод Лабруст, очередной уэльбековский мизантроп (шовинист, сексист, расист, ксенофоб), перешедший черту кризиса среднего возраста и уже подуставший от всех его атрибутов (молоденьких, не обремененных интеллектом подружек и спортивных машин), оказывается лицом к лицу с диагнозом “депрессия”. Психиатр прописывает ему новый препарат, повышающий уровень выработки организмом серотонина. Не привычный и проверенный временем “Прозак”, а что-то новенькое. Но делает ли такой серотонин человека счастливым или нужно что-то еще?

Вместе с главным героем читатель провалится не только в пучину его сомнительной эмоциональной жизни, но и его глазами увидит современное общество и людей в нем. Флоран-Клод показывает мир в лицах и не стесняется обобщать. Он будто говорит нам: “Если женщины, то непременно такие”, “Если мужчины, то только такие”. Он не скупится на оценки и откровенно ненавидит всех вокруг. Лишь искры чего-то отдаленно напоминающего любовь порой загораются в нем, но тут же гаснут.

Уставший кутила, бонвиван, он не получает удовольствия ни от чего. И если до приема новых лекарств он умел находить какое-никакое удовольствие в близости с женщинами (и пусть он их не любил, это не так тут важно), то теперь и эта радость в жизни пропала. У него больше не получается сместить внимание, отвлечь себя, он остается один на один с собой и должен как-то с этим жить. И получается у него откровенно плохо.

“Серотонин” - это, наверное, первый роман, который несколько отличается от всего, что писал Уэльбек до этого. Он впервые пытается показать человека, своего героя, более слабым, мечущимся в мире, бессильным даже перед самим собой. Впервые его герой говорит о любви. Она слабенькая, у нее абсолютно нет шансов, но она появилась и даже приобрела черты нежности.

Уэльбека нельзя читать в отрыве от его личности. Он пишет о себе, он транслирует свои личные идеи и взгляды, его герои - его рупор. Отличным подспорьем в понимании его книг будут интервью с ним, романы Луи-Фердинанда Селина и работы Фрейда.

Осторожно, роман содержит очень много ненормативной лексики.