Федиатрия. Нетревожный подход к ребенку

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Состояние медицины

В истории медицины основным способом получения информации был личный опыт, передаваемый из уст в уста. Такую медицину можно назвать медициной мнений. Знания получали в готовом виде или приобретали с помощью наблюдения и гипотез. Медицинские данные  были ничем не подкреплены.

На смену медицины мнений пришла медицина доказательств. Теперь решения о применении тех или иных средств диагностики, лечения и реабилитации принимаются на основании доказательной базы. Препарат или метод должен пройти массовое испытание.

Эволюция авторитета

За последние годы произошел важный переход от медицины, основанной на вере, к медицине, основанной на фактах. Доказательная медицина позволяет выбрать метод лечения, который с наибольшей вероятностью поможет пациенту. Важную роль играет изменение представлений об отношениях врача и пациента. Советская медицина была иерархична и требовала подчинения. Врач указывал пациенту, что делать, ничего не объясняя.

Прогрессивные врачи осознают, что на результат лечения влияет и психологический комфорт пациента. Врачу необходимо наладить контакт с пациентом, адекватно его информировать.  Медицина, которая способствует повышению осознанности и стимулирует пациента в лечении, называется партнерской. Врач максимально полно разъясняет все возможные варианты и решение принимает вместе с пациентом. Такой специалист не жалеет времени на выстраивание отношений с пациентом. Партнерская медицина в нашей стране – роскошь. Поликлиники перегружены, время ограничено.  Но не бойтесь задавать вопросы врачу. Осознанно вовлекайтесь в процесс лечения.

Что такое хороший врач

Медицина – неточная наука. Совершаются новые открытия, изменяются и базовые протоколы. Пациенту можно помочь разными способами. Во многих случаях протоколы допускают разную трактовку. И уже опыт, чутье врача подсказывают, как лучше поступить. Но для эффективной помощи одних медицинских знаний бывает недостаточно. Что такое хороший врач? Можно вывести формулу:

Хороший врач = знания +опыт + умение принимать решения + коммуникативность

Выпадение любого из этих компонентов может снизить ценность всех остальных.

Как врач принимает решение

Каждое медицинское решение – это выбор между двумя рисками. Риски – это вероятности. Заболеваемость, летальность, риск побочных эффектов – это вероятности, связанные с тем или иным выбором. Медицинское решение – это осознанная оценка рисков. К легким решениям относятся вопросы, где на обеих чашах весов лежат невысокие риски, например, решение о жаропонижении у детей. Самые тяжелые решения – это те, где на обеих чашах высокие риски. Это касается серьезных вмешательств: операции, химиотерапии, переливаний биологических препаратов.

Для того чтобы минимизировать человеческий фактор, пишутся клинические протоколы, где прописаны показания и противопоказания. Но жизнь сложнее протоколов. Врачу приходится принимать решения. Важно, чтобы врач грамотно проинформировал пациента о всех рисках.

Признаки плохого врача

В профессиональном сообществе есть понятие «медицинская этика», или иначе «цеховая этика». Профессионалы защищают представителей своего цеха от нападок. Не принято обсуждать ошибки коллег и критиковать других врачей. Со временем это стало приводить к тому, что у пациентов формируется ощущение цехового заговора. Доверие к отдельно взятым врачам падает. Автор делится некоторыми признаками, которые позволят различить не очень грамотных педиатров.

Как общаться с врачом

Когда вы выбрали своего врача, важно не потерять его. Если вы доверяете здоровье своего ребенка врачу, разумно относиться к нему с уважением, называть на «вы», даже если он очень молод. Необходимо уважать занятость врача и не требовать слишком частых посещений. Нельзя опаздывать на прием или, записавшись, не прийти.

Некоторые пациенты, увидев, что назначенное лечение не помогает, решают, что попали к некомпетентному врачу, и ищут другого. Не стоит забывать, что медицина не точная наука. Самые лучшие препараты помогают не каждому. Болезнь может прогрессировать. Поэтому необходимо поддерживать обратную связь с врачом.

Как правильно ходить к врачу

Все дети разные. Универсальных ответов, как сделать визит наиболее продуктивным для врача и наименее травматичным для ребенка, не существует. Автор делится советами, которые могут помочь. На первый прием нужно принести все медицинские документы. Оригиналы документов в поликлинику лучше не отдавать, а копировать их.

Перед визитом к врачу маленького ребенка не нужно кормить. Педиатр будет осматривать его, пальпировать живот, что может привести к срыгиванию. В том возрасте, когда с ребенком можно вести диалог, его необходимо предупредить о походе к врачу. Рассказав, что будет происходить в кабинете врача, можно снизить тревожность малыша.

Автор рекомендует инструктировать детей постарше о технике введения вакцины. В любом случае нельзя обманывать детей. Доверие ребенка к врачу легко разрушить и очень трудно заслужить.

Пара слов о шарлатанских практиках

Вера в мифы и чудесные практики очень сильна и обусловлена биологически. Религиозное сознание возникло раньше научного. Но доказательная медицина – беспощадная вещь, способная оценить эффективность и безопасность любой методики. На сегодняшний день изобретены и применяются не только плацебо-иглоукалывание, но и плацебо-операции, при которых человека просто разрезают, а потом сразу зашивают.

Практики, которые не обоснованы научно-теоретической базой и имеют ограниченный эффект, но преподносятся как эффективные и недешево обходятся пациенту, называются шарлатанскими. Есть несколько самых распространенных шарлатанских практик: гомеопатия, остеопатия, рефлексотерапия, детоксикация и советская физиотерапия Исследования доказали их неэффективность.

Подход к ребенку: Цель воспитания

Раньше целью воспитания было формирование успешного человека. Это подразумевало получение образования, хорошей работы и социального положения. При этом желания самого человека в расчет не брали. В XXI веке воспитывать успешных людей уже недостаточно. Родители стремятся воспитать счастливых людей. Стало не очень важным, насколько успешен ребенок, главное, чтобы он хорошо и гармонично себя чувствовал.

Но бывает, что, воспитывая детей в соответствии со своими представлениями об успехе, родители забывают о главной цели – помочь им вырасти счастливыми. Наша задача – научить ребенка жить в постоянно меняющемся мире. Главное, что мы можем дать своим детям, – это набор важных навыков: сознательного самоуправления, интеллектуальной гибкости, коммуникации. Дети смотрят на родителей и учатся у них. Осознанное родительство требует постоянного внутреннего контроля.

Сведение к норме

Одна из главных ошибок, которую совершают родители, – «сведение к норме». В голове у них формируется образ идеального ребенка, который во всем соответствует норме. Само понятие «норма» очень условное. Существуют разные методики, таблицы и справочники. Если все «нормально»,  родители принимают это как данность. А если нашлись какие-то «отклонения», это повод для тревоги.

Представления о «социологической» норме родители берут при общении с другими родителями, часто сравнивая своих детей с чужими. Это вредный путь. Все дети разные. Обращайте внимание на самого ребенка. Какой он? Веселый, любопытный, прибавляет вес, развивает навыки, не страдает? Если все в порядке, то оставьте таблицы и графики педиатру, он лучше знает, какие отклонения действительно важны.

Главный вопрос

Есть очень важный вопрос, который родитель должен задать себе, прежде чем обратиться к педиатру по поводу тех или иных действий. Это вопрос:

Зачем?

Родители порываются делать что-то только потому, что:

  • все так делают;
  • в поликлинике так сказали;
  • в книжке/интернете прочитали;
  • бабушки наседают;
  • это полезно.

Почему все так делают? Зачем это поликлинике? Кто сказал, что это полезно? Эти вопросы родители себе не задают. Очень зря. Родительство должно быть осознанным, поэтому необходимо задумываться, зачем ты совершаешь сложные действия вопреки своим желаниям.  Автор дает советы, как правильно отвечать на главные вопросы, помогая уяснить несколько установок.

Не развивать!

Ребенка не надо развивать! У него есть заложенная генетическая программа развития. Чаще всего она повторяет или мамину, или папину, иногда они могут перемешиваться или меняться на разных этапах. У родителей возникает желание усиленно заниматься своими детьми, пытаясь ускорить их развитие. Зачем? Куда вы спешите? Почему не хотите насладиться каждым моментом?

Новые навыки у ребенка появятся, когда созреют все системы его организма, которые развиваются согласно своему графику. Пытаясь воздействовать на их созревание, вы, возможно, добьетесь какого-то результата, но внесете сбой в нормальную программу развития.

Полезнее всего способствовать развитию ребенка. Создайте для него развивающую среду. Светлое безопасное пространство, не очень чистое (ребенку необходима антигенная нагрузка), с двумя-тремя игрушками.  Чаще кладите малыша на живот. Это лучшее, что вы можете сделать для развития в первые полгода жизни. Для детей постарше есть различные виды развивающих средств. Важно устранить факторы, препятствующие развитию, например, стресс.

Как не навредить психике ребенка: Привязанность

Важнейшая область современной детской психологии – теория привязанности. Суть ее в том, что у ребенка есть врожденная потребность в привязанности. В формировании крепких отношений со значимым взрослым человеком. Удовлетворение потребности в привязанности, безопасность и снижение стресса первичны по отношению к эмоциональному, когнитивному и физическому развитию детей. Ребенок не должен ощущать себя брошенным. Он должен чувствовать любовь взрослого, его постоянную готовность быть рядом и поддержать.

Получив поддержку с самого рождения, ребенок учится давать себе ее самостоятельно и перестает нуждаться во взрослом. В случаях беспокойства ребенок не доходит до истерики, а успокаивается самостоятельно. Впоследствии он легче переживает стрессовые ситуации, более стабилен эмоционально. Неудовлетворение потребности в привязанности приводит к нарушению познавательного развития, эмоциональной незрелости. Только переизбыток любви и поддержки приводит к тому, что ребенок чувствует уверенность и доверие к миру.

То же самое касается похвалы. Только недохваленный ребенок будет готов за нее «убиться». Что же до «приучить к рукам», то это вредная глупость. Если ребенок родился благополучно, он будет легко слезать с рук и самостоятельно себя развлекать и успокаивать. Быть на руках – для детей потребность. Со временем они дозреют и научатся стабилизировать себя сами. Дети хорошо чувствуют уверенность взрослых. Не менее важно для ребенка активное положение. Лежать навзничь, висеть вертикально, уткнувшись носом в мамино плечо, довольно скучно. Поверните малыша лицом к миру. Ребенок окажется в активной позиции.

Здоровье: До родов. Как не навредить ребенку во время беременности. Понятие о пренатальном стрессе

Здоровье будущего малыша начинается с беременности. Уже во внутриутробном периоде жизни закладываются многие особенности, которые будут влиять на ребенка. Изменения физиологии матери влияют на плод, программируя его определенным образом. Стресс характеризуется повышением уровня гормонов в крови.

Переживания матери плод воспринимает как сигнал, который говорит, что во внеутробном мире его ждут проблемы. В результате у него самого повышается уровень гормонов. В течение последующей жизни такой человек легче поддается стрессу. Еще одно неблагоприятное следствие повышения гормонов у беременной женщины – это склонность потомка к метаболическому синдрому. Повышается риск инфаркта, инсульта, появляется склонность к ожирению и сахарному диабету II типа.

Важным стрессовым фактором для плода является голодание матери. Если женщина недоедает во время беременности, плод усваивает, что во внешнем мире не хватает еды. Перестраивает свой обмен веществ на бережливый режим. Организм будет очень хорошо запасать питательные вещества, что при условиях избытка еды будет приводить к ожирению, гипертонии, диабету. Беременная женщина не должна ограничивать себя в еде. Во время беременности показан душевный покой и физическое благополучие.

Понятие о врожденных патологиях

Важным источником стресса для будущей матери может стать тревога о том, что ребенок родится нездоровым. И в разы усиливается, если врачи находят какие-то изменения на дородовых скринингах. Часто эти страхи неоправданны. Могут быть небольшие аномалии, но беременная женщина не должна о них думать.

Серьезные врожденные патологии встречаются редко. Они делятся на три группы. Первая – генетическая заболеваемость, обусловленная наследственностью. Факторов, влияющих на возникновение генетических мутаций, не так много. Это облучение и химические мутагены. Но трудно представить будущую мать, которая будет подвергать себя чрезмерному воздействию этих факторов.

Вторая группа – это пороки развития из-за влияния вредных факторов. К ним относятся различные инфекции, курение, алкоголь, лекарственные препараты. Природа неплохо защитила плод. Часто эти факторы не могут добраться до будущего малыша. Но неизбежно вызывают пороки вирус краснухи, алкоголь в больших дозах и героин. Профилактика врожденных пороков заключается в избегании этих факторов.

Третья группа – это нарушения, связанные с проблемами в перинатальном периоде (до, во время и сразу после родов). В первую очередь это детский церебральный паралич – последствие гипоксии или родовой травмы. Предотвращением этих проблем занимаются акушеры-гинекологи, ведущие беременность и принимающие роды. Следовательно, никогда не рожайте дома.  

В роддоме: Краткая информация для мам

Когда вы родите, важно понимать, что будет происходить с ребенком дальше. Не бойтесь кесарева сечения (КС). Существуют определенные риски для ребенка при КС. Однако если врачи приняли такое решение, то риски при естественных родах или ожидании выше. При КС риск гипоксических нарушений или родовой травмы значительно ниже. Само по себе КС – не повод для тревоги.

В роддоме ребенку должны сделать две прививки. От гепатита В и DCG. В первые дни будет проведено небольшое обследование – анализ крови, аудиотест, иногда кардиоскрининг, возможно, УЗИ. Отказываться от него нет смысла. Вреда ребенку не причинят. Если у ребенка выраженная желтуха, его могут положить под синюю лампу. В ряде случаев ему могут внутривенно вводить жидкости и антибиотики. Бояться не стоит. Просто временно ему нужна помощь. Если выявится что-то серьезное, подробности вам расскажет врач.

Маленькая профилактика большой проблемы, или Сказ о витамине К

Витамин К крайне важен для работы свертывающей системы крови. С его синтезом прекрасно справляются бактерии нашего кишечника. Однако младенцам витамина К может не хватать. Иногда из-за этого может развиться опасное заболевание, связанное с кровоточивостью.

Во всех развитых странах проводится тотальная профилактика. Все новорожденные получают витамин К сразу после рождения. У нас же витамин получают далеко не все, а только дети из мифической «группы-риска» и используется синтетическая форма витамина К3 под торговым названием «Викасол». Профилактика должна быть стопроцентной, по мнению автора. Требуйте инъекцию «Викасола» или купите его в таблетках и возьмите с собой в роддом. Давайте ¼ таблетки, растолченной в порошок, первые три дня жизни.

Климат и одежда

Часто недооцененный родителями фактор здоровья – это климат в доме. Дети чаще болеют не от холода, а от центрального отопления и закрытых окон. Кашель и насморк могут преследовать ребенка весь эпидсезон, если дома не налажен климат.

Если вовремя  не приучить ребенка к прохладе, его будет труднее заставить жить в здоровых условиях. Нормальная температура среды для новорожденного – это 18-20 градусов Цельсия. Голый ребенок в такой температуре чувствует себя комфортно. Это идеальные условия для кожи и дыхательной системы. Ребенку всегда теплее, чем взрослому. У доношенного новорожденного есть специальная ткань – бурый жир. Он спасает ребенка от переохлаждения. Кроме того, с помощью спазма периферических сосудов ребенок учится сохранять тепло.

Холодные руки, ноги и нос говорят об адекватной адаптации организма ребенка. Для верности можно проверить кожу под затылком, там находится проекция центра терморегуляции. Ребенок не мерзнет, если под затылком тепло. Зато перегреть ребенка очень просто. Не стоит сильно закутывать детей. Есть легкий способ контроля одевания ребенка. Если кожа ребенка после прогулки под подгузником краснее, чем вокруг, вы перестарались.

Влажность. Оптимальная относительная влажность – 55-60%. Превышение влажности чревато появлением плесени, которая опасна для здоровья. Снижение влажности опасно тем, что кожа и слизистые пересыхают. Это приводит к обострению заболеваний. Сухости воздуха способствуют: центральное отопление, теплые полы, деревянные стены, пол и мебель, обилие тряпок и книг.

Для достижения оптимальной относительной влажности есть два средства: повышение абсолютной влажности и понижение температуры. Влажность можно повысить с помощью увлажнителей, развешивания мокрого белья и влажной уборки. Действенным способом достижения оптимального климата служит понижение температуры. Автор призывает отключить батареи в квартире. В большинстве случаев этого достаточно.

Свежесть воздуха. Гипоксия – один из главных врагов организма. Комната ребенка всегда должна быть проветрена. На ночь окно должно оставаться открытым. Не путайте прохладный воздух из кондиционера с кислородом. Помните: главные враги здоровья – не холод и сквозняки, а центральное отопление и затхлый воздух.

Гигиена грудного ребенка

Гигиена маленького ребенка проста и неприхотлива.

Пупок. Традиционно рекомендуют не трогать его вообще или аккуратно отмачивать кровяную корочку, а затем мазать антисептиком.

Попа. Для обработки попы младенца достаточно влажных салфеток. Вытирать промежность надо сверху вниз, если ребенок лежит на спине. Под подгузником хорошо использовать слегка подсушивающие кремы с цинком.

Половые органы. Трогать их нужно меньше. Если у девочек скапливается много грязи между половыми губами, можно аккуратными движениями сверху вниз вычистить их, окунув ватную палочку в масло. Для мальчиков нераскрытие головки пениса является нормой.

Кожа в целом. После контакта с водой все тело полезно мазать жирным кремом.

Кожа головы. Корочки на голове – явление нормальное и ликвидации не требуют. Поэтому кожу головы и волосы лучше оставить в покое.

Нос. Гигиена носа заключается в промывании или закапывании физраствором. В носу образуются корочки, отчего ребенок начинает хрюкать. Автор рекомендует орошение слизистой носа при каждой смене подгузника. Полезно иметь на тумбочке бутылек физраствора и пипетку. Лазить в нос ватными палочками автор не рекомендует. Это может привести к микротравмам.

Уши. Не стоит залезать и в уши. Они прекрасно самоочищаются. Можно почистить ушные раковины с помощью влажных салфеток.

Глаза. Это тонко настроенные органы. Их тоже не стоит трогать. Однако у многих детей возникает дакриоцистит и конъюнктивит новорожденного. В таком случае нужно промывать глаза чистой водой и при обострении капать местный антибиотик.

Грудное вскармливание: Зачем кормить грудью

Автор является большим поклонником грудного вскармливания, как любой педиатр. Большинство проблем с лактацией поддаются коррекции. Польза грудного вскармливания для ребенка многократно описана. Это полноценное обеспечение ребенка всеми необходимыми веществами и защитными факторами, тесный контакт матери и ребенка и положительное влияние на познавательные функции.

Состав грудного молока постоянно меняется, в отличие от смеси. Например, в жаркую погоду молоко содержит больше воды. Технологически еще не удается нормализовать смесь по количеству белка. В грудном молоке его намного больше. Дети, набирающие вес на грудном вскармливании, в будущем моментально теряют его с увеличением активности. Когда ребенок набирает вес на смеси, автор рекомендует ограничить объем кормления. У таких детей лишний вес уходит медленнее.

Как помочь лактации

Не стоит отчаиваться, если ребенок в первый месяц плохо набрал в весе. Это нормально. Для полноценной лактации маме необходимо соблюдать простые правила:

  • Часто прикладывать.
  • Много есть.
  • Много пить.
  • Много спать.
  • Поменьше нервничать.

Когда завершать грудное вскармливание

Существует много различных ответов. ВОЗ рекомендует кормить до 2 лет, а после по обоюдному желанию матери и ребенка. Американская академия педиатрии рекомендует кормить до года, а дальше по желанию. Автор придерживается мнения, что завершение грудного вскармливания – это не медицинский вопрос. Педиатр не вправе говорить маме, когда ей перестать кормить грудью.

Грудное вскармливание и болезни мамы

Абсолютных противопоказаний для кормления грудью очень мало. Со стороны матери к ним относятся: носительство ВИЧ, Т-лимфотропного вируса человека I или II типа, активный туберкулез, лучевая или химиотерапия, токсикомания, герпетические элементы на груди. Со стороны ребенка только одно противопоказание – галактоземия.

Если мама заболевает ОРВИ, прекращать кормить нельзя. Через грудное молоко иммунная защита матери может помочь и ребенку. Если необходимо подлечиться, то можно подобрать терапию, которая не будет нести опасности для ребенка. Даже многие антибиотики совместимы с грудным вскармливанием.

Проблема, но не патология: Колики

Колики – очень распространенная проблема, но не всякий дискомфорт в животе ими является. У колик есть критерии: это плач младенца, который длится не менее трех часов в день, начинается в возрасте трех недель и заканчивается около трех месяцев.  Похоже, что колики в первую очередь неврологическая проблема, а не пищеварительная. Отсутствие понимания природы колик приводит к тому, что нет ни одного универсального эффективного средства от них. Автор предлагает средства, которые можно безопасно попробовать. Важно знать, что колики – это не патология и это пройдет.

Младенческие прыщи

Младенческое акне – это гнойниковая сыпь на лице, которая появляется у малышей на третьей-четвертой неделе жизни и связана с гормональными изменениями в организме. Выглядит очень похоже на прыщи у подростков. Младенческое акне не требует лечения и разрешается само собой к двум месяцам, иногда сохраняется до полугода. Прыщики нельзя выдавливать или мазать антибиотиками или гормонами.

Лактазная недостаточность

Это состояние недостаточной активности фермента лактазы, расщепляющего лактозу. Люди с недостатком лактазы испытывают дискомфорт (метеоризм, диарею) при употреблении молочных продуктов. Лактазная недостаточность у малышей называется транзиторной, то есть преходящей. Это нормальный этап, через который проходят дети на пути становления пищеварения. Проявляется выраженным метеоризмом, пенистым стулом с кислым запахом, непереваренными комочками в стуле, запорами, которые разрешаются диареей. Это неприятное состояние, которое проходит само собой.

Зубы

У малыша в 3-4 месяца обильно потекли слюни. Это зубы? Нет. Это созрели слюнные железы, но не успели откалиброваться. Зубы прорезаются у каждого по-разному. К этому никак не подготовиться. И хорошо, если вы этого не заметили. Если прорезывание зубов болезненно, вы можете помочь местным холодом или обезболивающим (ибупрофен). Автор считает, что лучше приучать ребенка к чистке зубов между годом и полутора, когда он уже может нормально держать щетку в руках.

Сон

Проблемы со сном возникают почти у всех детей. Это нормально. Автор делится несколькими важными моментами, которые помогут наладить сон ребенка. Помните, проблемы со сном с возрастом уходят.

Еда: Зачем нужен прикорм и когда его вводить

Прикормом называется пища, которая постепенно заменяет базовое (грудное или искусственное) кормление. К нему относятся овощные и мясные пюре, каши, фрукты, кисломолочные продукты, яичный желток, рыба. Прикорм восполняет нехватку калорий и питательных веществ, которая наступает с ростом малыша. Оптимальный возраст введения прикорма – 5-6 месяцев. Автор перечисляет основные правила его введения. Нормы потребления прикорма можно посмотреть во множестве таблиц, но относиться к ним со стопроцентной уверенностью не стоит. Все дети разные. Слушайте своего педиатра.

Как «укрепить иммунитет»

Каждая мама хочет усилить защиту своего ребенка от инфекций. Иммунитет большинства детей с этой задачей справляется хорошо. Бывают периоды, когда ребенок начинает часто болеть. Родители дают препараты, якобы усиливающие иммунитет. Делать этого не стоит. Помочь ребенку можно иначе. Автор делится важными моментами, которые помогут укрепить иммунитет.

Самый важный витамин

Витамины – это не химическое и не физиологическое определение. Они относятся к разным классам химических веществ и выполняют самую разную функцию. Их объединяет только одно: они жизненно необходимы и не производятся нашим организмом.

Особняком стоит витамин D, который вырабатывается в нашем теле. Вначале в коже под влиянием ультрафиолета, затем превращается в активную форму в печени и почках. Чем же так важен витамин D? C гиповитаминозом связывают и более тяжелое течение инфекций у младенцев, и диабет, и старческую деменцию, и меньшую продолжительность жизни. Дефицит витамина D выявился у двух третей пациентов. В повышенных дозах витамина D нуждаются подростки. Добавлять в рацион этот витамин нужно всю жизнь.

Невротизирующее обследование

Прием пациента педиатром длится 10-15 минут. За это время полноценного представления о состоянии ребенка получить не удается. Чтобы ничего не пропустить, врач делегирует его осмотр своим коллегам – узким специалистам. На всякий случай педиатр делает УЗИ всего тела, берет анализы, проводит ЭКГ. Пользы от этого обследования минимум, но вред очевиден.

Любые минимальные отклонения от нормы вызывают у родителей тревогу. Еще хуже, если эти находки приводят к постановке неверных или несуществующих диагнозов. В самом худшем случае эти диагнозы начинают лечить. Ненужное обследование ребенка приводит к тревоге, гипердиагностике, залечиванию и нарушению защиты ребенка. Автор рекомендует придерживаться важных правил при назначении обследования.

Безопасность дома

Лифт и лестница. Ребенок не должен находиться в лифте без взрослых. Никогда не задерживайтесь в проеме. При перемещении в лифте и по лестнице ребенок всегда должен быть на руках.

Мебель. Все тяжелые предметы в доме должны быть закреплены. Начинающий ходить и карабкаться  малыш не должен свалить на себя ничего тяжелого.

Балкон. Не оставляйте ребенка в люльке на неостекленном балконе.

Окна. Желательно, чтобы у ребенка не было доступа к окнам. Не поощряйте сидение на подоконниках и не доверяйте москитным сеткам. Ставьте на окна блокирующие системы.

Ванна. До 4 лет не оставляйте ребенка в ванне без присмотра.

Горячие жидкости. Ставьте горячее в центр стола или к стене. Не ставьте горячее на неустойчивые поверхности. Проверяйте температуру воды локтем, прежде чем сунуть ребенка под струю из-под крана.

Аптечка и бытовая химия. У ребенка не должно быть к ним доступа. Никогда не переливайте непищевые жидкости в емкость из-под питья.

Адреса. Стоит знать, куда обращаться в вашем городе, если произошел экстренный случай с малышом.

Вакцинация: Как работает иммунитет. Эволюция в миниатюре

Иммунитет – сложная четырехмерная система взаимодействий между клетками и специальными веществами во всех органах и системах. Большая часть из них происходит в кровеносном русле. Основная задача этой системы – борьба с чужеродными агентами, которые внедряются или образуются в нашем организме. Важно понимать, что иммунитет примерно у всех одинаковый, а его колебания умеренны и совершенно нормальны. Настоящее снижение иммунитета встречается при особых, очень тяжелых медицинских состояниях: врожденный иммунодефицит, СПИД, опухоли, химиотерапия и пр.

Для чего нужна вакцинация? С большинством болезней организм может справиться при помощи иммунитета. Но ему противодействуют «вредные» микробы. Весь процесс занимает довольно много времени. Пока иммунитет растит и вооружает свою армию, микробы размножаются и вызывают болезнь. Все ресурсы для борьбы с инфекцией есть, но не хватает времени. Для выигрыша времени и нужны прививки.

Организм обладает иммунологической памятью. Столкнувшись вновь со знакомым по вакцине антигеном уже в составе микроба, организм не будет тратить время. Клетки памяти активизируются и сразу будут вырабатываться специфические антитела. Возбудитель не успеет распространиться и вызвать болезнь.

Почему прививки вызывают вопросы

Вакцинация – это единственный метод, позволяющий искоренить страшные инфекции. Проблема вакцинации в том, что она устраивает ловушку сама себе. Снижается количество больных управляемыми инфекциями. Вакцинация приводит к исчезновению страха по поводу этих инфекций. Растут антипрививочные настроения. Инфекции снова вспыхивают. Общество встает на защиту вакцинации.

Откуда берется антивакцинаторство? В целом атмосфера в российской медицине не способствует формированию у пациентов доверия. Родителям часто приходится принимать решения. Родителю кажется, что если он выберет активное действие (прививку) и произойдет что-нибудь нехорошее, то он съест себя из чувства вины. Но если что-то произойдет из-за его пассивности, чувство вины будет не меньшим. Вероятность получить тяжелое осложнение от прививки на порядок ниже вероятности заболеть управляемой инфекцией и получить осложнение от нее.

Какой календарь выбрать

Существует ошибочное мнение, что есть прививки «обязательные», а есть «необязательные». К «обязательным» относят те прививки, которые входят в национальный календарь и без них якобы не возьмут в детский сад. В детский сад берут и без прививок, но у непривитых детей есть небольшие ограничения в правах.

Календарь составляется с учетом финансовых ограничений. В календарь входят те прививки, которые государство может позволить себе привить тотально всему населению. Полноценная защита вашего ребенка лежит на вас. Самая адекватная и безопасная тактика – максимально полная вакцинация с учетом географических особенностей. Автор приводит список инфекций, от которых рекомендует привиться.

Принципы составления индивидуального календаря прививок

Вы вряд ли будете сами себе создавать календарь прививок. Автор предлагает некоторые принципы, на основании которых можно составить примерный календарь прививок или проверить, правильно ли вам его составил врач.

Количество уколов и инфекций за один раз

Исследования показали, что увеличение количества вакцин, вводимых одномоментно, не увеличивает вероятность развития и тяжесть постпрививочных реакций и осложнений. Эта вероятность больше зависит от состояния организма и особенностей иммунной реакции. Проблема в том, что трудно уговорить ребенка на несколько уколов подряд. Сам автор не делал больше трех инъекций за один прием, а чаще две. Но с точки зрения физиологии никаких ограничений для этого нет.

Сочетаемость разных вакцин

Почти все вакцины  здоровому ребенку можно делать одновременно. Известны исключения – это БЦЖ и вакцины от холеры и паратифов. Эти прививки лучше не объединять с другими. У детей с нарушениями иммунитета есть и другие ограничения по сочетаемости, но это оставьте на усмотрение врача.

Продолжение прерванной вакцинации

Вакцинация всегда продолжается с той же точки, на которой остановились. Даже спустя несколько лет мы не возобновляем вакцинацию, а продолжаем ее.

Вакцинация при наличии специфического иммунитета

Бывают случаи, когда ребенка хотят привить импортной комбинированной вакциной, а он уже переболел одной из инфекций, от которых защищает прививка. Если речь идет о коклюше, то тут вопросов нет – лишняя прививка никогда не повредит, потому что иммунитет не очень стойкий. Если же речь идет о краснухе, от который формируется стойкий пожизненный иммунитет, то ответ кроется в механизме работы вакцины. Если ребенок переболел, а специфический иммунитет ослаб, то вакцинация подхлестнет его. В случае, когда ребенок переболел и специфический иммунитет еще силен, то он просто «сожрет» вакцинную дозу антигена. В общем случае лишняя доза вакцины не приносит вреда.

Взаимозаменяемость вакцин

Практически все вакцины от одной и той же болезни взаимозаменяемы при условии, что они относятся к одному виду. Русские вакцины заменяются импортными и наоборот.

Интервалы между прививками

У каждой вакцины есть схема, согласно которой она должна быть введена. Эта схема зависит от возраста. Минимальные интервалы между одинаковыми вакцинами нужно строго соблюдать (чаще всего они составляют 28 дней), а максимальных интервалов не существует. Интервал между разными вакцинами зависит от того, какая это вакцина. Рекомендуемые интервалы для каждой вакцины можно посмотреть в таблице.

Про анализы перед вакцинацией

График наблюдения за ребенком в первый год жизни включает четыре клинических анализа крови и мочи. Этот график избыточный. Здоровому ребенку вообще не надо сдавать анализы на первом году жизни. Первый общий анализ можно сделать в год, чтобы проверить гемоглобин. Почему же не надо сдавать анализы перед прививками? Дело в том, что у большинства прививок противопоказания одни и те же. Их всего четыре:

  • острое лихорадочное состояние;
  • судороги;
  • обострение хронических заболеваний;
  • тяжелая реакция на предыдущее введение той же вакцины.

У живых вакцин появляется еще и пятое противопоказание – иммунодефицит, связанный с болезнью иммунной системы. Эти состояния настолько о&