Троица. Будь больше самого себя!

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Секрет гениальности

Что такое гениальность? В первую очередь — особенное восприятие мира. Гений смотрит на все иначе, по-новому, и помогает другим видеть так же.

Мы живем в иллюзиях. То, что мы видим вокруг себя, — лишь карта реальности. И у каждого она своя. Гении смогли сделать свою карту реальности точнее, шире, объемнее.

Но они пользуются для этого мозгом, как и остальные люди. А это значит, что достичь гениального уровня «картографирования реальности» могут и другие, если прокачают свой мозг.

Гении зачастую представляются нам слегка безумными. Есть такие люди: не совсем сумасшедшие, но ведут себя порой очень странно. Их поведение входит в комплекс так называемых пограничных состояний — как раз между полным безумием, вроде шизофрении, и гипотетической нормальностью.

Некоторые пограничные состояния обусловлены особенностями работы мозга, присущими человеку с рождения. Они передаются по наследству. Те, у кого это проявляется сильнее, полностью сходят с ума. А если слабее — возникают разного рода психопатии и акцентуации характера. Такой человек может социализироваться, но его поведение временами отличается эксцентричностью. Кто-то слишком агрессивный, кто-то апатичный, кто-то замкнутый и нелюдимый, а кто-то излишне энергичный. При этом сами люди не считают свое поведение ненормальным.

Все это не означает, что гении — это безумцы. Но работе человеческого мозга присуща вариативность. Он способен функционировать, и немного иначе, чем мы привыкли. Эту особенность можно использовать, чтобы по-другому взглянуть на мир.

Игра трех инстинктов

Всеми нашими поступками руководят три главных инстинкта:

  • половой;
  • социальный;
  • инстинкт самосохранения.

Любые психические отклонения являются нарушениями какого-то из этих инстинктов. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов считал, что психические проблемы возникают из-за рассогласования коры головного мозга и его подкорки. Кора отвечает за интеллект и высшую нервную деятельность, а подкорка — за эмоции. В итоге возникают психологические типы:

  • шизоиды (мыслительный тип);
  • истерики (художественный тип);
  • невротики.

Первые склонны громоздить сложные интеллектуальные конструкции для понимания окружающего мира, а в итоге — заменяют сам мир этими конструкциями. Эти люди очень тревожны, но их тревогу вызывает не мир, а их мысли по поводу мира. Реальные же опасности они склонны не замечать. Их инстинкт самосохранения направлен на иллюзии.

Вторые буквально мыслят своими эмоциями, не успевая их осознать. Они плохо умеют доносить до окружающих свои запросы на вербальном уровне. Они делают это эмоционально: через странное поведение, агрессию, обиды. Так проявляется в человеке искаженный половой инстинкт. Наша культура не позволяет проявлять его напрямую, и мы вынуждены облекать его в морально приемлемые нормы.

Но даже если кора и подкорка работают согласованно, есть вероятность нарушения социального, или иерархического инстинкта. Именно он побуждает нас стремиться вверх и вперед, завоевывать все новые вершины, становиться первым, лучшим и правым. При этом каждый из нас создает у себя в голове свой образ социума, порой далекий от существующего в реальности. Так формируется третий тип — невротики.

Боль самосохранения

Инстинкт самосохранения проявляется в нашей жизни прежде всего ощущением боли. Но боль — субъективное переживание. Люди испытывают разную боль. Те, у кого болевой порог ниже, остро воспринимают даже небольшие воздействия. А те, у кого он выше, могут перенести и сильные травмы. Уровень болевого порога обусловлен генетически. И он, конечно, влияет на формирование личности.

Люди с высоким болевым порогом менее осторожны. Они легко переносят боль, поэтому меньше боятся, могут вести экстремальный образ жизни и чаще травмироваться. Кроме того, они любопытны и всегда готовы приобрести новый опыт. У них плохо работает инстинкт самосохранения.

Напротив, люди с низким болевым порогом быстро формируют рефлексы, связанные с избеганием боли. Они ведут себя осторожнее, предпочитают стабильность и распорядок, не очень любят приключения.

В итоге то, каким человек становится — более смелым и азартным или осторожным и избегающим, — зависит от его генетически обусловленных качеств.

Валюта иерархии

Как формируются прочные социальные связи у приматов? Благодаря грумингу — взаимному вычесыванию. Прикосновения вызывают приятные чувства и способствуют выработке окситоцина — гормона привязанности. Чем больше одна особь вычесывает другую, тем более крепкие у них складываются отношения.

Этот механизм установления эмоциональной связи работает и у людей. Рукопожатия, объятия, прикосновения — все это укрепляет нашу привязанность. Но здесь тоже есть своя вариативность. Кто-то постоянно стремится к физическому контакту, а кто-то его избегает, не получая от него особого удовольствия.

В итоге первые становятся более предупредительными, они умеют считывать чужие эмоции. А социальный инстинкт заставляет их двигаться все выше, чтобы получать больше эмоциональных откликов.

Вторые становятся менее популярными и социализированными. Но их это не тяготит. При необходимости они способны понять других при помощи разума. Социальные взаимодействия таких людей бывают успешными, потому что они строят их рационально, а не эмоционально. Но они редко получают удовольствие от общения. Только если у него есть конкретная цель.

Пол и секс

В детском возрасте проявляется еще одна генетическая предрасположенность, которая затем влияет на сексуальное поведение человека. Одни дети предпочитают активное проявление груминга: игры, соревнования, борьбу, щекотку. Другие больше любят спокойную ласку. Это прямо соотносится с сексуальными стремлениями обладать и принадлежать.

Стремление обладать больше присуще мужчинам. Они хотят подчинить себе объект желания, заполучить его. Стремление принадлежать — преимущественно женское. Оно проявляется в желании отдаться большой и мощной силе, слиться с ней. Впрочем, бывают и мужчины со стремлением принадлежать, и женщины со стремлением обладать. Правда, их сексуальное поведение не приветствуется обществом. То или иное стремление больше зависит не от пола, а от генетических предрасположенностей, описанных выше.

Это не единственный фактор, влияющий на сексуальное поведение, но он очень важен, а главное — он является врожденным. К тому же впоследствии он влияет и на культурные предпочтения людей. Стремление обладать выражается в любви к ненормативной лексике, грубым и агрессивным культурным проявлениям. Стремление принадлежать — напротив, выражается в любви к милым вещам, уменьшительно-ласкательным суффиксам, спокойным и нежным культурным проявлениям.

Ненормальная норма

В результате генетической вариативности у разных людей больше или меньше проявляется какой-то один из трех основных инстинктов.

  • Кому-то важна личная безопасность — другие абсолютно о ней не заботятся.
  • Кому-то важна социальная поддержка — другим она безразлична.
  • Кто-то сосредоточен на эмоциональной сфере — другие не обращают на нее внимания.

Все эти люди преследуют разные цели. И живут они, по сути, в разных мирах. Один полон страхов и тревог за жизнь. В другом постоянно разворачиваются битвы за место под солнцем. А третий состоит из эротических фантазий и эмоциональных состояний.

Каждый из нас — разный и сам по себе. В зависимости от ситуации и контекста мы можем различно реагировать на одни и те же раздражители. Смотря какой инстинкт возьмет верх над нашим поведением. Например, человек трусоват — боится за свою жизнь, но социальные амбиции или сексуальное желание заставляют его рисковать. Так наш мозг преследует разные цели одновременно.

Гениальность полностью зависит от тех же самых инстинктов. По сути, она лишь одно из проявлений вариативности. У гения инстинкты выражены немного иначе, чем у большинства. А у некоторых все три инстинкта могут действовать совместно. Это и помогает им видеть мир в особом ракурсе.

Если гению повезет, он может донести свое видение до других людей. Но многие гении наверняка не смогли этого сделать, потому что не приобрели нужных навыков. А кто-то жил в неподходящее время и был по достоинству оценен лишь гораздо позднее, посмертно.

Чтобы гений состоялся, необходимо сочетание сразу нескольких факторов:

  • генетическое отклонение, которое приведет к особому проявлению инстинктов и, соответственно, особому взгляду на мир;
  • стремление человека поделиться своим видением;
  • освоение специальных знаний и навыков, чтобы это сделать;
  • стремление победить в конкурентной борьбе и продемонстрировать свое творение аудитории;
  • готовность аудитории принять новое.

Но способны ли люди сделать все это, да еще отстоять свое мнение перед другими, если их основные инстинкты работают несколько иначе? Если они чувствуют, что чужды обычным людям? Гении всегда терзаемы противоречиями и сомневаются в своем видении. Оно кажется им ненормальным, а негативная реакция окружения только усиливает это чувство. Поэтому сам факт, что многие гении в итоге все же состоялись, достоин удивления!

Дефолт-система

Мы воспринимаем мир иначе, чем животные. Они способны познать лишь тот мир, который доступен их рецепторам. Мы же в дополнение к нему приобретаем мир культуры и человеческих взаимоотношений. Наш мозг создает как бы два мира: карту физической реальности и карту наших представлений. Возникают объекты особого рода — идеальные. Они реально существуют, но не состоят из материи. Это любые абстрактные категории.

Вот в этом идеальном мире мы и живем. Все, что порождено культурой и цивилизацией, нас волнует. Мораль, наука, искусство, эстетика, религия, политика, экономика — все это, по сути, выдуманный, но очень важный для нас мир.

Карта любого из этих миров состоит из интеллектуальных объектов. С нейрофизиологической точки зрения интеллектуальный объект — это определенные связи между нейронами. Разные объекты располагаются в разных местах мозга. Например, за зрительные объекты отвечает затылочная доля, за математику — теменная, а за навык езды на велосипеде — центральная.

Наше мышление — все это система интеллектуальных объектов. В нем нет ничего мистического. Просто сигнал переходит из нейрона в нейрон в определенном порядке — и мы пользуемся тем или иным объектом.

Если говорить о собственно сознательном мышлении, то оно возникает в особой структуре мозга, которую можно назвать дефолт-системой. Она возникла изначально для различения и узнавания соплеменников. Поэтому в ней в основном и реализуется социальный инстинкт.

Для выполнения этой задачи в дефолт-системе создается виртуальный образ соплеменника. Умение создавать виртуальные образы легло в основу нашего абстрактного мышления. Мы воспринимаем других людей и самих себя исключительно в качестве виртуальных образов. Не как физические объекты, а как личностей в контексте культуры. Мышление — это оперирование такими виртуальными объектами.

Дефолт-система может обрабатывать свыше 200 элементов одновременно: именно столько человек вмещает естественная человеческая стая. Дефолт-система выполняет такие операции без участия сознания, которое весьма ограниченно. Оно энергозатратно, способно оперировать лишь тремя — пятью элементами, а обычная сознательная мысль не длится больше трех секунд.

Так что большая часть дефолт-системы располагается в подкорке мозга. Она отвечает за инстинкты, безусловные рефлексы и эмоции. Как ни парадоксально, наше мышление в основном бессознательно, эмоционально и базируется на инстинктах.

Ошибки диагностики

Вспомним классификацию людей по Павлову. Как работает дефолт-система у мыслителей и художников?

Художники, получая новую информацию, в первую очередь рассматривают ее на предмет пользы для себя. Потому что у них раньше активизируется подкорка, отвечающая за инстинкты. И уже после этого включается дефолт-система, чтобы понять, как выполнить одну из двух целей: получить что-то, если оно полезно и важно, или избежать чего-то, если оно вредно и неважно. Надо только учесть, что выводы подкорки не всегда бывают правильными, ведь они поверхностны и рефлекторны.

Мыслители, получая новую информацию, в первую очередь сопоставляют ее с уже имеющейся. И на основе этого сопоставления делают выводы. Эти выводы тоже могут быть неверными, потому что мыслитель оперирует только собственным опытом. А он всегда неполный и субъективный.

Но есть еще третий тип: невротик, движимый социальным инстинктом. Он воспринимает информацию сразу дефолт-системой. И поэтому оценивает ее с социальной точки зрения: кто дает информацию, для кого она предназначена и к чему в отношениях этих субъектов она приведет. Причем каждого субъекта он рассматривает в контексте его социальных отношений.

Важен и социальный статус источника информации. Если невротик считает его высоким, то он будет доверять информации, а если низким — искать возможности опровергнуть или иначе интерпретировать ее.

Так формируются три системы восприятия мира. Они отличаются друг от друга малозаметными, но фундаментальными признаками:

  • истероидная система строится на индивидуальных потребностях;
  • шизоидная — на абстрактных закономерностях;
  • невротическая — на социальных отношениях.

Сами люди могут считать себя любым из этих типов. Но чтобы узнать по-настоящему, кто есть кто, нужно не слушать людей, а наблюдать за их поведением. Сознание часто обманывает нас, рассказывая истории, которые нам выгодны и удобны. И только поведение показывает правду.

Радикальный континуум

В людях редко проявляется только один психологический тип. В каждом из нас есть и шизоидные, и невротические, и истероидные задатки. Назовем их радикалами. Одни радикалы более проявлены, другие менее. Важнее всего тот, который реагирует на раздражители раньше других.

Представим выраженность радикалов как некую ось. Слева будут находиться те, у кого все радикалы выражены слабо. Это обычные люди, условно нормальные. Они умеют легко адаптироваться к банальным жизненным ситуациям. Но в более сложных обстоятельствах им придется несладко. Если человек без ярко выраженного невротического радикала окажется на вершине какой-то иерархии, он вряд ли выдержит конкуренцию. Ведь он не имеет обостренного социального инстинкта.

Даже небольшое доминирование какого-либо радикала влияет на жизнь человека. Невротик станет стремиться к успеху и покорять все новые социальные вершины. Шизоид выберет экстремальные виды деятельности. Истероид захочет популярности. Такое легкое доминирование одного радикала характерно для большинства людей. Просто их поведение корректируется вмешательствами других, менее выраженных радикалов. Так что норма — это, можно сказать, условный ноль на нашей оси.

Справа же будут находиться люди, у которых радикал действительно становится радикальным. То есть он выражен очень сильно. Эти люди будут отличаться от большинства. Им как раз и присущи те самые пограничные состояния. Они либо постоянно стремятся быть в центре внимания, либо ничего не боятся, либо готовы идти по головам к вершинам любой социальной пирамиды. Единицы из них становятся гениями. Однако большинство не может толком устроиться в жизни и в основном оказывается на социальном дне. Почему так происходит?

Дело случая

Да, это так. Но случай не надо понимать как некую судьбоносную ситуацию, внезапно возникающую в середине жизни. Все банальнее: случай играет свою роль с самого рождения.

Никто не планирует, где и когда ему родиться. Мы рождаемся случайно в некоем месте, в некий исторический период и с неким набором радикалов разной степени выраженности. Условия при этом могут совпасть удачно и неудачно. Для достижения успехов в политике в средневековой Европе пригодятся одни радикалы, а в современной России — другие.

Не менее важно, чтобы радикалы дополняли друг друга. Там, где ярко выраженный шизоидный радикал не дает нормально жить, поможет дополняющий его невротический. То есть, если сам человек плохо понимает, где ждет его опасность, он может это вычислить с помощью социальных взаимодействий. Или, например, слишком сильное действие невротического радикала смягчит дополняющий его истероидный.

Третий случайный, но важный фактор — уровень интеллекта. Высокий интеллект помогает гасить рефлекторные порывы радикалов. Человек с высоким интеллектом не станет поддаваться рефлексам. Он будет вычислять, какое решение, какой поступок будут для него выгодными в конкретной ситуации. Высокий интеллект помогает людям с ярко выраженными радикалами удачно социализироваться.

Три способа думать

Что собой представляют люди вокруг нас? По сути, все они — лишь объекты с физическими характеристиками. Люди с аутизмом воспринимают окружающих именно так. И так же относятся животные к другим животным.

Но люди без аутизма считают других людей не просто объектами, а субъектами. Мы понимаем, что другие тоже мыслят и имеют свой внутренний мир. Мы знаем, что они так или иначе как-то относятся к нам. А с чего мы это взяли? Мы видим объекты благодаря зрению, слышим звуки, чувствуем тепло и холод. Но мысли, намерения и отношения других людей невозможно увидеть.

На самом деле мы просто реконструируем внутренние миры других людей. Благодаря зеркальным нейронам мы способны понять, что другой человек похож на нас. Он тоже мыслит. А дефолт-система создает реалистичную модель этого мыслящего человека в виде виртуального образа и связанной с ним истории.

Эта история влияет на все, что связано с образом того или иного человека. Дефолт-система обращает внимание на факты, которые укладываются в историю, а те, что ей противоречит, старается игнорировать. Получившийся образ человека больше соответствует внутреннему миру его создателя, чем самому человеку. У разных людей будут разные образы одного и того же человека.

Большое влияние на такой образ оказывает доминирующий радикал. Шизоиды будут воспринимать в первую очередь рациональные убеждения другого человека. Истероиды — чувство, которое он производит: страх, уверенность, отвращение. Невротики учтут отношения этого образа с образами других людей.

Выходит, у каждого из нас в дефолт-системе есть некоторое количество образов людей. Это люди, с которыми мы пересекаемся, от кого зависим, кто для нас значим. Это наша личная человеческая стая. Средний размер такой стаи — 150-200 человек (так называемое число Данбара).

Но фактический размер и структура этой стаи зависят от доминантного радикала конкретного человека. Невротики обычно показывают те самые средние цифры. Причем большая стая у них состоит из нескольких небольших групп. В центре такой группы находится один важный человек, а к нему примыкают остальные. Одиночек в структуре стаи практически нет, все взаимосвязаны. Эти связи между людьми крайне важны для невротика.

У шизоидов стая гораздо меньше, обычно до 50 человек. Люди в ней объединены по каким-то формальным признакам, а не социальным связям. Люди составляют группы, потому что у них есть нечто общее. Они являются абстрактными малоразличимыми концептами. Индивидуальность каждого человека шизоид воспринимает через его принадлежность к какой-то группе.

У истероидов, напротив, стая больше: 250-300 особей. Структура этой стаи основана на той пользе, которую приносит истероиду конкретный человек. У нее есть крупные центры — это самые важные для истероида люди. С ними у него максимальная эмоциональная связь, как положительная, так и отрицательная. Рядом с таким центром находится хаотичное собрание тех, кто как-то связан и с этим человеком, и с самим истероидом. Они выполняют вспомогательные функции, чтобы центральный персонаж мог выполнять свои основные.

Три карты

Наше мышление напрямую связано с дефолт-системой. И структура внутренней стаи становится структурой нашего мышления. Можно сказать, что существуют три способа мышления и картографирования реальности. И три способа видеть других людей.

Способность видеть в других людях что-то особое напрямую связана со способностью строить сложные интеллектуальные конструкции. В том числе новые научные теории, стратегии, художественные стили. То, чем и отличаются гениальные люди. Поэтому важно знать, как человек с тем или иным доминирующим радикалом видит людей.

Для невротиков каждый человек обладает неким центром, цельной личностью. Невротик быстро находит эту сущность личности и строит вокруг нее образ человека. Если он вдруг решил, что человек плохой, то все его поступки он будет объяснять злым умыслом. И напротив, постарается найти оправдания для нехороших поступков того, кого считает хорошим.

Невротики уверены в своих оценках людей. Но на самом деле «сущность» какого-то человека существует только внутри дефолт-системы самого невротика. Его оценки и объяснения строятся на предубеждениях. Однако такой подход позволяет невротику строить доверительные отношения с близким кругом, ведь там все хорошие. А бинарный подход позволяет строить четкие системы и модели реальности.

Для шизоида, напротив, люди загадочны и непонятны. Он считает, что они должны мыслить и поступать рационально, то есть так, как он сам. Но люди поступают по-своему. И шизоиду приходится адаптироваться к ним. Там, где невротик легко и непринужденно завязывает контакты, шизоид разрабатывает стратегию. Он выясняет, что нужно сделать, чтобы добиться нужной цели, и делает это. Так что коммуникация шизоидов может быть очень эффективной.

Истероиды изучают других людей с помощью эмоциональных импульсов. Они совершают какое-то действие, наблюдают за эмоциональной реакцией и делают выводы. Истероиды вовлекают людей во взаимодействие с ними. И чем больше они заинтересованы в ком-то, тем интенсивнее это делают. Из палитры эмоциональных откликов истероид и составляет портрет другого человека.

Для истероида важно положительное внимание к его фигуре. Он очень эмоционально зависим от других людей, от их реакции на него. Поэтому среди истероидов много деятелей искусства, актеров, политиков. Эти люди стремятся понравиться обществу. Это мотивирует их создавать ценности, которые они затем и обменивают на внимание.

Триединство мышления

Все три подхода работают эффективно, пусть и разными путями. Но важнее то, что структура понимания других людей потом проецируется на все абстрактное мышление. Дефолт-система как бы тренируется на человеческих отношениях во время социальной адаптации. А потом начинает работать с другими идеальными объектами — наукой, искусством, математикой, бизнесом.

Наша социальность делает эффективным наше мышление. Ведь оно работает не с самой реальностью, а с ее моделью. Изначально созданная модель реальности очень неточная, поскольку она создана лишь на основе опыта нашего ближнего круга. Но чем больше мы взаимодействуем с другими людьми, тем больше находим неточностей у нашей модели. И каждый раз их устраняем.

Социальная коммуникация позволяет нам создавать более сложную и точную модель мира. А чем она точнее, тем лучше мы воспринимаем сигналы этого мира и адекватнее реагируем на них. Просто делаем это на основе тех радикалов, которые в нас выражены больше всего.

Каждому радикалу соответствует своя модель картографирования реальности.

  • Для невротиков любое событие является центром неких взаимосвязей и отношений. Каждый объект обязательно связан с другими объектами и не воспринимается отдельно от них. Невротики мыслят как центристы.
  • Шизоиды конструируют реальность на основе полученной рациональной информации. Они стремятся ее упорядочить и каталогизировать. Шизоиды мыслят как конструкторы.
  • Истероиды соотносят все события в реальности со своей персоной. Их модели являются их собственными отражениями. Истероиды мыслят как рефлекторы.

У каждой модели есть свои плюсы и минусы. Центристы быстро вникают в суть дела, но плохо работают с абстракциями. Конструкторы способны создавать сложные абстрактные построения, но зачастую оторваны от реальности. Рефлекторы хорошо разбираются в тонкостях и нюансах, но эмоциональны и не способны на долгосрочное планирование.

Секрет гениальности кроется вовсе не в крупной доминанте одного из радикалов. В этом случае человек скорее соберет все минусы своего типа мышления и не сможет реализоваться. Нет, гораздо важнее гармоничное сочетание радикалов. Единство всех трех типов мышления помогает создавать наиболее точную карту реальности и совершать как можно меньше ошибок. Умение сочетать разные модели приводит к успеху. На любой объект реальности можно взглянуть с трех сторон.

  1. Выделить его сущность: «Что это?»
  2. Понять его структуру: «Как это устроено?»
  3. Определить его отношение к вам: «Что это для меня значит?».

Получается своего рода триединство мышления. И оно доступно каждому из нас.

У вас может быть выражен ярче других какой-либо радикал. Но если вы это осознаете и станете тренировать другие радикалы, вы сможете достичь триединства мышления. И это поможет вам добиться успеха.