Гибкий ум. Как видеть вещи иначе и мыслить нестандартно

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Никаких моделей

Многие не считают себя творческими людьми. Но творческое мышление ― важная функция человеческого мозга. И она доступна каждому. Просто у многих не хватает на нее времени. Люди загружены делами, требующими рационального мышления. Работа в быстром темпе не располагает к творчеству. Когда дело требует скорости, мы задействуем готовые схемы мышления.

А творчество ― тот способ мышления, который разрушает шаблоны, отыскивая новые пути. Наиболее ценные из них оказывают влияние на всю культуру. Для развития творческого мышления нужны время и стимулы. И если человек их находит и развивает в себе творческую жилку, результаты его работы оказываются очень эффективными.

Однако не следует думать, что шаблонное мышление ― это что-то плохое. Оно помогает нам во всех бытовых делах. Такое мышление опирается на опыт и уже известные знания и потому задействует минимум мыслительных ресурсов. Оно удобно, практично и во многих случаях просто необходимо. Но оно не работает в новых обстоятельствах, и оно не гибкое.

Творческое мышление не опирается на существующий опыт, а само производит этот опыт. Поэтому оно требуется во всех ситуациях, которые случаются впервые: именно оно создает все новое.

Ведущим творческим методом с самых давних времен является концептуальное смешение. С его помощью можно соединить два разных, далеких друг от друга понятия и получить третье, совершенно новое. Таким образом древние люди научились добывать огонь и делать инструменты.

Концептуальное смешение особенно характерно для детей. Ведь в их сознании явления этого мира еще не упорядочены. Взрослым же нужно совершить усилие, чтобы суметь убрать границы между разными вещами и найти в них сходство. Зато, когда это получается, творческий процесс начинает развиваться лавинообразно. Стоит сломать готовую модель в одном элементе, как сразу возникает новая модель.

Чтобы активировать концептуальное смешение, объединяйте различные, далекие друг от друга вещи и понятия. Например, проделайте следующее упражнение: выберите наугад четыре слова. Постарайтесь объединить три из них в одну группу по какому-нибудь признаку, а четвертое сделать исключением. Сделайте так четыре раза, и каждый раз исключениями должны становиться разные слова, а остальные быть связаны. Так ваш мозг учится находить связи там, где на первый взгляд они не видны.

Мозг и разум

В суровом и опасном древнем мире выживали либо самые сильные, либо самые умные. Эволюция человека ― это эволюция мозга, развитие мыслительных способностей.

Важнейшим результатом такой эволюции стало умение фантазировать. Воображение помогает нам соединять несоединимое и наделять вещи новыми значениями. Наше абстрактное мышление строится на фантазии. И творческие способности тоже. Фантазия и ее производные присущи исключительно человеку.

Дошкольники проявляют творческое мышление постоянно. Когда ребенок поступает в школу, его мозг учится быть рациональнее. В школе ребенка приучают распределять предметы и явления мира по своим местам. С возрастом люди все меньше обращаются к творчеству, ведь для обычной жизни хватает готовых моделей. Но творческие способности не теряются. Их можно развить в любом возрасте.

Наш мозг состоит из миллиардов нервных клеток ― нейронов. Они обмениваются друг с другом информацией. Когда при обмене постоянно задействуют одни и те же нейроны, формируются устойчивые связи ― это и есть те самые привычные модели. При решении одинаковых задач мозг старается использовать готовые связи. Тогда процесс мышления потребляет минимум энергии.

Однако мозг умеет создавать и новые нейронные связи. Причем не только в детстве, но и на протяжении всей человеческой жизни. Такое свойство мозга называется нейропластичностью. Новые связи возникают, когда мы узнаем что-то новое. Позже мы закрепляем новую информацию на практике, и связи становятся постоянными.

Творческий процесс

Новые нейронные связи возникают в процессе творчества. Его можно разделить на пять этапов.

  • Подготовка. Человек погружается в некую проблему, узнает необходимую информацию, ставит перед собой цели, формирует творческую задачу.
  • Обдумывание. Создание новых нейронных связей. Это происходит бессознательно, на фоне той деятельности, которой человек занимается осознанно.
  • Озарение. Сознанием считывается результат второго этапа: появляется какая-то необычная идея.
  • Оценка. Человек определяет ценность идеи и возможность ее реализовать.
  • Разработка. Реализация этой идеи в случае положительной оценки.

Эти этапы не универсальны. У каждого — свой творческий процесс. Какие-то этапы могут и отсутствовать. Сама идея может оказаться сложной и включать в себя дополнительные идеи. А те требуют для себя дополнительных творческих этапов. Но в среднем творческий процесс можно представить именно так.

Главное здесь то, что основная творческая работа происходит вне нашего сознания. Когда мы сознательно о чем-то думаем, мы тратим огромное количество энергии. Чтобы не расходовать ее еще больше, мозг старается проводить импульсы по знакомым нейронным связям, а не создавать новые.

А вот когда мы расслабляем мозг, он может себе позволить осваивать новое. Мы можем ни о чем не думать или даже спать, но наш мозг работает всегда. Просто огромная часть его работы скрыта от нашего сознания. В расслабленном состоянии импульсы внутри мозга могут пойти не привычными путями, а через другие нейроны. Это и становится причиной концептуального смешения. Соединяются нейроны, которые раньше никогда не были в контакте. И благодаря этому возникают новые идеи.

Когда человека настигает озарение, он зачастую уничтожает его резким переходом к стадии оценки. Вообще, эта стадия ― самая сомнительная и сложная во всем творческом процессе. Излишне критическая оценка новых идей может парализовать творческое мышление и перевести его обратно на рельсы шаблонного.

Порой озарение настигает нас не вовремя, когда мы заняты совершенно другими делами и не думаем о нужной проблеме. Но мозг все равно над ней работает. И поэтому к озарению надо всегда быть готовым. Держите под рукой что-нибудь для фиксации возникающих идей.

На озарение влияет эмоциональное состояние человека. Стресс и тревога снижают вероятность его появления. А вот позитивные чувства, напротив, стимулируют. Озарения случаются чаще у тех людей, кто осознает свои мыслительные процессы.

Мозговой штурм

Озарение часто не ограничивается одной идеей. Не спешите переходить к оценке. Генерируйте как можно больше идей. Чем больше идей — тем больше вероятность найти среди них удачные. На этом основан метод мозгового штурма. Нужно полностью отказаться от критики собственных идей и просто записывать все, что приходит на ум. Не останавливайтесь для раздумья. Первые варианты наверняка будут самыми банальными. Но чем дальше, тем идеи становятся интереснее.

Для удобства можете воспользоваться специальной техникой (SCAMPER). Она состоит из последовательных вопросов, которые помогают понять, как решить задачу.

Столкнувшись с проблемой, подумайте, можно ли:

  • поменять местами составляющие элементы в проблемной области;
  • объединить какие-то элементы или что-то в них добавить;
  • использовать их в другом контексте;
  • что-то изменить в процессе;
  • убрать что-то лишнее;
  • делать все в обратном порядке.

Мозговой штурм можно проводить в одиночку. Для этого записывайте каждую идею на отдельном листочке и откладывайте его в сторону. Не оценивайте — записывайте любые, даже абсурдные идеи. После этого начните обрабатывать то, что получилось. Попробуйте комбинировать идеи. Положите листочки с записями рядом и подумайте, насколько они сочетаемы.

Ответьте на вопросы из техники SCAMPER применительно к каждой идее. После штурма отдохните, перемените деятельность или поспите. И после этого снова взгляните на свои записи.

Чувства

Наше сознание выстраивает картину мира на основе информации, полученной органами чувств. Однако мы получаем в миллион раз больше информации, чем можем обработать. Поэтому наш мозг создает готовые шаблоны ― стереотипы. Благодаря им мы не тратим время на обработку того, что нам уже знакомо.

Мы способны опознать знакомое явление по минимуму сигналов. И мгновенно среагировать на него адекватным способом. Например, увидев краем глаза сбоку движение машины, отшатнуться назад, чтобы не попасть под колеса. Это происходит до того, как мы осознаем, что к чему.

Основным человеческим чувством является зрение. За обработку зрительной информации отвечает почти четверть мозга. А большинство наших рецепторов располагается в глазах. То, что мы видим, влияет на нашу продуктивность и креативность.

Например, зеленый цвет оказывает положительное влияние на мыслительные и творческие способности. А вот красный, напротив, вызывает тревогу и переводит мышление в стереотипный режим. Он подходит для работ, связанных с внимательностью и четким выполнением инструкций.

Второе по значимости чувство ― слух. На творческие способности положительно влияет любимая музыка, а также тихие звуки, которые мы слышим с младенчества: стук сердца и дыхание матери.

Обоняние напрямую связано с эмоциями. Информация о запахе проникает непосредственно в эмоциональный центр мозга. Поэтому запахи способны оживить в памяти чувства, которые мы когда-то испытывали. То же самое касается вкуса.

Осязание ассоциируется в первую очередь с близкими отношениями. Оно очень важно в младенчестве. Это главный способ общения между матерью и ребенком.

Поскольку маленькие дети не умеют говорить, женщины научились понимать их по выражению лица и интонации плача. Чувствительность к невербальной информации лежит в основе того, что мы называем интуицией. Она лучше всего развита у женщин. Такая чувствительность очень важна для творчества.

Внимание

Наше мышление направляется в нужную сторону при помощи внимания. В том числе и творческое мышление. Для успешных решений нужно четко сформулировать творческую задачу. Она поможет вам обратить внимание на необходимые области.

Внимание направлено только на одну конкретную задачу. Переключение на что-то другое требует времени. Чем больше задач вам приходится выполнять одновременно, тем меньше внимания вы уделяете каждой из них и больше времени тратите на переключения. В результате все делается медленнее и хуже.

Так что, если вы хотите достичь творческого решения, вам надо полностью сосредоточиться на нужной области. Отвлекаясь на другие сферы, вы направляете сигналы в мозге по уводящим в сторону нейронным путям. Для творчества необходима установка на творческое мышление. Иначе вы не сможете его активировать.

Конечно, ежедневная рутина отбирает много сил и энергии. На творчество уже не хватает ресурсов. Где же их найти?

У каждого есть возможность хотя бы ненадолго остановиться и обратить внимание на что-то, помимо насущных дел. Хотя бы несколько минут в день. Найдите что-то удивительное, задайте себе необычный вопрос и попытайтесь подумать над ответом. Это поможет вашим нейронам установить новые связи.

И наоборот, когда вы делаете что-то на автопилоте, у вас есть возможность поразмыслить. Так вы и рутину сделаете источником творческой энергии. Релаксируйте и отдыхайте между делами.

Эмоции

Каким бы ни был наш выбор, мы больше руководствуемся эмоциями, чем разумом. Мы стремимся выбрать то, что устранит возможную угрозу или принесет удовольствие. Выбор совершается в подсознании за доли секунды. И лишь потом его регистрирует сознание.

Позитивные эмоции возникают как реакция на поощрение. Негативные — помогают реагировать на опасность. Они важнее для жизни, поэтому более влиятельны и держатся дольше.

Однако избыток эмоций может перегрузить мозг. Перегрузка приводит к ухудшению мыслительной работы. Мы менее трезво оцениваем ситуацию, хуже понимаем и запоминаем информацию. Вместе с этим падают и наши творческие способности.

Но эмоции нельзя подавлять. Это вредно для физического и психического здоровья. Если у вас есть возможность их выразить ― сделайте это. Поплачьте, выплесните агрессию, например, скомкав и порвав лист бумаги. Можно даже просто описать, что вы чувствуете. Простое называние чувства, переключая мозг в область рационального, помогает так же, как и непосредственное выражение эмоции.

Можно поменять свое отношение к ситуации, снизив накал чувств. Посмотрите на произошедшее под другим, более позитивным углом. Поставьте себя на место других участников ситуации, представьте их эмоции. Подумайте о том, что является более приоритетным, чем возникшие обстоятельства, и ощущения уже не будут такими острыми.

Можно научиться управлять ситуацией так, чтобы не допускать эмоционального перегруза. Если есть возможность избежать напряжения, постарайтесь это сделать. Если возможности нет, подготовьтесь к ситуации. Продумайте возможные варианты развития событий и заготовьте адекватные реакции на них.

Эмоции играют важную роль в закреплении определенного поведения. Именно эмоции формируют стереотипы. Мы от природы стремимся к стабильности в жизни. Стереотипы ― это и есть стабильное поведение и привычные реакции. Они формируют так называемую зону комфорта. Пока мы в ней находимся, мы испытываем приятные эмоции. Но стоит случиться чему-то новому, выйти из зоны комфорта, как возникает тревога и страх.

Но, как мы уже говорили, невозможно мыслить творчески, оставаясь в привычных рамках. Творчество ― это всегда выход из зоны комфорта. Важно научиться получать от этого позитивные эмоции.

К этому можно прийти поэтапно. Выходите из зоны комфорта постепенно. Используйте такие ситуации, которые точно приведут к успеху. Вы получите позитивное подкрепление своим усилиям. Чем больше будет такого подкрепления — тем больше позитивных эмоций будет вам приносить выход из зоны комфорта. И тем успешнее станет ваше творчество.

Обучение

Люди имеют врожденное стремление к обучению. Жажда нового очень сильна в человеке. Любая новая информация меняет структуру мозга, увеличивает количество нейронных связей. Чем больше мозг работает, тем более умным он становится. Обучение крайне необходимо для человека.

В младенческом возрасте человеческий мозг генерирует огромное количество нейронных связей. Он необычайно гибок и готов практически ко всему. Но в процессе обучения закрепляются лишь некоторые из этих связей — остальные распадаются. Однако в течение жизни человек способен их восстанавливать. Новые нейронные связи образуются в любом возрасте. Но чем старше человек, тем быстрее гибнут нейроны в его мозгу. Поэтому обучение важно даже в зрелом и пожилом возрасте.

Самый первый вид обучения, доступный человеку, ― это обучение через подражание. Он осуществляется благодаря особым — зеркальным — нейронам. С их помощью человек способен увидеть себя на месте другого человека, который совершает какое-то действие. Так, если новорожденному ребенку показать язык, он тоже начнет высовывать язык.

Зеркальные нейроны посылают телу сигналы движения, но мозг не дает нам совершать само движение. Зато, посмотрев на то, как что-то делают другие, мы способны это повторить. Когда человек постигает речь, даже конкретные слова способны активировать зеркальные нейроны. Например, при слове «бежать» мы буквально готовы побежать, ведь зеркальные нейроны уже отправили импульс ногам.

Обучение ― это во многом запоминание. Мы постоянно воспринимаем огромное количество информации. Память помогает сохранить самое важное и выбросить то, что менее важно. Кратковременная, или рабочая, память требует мыслительных усилий. Едва мы перестаем концентрировать внимание на чем-то, как рискуем это забыть. Но несколько повторов одной и той же информации повышают шанс записать ее в долговременную память.

Но гораздо лучше информация запоминается, если мы ею оперируем. Используйте новую информацию, соедините ее с тем, что уже знаете. Еще лучше запоминается то, что связано лично с нами. Если информация непосредственно с вами не связана — придумайте историю, в которой такая связь была бы возможна.

Подсознание учится первым

Оно обрабатывает информацию быстрее сознания. Есть особый вид подсознания, который называется адаптивным. Оно лежит в основе интуиции. Прежде чем сознательная часть мозга свяжет разные события в единое целое, адаптивное подсознание уже успевает это сделать и принять решение. Это помогает нам в ситуациях, требующих молниеносной реакции. Но в других случаях мы можем просто не прислушиваться к своему подсознанию и упустить из виду что-то важное, о чем не могли догадаться сознательно.

Адаптивное подсознание доносит до нас свои решения, влияя на наше эмоциональное и физическое состояние. Некоторые эмоции возникают как будто беспричинно.

Постоянный стресс и усталость, недовольство работой. Или, наоборот, чувство облегчения, расслабленность. У всех этих состояний есть причины. Адаптивное подсознание знает о них. Поэтому, почувствовав такие состояния, остановитесь и подумайте, что могло их вызвать. Что не так в обстановке, вашей деятельности или внутри вас самих?

Чтобы осознать идеи, которые появились в адаптивном подсознании, используйте технику ментальных карт. Возьмите большой лист бумаги и в центре нарисуйте то, что символизирует вашу творческую задачу. Записывайте приходящие вам в голову идеи рядом с этим рисунком. Не стремитесь сразу построить какую-то цельную концепцию или стратегию. Просто фиксируйте возникающие идеи, как во время мозгового штурма. Потом рядом запишите ассоциации, которые появляются относительно этих идей. В итоге у вас получится большая карта идей и ассоциаций, которая поможет найти креативное решение задачи.

Творчество напрямую связано с адаптивным подсознанием. Именно там происходит этап созревания творческих идей. А озарение ― это осознание того, до чего смогло додуматься подсознание. И для успешного творчества важно уметь прислушиваться к своему адаптивному подсознанию.

В оригинальной книге приводится больше упражнений для развития креативности.