Пять травм, которые мешают быть самим собой

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Как возникают травмы и маски

С рождения каждый человек чувствует в глубине души свою миссию, для которой он рождается в определенной семье и соответствующем окружении: обрести жизненный опыт и через принятие его — любовь к самому себе.

Если человек не воспринимает жизненных уроков, то они повторяются из раза в раз, с каждым новым рождением. И перед новым воплощением душа человека определяет ту задачу, которую ей предстоит решить в жизни. Но сознание не помнит ни этого решения, ни предыдущего опыта и знаний. Лишь к концу жизни приходит понимание.

Следует знать, что принятие себя и принятие своего опыта — разные вещи. Отвержение себя состоит в непринятии собственных негативных эмоций. Наше эго мешает нам осознать, что другим мы причиняем те же страдания, за которые обвиняем их.

Душа каждого человека жаждет принятия. Однако, взрослея, мы понимаем, что желание быть собой вызывает неодобрение окружающих. Так человек приходит к заключению, что быть настоящим — неправильно. Это понимание вызывает у ребенка вспышки ярости, которые обычно объясняют подростковым кризисом.

Существуют четыре стадии взросления:

  1. Радостное осознание себя.
  2. Боль от того, что твою личность не принимают.
  3. Бунт.
  4. Переформатирование личности в соответствии с ожиданиями взрослых, чтобы избежать боли и страданий.

На двух последних стадиях человек создает маску для защиты от боли второго этапа. Когда в жизни человека появляются новые душевные травмы, он снова формирует защитную маску.

Существуют пять масок, соответствующих пяти душевным травмам: отвержение, покинутость, унижение, предательство, несправедливость. Один человек может иметь несколько травм и носить сразу несколько масок, но при этом одна из них будет главенствующей, остальные — менее значимы.

Маску носят иногда или постоянно — это зависит от тяжести травмы. Маска — это попытка обмануть других и себя, скрыв свою нерешенную проблему, убежав от нее. Существование маски непременно отражается во внешнем облике человека. Таким способом наш внутренний Бог сообщает, что с нами не все в порядке.

Это похоже на застарелую травму: человек свыкается с ней и не пытается лечить, а только прикрывает бинтом. Маска, как и бинт, создает иллюзию здоровья.

Когда кто-то, даже желая помочь, трогает бинты, рана отзывается болью. Кого винить за эту боль? Наше эго пытается убедить нас, что непременно кого-то нужно обвинить, хотя мы сами приняли решение не лечить рану.

Травма появляется, когда мы не прощаем себя за зло, причиненное другим или самим себе. Осуждая себя, мы можем даже не осознавать этого и обвинять других в том, что не хотим видеть в себе. Это делает нас заложниками ситуации, вынуждая повторять один и тот же неудачный сценарий. Что можно сделать? Проявить сочувствие к страдающему. Это приведет к переменам.

Травма — отвергнутый

«Отвергнуть» и «покинуть» — кажется, что это идентичные понятия. На самом деле суть этих действий различна. Смысл поступка того, кто покидает, выражается словами: «Не могу». Смысл поступка отвержения: «Не хочу».

Травма отвергнутого связана с чувством полного неприятия человека — отрицается сама возможность его существования. Тот, кто родился с миссией исцелить подобную травму, чувствует отверженность с первого мгновения, как, например, нежеланный ребенок. Дети, которым предстоит пройти через этот жизненный опыт, появляются у родителей, склонных отвергать.

Но даже если у них нет такого намерения, ребенок все равно чувствует себя отверженным по всякой причине. Гнев, обидное замечание, критику такой человек не способен принять объективно — любая мелочь обостряет его боль.

Отвергнутый защищает себя при помощи маски беглеца. Эскапизм читается во всем его облике: узкое телосложение, мелкие черты, отсутствующий взгляд. Отвергнутый постоянно скрывается в своем собственном мире, он хочет ускользнуть, исчезнуть, не мучиться, не присутствовать в настоящем.

Он выглядит ранимым и слабым, поэтому мать часто слишком опекает его. И это тоже заставляет его чувствовать отверженность: он не такой, как другие, его умения и способности ничего не стоят. В итоге от любви он тоже бежит, потому что ассоциирует ее с удушающей заботой, со скованностью. Он готов отвергнуть любого, кто проявит к нему симпатию.

Он не верит в возможность счастья. Его манит интеллектуальный и духовный мир. К деньгам, к миру материальному, в том числе к сексу, он равнодушен.

Беглеца ранит и провоцирует к эскапизму родитель одного с ним пола — именно он, как правило, является носителем той же травмы и потому проецирует ее на ребенка. В такой ситуации ненавидеть ранящего родителя — нормально, но это чувство мешает беглецу принять и полюбить себя: ему нужна любовь, ее отсутствие заставляет его ощущать неполноценность.

С другим родителем беглец общается излишне сдержанно и неестественно, опасаясь потерять и его расположение. Ведь обвинение в том, что он и сам кого-то отверг, для него невыносимо. Не зная, как вести себя с другими, беглец предпочитает быть один. Самоизоляция еще больше усиливает его чувство отверженности.

Он не ценит себя, не верит в свою одаренность. Его любимые слова: «никто», «не существует», «пропадать».

Беглец драматизирует любую ситуацию и часто испытывает панический ужас, особенно когда находится с людьми одного с ним пола.

Травма сказывается на том, как питается беглец: он ест маленькими порциями. Испытывая сильные эмоции, теряет аппетит, доводя себя до анорексии. Истощение — это тоже желание исчезнуть. Ему нравится то, что помогает оторваться от реальности: алкоголь, наркотики. Из-за сильного страха и больших потерь энергии беглецы очень любят сладкое, результатом может стать диабет, гипогликемия.

Травма создает психологические зажимы, которые приводят к болезням — аллергии, нарушению дыхания, диарее, аритмии. Возможны проблемы с кожей, так как беглец подсознательно старается избежать контактов и прикосновений.

Головокружение, обморок, в особо тяжких случаях даже кома — тоже являются своеобразным эскапизмом. Отвращение к людям и событиям выражается в склонности к тошноте.

Когда травма доводит отвергнутого до эмоционального предела, он может впасть в депрессию или задуматься о суициде.

Беглец страдает так сильно, что может возненавидеть родителя своего пола. И не простить себе этого. Собственная бессердечность представляется ему трагедией, но, подавляя свою враждебность, он рискует заболеть раком. Тот, кто привык во всем винить себя и переживать свои страдания в одиночку, склонен к этой болезни.

Травма — покинутый

Для отвергнутого главное понятие — «быть», а для покинутого травма проявляется на уровне «иметь» и «делать».

Эта травма развивается в возрасте до двух лет. Такие люди испытывают неутолимый эмоциональный голод. Чтобы скрыть травму от себя и других, покинутый надевает маску зависимого.

Покинуть — значит, бросить, оставить. Вот какие ситуации формируют у детей травму покинутого:

  • Рождение еще одного ребенка переключает внимание матери на него.
  • Работающие родители часто отсутствуют и не уделяют достаточно времени ребенку.
  • Ребенок попадает в больницу и оказывается там один, без родителей.
  • Уезжая в отпуск, родители оставляют ребенка у родственников.
  • Ребенок одинок в семье по причине занятости или болезни родителей.

Человек с такой травмой чувствует себя покинутым родителем противоположного пола, зачастую одновременно будучи отвергнутым родителем одного с ним пола. В общении с последним он особенно нуждается, хотя и склонен обвинять его за то, что тот позволил другому родителю его покинуть.

Тело зависимого — тонкое и вялое, у него большие грустные глаза, длинные руки бессильно свисают, он часто страдает искривлением позвоночника. Зависимый похож на ребенка, которому нужна поддержка и защита, он любит выглядеть жертвой.

Желая добиться внимания окружающих, он часто сам создает себе проблемы. Особенно это касается здоровья. Малейшую неприятность он драматизирует, доводя до размеров катастрофы.

Всякий раз, принимая какое-либо решение, зависимый ищет подсказки и одобрения окружающих. Он больше ценит поддержку его планов и поступков, чем помощь физическую, и видит в этом настоящую заботу и любовь.

Покинутого страшит одиночество. Он готов терпеть неприятности, лишь бы не оставаться одному. Как, например, женщина, которая не уходит от мужа-алкоголика. Или мужчина, притворяющийся, что не знает о существовании любовника у его жены. Зависимый отлично умеет не замечать недостатки партнеров, потому что остаться одиноким для него страшнее.

Его любимые слова: «один», «отсутствовать». В рассказах о своем детстве он то и дело упоминает, что часто оставался один, без родителей.

Зависимый любит прикасаться к любимому человеку, держать его за руку, обнимать. Но когда ему грустно, он отдаляется, не осознавая, что сам покидает других — то есть делает то, что осуждал в своих родителях.

Покинутый слишком открыт эмоциям других и считает, что несет ответственность за их настроение и состояние души. Он также уверен, что и эти люди отвечают за его чувства.

Его способность ощущать чужие эмоции может стать причиной агорафобии — боязни толпы и больших пространств.

Агорафоб всегда тревожится, беспокойство вызывает у него реакции на всех уровнях: физиологическом (сердцебиение, проблемы с дыханием, обмороки, слабость), когнитивном (страх смерти, сумасшествия, публичного унижения, боязнь потерять сознание или контроль над собой), психологическом и поведенческом (желание находиться всегда поближе к надежному убежищу и близкому человеку, избегать мест, которые пугают).

Любые перемены с трудом даются агорафобу — они для него мучительны и символизируют смерть. Его фобии усиливает все: возрастные кризисы, переход от свободы к супружеству, развод, новая работа, рождение детей или смерть близких, переезды и т.д.

Зависимый часто переедает, склонен к жадности и булимии. Ест медленно и не любит делать это в одиночестве.

Зависимые «прожорливы» в общении: мужчине всегда не хватает матери, женщине — отца. Не найдя замены недостающему родителю, зависимые переносят свои эмоции на еду. Их любимые слова связаны с пищей. От них можно услышать: «Я весь поглощен этими мыслями» или «Работа съедает мое время».

Тело у зависимых — слабое и хилое. Для них характерны редкие, неизлечимые болезни и хронические заболевания надпочечников, истерия, мигрени, гипогликемия, диабет, астма, депрессия, близорукость.

Травма — униженный

Она связана с материальным миром и развивается у детей возрастом от года до трех. В это время ребенок осваивает физиологию своего тела: он учится самостоятельно есть, соблюдать гигиену, разговаривать, слушать и понимать речь и т.п.

Унижение — действие, связанное с оскорблением человеческого достоинства. Травма униженного образуется, если ребенок, допустим, испачкался или испортил какую-то вещь и осознал, что родитель стыдится его.

Если родитель излишне контролирует ребенка, запрещая ему что-либо, ребенок чувствует унижение. Ощущение себя недостойным физически заставляет рану ребенка расти.

Травма униженного переживается с матерью или с тем взрослым, кто учит ребенка правильному уходу за собой.

Человек с подобной травмой неосознанно притягивает к себе мучения и страдания, пытаясь наказать самого себя. Его защита — маска мазохиста.

Мазохист видит себя как грязное и бездушное существо, хуже и ниже других. У него, как правило, тучное тело с избыточным весом, короткая талия, круглое лицо, толстая шея, напряженные челюсти, большие и наивные глаза. Он не любит спешку, но стыдится своей медлительности и своего неповоротливого тела.

Ему необходимо научиться прощать себя, разрешить себе быть собой и не гнаться за другими.

Униженный всегда берет на себя много работы, стараясь доказать свою исполнительность и надежность. Но, полагая, что его использовали и не оценили по достоинству, еще сильнее чувствует унижение. Он не осознает, что, делая так много для других, он тем самым вызывает у них ощущение беспомощности, которое людей унижает.

Человек с маской мазохиста очень боится ранить окружающих, поскольку сам обладает чувствительным и ранимым сердцем. Если близкие люди страдают, он считает, что виноват, и часто при этом взваливает на себя чужую вину. Излишняя чуткость к другим не позволяет ему ощутить собственные желания и потребности.

Стремясь быть полезным и хорошим, он пытается скрыться от своей травмы, закрыть глаза на свое унижение.

Но он склонен унижать себя сам: например, испачкавшись за столом, может обозвать себя свиньей. Часто произносит слова: «маленький», «немного». У него мелкий почерк, семенящая походка, он предпочитает небольшие автомобили, дома, предметы.

Мазохист не считается с собственными потребностями. Он делает для других то, что следует делать для себя: красиво одевается, выходя на люди, а дома ходит в обносках, наводит порядок для гостей. Ему трудно испытывать удовольствие, потому что он не считает, что достоин многого. Всякая полученная радость заставляет его мучиться от чувства вины.

Его сексуальной жизни мешает чрезмерная стыдливость. У него масса комплексов, сформированных с детства, и зажатость из-за многочисленных табу.

При этом большинство людей с травмой униженного — чувственные личности. Но так как секс у них ассоциируется с грехом и развратом, они бессознательно создают защитный барьер в виде лишнего жира на своем теле, чтобы оградить себя от желания окружающих.

Еда для мазохиста — средство компенсации, она спасает от боли. Такой человек ест жирную и сладкую пищу, непременно маленькими порциями, но помногу, переедая незаметно для себя.

Как правило, у мазохиста имеются нарушения в работе печени, щитовидной железы, ног и ступней. Также его типичные заболевания — гипогликемия и диабет. Мазохист убежден, что обязан страдать, и потому часто подвергается хирургическим вмешательствам.

Он взваливает на себя массу забот, нередко — чужих, от этого его мучают боли в плечах и спине, проблемы с органами дыхания. Неумение воспринимать свои потребности приводит к кожному зуду и заболеваниям сердца. Скрытность провоцирует ангину, хронический ларингит.

Травма — предательство

Формируется у детей двух — четырех лет, когда у них впервые пробуждается сексуальность. Испытывая взаимное влечение с родителем противоположного пола, люди с такой травмой переживают Эдипов комплекс.

Согласно теории Фрейда, дети возрастом до шести лет переживают влюбленность в родителя или воспитателя другого пола. Если человек не изжил детский Эдипов комплекс, он получает травму предательства. Постоянно сравнивая с родителем своего партнера, он пытается получить от него то, чего не додал ему в детстве родитель. Так заставляет поступать привязанность к родителю, которая по-прежнему слишком велика. 

Душа, рожденная для избавления от травмы предательства, выбирает эгоистичного, сосредоточенного на себе родителя, прибегающего к соблазну и манипуляциям со своим ребенком. Желая чувствовать себя нужным, ребенок изо всех сил пытается добиться расположения родителя и чувствует предательство, когда родитель ведет себя непредсказуемо, не выполняет свои обещания, предает второго родителя, одного пола с ним, или переносит свое внимание на нового ребенка в семье.

От травмы предательства человек защищается маской контролирующего. Главное для такого человека — оправдывать доверие, быть преданным, выполнять свои обязательства. Этого он требует и от других. Часто он берется за чужие дела, полагая, что желает помочь людям, но в действительности им движет стремление контролировать.

Контролирующий обладает мощным и сильным телом. У мужчин отлично развитые, мускулистые плечи, у женщин — таз. У таких людей — пристальный взгляд, они замечают все происходящее вокруг. Так они защищаются, опасаясь выказать уязвимость и быть застигнутыми врасплох.

Все силы контролирующего направлены на то, чтобы быть надежным и ответственным человеком. Ему важно удовлетворить свое эго, поэтому он не желает видеть, когда сам предает себя или других. Он скорее пойдет на обман, чем признает свою способность предать.

Он много требует от окружающих, все проверяет и пытается предусмотреть. Его отчаянные попытки все контролировать порождены стремлением избежать боли нового предательства. И чем глубже его рана — тем сильнее контроль.

Болезненное желание, чтобы все соответствовало его планам, мешает ему жить настоящим.

Он не способен делиться с другими своими чувствами, потому что опасается, что его откровения используют против него. Он доверяет лишь немногим проверенным людям. Но чужие тайны выдает легко, всякий раз оправдывая это какими-то серьезными причинами.

Будучи сильной личностью, контролирующий судит обо всем категорично и четко, считает себя во всем правым и ждет от людей согласия со своими высказываниями. Его любимая фраза: «Ты понимаешь?» Понимание для него означает согласие, хотя это необязательно совпадает в действительности.

Он злится и раздражается, если ему приходится ждать или иметь дело с людьми, которые опаздывают, плохо усваивают новую информацию, медлительны. Как родитель, контролирующий требователен, всегда подстегивает и подгоняет. Также нетерпелив он по отношению к противоположному полу.

В семье он либо полностью сливается с близким человеком, либо, напротив, существует сам по себе. Слово «отделить» можно слышать от него чаще всего.

Самый большой страх контролирующего — отречение. Он приравнивает это к предательству, не осознавая, что и сам иногда отрекается от людей, которые его в чем-то подвели. Разгневавшись, он никому не дает второго шанса и легко расстается с людьми.

Контролирующие влюбчивы, им необходима страсть в отношениях, но только если они сами проявили инициативу. Если их чувства отвергают, они считают, что их предали. Остыв к партнеру и опасаясь, что их в этом уличат, стараются довести дело до того, чтобы партнер сам захотел разрыва отношений.

Контролирующий всегда ест быстро, чтобы не терять времени, а если занят чем-то, то может не есть очень долго. При этом у него хороший аппетит и он обожает добавлять в еду специи.

Типичные болезни контролирующих: болезни суставов и органов пищеварения, диарея, агорафобия, паралич, спазмофилия, половое бессилие. Из-за нежелания контактов с неприятными для него лицами противоположного пола у контролирующего может возникнуть ротовой герпес.

Травма — несправедливость

Она развивается у детей в возрасте от трех до пяти лет, когда формируется личность и они начинают осознавать себя. Отсутствие уважения, которого ребенок заслуживает, будучи уникальным и целостным существом, воспринимается им как несправедливость.

Он так же чувствует несправедливость, если лишен права на самовыражение, защиту своих интересов и безопасность. Эту травму ребенок получает от родителя своего пола, который, как правило, и сам страдает от несправедливости. Ребенок тяжело воспринимает холодность и властность родителя, его нетерпимость и постоянную критику.

Для того, кто страдает от травмы несправедливости, защитной маской становится ригидность. Человек пытается обеспечить себе безопасность, отгородившись от собственных эмоций. Это не значит, что их у него нет. Ригидные люди могут выглядеть холодными, потому что свою чувствительность они тщательно скрывают от окружающих.

Ригидный обладает пропорционально сложенным телом, у него прямые и узкие плечи, у женщин часто невысокий рост. Ригидные люди боятся тучности, придирчиво следят за своим весом. У них ясный взгляд и чистая кожа.

Они любят носить обтягивающую одежду черных цветов и часто скрещивают на груди руки, подсознательно желая закрыть солнечное сплетение — область эмоций, чтобы меньше чувствовать.

Ригидные люди подвижны и активны, но не отличаются гибкостью, они скованны, зажаты и напряжены. Будучи с детства уверены, что их ценят только за то, что они делают, они исполнительны, самостоятельны и трудолюбивы.

Оптимизм заставляет их на любую возникающую сложность отвечать словами: «Нет проблем» и незамедлительно действовать, изображая полное спокойствие.

Ригидные склонны все преувеличивать: у них все либо «очень хорошо», либо «очень плохо», также они часто употребляют слова «всегда» и «никогда». Но если так же выражаются другие люди, ригидные им не верят, замечая, что это манипулятивное преувеличение.

Ригидные люди скрывают свои эмоции: могут смеяться, чтобы скрыть волнение, а когда их спрашивают о том, как дела, спешат ответить, что все прекрасно, — так, будто не хотят и подумать о действительном положении дел.

Четко разграничивая добро и зло, они считают все, исходящее от них, истинным и верным. Фразой «Ты согласен?» они то и дело ищут подтверждения правильности своих высказываний.

Ригидный человек несправедлив сам к себе: он настолько требователен, что любую свою ошибку приравнивает к слабости и недостатку. Пытаясь как можно быстрее разобраться с проблемой, не вникает по-настоящему в ситуацию.

Еще одна его несправедливость по отношению к себе — желание постоянно сравнивать себя с другими. Это обесценивает его собственную личность. Но если сравнивают другие — он обвиняет их в несправедливости.

Травма несправедливости заставляет человека работать на износ, не обращаясь ни к кому за помощью и полагая, что никто не сделает дела лучше него. Это часто приводит к профессиональному выгоранию.

Иметь привилегии и быть удачливым ригидный считает несправедливым. Все, что он получает и чем обладает, должно соответствовать, по его мнению, приложенным усилиям. Он может отказаться от награды, если посчитает, что не заслужил ее.

Принимать подарки ему трудно: он не любит ощущать себя должником.

Холодности к себе он боится и не желает выглядеть бессердечным. При этом страх получить новую рану заставляет его ограничивать проявления чувств, теплоты и нежности.

В сексе ригидный скован. Несмотря на его ярко выраженную сексуальную привлекательность, он боится вступить с кем-то в связь из страха вновь обмануться.

Что касается пищи, ригидный предпочитает не сладкие, а соленые блюда. Склонен к вегетарианству, следит за весом, а если переедает в стрессовой ситуации, испытывает глубокое чувство вины.

Типичные заболевания ригидного: нервное истощение, геморрои, запоры, судороги, спазмы, бессонница, артрит, нарушение кровообращения, фригидность у женщин и половое бессилие у мужчин. Такие люди испытывают напряженность в позвоночнике и суставах, страдают от искривлений шеи и плохого зрения: им невыносимо любое несовершенство, они не хотят видеть несправедливость и свои неверные решения.

Любимая фраза ригидного: «Это неясно».

Для ригидного характерны заболевания кожи. Например, прыщи на лице: они свидетельствуют, что он боится показать свои слабые стороны. Счастье, удача и красота, по мнению ригидного, не могут быть им заслужены. Подобное восприятие себя часто приводит к заболеванию псориазом.

Ригидный человек обходится с собой безжалостно: болезни он предпочитает не замечать и никого не посвящает в свои неприятности. Даже к врачу ригидный обращается крайне редко.

Трансформация масок, излечение травм

Чтобы лечить травму, нужно прежде всего признать, что она существует. Уже до рождения люди с травмой привлекают людей с тем же недугом, от которого страдают сами, и потому рождаются в заранее определенной семье.

Ведь нам всегда нравятся люди, похожие на нас. Однако со временем мы начинаем видеть их недостатки — те самые, которые присутствуют в нас самих. Нам хочется изменить этих людей, а перемен в самих себе мы боимся.

Маски, создаваемые нашим эго, позволяют нам отгородиться от своих травм. Вскрытие травмы выпускает из-под контроля нашу боль, и это пугает. Бессознательно мы оттягиваем лечение. Но чем дольше травма существует, тем хуже она становится. Опасаясь дотронуться до раны, мы делаем ее более глубокой. Образуется порочный круг: кажется, все стремятся причинить нам боль.

Как правило, личная травма имеет семейную предысторию, повторяясь из поколения в поколение. Ваши родители, вероятно, переживали сходные страдания. Только истинное прощение способно остановить этот бесконечный круговорот, осознать его механизмы, перестать обвинять и чувствовать вину.

Как мы уже говорили, есть четыре стадии формирования травмы. Сначала ребенок осознает себя. Затем понимает, что его истинное «Я» не устраивает близких. Тогда он принимается бунтовать, но бунт заканчивается тем, что ему приходится смириться и надеть защитную маску.

Чтобы исцелиться, нужно стать снова самим собой, а для этого — пройти все стадии в обратном порядке:

  1. Понять, какую защитную маску вы создали и носите.
  2. Отказаться винить в своей боли других людей.
  3. Признать свое право испытывать боль и негативные чувства к родителям. Осознать природу своей ненависти к ним, отказаться от нее и проявить сочувствие родителям.
  4. Принять жизнь такой, как она есть. Стать собой.

Полюбить себя истинного — значит осознать, что травмировать других своим поведением — неотъемлемое свойство человека.

Вы не обязаны всегда всем нравиться. Если вы раните других, то и они делают так же, но нет смысла строго судить себя или людей за это. Нам будет намного проще переживать боль, если мы осознаем эту простую истину.

Чтобы исцеление продвигалось быстрее, каждый день анализируйте — что произошло с вами сегодня, какой маской вы защитились, какими были ваши чувства при этом. Признайте, что прибегнуть к защите — не преступление, и вы не виноваты.

Вы поймете, что ваша травма близка к исцелению, когда ваше поведение изменится.

  • Травма отвергнутого излечивается, когда человек перестает впадать в панику при любой сложности. Когда человек уверенно занимает свое место в пространстве и не теряется, если кто-то игнорирует его.
  • Травма покинутого проходит, когда человек перестает бояться одиночества, он проявляет желание учиться, начинать что-то новое и действует самостоятельно, не нуждаясь в помощи других.
  • Травма униженного исцеляется, когда человек перестает взваливать на себя чужие заботы, больше прислушивается к себе и смелее прибегает к помощи окружающих, чувствуя себя при этом свободным.
  • Травма предательства заживает, если человек уже не злится из-за того, что его ожидания в чем-то не оправдываются. Он не зацикливается на результате своей работы, но ценит ее и гордится тем, что делает, даже если другие не видят его заслуг.
  • Травма несправедливости исчезает, когда человек ослабляет контроль и разрешает себе быть неидеальным, совершать ошибки, открывать свои чувства, не опасаясь осуждения.

Мы тратим огромное количество энергии на маскировку своих травм. Если их излечить, это сделает нас более продуктивными, позволит быть собой, жить свободно и достичь своей мечты.

Мы рождаемся для того, чтобы осознать, кто мы есть. Каждый из нас — Бог, получающий опыт материальной жизни. Мы просто забыли об этом в результате бесконечных воплощений с начала времен. И создание масок — наше самое страшное предательство собственной божественности.