Креативность. Психология открытий и изобретений

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Креативность — главный источник смысла в жизни человека

Есть две главные причины, заставляющие отводить очень важную роль креативности. Вот они:

  • благодаря креативности создается все, что нас окружает;
  • креативность делает нашу жизнь более насыщенной и яркой.

Если бы не творчество, мы ничем не отличались бы от человекообразных обезьян.

Способность творить новое до сих пор считается отличительной чертой всех высших существ. Но человек долгое время не мог осознать всю силу своего творческого потенциала. Сначала он боялся природы, потом придуманных им же богов и только позднее понял, что в его силах преобразовывать реальность. Но преобразования могут идти как на пользу, так и во вред.

Почему и как в голове человека рождается мысль, преобразующая реальность? Идеи и открытия не передаются по наследству, мы с рождения должны их изучать. Ричард Докинз назвал мемами такие явления, как законы, правила, песни, теории, убеждения.

Каждый новый мем, будь то песня или закон, — плод креативности. Поэтому изучение креативности имеет огромное значение. Оно поможет нам понять культуру и сделать собственную жизнь продуктивной.

Творческий процесс. Где живет креативность?

Она не является каким-то отдельным феноменом. Это системное явление, состоящее из трех активно влияющих элементов. Сюда входят:

  • домен — набор символических правил (доменами являются математика, поэзия, физика, кинематограф и так далее);
  • поле — люди внутри домена (критики, обозреватели, коллекционеры, преподаватели);
  • сами люди — личности как генераторы идей.

Креативность часто путают с талантом, гениальностью, признанием. Но это все более узкие явления, которые могут входить в понятие «креативность», но не равны ему. Так что же такое креативность?

Это любое действие, идея или продукт, которые изменяют существующий домен или преображают его в новый.

Домен оказывает сильнейшее воздействие на креативность: он может благоприятствовать ей, а может подавлять. Домен способствует развитию креативности, если воедино сходятся три фактора: четкость идеи; ее близость к сердцевине культуры, где эта идея упала бы на благодатную почву; доступность к домену. Так, в эпоху Возрождения художественной столицей Европы стала Флоренция. Художники съезжались туда творить, потому что там были созданы все условия для работы: заказы, деньги, люди, желавшие наслаждаться прекрасным.

Поле также влияет на креативность как минимум тремя способами: стимулирует создание новых идей или, наоборот, подавляет их, влияет на уровень новаторства и стимулирует продвижение идей в связи с социальным контекстом. При этом домен и поле тоже влияют друг на друга, так как это элементы одной системы: изменение одного элемента обязательно влияет на другие.

Когда креативных людей спрашивают, как они добились успеха в своем деле, самый частый ответ, который можно услышать: «Мне повезло». Удача действительно играет немаловажную роль. Удача — попасть в свой домен при поддержке поля. Благодаря такому стечению факторов креативность начинает в буквальном смысле цвести.

Креативная личность

Как бы нам ни хотелось, невозможно определить характеристики креативной личности. Более того, нет такого набора качеств, которые сделают человека креативным. Креативность не зависит от характера и темперамента, это нечто, находящееся намного глубже.

Многолетние исследования позволили, однако, определить факторы, которые, вероятно, способствуют развитию творческого начала.

  1. Генетическая предрасположенность к домену. Предполагается, например, что если нервная система человека более тонко чувствует цвет и свет, то он станет художником. Хотя полностью с этим согласиться невозможно. Бетховен был практически глухим, а у Эль Греко имелись серьезные проблемы со зрением.
  2. Доступ к домену. Родители и школа всячески могут способствовать доступу к знаниям, к которым тянется ребенок.
  3. Доступ к полю. Залог успеха писателя кроется не только в его таланте, но и в том, чтобы его заметил хороший агент и издатель. Для любого молодого специалиста необходим некто, кто сможет стать проводником в мир признания, открытий и талантов.

Креативный индивидуум — личность невероятно сложная. Конечно, простых личностей с психологической точки зрения вообще не существует, но есть определенные качества, свойственные только креативным людям. Это так называемые 10 направлений комплексности, или 10 противоречий внутри личности.

  1. Большой запас физической энергии и расслабленность. Творческий человек работает на износ, но при этом не создает впечатление измотанного и уставшего, а наоборот, вселяет в людей заразительный энтузиазм.
  2. Проницательность и наивность.
  3. Желание играть и дисциплинированность.
  4. Фантазия и четкое понимание реальности. Идеи рождаются в воображении, но применяются сугубо на практике. Креативный человек знает: то, что он создает, должно служить цели.
  5. Экстраверсия и интроверсия. Творческую личность невозможно вписать в строгие рамки одного из свойств личности. Образ одинокого гения — это не более чем образ.
  6. Скромность и гордость за себя. Чаще всего творческие люди понимают свои заслуги, ясно их осознают, но не видят смысла их выпячивать.
  7. Маскулинность и фемининность. Эти черты имеют не только сексуальную природу (это далеко не самое важное) — они в первую очередь говорят об агрессивности или мягкости, чувствительности или жесткости и так далее.
  8. Бунтарство и традиционализм.
  9. Любовь к работе и объективность по отношению к ней.
  10. Открытость и чувствительность, ведущие к психопатологиям и аддикциям. Это вовсе не значит, что все творческие люди — алкоголики, наркоманы и шизофреники. Или что творят они только в силу этих факторов. Это частое явление, но не ключевое.

Креативный процесс

Всякое ли креативное творение — это результат конкретного креативного процесса? Не верьте коучам, которые заявляют, что научат вас творить: у всех свои идеи и зачастую они работают лишь для тех, кто их придумал. Традиционно считается, что креативный, творческий процесс состоит из пяти этапов:

  • подготовка (сбор материалов);
  • вынашивание;
  • инсайт (результат первых двух этапов, обозрение);
  • оценка (адекватная оценка: хороша идея или плоха, стоит продолжать или нет);
  • оттачивание (доведение до идеала).

Весь процесс сложно назвать линейным, потому что на стадии оценки часто приходится возвращаться к началу и все повторять заново. А порой творческое открытие случается без подготовки и вынашивания, и у таких открытий источников множество. Например, сама жизнь и жизненный опыт.

Многие творческие люди творят, не переставая, — это часть их жизни. Они пишут по рассказу в день, собирают вырезки из журналов, постоянно генерируют идеи. Для них это — часть ежедневной рутины.

Влияние оказывают также имеющиеся знания. Чем больше у человека знаний, тем выше вероятность, что он что-то изобретет. Но вместе с тем растет вероятность оттолкнуть сотни идей, которые кому-то покажутся рабочими из-за недостатка знаний. Влияние людей и среды, социума — залог появления идеи и ее признания. Идея, которую невозможно отдать во внешний мир с пользой, не имеет смысла.

Проблемы вообще привлекают к себе внимание постоянно: люди пытаются их решить, но бывает так, что проблемы нет, а решение напрашивается, потому что его время пришло. Текущие технические условия могут полностью удовлетворять нас многие годы, но человечество не может стоять на месте, нужно всегда двигаться вперед. И вот эта задача — понять, чего требует эпоха, — является наиболее сложной, так как проблема уже есть, но о ней еще никто не догадывается.

Когда человек чувствует, что есть проблема, наступает этап вынашивания — самый интересный, долгий и увлекательный период творческого процесса. В это время не обязательно корпеть над бумагами и судорожно искать решение. Чаще всего решение «падает» на голову в тот момент, когда мысли отправляются в свободное плавание: например, человек принимает душ или гуляет, обедает или просто ленится на диване.

Идеи крайне редко рождаются в поту мыслительного процесса, поэтому творческие люди советуют: когда есть проблема и нет решения, лучшее, что можно сделать, — это пойти погулять или лечь поспать.

Поток креативности

Творческие люди обожают то, что они делают, и поэтому ключевую роль тут играет не сама их работа, а то, как они к ней подходят — с любовью и трепетом. Добиться успеха в нелюбимом деле невозможно. Работа должна приносить удовольствие. Именно это явление и называется потоком — термином, который ввел Михай Чиксентмихайи.

Поток — состояние счастья и удовольствия в процессе деятельности. Когда творческие люди занимаются любимым делом, они испытывают следующие чувства и состояния — яркие признаки потока.

  1. Наличие ясной цели на каждом этапе.
  2. Обратная связь после каждого действия.
  3. Сложность задачи соответствует навыкам.
  4. Каждое действие осознанно.
  5. Отвлекающие факторы находятся вне поля сознания.
  6. Отсутствует страх неудачи.
  7. Исчезают мысли о самом себе, человек думает только о деле.
  8. Искажается восприятие времени.
  9. Дело становится самоценным.

Не каждый способен погрузиться в поток, но можно научиться создавать правильные условия для его возникновения. Если вы можете приводить себя в соответствующее состояние в процессе работы — вы на правильном пути.

Задача общества заключается в том, чтобы научить молодежь находить удовольствие в деятельности. Поток — это счастье.

Творческая среда

Наше окружение играет огромную роль в становлении креативности, в ее развитии и поддержании. Оказаться в нужном месте в нужное время — залог успеха.

Есть как минимум три причины считать место проживания важнейшим фактором развития креативности.

  • Во-первых, «правильное» место проживания — это непосредственный доступ к домену, в котором человек планирует начинать или продолжать работать.
  • Во-вторых, новизна поощряется в разных местах в разной степени, поэтому важно попасть в общество, готовое к переменам.
  • В-третьих, доступ к полю часто не совпадает с доменом. Новый университет, привлекший финансирование, может находиться далеко от средоточия научной мысли, зато поле тут полностью соответствует требованиям ученого для реализации его идей.

Не последнюю роль играет и среда, в которой мы живем. Конечно, нет никаких подтверждений, что дивные пейзажи способствуют креативности, но то, что они могут оставить неизгладимое впечатление, — бесспорно. По этой причине множество новых исследовательских институтов сейчас строятся в близости к природе.

Творческая среда может определяться как макро и микро. Макросреда — социальный и культурный контекст, микросреда — условия работы. Задача творческого человека заключается в том, чтобы создать себе максимально комфортную для работы микросреду, при этом для каждого она своя.

Примеры из жизни. Ранние годы

Как достигают успеха креативные люди? Им помогает сильное желание вести именно такой образ жизни, который, несмотря на внешние помехи, помогает им достигать своих целей.

Детство и юность играют значительную роль в формировании привычек и желаний. Ребенок сам по себе не может быть креативен в полном смысле этого понятия. Зато он обладает тем, что в будущем сохранит в себе креативный взрослый, — неуемным любопытством и жаждой познания. Детская одаренность — не залог успеха в будущем, но любопытство — да.

Детское любопытство нужно поощрять, взращивать и непременно хвалить. Здесь начинается зона ответственности родителей и сила их влияния. Родители подстегивают интерес к каким-либо областям, знакомят с различными сферами искусства, науки, жизни, расширяя границы познаний ребенка.

Интересно, что множество творческих людей по разным причинам в детстве остались без отца. Лишившись одного родителя, они были вынуждены по-новому смотреть на жизнь, и это тоже стало существенным двигателем их развития.

Школьные и подростковые годы — не самый легкий период, но он задействует новые ресурсы. Великие люди в школе, как правило, не отличались способностями, но зато демонстрировали интерес и любопытство к определенным сферам. Хороший учитель такое любопытство должен заметить и бережно взращивать.

И все же любая попытка каким-то образом объяснить креативность на уровне причинно-следственных связей с детством, увы, не может увенчаться успехом, так как креативность, будучи невероятно сложным явлением, не является чем-то строго детерминированным.

Зрелые годы

Университет и аспирантура в современном мире играют решающую роль для начала карьеры практически в любой области. Обучения и самообучения, как это было еще чуть больше 100 лет назад, уже недостаточно. Это важный этап, который должен пройти каждый, кто претендует на звание креативного человека. Но не всем этот процесс дается легко. Многие начинают блистать только в аспирантуре. Правильно выбранная alma mater — вот по-настоящему необходимое условие для начала хорошей карьеры.

Один из ведущих факторов в жизни креативного человека — семья, которая готова поддерживать, несмотря ни на что. И партнер, который понимает, когда нужно оставить в покое, а когда, наоборот, прийти на помощь или просто побыть рядом. Это люди, которые создают микросреду для поддержания и развития креативности.

В зрелые годы творческий человек оказывается в одной из двух сложных ситуаций: карьерный путь длиною в жизнь в одном из доменов или необходимость самому создавать домен с нуля. До Фрейда психоанализа не существовало, до Гальвани, Эдисона и Вольта не было специалистов по электричеству. Людьми движет уже не только любопытство, но и задор, конкретное желание полноценно преображать реальность.

Говоря о карьере и жизни после университета и аспирантуры, нельзя забывать, что жизнь каждого креативного человека обязательно имеет свои разочарования, неудачи и даже трагедии как в карьере, так и в личной жизни. Никто из них не идет легким, безоблачным путем. Единственное, что не позволяет им сдаваться, — уверенность в правильности выбранной ими дороги и желание идти дальше, отстаивать свои взгляды и идеи.

Креативное старение

До сих пор ученые так и не выяснили: есть ли связь между физическим старением и творческими способностями. Мнения варьируются от исследования к исследованию. Хотя одно из последних показало, что с возрастом не только количество, но и качество творческой работы остается неизменным.

Большинство респондентов, отвечавших на опросы, утверждают, что в целом они не чувствуют усталости, но не могут фокусировать внимание так, как прежде. Все говорят, что их работа кипит, хотя что-то со временем дается труднее, чем раньше. Например, внезапные поездки.

Но привычки и личностные черты не меняются, только отношение к ним становится другим. Кто-то обращал внимание на изменение отношений с полем — студентами, коллегами, учреждениями, где приходится работать. Изменения были как положительными, так и отрицательными. Изменились и отношения с доменом, хотя большинство отзывается об этих изменениях положительно, так как возрастающее количество знаний человека укрепляет его отношения с доменом.

Старость — это последний этап не только всей жизни человека, но и финал креативной деятельности. Задача человека в этот период состоит в том, чтобы принять идею смерти и спокойно окинуть взглядом прожитую жизнь. В этом и кроется целостность — умение выходить за пределы своей личности и смотреть на жизнь более отстраненно, с высоты прожитых лет. Старость — это время думать о жизни вообще.

Домены креативности. Домен слова

Между всеми доменами много общего. Взять хотя бы домены физики и литературы: они работают по одним и тем же принципам и креативность в них обоих проявляется примерно одинаково.

Литература, или домен слова, является самым доступным культурным доменом. Все люди читают ту или иную литературу, а деятельность литераторов не представляется чем-то непонятным или загадочным. Однако домен слова — это один из самых первых и самых эффективных инструментов, это гордость человечества. Слово имеет огромную власть и способно творить чудеса. Без слова не существует других доменов.

Люди, работающие в домене слова, отличаются своим подходом к работе, но все они (мы говорим об истинно креативных людях) вносят в домен много нового.

Определив различия в жизни и подходах к творчеству нескольких поэтов и прозаиков, автор заметил и сходство: все эти люди говорили, что поток — это идеальное творческое состояние, в котором только и нужно творить. Еще одна характерная черта, которая их объединяла: все они читали запоем. При этом у кого-то было тяжелое детство, полное непонимания, а у кого-то родители поддерживали все начинания; кто-то блистал в университете, а у кого-то не было специального образования.

Для работы в этом домене, каким бы простым он ни казался, требуются обширные и очень глубокие знания, которыми нельзя пренебрегать.

Домен жизни

В этот домен входят все науки, целью которых является изучение особенностей жизни на земле: биология, медицина, социология и множество других смежных дисциплин.

Человечество сегодня находится на той стадии развития, когда пора четко понимать, что не всякое открытие несет с собой благо и порой новое слово в науке — это ящик Пандоры или даже бомба замедленного действия.

Домен жизни — науки, призванные изучить и описать жизнь во всей ее многогранности. Осознавая проблемы сегодняшнего человечества, креативные люди создают смежные дисциплины, потому что под эти нарастающие нужды не всегда находится подходящий субдомен. Например, один из виднейших биологов современности Э. О. Уилсон объединил свои труды в работу «Социобиология». Он полагает, что время строгого разделения дисциплин прошло, новое знание имеет силу пронизывать различные науки. Объединение дисциплин — один из важнейших шагов.

В истории человечества не так много людей, с именами которых связаны большие открытия, значительно улучшившие жизнь каждого человека. Это Эдвард Дженнер и Луи Пастер, изобретшие вакцинацию для спасения человечества, Александр Флеминг, обнаруживший пенициллин, Джонас Солк, внесший огромный вклад в появление вакцины от полиомиелита.

Креативным людям, работающим в этом домене, свойственно особенное чувство ответственности не только за людей, но и за все живое на Земле. В их руках будущее, как и в руках ученых домена будущего.

Домен будущего

Это особый домен глобальной ответственности, в нем соединяются самые разные направления научной мысли, которые своей задачей видят оценку будущего человечества и других видов живых существ на Земле. Среди наук этого домена: экономика и социология, информационные технологии, изучение искусственного интеллекта, генная инженерия.

В наше время опасности, связанные с развитием технологий, становятся все более серьезными для планеты. Теперь важно не только создание новых идей, но и анализ их влияния на человека и Землю. Всех творческих людей этого домена объединяет понимание «опасности хищнической эксплуатации природных ресурсов» и того, что каждое решение отныне имеет особенно острые последствия, которые зачастую сложно контролировать. Ответственность за будущее людей лежит на самих людях.

Создание культуры

Наш мир был бы другим, если бы не существовало креативности. В этом лежит не только идея создания нового, но закладываются сами способы создания и передачи знаний. Люди, которые передают новым поколениям полученные знания, и есть по-настоящему творческие люди.

Креативность неиссякаема. Продолжение жизни человечества зависит от творческого начала в каждом из нас. Но, создавая новое, всегда следует понимать, что «силы созидания идут рука об руку с силами разрушения» и мы несем ответственность за то, что создаем.

Как увеличить креативность? Есть несколько путей.

  • Увеличение числа творческих людей. В этом помогут школа и воспитание, борьба с гендерными стереотипами, возможность каждому заниматься любимым делом.
  • Открытость полей для принятия новых людей в домены. Для этого нужно подавить ригидность поля, сделать его более лояльным.
  • Вознаграждение трудов творческих людей.

Роль домена чрезвычайно важна. Чтобы росло число креативных людей, доступ в домены должен быть не элитарным, а свободным. Свободе доступа мешает излишняя терминологичность, из-за которой мало кто, кроме специалистов, понимает, какие изменения происходят в домене, а также негибкость структуры домена и подавление состояния потока.

Условия, которые способствуют росту креативности, то есть созданию культуры, понятны. А что поможет повысить личную креативность каждого человека?

Повышение личной креативности

Творческая энергия движет нами. Наша задача — эту энергию все время поддерживать на должном уровне с помощью следующих инструментов и методов.

  • Любопытство и интерес. Старайтесь каждый день чему-то удивляться. Мир на самом деле полон удивительных вещей, и если не обращать на них внимания, то как же будет развиваться креативность? А еще удивляйте близкого вам человека: делитесь с ним своим искренним мнением, маленькими открытиями, эмоциями и чувствами, поддерживайте в нем огонек креативности. Каждый день записывайте то, что вас удивило, и копите эти знания. Двигайтесь в направлении своего любопытства.
  • Поток каждый день. Ежедневно ставьте перед собой какие-либо цели и занимайтесь тем, что приносит вам удовольствие. Секрет состояния потока именно в этом. Превращайте в поток даже самые обычные дела. А чтобы радость не иссякла, усложняйте свои цели.
  • Привычки среды. Среда имеет огромное значение, от нее зависит, что и как мы творим. Проработайте распорядок дня, создайте удобное лично для вас рабочее место, где вам ничто не будет мешать. Находите время, чтобы мысли могли свободно витать, ведь скука — это на самом деле кладезь идей, поэтому не нужно каждую минуту пытаться заполнить продуктивностью.
  • Наши внутренние черты и особенности личности тоже могут стать источником креативных идей и замыслов. Развивайте в себе умения, которые вам интересны, будьте открыты для одних знаний и закрывайтесь от тех, которые вам не нужны и не приносят радости и удовольствия. Стремитесь к сложности, комплексности, старайтесь смотреть на мир с разных точек зрения.
  • Поиск проблемы — сложная и самая важная задача. Придумайте способ, которым вы могли бы выразить свои чувства. Изучайте привлекшие ваше внимание проблемы с разных сторон, если хотите найти ту из них, которую вам было бы интересно решать. И не забывайте анализировать последствия.
  • Дивергентные идеи. Беспрестанно генерируйте идеи, и пусть они будут максимально разнообразны и сложны.
  • Выберите свой домен и творите.