Гениально! Инструменты решения креативных задач

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Потребность в творческом мышлении

Человек не одно столетие задается вопросом о природе творчества: что это, где его истоки? Присуще ли оно всем или лишь избранным талантам?

Доподлинно известно одно: творчество — неотъемлемая часть жизни и деятельности людей. Мы говорим сейчас не о художественном творчестве, а о том, которое встречается в повседневной жизни.

Чтобы творить, нужно хотеть творить. Невозможно создавать что-то, не имея мотивации и стремления. Многие люди совершают большую ошибку, ожидая, когда вдохновение снизойдет на них в виде прекрасной музы с лирой. Но муза приходит к тем, кто работает, — это главное условие.

Теоретическая и практическая потребность

Творчество можно описать как изменение способа восприятия реальности. Стоит взглянуть на что-либо по-новому, как оно раскрывается с неожиданной стороны. Таков же эффект творчества.

Привычное восприятие окружающего мира — это некий шаблон, за пределы которого нужно выйти. Выход из шаблона называется латеральным (боковым) скачком, то есть мы смотрим на вопрос не прямо и в лоб, а сбоку. Умение выходить за пределы шаблона, смотреть на вещи с другого ракурса — это то, с чего начинается постижение логики творчества.

Зачем человеку творчество? Для того, чтобы создавать новое, когда есть необходимость (например, из-за кризиса или еще какой-то проблемы), или потому, что новая идея может значительно улучшить качество того, что уже есть.

Информация и творчество

Большинство людей уверены, что в некоторых случаях нужно не творчество, а знания, достоверные данные. К примеру, зачем врачу творчество? Но если хирург готовится к операции и размышляет, что может пойти не так, он продумывает варианты действий, которые должны привести к успеху. Учитывая негативные факторы, врач составляет планы.

Всякий раз, когда мы задаемся вопросом: «Что может пойти не так?», мы начинаем творить. Мы смотрим на процесс не линейно, а как бы сбоку. Такой взгляд открывает дорогу творчеству и в профессиональной, и в повседневной жизни.

Когда ученый выдвигает какую-либо гипотезу, он представляет ее как нечто, существующее в реальности, и затем начинает искать подтверждения своему видению.

Гипотеза — это идея, которая пришла из первичных умозрительных наблюдений. Это та самая лампочка, которая загорается над головой у персонажей мультфильмов. С нее начинается исследование в любой области. Творчество дает толчок тому, что впоследствии станет общепризнанными фактами.

Совокупность существующих фактов (даже если они недостоверны на текущий момент) может породить целый ряд гипотез. Например, когда считалось, что летать невозможно, новый взгляд на привычное доказал обратное. Творчество, проявляющееся в порой нереалистичных гипотезах, лежит в основе того, что вскоре станет доказанным фактом. Но так как творчество бесконечно, а познание неограниченно, то и этот факт может быть оспорен.

По этому принципу строятся многие исследования, доказывающие, что прогресс бесконечен. То, что сегодня кажется точкой в каком-либо вопросе, может обернуться многоточием и началом чего-то великого.

Ошибочные взгляды на творчество

Рассмотрим стереотипы, которые окружают творчество.

  • «Талант — это природный дар, творческими людьми рождаются, а не становятся». Удобное заблуждение, которое позволяет не мучить себя лишний раз. Творчество — это результат огромного труда.
  • «Правое полушарие против левого полушария». Творить способны только люди с доминирующим левым полушарием мозга. Сегрегация по принципу доминирующего полушария — заблуждение.
  • «Творчество — это про художников, музыкантов, писателей». На самом деле творчеству есть место в любой сфере деятельности.
  • «Чтобы творить, нужно освободить внутренний потенциал». Убеждение, которое разбивается о действительность: мозг изначально не заточен под творчество, он работает для обеспечения выживания. Поэтому творчеству и творческому подходу нужно обучать и развивать это, как любой другой навык.
  • «Интуиция — основа творчества». Чем больше фактов мы знаем, тем выше наши творческие способности. Человек, обладающий широкими познаниями, имеет в своем арсенале больше инструментов для совершения открытий. Интуиция имеет значение лишь на конечных этапах творческого процесса, а в целом она как выигрыш в лотерею.
  • «Мозговой штурм — лучший творческий метод». Нет.
  • «Работать в группе эффективнее». И да и нет. Все зависит от задачи. Тем не менее человек в одиночку способен произвести больше творческих идей, чем группа, так как он не ограничивает себя множеством условностей, связанных с групповой работой.

Источники творчества

Нехватка каких-либо данных — важный источник творчества. Если мы не знаем, как что-то сделать, мы придумываем способы, на которые хватает наших знаний.

Когда во Франции братья Монгольфье изобрели воздушный шар, король потребовал от главного военного инженера соорудить такой же, но для военных нужд. Жак Шарль, инженер, не имел никаких сведений о том, как именно братья-изобретатели подняли в воздух огромный шар, слышал только, что в этом играл какую-то роль водород. Он использовал эту информацию и в результате придумал совершенно новый вид воздушного шара — водородный.

Еще один источник — опыт. Если что-то когда-то сработало хорошо, то мы будем повторять это, если плохо — мало что сможет заставить нас повторить сделанное.

С чем большим количеством фактов мы столкнулись, тем шире наш опыт. Это значит, что все полученные нами ранее знания и модели решения задач мы можем применять и в других областях.

Зоркость и острота взгляда, как источник творчества, присущи фотографам, операторам, художникам, скульпторам. Годами люди этих профессий оттачивают мастерство наблюдения за деталями. Но это качество полезно для всех. Внимание к мелочам и важным, но незаметным на первый взгляд деталям расширяет творческие способности.

Часто интересные идеи рождаются в процессе ошибки или случайности, когда нечто появляется в ходе создания чего-то другого.

Мотивация — это не только источник творчества, но и его первопричина. Человек ничего не делает просто так. Почему мы творим? Что вынуждает нас искать новое, оригинальное решение? Некая потребность: может быть, желание написать картину, сочинить стихотворение, решить сложную задачу, добиться какого-то результата в работе. В то же время в этой потребности кроется и источник творчества. Чувствуя необходимость что-то сделать или ответить на какой-то вопрос, мы открываем себя новым решениям, становимся более гибкими, не отметаем идеи, не обдумав их.

Практическим источником/инструментом служит латеральное мышление.

Что это такое?

Латеральное мышление — это умение смотреть на что-то со стороны.

Это понятие можно рассматривать в двух значениях: специальном и широком. В первом случае мы говорим о приемах, которыми постоянно пользуемся для создания новых идей и концепций.

В широком смысле латеральное мышление используется для изучения всех возможных подходов, которые могут быть применены для решения текущей задачи.

Латеральное мышление — один из эффективных инструментов творчества.

Восприятие и обработка данных

Восприятие — это индивидуальная система координат, в которой располагаются явления нашей внутренней и внешней жизни. Какие-то события мы оцениваем позитивно, какие-то — негативно. Исходя из этого, мы располагаем их в нашей внутренней системе, закрепляем за ними соответствующие оценки.

Расширяя эту систему, мы позволяем большему числу событий проникнуть в нашу жизнь. Именно этим и занимается школьное образование: оно учит расширять границы восприятия. Чем больше фактической информации нам известно, тем шире наши границы, тем больше мы открываемся новому.

У каждого человека свой тип логики восприятия: она может быть подвижной или ригидной. Иногда ригидную логику называют «железной». Человек, которому свойственен такой тип восприятия, не проявляет гибкости в убеждениях: ничто не способно заставить его отказаться от своей точки зрения. Хорошо ли это? Отнюдь. Ригидная логика вешает «железный занавес» на нашу систему восприятия, делая ее непроницаемой для всего нового. Новые данные просто не могут проникнуть сквозь жесткий фильтр.

Дизайн и анализ

Для западного человека анализ является ведущим методом освоения действительности. Он помогает решать разные задачи в своих методологических пределах. Анализ позволяет работать с разной информацией, изучая по отдельности ее элементы.

Дизайн, или конструирование, в широком смысле этого слова выходит за рамки анализа. Анализ призван обнаружить связи между элементами системы, а дизайн — создать новые или изменить существующие.

Инструменты и методы латерального мышления. Шесть мыслительных шляп

Этот метод был разработан Эдвардом де Боно для успешного решения задач, встающих перед группой людей, чтобы максимально использовать их навыки и креативность.

Метод шести шляп задает регламент и структуру процесса. Каждый этап или роль символически обозначаются шляпой определенного цвета. Участникам обсуждения назначают роли, соответствующие воображаемым шляпам. Либо все участники могут примерять шляпы по порядку.

  • Белая шляпа — это изучение чистых фактов. «Надев» белую шляпу, нужно ответить на вопросы: какая информация у нас есть? какой не хватает?
  • Красная шляпа — это обращение к чувствам и эмоциям присутствующих. «Надевая» красную шляпу, мы пытаемся понять, что чувствуем по поводу возникшего вопроса.
  • Черная шляпа — предостережение. На этом этапе мы оцениваем все риски и возможные ошибки.
  • Желтая шляпа — оптимизм. Ищем возможности реализовать свои идеи, исходя из позитивного взгляда на проблему.
  • Зеленая шляпа — творческое мышление или поиск новых идей.
  • Синяя шляпа — обобщение всего, что было сделано ранее. Участники комментируют весь процесс, высказывают свои мнения и составляют протокол принятых решений. Обычно синяя шляпа принадлежит председателю или организатору, он дает слово каждому желающему высказаться и подводит итоги.

Метод шести шляп позволяет уйти от стратегии поиска истины в споре, где зачастую целью участников становится не истина, а отстаивание собственной позиции с точки зрения «победил/проиграл». Достоинство этого метода в том, что он позволяет переключать мышление, рассматривая проблему с разных сторон, то есть творчески.

Взять паузу

Человека невозможно заставить выдавать творческие идеи на заказ или, что еще хуже, на скорость. Однако, если в силу обстоятельств возникает необходимость что-то очень быстро придумать, стоит взять так называемую «творческую паузу».

Это время, в которое вы посвятите себя свободному течению мыслей, не отвлекаясь ни на что. Когда вам покажется, что мысль вот-вот где-то рядом, остановитесь и не ищите ее судорожно, расслабьтесь. Она придет к вам сама. Просто иногда останавливайтесь и обращайте внимание на интересные детали.

Фокусирование

Еще один ценный инструмент, который является непосредственной частью творческого мышления. При фокусировании мы обращаем свое внимание на конкретную задачу и всячески ее изучаем, рассматриваем со всех возможных ракурсов. Для фокусирования тоже нужно остановиться и полностью погрузиться в поиск решения вопроса.

Фокусироваться можно на исследуемой области целиком или на конкретной цели, которой нужно добиться.

Представьте, что вы ищете идею для ресторанного бизнеса, чтобы открыть свое заведение. Нужно исследовать большую область: например, изучить, какие рестораны и какого формата уже существуют в вашем городе.

Или у вас уже есть ресторан и вам требуется идея, как, например, минимизировать отходы на кухне. Значит, в данном случае вы будете фокусироваться на цели.

Вызов

Творческий вызов значительно отличается от вызова критического, когда мы должны высказать свое мнение насчет чего-либо, обнаружить недостатки. Творческий вызов используют даже тогда, когда все прекрасно работает, но хочется, чтобы было еще лучше. Процесс развития и улучшения в бизнесе бесконечен: рынок меняется быстро, поэтому хорошие идеи всегда должны быть в копилке.

Когда мы решаем обратиться к методу вызова и что-то улучшить или ответить на важный вопрос, мы в первую очередь блокируем тот вариант, который уже имеется. То, что у вас имеется, возможно, хорошая идея. Но останавливаться на ней не стоит. Чем больше вариантов для анализа, тем лучше.

Да, кто-то скажет, что лучшее — враг хорошего. Но не в этом случае. Иначе огромные компьютеры никогда не превратились бы в смартфоны, пергаментные свитки — в удобные книги, а людей так и лечили бы от всех болезней заговорами и пиявками.

В процессе постарайтесь отключиться от традиционных решений и доминирующих концепций, взгляните на ситуацию шире или с другой стороны. Учитывайте все проблемы, с которыми вы можете столкнуться. Постарайтесь избегать решения типа «или — или». Всегда есть возможность найти компромисс. Хороших вариантов великое множество, нужно лишь уметь их видеть.

Альтернативы

Поиск альтернатив — это попытка ответить на вопрос: «А можно ли сделать это как-то иначе?» Искать альтернативу можно любым из вышеперечисленных способов: с помощью творческой паузы, фокусирования или творческого вызова.

Альтернативы есть всегда, их просто не может не быть. Возможно, господствующие концепции или ригидность мышления мешают их рассмотреть. Случается, что новое пугает.

Но умение искать и находить альтернативы — прекрасный источник идей и компромиссов. Когда нам кажется, что вариантов нет и возможно только одно решение, пора искать альтернативы. Важно не воспринимать ситуацию как данность, которую нельзя изменить. Изменить можно все.

Веер концепций

Что это такое? Рассмотрим на примере. Допустим, вам нужно вкрутить лампочку. Самый простой способ — взять стремянку, подняться и вкрутить. Но, допустим, стремянки у вас нет. Что тогда? Получается, у вас есть некая общая концепция: нужно преодолеть расстояние от пола до потолка и вкрутить лампочку.

Преодоление расстояния от пола до потолка само по себе является частным концептом. Вы можете сделать это двумя способами: либо удлинить каким-то образом себя, либо сделать потолок ближе. От каждой из этих частных концепций расходятся варианты решения, среди которых стремянка, стул, поставленный на стол, плечи друга и так далее. Это и есть веер концепций.

Если вы хотите обратиться к этому методу для решения какой-либо задачи, то нужно обязательно выстроить веерную иерархию, то есть определить, что есть главный концепт, а какие являются частными и служат для решения основной задачи. Основой веера в нашем примере будет задача вкрутить лампочку, а «лепестки» веера — это все возможные решения.

Провокационные идеи

Они прямо связаны с умственными экспериментами, которые зачастую нельзя проверить на практике. Например, Альберт Эйнштейн задавался вопросом: «Что я увижу, если буду лететь со скоростью света?»

Ответить на этот вопрос могут физика и математика, но в реальности мы в такой ситуации никогда не окажемся. По крайней мере, на текущей стадии научно-технического прогресса.

В провокационной идее часто нет рационального смысла. Как сделать так, чтобы машина ехала с квадратными колесами? Как сделать так, чтобы пассажирский самолет садился на взлетно-посадочную полосу, не выпуская шасси?

На первый взгляд — бред и бессмысленная трата времени, но на самом деле это инструмент, который помогает развивать латеральное мышление, то есть «смотреть сбоку». Провокационная идея может стать гипотезой, а там где гипотеза, там и исследование, которое впоследствии будет подкреплено фактами.

Провокационные идеи могут возникать сами собой, а могут быть «вытащены» наружу усилием воли. Иногда они рождаются в процессе спора или противостояния сторон. Замечание одного из оппонентов может быть воспринято другим как вызов, который он готов принять, даже если идея выглядит странно и фантастично.

Создавать провокационные идеи можно разными способами. Например, двигаясь от обратного. Возьмем все тот же самолет без шасси. Вы говорите себе: пассажирский самолет никоим образом не может садиться на полосу без шасси. Но если подумать? А что, если может? И если да, то как?

Можно воспользоваться преувеличением. Возьмите тюбик с зубной пастой, посмотрите на него и скажите, что в него помещается только одна капля пасты, не больше. Отключите все доводы разума, смиритесь, как с данностью, что в тюбик влезает только одна капля зубной пасты. Как продавать такую зубную пасту?

Подобные задачки заставляют работать воображение и являются хорошими ментальными упражнениями. Поучитесь этому у детей. Они настоящие мастера провокационных идей.

Переход

Любое явление окружающей реальности мы воспринимаем и каким-либо образом оцениваем. Явления сами по себе всегда нейтральны, эмоциональной оценкой наделяем их мы.

Оценка — это статика. Мы видим что-то, воспринимаем, оцениваем, это не связано ни с каким нашим физическим действием. Переход — это движение, которое происходит после оценки. Это своего рода ответ на вопрос: «И что мне дальше с этим делать?» Оба способа хороши каждый для своей задачи.

Использовать переход можно двумя способами: общим и систематическим.

Общий метод использования перехода — движение вперед от идеи. Систематических методов всего пять.

  • Извлечение принципа. То есть, рассматривая какую-либо идею, мы ищем ее ведущий принцип или концепцию.
  • Фокус внимания на различиях.
  • Покадровый переход: мы представляем, что произойдет, если провокационная идея станет реальностью и самолеты начнут садиться без шасси.
  • Поиск положительных сторон и выгод.
  • Попытка понять, при каких обстоятельствах провокационная идея может стать полезной.

Необязательно использовать все пять методов — можно выбрать один или некоторые в зависимости от проблемы, которую мы перед собой ставим.

Случайный вход

Простой и действенный прием для творческого мышления. Он заключается в том, что вы намеренно берете предмет своей фокусировки и добавляете к нему любое случайное слово.

Например, вы работаете с книгами. Вашим «случайным входом» будет «книга»+«оконная штора». То есть вы прибавляете провокационную идею и вытаскиваете свое мышление из системы шаблонов. Ваш мозг начинает работать по-новому, разыскивая связь между книгой и шторами.

Не нужно думать о логичности. Случайный вход — это прием, который выводит вас из творческого застоя.

Методы повышенной чувствительности

Сосредоточиваясь на чем-то, человек полностью погружается в проблему. Он ищет и находит ту информацию, которая ему требуется. Простой эксперимент: задайтесь целью посчитать все красные машины на парковке под вашими окнами. Вы заметите, что теперь быстрее замечаете красные машины, словно их стало больше вокруг. До этого момента вы не придавали никакого значения их цвету. Это говорит о том, что решение не падает с потолка — его нужно всегда искать.

Есть несколько полезных методов, чтобы заострить свой взгляд.

  • Метод среза. Работая с определенной сферой, вы выбираете пять-шесть типичных утверждений, характерных для нее, и вытаскиваете из них идеи. Вы можете перемешивать утверждения, решения, суммировать и делить их. Например, вы работаете с издателями книг, которые ищут новые идеи для развития своего бизнеса. Типичные утверждения в данной сфере: книги неудобно с собой носить, книги тяжелые, книги приятно пахнут, книги занимают много места и т. д. Работая с этими утверждениями, смешивая и деля их, вы можете найти интересные решения — от новых слоганов до инновационных продуктов.
  • Метод прядения нити. Он заключается в том, что вы берете несколько условий, на которых фокусируете свое внимание, и наделяете их нормативными свойствами. Например, все та же книга. Каким должен быть ее размер? Средним для одних целей, большим для других, маленьким для третьих. Каким должен быть ее вес? Средним или небольшим. Какой дизайн обложки? Яркий, привлекающий внимание, заметный, с рецензиями критиков, комментариями экспертов, с аннотацией и так далее. А потом нужно из каждого пункта выбрать по одной идее и соединить их. Получится большая, тяжелая книга с яркой обложкой. Что делать с результатом — зависит от тех задач, которые перед вами стоят.

Применение методов латерального мышления

Если вы использовали методы творческого мышления, но вам показалось, что они не работают, на это есть три причины.

  1. Выбранный вами инструмент неприменим к вашему конкретному случаю, но среди всех инструментов обязательно отыщется подходящий именно вам, нужно пробовать разные.
  2. Возможно, у вас мало опыта.
  3. Есть вероятность, что вы допускаете ошибку в процессе использования метода. Найдите ее и устраните.

В принципе, для решения любой задачи всегда есть несколько методов — все дело в практике. Например, фокусирование и альтернатива подойдут для решения любых проблем. Вызов будет полезен в том случае, если вы работаете с чем-то, что уже есть, но это что-то нужно каким-либо образом изменить. Метод случайного входа можно использовать, когда вам кажется, что вы в тупике. И так далее. Если у вас мало опыта, пробуйте «прогнать» задачу через все методы.

Также нелишним будет освоить навык смешивания инструментов. Задачи бывают очень сложные, и порой один инструмент может не помочь в ее решении.

Когда в процессе поисков возникает конфликт интересов в пределах одной группы, обратитесь к методу шести шляп и возьмите творческую паузу. Помните, что первостепенная задача — найти решение проблемы, а не доказать свое превосходство.

Сбор урожая и толкование идей

Иногда в процессе обсуждений мы генерируем десятки великолепных творческих идей, но в итоге выбираем одну, забывая про все остальные. Это серьезная ошибка. Среди всего того, что вы нашли, может быть масса полезного, поэтому никогда не забывайте про то, что вы придумали.

Со временем вы можете вернуться к своим идеям и использовать их по-новому для решения другой задачи. Их можно брать за основу для какого-то метода — например альтернативы — и развивать в новом направлении.

Конечно, порой мы вынуждены отказаться от идеи сразу же. Какие идеи допустимо отбрасывать и смело забывать? Все те, которые можно охарактеризовать как «то же самое». Например, вы такое уже пробовали или что-то такое с незначительными отличиями уже существует сейчас. Остальные следует сохранять и работать над ними. Они могут вам не пригодиться сейчас, но потом вы будете очень рады, что не избавились от них.

Таким идеям нужно придать форму, ясно сформулировать и записать. Когда придет время следующих изменений, вы достанете их из своего архива и будете работать с ними. Спустя время они могут оказаться именно тем, что вы искали.

Однако не стоит сразу же их хватать и бросать в дело. Не забывайте про анализ сильных и слабых сторон, про их возможное влияние на будущее. Словом, все эти идеи должны пройти метод шести шляп.

Формальный итог

Принято считать, что дисциплина и следование формальным правилам рабочего процесса не могут существовать вместе с инструментами творческого мышления. Но в основе такого заблуждения лежит полное непонимание механизма работы творческого мышления.

Творчество — не хаос, это такой же структурированный процесс, который требует дисциплины, практики, внимания и четкого целеполагания.

Итогом творческой сессии должны быть записанные идеи, рассмотренные и выбранные коллективом.

Группа или личность

Сегодня много говорят о командной работе и групповом мышлении, но как на самом деле эффективнее работать: в одиночку или в группе? Большинство инструментов латерального мышления можно использовать и в группе, и в процессе единоличного обдумывания. Эффективность личной творческой работы может стать незаменимой, когда все участники группы уже подумали и собрались обсудить идеи. Мало того что идей будет много (например, четыре человека принесут по пять идей), их можно будет и сочетать, а это — стремительный скачок вперед в плане генерации решений.

Хорошо и то, что каждый придет на встречу со своими оригинальными мыслями и взглядами, не цепляясь за идеи большинства.

И группа способна более адекватно и объективно оценить идеи благодаря общему критическому взгляду. Поэтому самым лучшим решением будет сочетание личной и групповой работы над поиском идей.

Применение творческого мышления. Повседневное и преднамеренное творчество

Творчество можно поделить на две равнозначные и равноразмерные группы: повседневное и преднамеренное. В первом случае мы генерируем идеи как бы пóходя, особенно не задумываясь. Преднамеренным творчеством мы занимаемся специально.

И тот и другой способ отлично работают с применением инструментов творческого мышления с той лишь разницей, что в повседневном творчестве мы эти инструменты особенно не замечаем, хотя наш мозг ими и пользуется. Но мы скорее ценим результат, который, как нам кажется, был рожден в момент прозрения.

Список творческих целей

На творчество можно смотреть с двух сторон. Оно может быть чем-то прикладным, то есть использоваться, когда перед нами встает конкретный запрос на решение проблемы. Либо можно развивать в себе творчество в целом как один из множества навыков, которыми обладает человек. Обучившись этому навыку, мы начинаем искать области его применения. Оба этих взгляда направлены на решение одной и той же задачи, но с разных сторон.

И в том и в другом случае без списка творческих целей вам не обойтись. Как нельзя начинать копить капитал без предварительной постановки целей, так и нельзя решать быть творческим человеком без четких формулировок. Мы уже говорили, что творчество — это труд и музы приходят к тем, кто работает.

В вашем списке может быть что угодно: проблемы, проекты, усовершенствования, возможности. Главное, они должны быть сформулированы. Список поможет вам всегда помнить о том, что вам нужно. Но не переусердствуйте: список не должен быть огромным, иначе вы рискуете не сделать ничего или неверно расставить приоритеты.

Ответственность

Некоторые компании поощряют в своих сотрудниках творческое мышление, другие считают, что творчество не для них (зачем творчество на заводе, который делает подшипники?).

Оставим такую оценку творчества на совести этих компаний и обратимся к тем, кто считает, что творчество чрезвычайно важно для всех. Но именно по этой причине за творческие процессы не отвечает никто. И это и есть главная проблема.

Легко и приятно сидеть в переговорке и бурно обсуждать идеи — мало приятного потом все полученные данные структурировать и превращать в отчеты. Да, творчество тоже этого требует, чтобы как минимум не растерять все, до чего вы общими усилиями додумались. Поэтому надо четко знать: кто за что отвечает? кто готовит финальные решения?

Определите, кто в вашей компании или отделе будет главным по творчеству. Можете сделать эту «должность» дежурной: месяц — один человек, месяц — другой. Обратитесь в отдел кадров за помощью или к своему непосредственному руководителю, обсудите и выберите лидера.

Структуры и программы

Есть люди, которые скептически относятся к структуре в творчестве, полагая, что две эти вещи никак не могут быть совмещены. Но структура, программа, список творческих целей — это каркас, на котором держится творческий процесс в коллективе.

Разработайте схему внедрения рациональных предложений. Если сотрудник приходит с идеей, записывайте ее и сохраняйте в удобном виде. Обязательно благодарите таких сотрудников и всячески вдохновляйте их на поиски новых нестандартных решений.

В компаниях, где существуют советы по качеству, творческие инструменты будут особенно эффективно работать. Необязательно тут же бросаться реализовывать все идеи, но некий багаж у вас должен быть.

Можно создать центр творчества. Нет, это не кружок по рисованию и лепке. Это группа людей, которые занимаются преимущественно решением творческих задач и разработками концепций.

Регулярно проводите творческие сессии и разработайте систему наставничества. Желательно заняться этим не в кризисный период, а когда все спокойно. Тогда эта система приживется и будет работать.

Обучение

Творчеству можно и нужно обучаться. В своей основе оно ничем не отличается от обучения игре в футбол или шахматы, кулинарии или шитью. Обучение творчеству связано с тремя важными понятиями: воля, метод, мастерство.

Воля представляет собой готовность обучать, а не просто пытаться раскрыть потенциал, как порой считают учителя, педагоги, тренеры. Они думают: мол, их задача — найти и раскрыть потенциал ребенка. Если он не открывается, значит, потенциала нет. Но мы уже выяснили, что творчество в широком смысле доступно каждому и каждый может ему научиться.

Наставники должны уметь учить, то есть досконально знать механизм творческого мышления и методологию обучения ему. Это и есть их мастерство как учителей. При подготовке учителей следует уделять внимание методике преподавания. Владение знанием не гарантирует того, что его получится передать другому.

Метод — это использование правильных инструментов при решении какой-либо проблемы. Чтобы обучение творчеству проходило успешно, ученику следует не только освоить все методы латерального мышления, но и уметь их применять.

Потребности, или мотивацию, обучения можно разделить на три больших категории.

  1. Общие творческие навыки, то есть освоение методов латерального мышления для их дальнейшего использования в жизни.
  2. Специфические области обучения, то есть использование творческого мышления для решения конкретных задач в конкретных условиях.
  3. Оперативные творческие навыки, то есть овладение всеми инструментами для целенаправленной генерации новых идей. Например, в сфере рекламы.

Обучать творческому мышлению можно по-разному. Это могут быть однодневные и двухдневные интенсивы по 6-12 часов, пятидневные модули, модули для руководителей, подчиненных, для отдела рекламы и так далее. Формы для обучения выбираются в соответствии с целью и задачами группы или личности.

В соответствии с запросами современности творчество обретает все большее значение не только в сферах, напрямую связанных с любым искусством, но и в любой работе. Всякая профессия — это творчество. Все зависит от того, как вы к этому относитесь.

Творчество и творческое мышление — не врожденные характеристики и навыки, которыми наделены лишь избранные. Это то, чему может научиться любой.