Креативный вид

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Креативность – это одна из отличительных черт человека. При этом современный человек креативен не для выживания, а для того, чтобы постоянно стремиться к некоему совершенству, достижение которого невозможно, потому что самое интересное – это движение, прогресс и эволюция.

Что общего между NASA и Пикассо?

1970 год. Идут третьи сутки полета «Аполлона-13». Внезапный взрыв кислородного бака выводит из строя два из трех топливных элементов. Именно тогда прозвучала фраза, которая войдет в историю: «Хьюстон, у нас проблема». Руководитель космических миссий Джин Кранц поставил почти невыполнимую задачу: спасти весь экипаж. Благодаря уникальной инженерной смекалке и подручным средстам астронавты были доставлены на Землю и никто не пострадал.

В начале прошлого века Пабло Пикассо начал писать картину, сделав перед этим несколько сот набросков. Но ее никто не оценил. Забросив работу на несколько месяцев, он все же дописывает картину. Друзья серьезно тревожатся за ментальное здоровье своего товарища. Через девять лет картина будет выставлена под названием «Авиньонские девицы» и подвергнется серьезной критике. Несколько десятилетий спустя искусствоведы признают в ней «первый безоговорочный шедевр ХХ века». Считается, что с нее началась история кубизма.

Что общего между двумя этими событиями? Когнитивные стратегии. И это объединяет не только Пикассо и инженеров NASA, но и всех, кто создает что-то новое.

Творческое мышление имеет великую способность изменять реальность.

НОВОЕ ПОД СОЛНЦЕМ

Изменения в природе человека

Человек постоянно создает что-то новое: виды велосипедов, формы зданий, моду на прически. И дело скорее не в попытке найти идеал, а в потребности изобретать.

Мозг очень быстро ко всему адаптируется и постоянно нуждается в элементах новизны. Устроившись на новую работу, мы проделываем путь, который нам кажется длинным и сложным, но уже через пару недель проходим его не задумываясь. Книги, которые были бестселлерами 50-60 лет назад, сегодня вряд ли кому интересны.

Но невозможно все время подпитываться новинками, нам нужна некоторая привычность и предсказуемость. Мы ходим в любимые рестораны, пересматриваем любимое кино или перечитываем любимую книгу. Баланс между привычным и новым – это и есть залог нормальной жизни.

Итак, новизна энергозатратна, мы не можем каждый день лететь навстречу приключениям, а для вдохновения нам нужно что-то новое. И в этом секрет творчества.

Почему же не творят пчелы, ламы и коалы? Да потому, что мозг пчелы содержит один миллион нейронов, а мозг человека – сто миллиардов. Отсюда способность создавать бесконечное множество вариантов развития событий. Благодаря ментальной гибкости мы, в отличие от пчел, можем моделировать будущее.

Еще один ускоритель нестандартного мышления – социальные связи и творческая энергия других людей. Так работают научные сообщества, кружки писателей, объединения художников, научные школы. Творчество – это глубоко социальный процесс.

Мозг меняет то, что ему уже знакомо

В 2007 году, когда Стив Джобс представил первый iPhone, люди поражались тому, как и откуда появилась эта великая идея совместить множество устройств воедино и поместить в ладонь пользователя. До сих пор это никем не было сделано, но почва для появления iPhone уже существовала. Например, первый мобильный телефон Simon с сенсорным экраном, который работал всего один час без подзарядки, или цифровой помощник с объемными иконками приложений. Любое новое изобретение опирается на массив предыдущего опыта.

Генри Форд, создавая автомобильный завод, использовал уже известный принцип взаимозаменяемости деталей на сборке. О конвейерной линии он узнал благодаря чикагской компании, которая занималась расфасовкой мяса.

В искусстве также существует масса примеров, когда влияние предшественников и коллег - современников помогает создавать настоящие шедевры. Воистину новое – хорошо забытое, а точнее, переработанное старое.

Процесс творческого мышления опирается на три стратегии: трансформация (изменение), дезинтеграция (разделение) и синтез (объединение). Бытует ошибочное суждение, что какая-то часть мозга отвечает за определенный процесс. Однако образование нейронных связей происходит спонтанно, зарождаясь в одной зоне, а потом начинается бурное взаимодействие. Не стоит забывать, что мозг все еще мало изучен. Но, объединив науку и искусство, в какой-то степени можно объяснить, как рождаются новые идеи.

Трансформация

Трансформация – одна из трех стратегий преобразования реальности. В конце XIX века французский импрессионист Клод Моне снимал комнату с видом на Руанский собор и в течение некоторого времени писал его: то в лучах утреннего света, то в вечерних сумерках. Очевидно, что собор оставался собором, но настроение картины менялось, и храм выглядел всякий раз по-новому.

Люди всегда достаточно вольно обращались с формами, ведь каждый по-своему видит человека, животное, здание, предметы обихода. Такая игра с формой может нам дать не только произведения искусства. Медики создают искусственные человеческие органы. Инженеры, изменив форму кристаллов кальцита, изобрели антибликовое лобовое стекло для автомобиля, что снизило количество аварий в темное время суток.

Меняется наш язык, тем самым меняя наше сознание. Или сознание меняется, и потому меняется язык? Об этом ученые спорят, но факт остается фактом: перемены, трансформации происходили и будут происходить всегда. Придумывать что-то новое можно бесконечно даже тогда, когда кажется, что все уже изобретено.

Дезинтеграция

Дезинтеграция как когнитивная стратегия позволяет брать нечто целое и делить на удобные в использовании фрагменты. Благодаря этой стратегии мир получил множество важных открытий, которые мы используем ежедневно.

В авиации: создание хрупких, легко ломающихся мачт осветительных и радиовышек в аэропортах в зоне посадки самолетов. Такие мачты не вредят самолетам в случае столкновения и легко восстанавливаются.

В коммуникации: это ключевой принцип работы сотовой связи. Вышки охватывают разные участки на разных частотах.

В литературе и искусстве: появление верлибра (свободного стиха), новых приемов монтажа в кино и телевидении, течений в живописи.

В науке и технике: «мозаичный» метод позволил разбить молекулу инсулина, прочитать генетический код, найти новые способы исследования мозга. Появилась система пикселей, разработана схема MP3-сжатия.

В языке: аббревиатуры и сокращения.

Это богатейшая стратегия, которая способна создавать множество невероятных новшеств, лишь разбивая единое целое на части и по-разному их группируя.

Но что будет, если человек возьмет несколько источников и начнет работать с ними?

Синтез

Синтез – мощнейший двигатель инноваций. Он позволяет сочетать, казалось бы, несочетаемое и творить новое.

Самый простой пример синтеза в искусстве – русалки, сфинксы, кентавры и другие персонажи, созданные воображением человека. Но, как и две другие стратегии, синтез привнес в нашу жизнь не только произведения искусства, литературы и архитектуры.

Генная инженерия от и до построена на синтезе. Обтекаемые модели автомобилей, поездов и самолетов, подсказанные природой, позволяют им двигаться быстрее и с меньшим уровнем шума. Google Translate фактически не является словарем или переводчиком в привычном для нас смысле. В основе его действия лежит сбор мельчайших крупиц информации из запросов пользователей, которые он синтезирует и сводит воедино, выдавая с каждым годом все лучший перевод.

Любой язык – это продукт постоянного синтеза. Неологизмы, морфологические изменения, заимствования и профессиональный жаргон – все эти явления можно смело окрестить детищем синтетической стратегии. Литературная метафора тоже не что иное, как синтез: это два (а иногда и больше) смысловых поля, на пересечении которых и рождается новый смысл, подпитанный различными источниками.

Люди создают новые виды спорта, одежду, картины, романы, технологические новинки, беспрестанно синтезируя имеющиеся данные и опыт.

Жизнь в людском улье

Человеческий мозг генерирует идеи в огромном количестве, но большая часть из них так и остается невостребованными. С чем это связано?

В первую очередь, с окружением. Оценка идеи обусловлена тем, где и в какое время живет человек. Во Франции XVII века пьесы писали по канону Аристотеля – единство времени, места и событий. В то же время в Англии Гамлет совершенно спокойно уехал на несколько недель из Эльсинора, и события пьесы при этом никак не пострадали. Традиции и предпочтения в разных странах в разное время постоянно меняются. Любое творчество социально обусловлено, что и формирует рамки для творцов.

Вторая причина – недостаточное внимание к прогрессу и требованиям времени. Так рухнули BlackBerry и Kodak. Компании, которые в свое время стали новаторами в своей отрасли, теряют позиции, если не следят за рынком и меняющимися требованиями времени.

Третья причина полностью противоположна второй: если вы смотрите слишком далеко, то последователей у вас не найдется. Такая судьба постигла язык эсперанто и новую модель летоисчисления Symmetry 454. Прорывные технологии порой слишком сложны для текущего времени и вызывают больше сложностей, чем удобств.

Человек ищет новизну и в технологиях, и в искусстве. Что такое универсальная красота? Что вызывает любование и восхищение везде и всегда? Ответа на этот вопрос нет. Часто говорят о том, что симметрия универсально красива. Но так ли это? Исследования показали, что у человека равно приятные эмоции вызывает и симметрия, и асимметрия (сравните сады Тюильри в Париже и японские сады камней).

То же правило касается и музыки. Универсальной красоты звучания не существует, так как в каждое время и в каждом месте свои представления о прекрасном. Если в Европе матери укладывают детей спать, напевая им тихие колыбельные, то у африканских пигмеев принято громко петь и постукивать по шее.

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Не склеивайте детали

Статичность и попытки «заморозить» каноны ведут к стагнации. Все, что было создано человеком, – это бесценный кладезь опыта. Писатели, художники переосмысливают творения прошлого и создают новые, которые ничем не хуже старых, каноничных.

Традиции помогают двигаться дальше, но оставаться к ним «привязанными» – худшее, что может сделать ученый или художник. Взгляд за границы канона позволил, например, открыть суперматерик Пангею. Автора в свое время подняли на смех, но идея пережила время, и те, кто смеялся, вынуждены были согласиться: каноническое знание было неправильным.

По этой же причине у всех художников и писателей творчество делится на периоды, иначе они «застывают» и перестают создавать новое. Ведь никто не хочет постоянно проживать один и тот же день, даже если это счастливейший день в жизни. Нужны перемены.

Множьте идеи

Сила человеческого разума кроется в неограниченности идей, которые в нем появляются. Если дизайнер принес на согласование три макета или концепции чего-либо, это очень мало. В XIX веке Томас Эдисон представил на суд общественности фонограф, и предложил десяток идей, чем будет полезен данный аппарат. Когда Хемингуэй писал концовку «Прощай, оружие!», у него было 47 вариантов трагической развязки. Нью-йоркский театр Flea выбирал дизайн фасада из семидесяти вариантов.

Именно в многообразии идей находится та самая, которая станет прорывом. Мы множим идеи, но выстреливают единицы, поэтому не стесняйтесь просить или предлагать больше вариантов, ведь вопрос «что еще?» будет стоять постоянно.

Разведка дальняя и ближняя

Общество можно сравнить с ульем, где всегда есть пчелы-разведчики. По аналогии с ними действуют люди, которые без устали ищут новое. Талантливый человек талантлив во всем. Не всем известно, что Эйнштейн, например, внес вклад в разработку холодильника, гирокомпаса, микрофона, конструкции самолета, водонепроницаемой одежды, нового типа фотокамеры, а еще запатентовал блузу.

Леонардо да Винчи настолько далеко смотрел в будущее, что его идеи казались тогда безумством, а сегодня, воплощая в жизнь оставленные им чертежи, люди не перестают удивляться, как это пришло ему тогда в голову.

Главная сложность творца заключается в том, что невозможно предугадать, что вообще нужно миру и что понадобится в ближайшем будущем.

Не бойтесь рисковать

Да, наши идеи могут быть не поняты, но риск (попытки, провалы и новые попытки) – это один из самых лучших двигателей прогресса. Яркой иллюстрацией служит создание электрического лифта, который пришел на смену гидравлическому. Его создатель покусился не только на монополию Otis Elevator, единственного на тот момент производителя лифтов, но и на саму идею гидравлики в механизме. Он был близок к провалу и даже смерти, но продолжал рисковать, пока не создал то, без чего мы теперь не мыслим своей жизни.

Дорога к творческому успеху зачастую вымощена камнями ошибок. Они выявляют слабые места технологии и заставляют двигаться дальше, снижая риски и улучшая производительность. Создатель пылесоса Дайсон работал над ним пятнадцать лет. Семья была на грани нищеты, но он продолжал до тех пор, пока после пяти тысяч прототипов не сделал наконец то, что хотел.

Риск в искусстве может быть провалом сегодня, но завтра он станет этапом развития живописи, скульптуры, архитектуры, кинематографа, литературы. Лучшее, что может сделать человек, задумавший что-то создать, – отказаться от первого пришедшего в голову решения. Как правило, оно поверхностно и во многом повторяет то, что уже было. Чтобы двигаться дальше, нужно смело копать глубже.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Инновационная компания

Инновация – это попытка заглянуть в будущее, но «беспроигрышных вариантов» в этом деле не существует. За многие годы потерпели неудачу тысячи компаний, которые пытались внедрить нечто новое, но их опыт канул в Лету. Двигаться в направлении инноваций без основательных расчетов и подготовки – затея очень рискованная, хотя и не лишенная смысла. Главное – помнить: на сотни венских композиторов был лишь один Бетховен. Даже если получится что-то воплотить на практике, это не значит, что идея приживется надолго. Поэтому многие успешные компании занимаются инновациями очень дозированно. Они прощупывают рынок и готовят платформу для прыжка в будущее.

Многообразие идей – это не бессмысленная трата бюджета. Инновационные компании четко знают, сколько денег закладывать в футуристичные проекты, а сколько отводить на текущие дела. Google и Amazon обязательно выделяют бюджет на инновации, регулярно в чем-то проваливаются, но продолжают работать.

Руководители компаний часто задаются вопросом, как организовать рабочее пространство для сотрудников таким образом, чтобы им было удобно мыслить. Даже если убрать все перегородки и усадить людей рядом друг с другом, получить волну недовольных и заразившихся гриппом, это дает возможность сменить обстановку и условно «отформатировать» головы сотрудников, которые привыкли к тому, что есть. Цель инновационной компании – стимулировать творчество и не тонуть в рутине.

Инновационная школа

Мы все проходим через школьное образование. Кому-то повезло больше, кому-то меньше. Кто-то учился в самой обычной школе, а где-то директор создавал наилучшие условия для учеников. Истинная задача школы – научить ребят менять реальность и генерировать новые идеи, не забывая при этом, что новое рождается из привычного.

Создание множества альтернатив и обучение этому – прекрасная возможность переосмыслить реальность. Кому-то это покажется бесполезным, но на деле чем глубже копнет ученик в создание альтернативы, тем новее и свежее будет его взгляд.

Творческий риск должен быть поощрен, а не наказан. Выход за пределы школьной программы в осмыслении какого-либо факта – это достижение, которое должно быть оценено. Хвалите старание и нестандартный образ мысли. Мотивируйте и вдохновляйте учеников на создание нового, ведь возможно, именно эти люди будут в скором времени творить будущее.

Наполняйте действия молодых умов смыслом. Все, что они делают, должно служить какой-то цели. А то, что они создают, покажите другим, организуйте выставку, награждайте инициативу.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются школы, – разделение на гуманитарное и физико-математическое направление. Без искусства невозможно создавать технические инновации. Как стихи – самая быстро реагирующая на социальные и исторические изменения форма, так и искусство в целом движется быстрее науки, вдохновляя ученых. Одни только научно-фантастические произведения чего стоят! Чем ближе человек к искусству, тем лучше развиваются его инженерные, технические способности.

Воображение – это величайшая ценность, которую нужно поощрять и взращивать.

Вперед в будущее

Нельзя остановить научно-технический прогресс: мы каждый день запускаем космические корабли или создаем технику, которой не было еще вчера. Творцы от искусства движутся вперед, пользуясь достижениями науки и техники. Благодаря интернету смылись географические границы, существует доступ к любым знаниям, и это помогает не повторять то, что уже где-то создано.

Будущее начинается сегодня. Оно вообще начинается каждый день, и мы имеем все возможности создавать его: кто-то этой возможностью пользуется, а кто-то нет. Большинство людей находятся примерно в равных условиях, говоря о доступе к информации, поэтому самое важное – пользоваться этими возможностями и творить мир вокруг себя, создавать его, совершенствовать, менять.