Путь джедая

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Необходимые мысли для понимания темы

Они были изложены в предыдущей книге Максима Дорофеева «Джедайские техники». Ее саммари также есть в нашей библиотеке, можно прочитать вначале его.

Но самые важные мысли из книги «Джедайские техники» повторим здесь.

  1. Мозг человека работает в двух режимах. В одном он ведет себя рационально и дальновидно. Но чаще — желает немедленно удовлетворять сиюминутные потребности. Этот режим можно сравнить с ленивой обезьянкой, которая действует исключительно ради собственного удовольствия. Но она боится критических ситуаций. И в тех случаях, когда есть угроза жизни, репутации или наказания, мозг переходит в рабочий режим и начинает активно действовать.
  2. В мозгу работают две связанные системы. Первая быстро реагирует на раздражители, выдавая немедленный ответ — шаблонный, не всегда правильный, но подходящий для стандартных, привычных ситуаций. Эта система расходует очень мало энергии. Другая система как бы проверяет первую. Если ответ первой системы кажется нам ошибочным, включается вторая — рациональная и аналитическая. Она работает медленно и потребляет много энергии. Поэтому мозг включает ее редко. Долго работать в таком режиме сложно — в нем мозг тратит больше ресурсов, чем человек успевает восстанавливать.
  3. Получается, что наш мозг не очень любит думать и что-то запоминать. Запас его ресурсов ограничен. И расходует он их быстро и неэкономно. Когда мы говорим, что у нас не хватает на что-то времени, мы ошибаемся. Дело не во времени, а в ресурсах. Это их нам не хватает. Увеличить объем ресурсов можно, но история эта долгая и не всегда результативная. Гораздо проще научиться экономить ресурсы.

Чего не хватило в «Джедайских техниках»

1. «Знать» не равно «делать». Во многих случаях одного теоретического знания недостаточно. Нужно еще понять, как именно его применять. Получить знание можно быстро. Но тренировать себя для реализации этого знания придется долго. Любое обучение состоит из трех этапов:

  • получение новой информации;
  • осмысление полученного;
  • применение на практике.

Мы часто ставим во главу угла только получение информации. Но из огромного ее количества мы готовы осмыслить и запомнить лишь малую часть, а использовать на практике и того меньше. К тому же получать информацию можно легко и быстро. Осмыслять ее нужно дольше. И еще дольше — учиться применять на практике.

2. Мы не видим вещи такими, какие они есть. Мир вокруг нас состоит из огромного количества разнородных сигналов. Для создания картины реальности мозг отсеивает большую часть информации как шум. Из оставшегося мы выделяем узкую область, на которую обращено наше внимание. Все остальное оказывается за бортом. Но и эту область мы воспринимаем через собственные субъективные фильтры: предрассудки, домыслы, личные суждения.

Так что многие свойства вещей обусловлены исключительно нашим восприятием. Некоторые вещи кажутся нам необходимыми, задачи срочными, а цели важными. Но все это не является их объективным свойством. В зависимости от наших предубеждений качества одного и того же явления или предмета могут значительно меняться.

От этого зависит и наше отношение к информации. Порой она кажется нам легкой и понятной. И мы не стремимся ее осмыслить. Мы также не обрабатываем получаемую информацию при высоком уровне стресса. Нам кажется, что на это нет времени. Наконец, осмысления не происходит, когда на это не хватает мыслительных ресурсов. И только когда мы воспринимаем новую информацию как сложную или непонятную, не стрессуем и обладаем ресурсами — тогда мы можем ее осмыслить.

3. Мы тратим мыслительные ресурсы на негативные эмоции. Уныние, страх, гнев — эти эмоции уничтожают наши мыслительные ресурсы. В негативном эмоциональном состоянии нам крайне трудно мыслить продуктивно. Положительные эмоции могут добавить ресурсов. Но тут надо быть осторожнее: на радостях мы можем сильно уработаться и осушить свой запас ресурсов до дна. Восстанавливаться потом придется долго.

Эмоции — наша реакция на какие-то события в мире. Они напрямую зависят от того, как мы эти события воспринимаем. При более положительном восприятии эмоции будут положительными, при более отрицательном — отрицательными.

И не так-то просто взять и перестроиться. Наше восприятие мира формируется в течение долгого времени. А эмоциональные реакции на события возникают раньше рационального объяснения. Их не стоит подавлять, но можно попытаться нейтрализовать их. Придумайте случившемуся причину, которая его оправдает. Например, представьте, что эту причину создали вы. Почему вы это сделали? Такое упражнение поможет перевести эмоции из негативного модуса в позитивный или нейтральный.

4. Модель двойных убеждений. Иногда мы пытаемся поменять свои укоренившиеся убеждения или субъективное отношение к чему-то. Но такая смена происходит не сразу. Какое-то время оба убеждения — и старое и новое, сосуществуют в нашем мозге. В разных обстоятельствах проявляется то одно, то другое.

Если на оценку и решение нам дается очень малое количество времени, мы оперируем более старыми убеждениями. Если нам дать времени на обдумывание побольше, мы сможем использовать более новые.

Мир без готовых ответов

Универсальных и гарантированно работающих рецептов успеха просто не бывает. Каждый человек уникален. Что сработает у одного — у другого может не сработать, получится прямо противоположное. Поэтому не стоит считать любую идею подходящей лично вам. Определить то, что действительно вам подходит, можно только опытным путем.

Мир невероятно сложно устроен. Большей части его мы не знаем. И не способны предугадать всех последствий наших поступков. Вещи в мире связаны нелинейно. Изменение причин приводит не к аналогичному изменению следствий — они меняются непредсказуемо. Польза остается пользой только до определенного уровня. Превышение этого уровня сделает ее бесполезной или даже вредной.

В мире нет ничего абсолютного. Нет полностью черного или полностью белого. Мир состоит из полутонов разной степени насыщенности. Но многие люди не желают этого признавать. Для них такая картина мира слишком сложна и неопределенна. А неопределенность пугает. Она ассоциируется с неприятностями.

Любое решение приносит как ожидаемые результаты, так и неожиданные. Причем вторые могут принести не только неприятности, но и дополнительные возможности. Но если мы не увидим этих возможностей, мы не сможем ими воспользоваться. А вот неприятности останутся неприятностями, даже если мы о них не подозреваем.

Поэтому порой нам кажется, что от неопределенности нужно ждать только чего-то плохого. В попытках избавиться от неопределенности мы строим все более точные и долгосрочные планы. Но от нее невозможно полностью избавиться. Чем сложнее будет ваш план — тем легче он развалится от любой неожиданности.

Гораздо продуктивнее научиться доверять неопределенности. Не ожидайте от своих действий слишком многого. Не стройте долгосрочных планов и сценариев. Старайтесь приглядеться к тому, чего вы не ожидали. Если вовремя заметить неприятность, ее можно предотвратить. Или воспользоваться возможностью, если заметить ее вовремя.

Взращиваем свое будущее поведение

Итак, знать о чем-то — еще не значит уметь это использовать. Между знанием о том, как делать, и собственно деланием есть кое-что еще: упражнения, тренировки, формирование правильных привычек. И это и есть самое сложное. Ниже представлены методы, которые помогут преодолевать данную сложность.

  1. Встраивайте знания в образ жизни. Новое поведение необходимо стимулировать с помощью вознаграждений. Начните с самого простого, с малого и постепенно увеличивайте качество или количество до необходимого. Так новое поведение станет вашей привычкой.
  2. Найдите подходящее именно вам. Поскольку все люди разные, привычки и методы у каждого свои. Определить подходящие вам можно только путем практики. Нужно пробовать, смотреть, думать и принимать решения. И обязательно записывать все результаты. Потому что память может подвести.
  3. Используйте список задач и чек-лист. Список задач — это то, что необходимо сделать, чтобы добиться конкретной цели. Чек-лист — это то, что было бы полезно попробовать. Чек-лист не накладывает обязательств. Это возможности, на которые стоит обратить внимание, если будут ресурсы.

Уровни джедайской зрелости

Люди отличаются по многим параметрам. В том числе и по тому, сколько они успевают сделать. Существует пять уровней. На первом человек не успевает практически ничего. На пятом — легко справляется со множеством задач. Для разных уровней подходят разные решения и практики.

Первый уровень. Все горит... И ты в аду...

Человек не справляется ни с чем, и от этого пребывает в постоянном стрессе, суетится, торопится. В итоге успевает еще меньше. Стресс не дает ему расслабиться, любое дело кажется важным. Возникает недостаток сна и отдыха, что приводит к переутомлению. А в состоянии переутомления человек начинает еще больше суетиться и загонять себя. Он не способен делать даже то, что ему нравится. Он начинает обвинять себя в лени. Но дело не в лени, а в недостатке ресурсов.

Поэтому на первом уровне главное — дать себе отдохнуть. В первую очередь восстановить режим сна. Хороший сон — это основа эффективной работы.

Многие любят перед сном смотреть в экраны телевизора, компьютера, телефона. Яркие экраны нарушают процесс засыпания. Гормон сна — мелатонин выделяется в темноте, без него человек не захочет спать. Свет от экрана нарушает выработку мелатонина, и

это приводит к бессонницам.

Откажитесь от привычки смотреть на экран перед сном. Лучше почитать бумажную книгу, подумать, помедитировать, послушать музыку. Если смотреть на экран необходимо, включайте специальный ночной режим. Спите при выключенном свете или со специальной маской на глазах. Ставьте смартфон перед сном на режим «не беспокоить», чтобы он не разбудил вас несвоевременными оповещениями.

Во время работы уберите телефон подальше от себя. Чтобы он буквально не попадался вам на глаза. Отключите все оповещения, кроме самых важных. Несколько раз за время работы нужно остановиться и пару минут посидеть, ничего не делая. Просто сосредоточиться на себе, разобраться в своих мыслях, снизить уровень беспокойства.

Если вас отвлекают от работы какие-то сайты или приложения, затрудните для себя доступ к ним. Уберите сайты из закладок, иконки приложений с рабочего стола и экрана телефона. Установите плагины, которые блокируют рекламные баннеры на сайтах, например, AdBlock.

Второй уровень. Ночь простоять да день продержаться

На этом уровне человек умеет справляться с текущими делами. Но он тратит на это все свое время. На долгосрочные задачи его уже не хватает. Ему нужно научиться расходовать меньше ресурсов на текучку и больше — на действительно важное. А также научиться управлять собственным вниманием и памятью.

Всегда записывайте все важное. Человеческой памяти нельзя доверять. Ведите списки дел и регулярно сверяйтесь с ними. Создайте систему триггеров: слов и вещей, которые ассоциативно могут напомнить о чем-то важном. Иногда следует отложить все дела и промотать в голове события прошедшего дня. Это поможет вспомнить то, что по какой-то причине осталось незаписанным.

Разделяйте проекты, задачи, идеи и встречи. Заносите их в разные списки. К каждому из этих пунктов нужно подходить по-своему. Проекты требуют глубокого размышления. Задачи, напротив, можно выполнить быстро, иногда на автомате. Для идей нужна фантазия и креативный подход. Для эффективной встречи нужно четко знать, где, когда, с кем и по какому поводу она будет.

Делайте только задачи из списка. Если поступила незапланированная задача, занесите ее в список и оцените ее важность по сравнению с другими. Иначе есть вероятность, что новая задача будет казаться самой важной.

Правильно формулируйте задачи. Пункт в списке должен выглядеть как ответ на вопрос, что сделать, то есть он должен начинаться с глагола и быть максимально приближен к реальному физическому действию. Задача «отправить отчет руководителю» сформулирована неверно, если сначала вам нужно получить информацию для отчета. Неверная формулировка помешает быстрому выполнению задачи.

Неправильно сформулированную задачу вы можете не сделать никогда. Вы все время будете ее откладывать, потому что она будет казаться слишком сложной. Упростите ее, разбейте на несколько простых задач.

Не откладывайте дела на потом под предлогом того, что сейчас у вас завал. Расставляйте приоритеты. Если же что-то нужно делать сейчас — сделайте сейчас. Хотя бы на один шаг продвиньтесь вперед.

Самая эффективная экономия ресурсов — отказ от многочисленных интернет-коммуникаций: чатов, почты, соцсетей. Сократите использование всего этого до минимума. Не начинайте утро с интернета, а иногда отказывайтесь от него на весь день в качестве профилактики.

Третий уровень. Есть свет в конце тоннеля

На этом уровне человек уже понимает, какие дела у него текущие, а какие нужны для развития. Теперь ему необходимо научиться делать что-то заранее, а не в последний момент, больше думать о будущем и навести порядок в инструментах самоорганизации.

Откуда берутся наши задачи и списки дел? Они формируются, поступая из разных источников, но все их можно объединить одним названием: «входящие». Из них мы берем все составляющие для наших списков: идеи, проекты, задачи, просто справочную информацию.

Следовательно, вначале нам нужно обработать входящие — прочитать их, понять, проанализировать. Обрабатывать входящие надо вовремя, иначе есть опасность в общем завале пропустить что-то важное.

По аналогии с электронной почтой место, где мы собираем еще не обработанные входящие, назовем инбоксом. По возможности надо опустошать инбокс. Но это не должно становиться самоцелью. При обработке входящих порой приходится много думать. Если мы будем стремиться просто опустошить инбокс — можем плохо обработать входящие. И все же задержек допускать нельзя.

Проводите специальные упражнения для тренировки внимания. Несколько раз в неделю старайтесь сосредоточиться на объектах, которые обычно мало вас занимают. Например, сосредоточьтесь на собственном дыхании. Пару минут старайтесь не переводить внимание ни на что другое. Это не будет у вас получаться. Но зато вы начнете замечать моменты, когда отвлекаетесь. Начав с двух минут, постепенно увеличивайте интервал до десяти.

Работайте «помидорами» — небольшими отрезками времени, от 10 до 25 минут. Ставьте таймер и работайте, не отвлекаясь. Когда таймер прозвенит — отдохните, почитайте сообщения, соцсети, что-то еще. А потом работайте снова.

Начинайте день не с проверки входящих, а с какой-нибудь задачи из списка. Чтобы не вносить путаницу и не переводить фокус на новые задачи, которые могут показаться важнее. На самом деле самые важные задачи обычно не бывают срочными. Посвящайте утро несрочным, но действительно важным задачам — тем, которые помогают вам расти. Это ваше будущее.

Четвертый уровень. Планомерно к намеченным целям

На этом уровне человек начинает перебирать свои дела в поисках самых важных. Наши дела должны приводить нас к нашим целям. К тому, чего мы больше всего хотим. Ради этого необходимо отказаться от всего, что мешает на этом пути, и сосредоточиться на том, что помогает.

У многих людей есть привычка сначала выполнять рутинные дела и только потом переходить к тому, что действительно важно для них. Кажется, что сначала легче справиться с мелочью, а потом переходить к серьезным делам.

Но тут вмешиваются два фактора. Во-первых, рутинные дела могут никогда не кончиться. Во-вторых, после выполнения рутины у вас останется не так много мыслительных ресурсов. От этого пострадает качество важных дел. Да и вам самим не сильно захочется ими заниматься.

Лучше найдите среди рутины задачу, которую проще всего отложить на потом. И вместо нее займитесь важными проектами. Иначе у вас так и не получится их выполнить.

Обязательные задачи не нужно делать идеально. Они вполне могут быть сделаны сносно, но за более короткое время и с меньшими затратами ресурсов. А все, что вы смогли сэкономить, потратьте на важные задачи.

При этом главное — осознавать, чего вы действительно хотите, а что навязано вам извне. Часто родители перекладывают на детей свои нереализованные желания. Реклама и мода также постоянно диктуют, чего нам хотеть. Всегда задавайте себе вопрос: откуда взялось мое желание достичь чего-то? Тестируйте свои желания в миниатюре, на кратковременных моделях.

Желания и цели не обязаны быть великими. Сначала добейтесь целей помельче, а цели побольше придут вслед за ними.

Составьте список ваших целей и желаний. Сравните его со списком задач. Спросите себя, для чего вам нужно выполнить ту или иную задачу. Если через несколько ответов вы придете к одной из своих целей — перед вами важная задача.

И самое главное: все успеть невозможно. Поэтому нужно выбирать. Главный критерий для выбора важных дел — отсутствие сомнений. Если не уверены, что дело действительно важно для вас, — откажитесь от задачи. В крайнем случае, сделаете ее после.

Пятый уровень. Естественно, спонтанно и все во благо

На пятом уровне человек уже умеет справляться со всеми важными делами и не обращать внимания на неважные. Все, что ему теперь необходимо, — научиться обращать случайности себе на пользу и скорректировать методику под себя.

Бывает, мы намечаем оптимальный объем работы, на который планируем потратить определенное количество ресурсов. Но по разным причинам у нас может появиться своего рода резерв ресурсов. Кажется, их стоит потратить на какую-то дополнительную небольшую задачу.

Но лучше так не делать. Задача может оказаться больше, и ресурсов на нее уже не хватит. А человек будет перегружен. Гораздо продуктивнее в таком случае — просто ничего не делать и отдохнуть.

Во время отдыха полезно уединиться и посидеть минут двадцать в тишине. Можно подумать о какой-то идее, которая зацепила вас. А можно просто следить за своими мыслями. Такая практика приносит интересные идеи.

На пятом уровне в списке задач у вас уже остались лишь самые важные. И вы их выполняете не потому, что это необходимо, а потому, что вы этого хотите. Но иногда жизнь подкидывает нам новые неожиданные возможности вне списка задач. Поэтому стоит временами отвлечься от списка и сделать что-то новое, незапланированное, но при этом многообещающее. На первых уровнях такой совет вряд ли сработает: воспользуйтесь им, лишь если вы уже достигли высокого джедайского уровня.

В конце концов, эффективность — это не только успевать все запланированное. Это прежде всего способность выполнять все лучше, больше и легче, чем было запланировано. Минуя трудности и используя неожиданно открывающиеся возможности. Такое умение и является целью пути джедая.