Логотерапия и экзистенциальный анализ. Статьи и лекции

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Виктор Франкл (1905–1997) – австрийский психолог, психиатр, философ и врач-невролог, основатель логотерапии. Это метод, которым широко пользуются психологи и психотерапевты в рамках экзистенциального анализа. Когда-то он начинал свой путь как последователь Зигмунда Фрейда, но со временем его взгляды существенно изменились. Франкл понял, что психоаналитический подход не всегда способен помочь человеку в моменты жизненных кризисов.

В сборнике «Логотерапия и экзистенциальный анализ» собраны избранные лекции и статьи Виктора Франкла, начиная с 1938 года.

К духовной проблематике психотерапии (1938)

В 30-е годы прошлого века ведущими направлениями психотерапии были психоанализ и индивидуальная психология. Однако между ними есть одно существенное методологическое расхождение. Психоаналитики придерживаются мнения, что неврозы связаны с вытеснением сознательного в область бессознательного. Они пытаются найти эти смыслы в бессознательном, и вместе с пациентом таким образом преодолеть невротическое состояние. Задача человека при таком подходе заключается в том, чтобы бессознательное (в том числе инстинкты) и реальность могли сосуществовать. Так происходит процесс адаптации.

Приверженцы индивидуального подхода в психотерапии в свою очередь считают причиной неврозов попытку человека снять с себя ответственность за происходящее в его жизни. То есть во главу угла ставится не адаптация к реальности, а собственно создание реальности, которое получило название «оформление». Однако, несмотря на такие, казалось бы, фундаментальные расхождения, психоанализ и индивидуальная психология не противоречат, а дополняют друг друга.

Важно обращать внимание не только на зов либидо (то есть проявление сексуальности во всех ее формах), но и на прочие устремления, которые в человеке бесспорно присутствуют. При этом адаптация и оформление – не единственные формы психически и психологически здоровой человеческой жизни. Виктор Франкл называет третий аспект – самореализация.

Если психоанализ ориентирован на прошлое, а индивидуальная психология на будущее, то Франкл призывает обращаться еще и к настоящему, текущему, в котором и стоит искать смысл жизни для того, чтобы распространить его на всю свою дальнейшую жизнь. Такой подход он называет «высокой психологией», отделяясь от уже устоявшейся и привычной глубинной «психологии.

Когда пациент обращается к психиатру или психотерапевту, он приходит со своими личными взглядами и ценностями. Верхом непрофессионализма специалиста является попытка перестроить эти ценности, подогнать пациента под некий стандарт, установленный подходом, который используется в терапии. Избежать этой проблемы нелегко, но возможно. Для этого следует вместе с пациентом разобраться, в чем он видит смысл своей жизни, понять, какими принципами он руководствуется. То есть помочь ему найти смысл жизни внутри себя, а не навязать свои представления о «психическом здоровье». Эту задачу и решает экзистенциальный анализ.

Врач должен помочь пациенту осознать собственную ответственность за все, что происходит в его жизни сейчас, не перенося ее на несчастливое детство или травматические опыты. И тут встают два вопроса: перед кем и за что он несет эту ответственность.

Психотерапевт не должен отвечать на эти вопросы, ответить на них должен сам пациент под руководством специалиста.

Человек часто боится ответственности, ему кажется, что она усложняет его жизнь, но на деле перед тем, кто принимает ответственность, открываются новые возможности, он становится свободным. Свободным не «от», а «для».

«Но зачем все это, если я все равно когда-нибудь умру?» – может спросить пациент. Да, жизнь конечна, но осознание ее конечности – это не повод не делать ничего, а уникальная возможность наполнить жизнь глубоким смыслом. Сам факт наличия смерти наделяет жизнь смыслом.

Инструментом экзистенциального анализа для решения всех этих задач служит логотерапия – такая терапия, которая позволяет с помощью логоса, то есть слова, полемики, найти ответы на вопросы о смысле жизни для самого пациента. Это своего рода путь «от духовного», а не «от бессознательного».

Логотерапия способна помочь тем, кто пытается переложить вину за свои невзгоды на других людей и обстоятельства; тем, кто не пытается втянуть психотерапевта в споры о мировоззрении, а хочет добраться до своих личных смыслов; тем, кто столкнулся с непреодолимыми жизненными обстоятельствами – смерть близкого человека, инвалидность, неизлечимая болезнь.

Психиатрическое самосознание (1938)

Люди зачастую путают психоанализ и психотерапию, однако психоанализ – это всего лишь один из способов решения проблемы, с которой обратился пациент. Франкл критикует психоанализ за то, что он все человеческие порывы сводит к влечениям и либидо. И самое главное – за то, что он проникает в мировоззренческую структуру человека.

Смысл жизни, считает он, не может диктоваться кем-либо, никто не вправе указывать человеку его путь. Даже ведение мировоззренческих споров с пациентом недопустимо, так как это так или иначе ведет к навязыванию своих представлений о жизни. В основе психологической практики не должно быть никаких идеологических компонентов.

Специалист, работающий с человеком, должен донести до него главную идею: если у пациента есть мировоззрение, то он должен быть готов нести за него ответственность, так как это всегда его личный выбор. Экзистенциальный анализ призван помочь найти то, что придает смысл жизни каждому конкретному человеку, который обратился за помощью.

Основы экзистенциального анализа и логотерапии (1959)

В дополнение к бессознательным инстинктам, о которых речь идет в рамках психоаналитического подхода, экзистенциальный анализ провозглашает наличие бессознательной духовности. Логотерапия как метод экзистенциального анализа позволяет эту духовность обнаружить.

Экзистенциальный анализ и логотерапию можно рассматривать в пяти аспектах:

  1. Как толкование личностной экзистенции;
  2. Как терапию коллективных неврозов;
  3. Как врачебное душепопечительство;
  4. Как терапию ноогенных неврозов, то есть неврозов, связанных с поиском смысла жизни;
  5. Как неспецифическую терапию.

Рассмотрим подробнее каждый из этих аспектов.

Экзистенциальный анализ как толкование личностной экзистенции позволяет психотерапевту помочь пациенту найти смысл его жизни, очертить его мировоззренческие взгляды. Часто мировоззрение и смысл жизни оказываются спрятаны от человека в глубинах его бессознательного. Если поднять его наружу и вывести из латентного, то есть скрытого, состояния, человек становится способен увидеть и осознать смысл своей жизни.

Для такого подхода крайне важно осознавать самому психотерапевту, что его взгляды не являются единственно верными. Он должен уметь принимать точку зрения своего пациента как имеющую право на существование.

Отсутствие смысла жизни может вести к самым разным разрушительным последствиям вплоть до тяжелых форм депрессии. Вместе с депрессией непременно проявляются и другие проблемы со здоровьем. Страдают желудок, кожа, волосы, у женщин нарушается менструальный цикл. Страдает и душа, и тело.

Однако Виктор Франкл выделяет еще одно «измерение» человеческой личности помимо души и тела. Речь идет о духе. Именно в ресурсах духа стоит искать смысл жизни, когда душа и тело сдались. Духовная составляющая является формообразующей, но при этом никакая составляющая не может ставиться выше других.

Личность – это индивидуум, что в переводе с латыни значит «неделимое». Человек не является суммой трех слагаемых (тело, душа и дух), но представляет собой нерушимое их единство, не поддающееся расщеплению. Мы можем рассмотреть и увидеть человека только в том случае, если способны увидеть все три «измерения», равнозначных составляющих.

Когда мы говорим о духовной составляющей, мы в первую очередь обращаемся к двум важнейшим феноменам – любви и совести.

Франкл определяет любовь как возможность «постигать человека в его так-бытии (отвечает на вопрос что именно существует), с его внутренней природой, в его уникальной неповторимости, однако не ограничиваясь его так-бытием и внутренней природой, но также в его ценности и долженствовании». Любовь обладает познавательной функцией.

Что касается совести, то этот феномен коренится в бессознательном, он является первоосновой морали. Совесть интуитивна, осмыслить рационально ее можно лишь теоретически.

Важным пунктом выделяется и ноосоматическая (или психосоматическая) природа заболеваний, вызванных расстройствами духовного плана. Франкл подчеркивает, что далеко не все болезни являются ноосоматическими, и это очень важно помнить. В его практике было множество случаев, когда к нему обращались пациенты, болезни которых выглядели как психосоматические, но на деле имели органическую природу. Пытаясь вылечить человека, обращаясь лишь к его душевным проблемам, ноосоматик рискует просмотреть реальную причину болезни, что может привести к печальным последствиям.

Важнейшим аспектом человеческого бытия является понимание собственной свободы. Свободу можно рассматривать с нескольких сторон:

  • Как свободу к влечениям, то есть наделять свободу инстинктивной природой. Однако человек, имея инстинкты, имеет над ними власть. Если он говорит, что свободен делать то, что велит его тело, ссылаясь на свою «звериную» сущность, он должен быть готовым к тому, чтобы отвечать за свои поступки.
  • Как часть наследственности. Близнецовый метод давно доказал, что наследственность в самой меньшей мере влияет на способность человека к самореализации. Ни тяжелое детство, ни детские травмы не в силах сломать человека, у которого в жизни есть смысл или в нем живет желание его обрести.
  • Как часть среды. Человека ни в коем случае нельзя считать продуктом среды. В одних условиях люди могут демонстрировать самые разные проявления своей личности.

Ответственность – один из важнейших терминов экзистенциального анализа. Это не только полное осознание и принятие собственной ведущей роли во всем, что с нами происходит, но и свобода, которая вследствие этого открывается. Неся ответственность за все, что мы делаем, чувствуем и переживаем, мы становимся хозяевами своей жизни, обретаем над ней контроль и видим смысл в том, что делаем.

Отвечая на вопрос «перед чем или кем мы несем ответственность», Франкл вводит понятие сверхличности. Под ней он подразумевает некую высшую силу, которую можно назвать Богом. Бог по Франклу не зависит от вероисповедания, он есть у всех, даже у атеистов, просто они эту субстанцию называют по-другому.

Экзистенциальный анализ как терапия коллективных неврозов применяется в тех случаях, когда:

  • человек живет в постоянном страхе конечности жизни;
  • человек думает, что изменить жизнь не в его силах;
  • человек следует за толпой, формулируя собственные ценности и смыслы;
  • человек игнорирует собственную уникальную личность и отказывает другим людям в праве ее иметь, то есть становится фанатиком.

Одним из самых ярких симптомов коллективного невроза является экзистенциальный вакуум. Это полное отсутствие у человека смысла того, ради чего он живет. При экзистенциальном вакууме люди все время испытывают тоску, депрессию, апатию, их ничего не интересует и ничего не вызывает желания жить. Это состояние – симптом современного человечества, порождение эпохи общества потребления.

Экзистенциальный анализ и логотерапия как врачебное душепопечительство проявляется в методе врачей выходить за рамки механистического, чисто физиологического восприятия человека. Мы уже говорили о том, что личность – это неделимая единица, в которой объединены три компонента – тело, душа и дух. Врач, который не обращает внимания ни на что, кроме тела, не способен по-настоящему помочь тому, кто обратился к нему за помощью. Поэтому так важно, чтобы врач умел поддержать человека в его несчастье. Когда пациенту, например, нужно ампутировать ногу, хирург, неспособный найти путь к душе и духу пациента, рискует узнать, что после операции этот человек покончил с собой, не найдя больше смысла в жизни при новых обстоятельствах.

Конечно, помочь в подобных ситуациях может религия или психотерапевт-экзистенциалист, но что делать, если таких людей нет рядом или человек в сложной ситуации просто не знает, к кому обращаться? Эта миссия посильно возлагается на лечащего врача. Новая медицина должна носить более индивидуальный и человеческий характер, не ограничиваясь лишь лечением болезни.

Экзистенциальный анализ и логотерапия как специфическая терапия ноогенных неврозов помогает преодолеть это состояние благодаря помощи в обретении смысла жизни пациента.

Ноогенный невроз – это тревожащий, мучительный поиск смысла жизни. Чаще всего его причиной является некий нравственно-духовный конфликт, который человек не в силах самостоятельно разрешить.

В таком случае логотерапия направляет или, во всяком случае, пытается направить страждущего к поиску жизненных ориентиров. Это сложный и длительный процесс, требующий большого терпения как от терапевта, так и от пациента. Цель логотерапии – помочь обрести смысл жизни или осознать его.

Логотерапия как неспецифическая терапия помогает пациенту в том, чтобы решить не только проблемы, напрямую связанные с духовным конфликтом. Специфическая терапия решает именно эту задачу, а неспецифическая выходит за рамки данной проблемы.

Благодаря логотерапии можно помочь пациенту преодолеть различные фобии, тревожное состояние, навязчивые мысли.

Экзистенциальный анализ способен помочь найти ответы на важнейшие вопросы смысла бытия, а логотерапия – метод, который можно использовать как в случаях, когда причиной проблем или кризиса является экзистенциальный вакуум, так и при сопутствующих состояниях.

Психология и психиатрия в концентрационном лагере (1961)

Виктор Франкл прошел два концентрационных лагеря – Терезиенштадт на территории современной Чехии и всемирно печально известный Освенцим. Когда он был освобожден, он сразу же начал анализировать то, что ему и другим удалось пережить, с точки зрения психиатрии и психологии.

Будучи некогда последователем Зигмунда Фрейда, он своими глазами увидел, как несостоятельна теория Фрейда о том, что в предельно критических ситуациях человек сводится лишь к набору инстинктов. Франкл видел самых разных узников, и все они по-разному реагировали на происходящее. Кто-то становился буквально животным, а кто-то обретал смысл там, где его просто не может быть.

За время пребывания в концентрационном лагере человек проходит три стадии: шок прибытия, адаптация, освобождение.

Прибывшие в концлагерь очень долго не верят в то, что с ними произошло. Они еще способны смеяться над нелепостью выданной робы, но в то же время на них наваливается чувство острой депрессии и страха перед будущим, потому что еще никто никогда не возвращался из концлагеря, и они просто не знают, что их ждет. Они находятся в шоке, открывая для себя всю правду того, с чем им придется столкнуться. Узники еще не боятся смерти, жаждут спасения, но вскоре наступают серьезные личностные изменения, а чувство обреченности, бессилия и безразличия нарастает.

Фазу адаптации все проходят по-разному, но преобладающее большинство будто впадает в некую «культурную спячку». Их больше не интересует ничего, кроме возможности как-то выжить в нечеловеческих условиях.

Жизнь сводится к попытке удовлетворить самую главную потребность – в пище. Еда становится единственной темой всех разговоров. Кто-то мечтает принять ванну и надеть теплую, чистую одежду, выспаться или согреться.

Участь заключенного в концлагере во много раз страшнее участи тюремного заключенного. Тот хотя бы знает, сколько ему осталось сидеть, узник концлагеря не знает ничего. В этом полном незнании многие теряют всякий смысл жизни, им не за что зацепиться, им нечего ждать и не к чему стремиться.

Сам Виктор Франкл говорит, что ему выжить помогло осознание своей миссии, его цель. Когда его интернировали, он взял с собой монографию, которую писал многие годы. Он не знал, как это сделать, но пытался спасти ее всеми силами, ведь это был труд всей его жизни до ареста. Но работа была утеряна. Его смыслом стала острая потребность восстановить ее. При этом он постоянно старался сохранять в себе человека, несмотря ни на что. Вместе с другими психологами и психиатрами они даже организовали что-то вроде службы помощи тем, кто хочет покончить с жизнью. Они пытались их приободрить, помогали им найти смысл, вспомнить о том, что есть жизнь за колючей проволокой. Таких помогающих было мало, но своим примером они дарили надежду другим.

Страдания узника не заканчиваются с момента освобождения. Многие вышли из лагерей глубоко травмированными. Дети остановились в развитии, у многих развились хронические заболевания, кто-то так и не смог избавиться от ощущения кошмара, который пришлось пережить. Многие страдали от хронической депрессии и не смогли вернуться к нормальной жизни. Преобладающее большинство потеряли свои семьи в лагерях, оставшись совершенно одни.

Франкл обратил внимание на то, что лучше всех переживали свалившиеся невзгоды люди, у которых был сильный духовный стержень. Они могли выглядеть слабыми физически, но, имея смысл жизни, который для них заключался в безграничной вере, держались более стойко, гораздо реже страдали от депрессии и не теряли человеческого лица.

Пребывание в концлагере – это ежедневное принятие решения о том, чтобы говорить жизни «да» даже в тех условиях, где жизни не место.

Психологизация или гуманизация медицины? (1981)

Все ли болезни имеют под собой психологические причины? На этот вопрос Виктор Франкл дает однозначный ответ – «нет». Большинство заболеваний, по его мнению и исходя из собственного врачебного опыта, вызваны не психическими причинами.

Выявить что-либо достоверно в этой области очень сложно. Например, однажды в его практике был случай, когда к нему привели девушку с проблемами с мочеиспусканием, которые другой лечащий врач связал с тем, что недавно у нее был первый сексуальный опыт. Девушка не могла сама мочиться, поэтому мочу приходилось откачивать катетером. Врач назначил ей гипноз для лечения, и тот в самом деле помог, но уже сразу после этого выяснилось, что причина ее состояния была в органических изменениях мочеполовой системы, никак не связанных с первым опытом близости.

Психосоматический подход может увести врача от лечения реальных проблем, пытаясь погрузиться в психологические проблемы пациента.

Многочисленные данные доказывают, что воздействие детских травм слишком переоценено. Большинство людей, имевших сложное детство, прекрасно справляются с неурядицами во взрослой жизни и живут совершенно счастливо.

Проблема психосоматической медицины заключается в том, что она практически не может объяснить, почему человек заболел, из-за сложностей интерпретации. Понять, какое именно психологическое воздействие стало причиной того или иного заболевания, а следовательно, и разобраться с ним едва ли возможно. Каждый раз это лишь гипотеза, а время болеющего человека может быть ограничено.

Что же должен делать врач? В первую очередь ему следует обратить свое внимание на душевное и духовное состояние пациента. Нет смысла загонять его в рамки рефлексии и искать ответы в прошлом. Лучше помочь ему обрести смысл в настоящем. В этом может помочь логотерапия.

Медицина, как и психология, сегодня должна встать на путь регуманизации, то есть обращения внимания на человека во всей его полноте и сложности. Психологу не следует уделять внимание лишь душе, а врач должен обращать внимание не только на тело. В таком случае специалист способен лучше и полнее помочь своему пациенту, приняв на себя ответственность за выбор собственной профессии и сложности, которые это за собой влечет.

Жажда хлеба и жажда смысла (1985)

Как часто мы сталкиваемся с вопросами вроде «Как я могу быть счастливым, если у меня нет денег?» Но при этом как часто богатые люди сетуют: «У меня есть все, но я не хочу жить». Что же нужно человеку: смысл в жизни или деньги?

Современное общество потребления сформировано рынком, который, удовлетворяя одни наши потребности, непременно стремится создать новые, которые он бы смог удовлетворить. Но он не дает нам главного – смысла в жизни. Человек прячется за атрибутами якобы счастливой и богатой жизни, оставаясь при этом совершенно несчастным, все глубже погружаясь в свой экзистенциальный вакуум.

В условиях внутренней пустоты человек постоянно испытывает скуку и равнодушие, ему не хватает инициативы, потому что он привык, что любую проблему можно решить деньгами. Когда денег нет, он уже не способен сам создавать смысл или искать его внутри себя.

Три самых распространенных невроза современности: депрессия, зависимость и агрессия. Все они своей причиной имеют полное отсутствие смысла и интереса в жизни. Человеку становится незачем жить.

Что делать в таких условиях? Искать смысл во всем: заниматься благотворительностью, волонтерством, безвозмездно помогать другим, бороться за мир, заботиться об экологии. В этих и многих других «высоких» стремлениях мы способны обрести истинный смысл жизни.

Замечания о патологии духа времени

Выдающийся немецкий философ Освальд Шпенглер в своем самом известном труде «Закат Европы» предсказывал, что великие ученые в ХХ веке будут задаваться новыми вопросами: они будут искать смысл. Что в общем-то и произошло, правда, по мнению Франкла, в отрицательном ключе.

Человек сегодня мучительно ищет смысл жизни, но не может его найти. Его привычные ориентиры разрушены. Жизнь перестала иметь глубокое «зачем». Большинство не удовлетворены своей жизнью.

Длительное время после войны Виктор Франкл руководил одной из австрийских клиник, где лечились женщины после неудачных попыток суицида. Через него прошло порядка 12 тысяч пациенток, а он должен был решить, кого из них выписывать, а кому еще рано говорить о готовности к продолжению жизни во внешнем мире. У каждой он искал хотя бы намек на понимание смысла ее собственной жизни, вместе с другими врачами помогал его обрести.

Смыслом жизни Франкла в Освенциме было возрождение утраченного труда «Доктор и душа». Это было его «зачем». Он мог опустить руки, когда понял, что труд всей его жизни больше не вернуть, но он задался целью написать его снова. Он не просто сумел найти смысл жизни в нечеловеческих условиях, но и получил богатый личный материал для работы.

Чтобы жизнь приносила радость, чтобы каждый день был наполнен ощущением счастья, всем нам нужна причина для этого. И к ней нужно идти, ее нужно искать. Она не упадет с неба, ее никто не может нам дать. Найти смысл жизни – это наша ответственность. Деятельный поиск смысла жизни приведет к его обретению. Наличие смысла жизни решит проблему депрессии.

Решить проблему другого невроза современности – наркозависимости – тоже можно благодаря экзистенциальному анализу и логотерапии. Человека нельзя считать счастливым, если он зависим от каких-либо веществ, даже если ему кажется, что он делает это по собственной воле. Выбор – это ответственность. Свобода и истинное счастье появляются там, где есть ответственность.

Почему люди совершают преступления? Потому что их ничего не удерживает от этого: ни мораль, ни нравственность, ни личные внутренние ориентиры. Они просто не были сформированы.

Удовольствие и стремление потакать своим капризам не имеют ничего общего с чувством смысла жизни, со счастьем. Это лишь фикция, которая создает иллюзию простейшей радости в моменте, которая потом не принесет ничего, кроме усилившегося чувства пустоты. Поэтому наркоману снова будет нужен наркотик, а человеку, одержимому сексом, новый партнер.

Единственное, что может помочь раз и навсегда, – это найти внутри себя ответ на вопрос «зачем я живу?» и ответить на него честно и искренне.

В оригинальной книге вы найдете больше статей и лекций, посвященных упомянутым вопросам