Гибкое сознание: новый взгляд на психологию развития взрослых и детей

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Какие бывают установки

С точки зрения установок люди делятся на два типа: люди с установкой на данность и с установкой на рост. Разница между ними колоссальная. Самым простым тестом на понимание установки может стать рассуждение или ответ на вопрос: «Способен ли человек становиться умнее, профессиональнее, сильнее в течение жизни?»

Люди с установкой на данность ответят, что у всех способности врожденные и человек либо умный, либо глупый изначально. Люди же с установкой на рост, наоборот, считают, что все свои способности и умения мы развиваем постоянно и глупый может стать умным, слабый сильным и так далее. Для них потенциал человека представляет собой непознаваемый феномен, понять и исчерпать который невозможно.

Те, кто склонны смотреть на жизнь с точки зрения установки на данность, склонны к соревновательности и постоянному доказыванию своего превосходства, так как считают, что они изначально обладают некими способностями, которые выделяют их среди других. Человек, ориентированный на рост, скорее будет заниматься собственным развитием, не беспокоясь о том, как его оценивают другие. Именно такие люди способны видеть свои сильные и слабые стороны, тем самым обладая более широким выбором инструментов собственного развития.

Теперь подумайте сами: способен ли человек достигать большего или его способности ограничены тем, что вложила в него природа?

Установка: взгляд изнутри

Почему некоторые школьники или студенты придают такое большое значение постоянному подтверждению своего превосходства, а некоторые просто учатся? Для одних их способности уже заданы, а для других они всегда претерпевают изменения. Именно с этой точки зрения они расценивают свои неудачи: для первых неудача – это ярлык на всю жизнь, для вторых – сигнал к действию.

Любопытен тот факт, что установка влияет на всю деятельность человека, включая его взаимодействие с другими людьми. Человек с установкой на данность выберет такого партнера, который будет боготворить его и поддерживать уверенность в безупречности. Для человека с установкой на рост идеальной половинкой будет тот, кто сможет с ним поспорить, указать на недостатки, поддерживать во всех начинаниях и подталкивать к  постоянному самосовершенствованию.

Существует такое интересное явление – «болезнь СЕО» (Chief Executive Officer – должность, аналогичная генеральному директору в России). Суть этого феномена заключается в том, что человек на высоком руководящем посту считает себя непогрешимым, он не терпит критики и уверен в своем полном превосходстве.

Конечно, не все СЕО страдают этой «болезнью», и тут раскрывается их установка – данность или рост. Руководитель с установкой на рост постоянно стремится к развитию и хочет этого для своих подчиненных. Он мотивирует их собственным примером и отношением к работе.

Человек с установкой на рост не боится сложностей и испытаний. Для него они не способ самоутвердиться, а возможность узнать больше и стать лучше. Если же человек ориентирован на данность, то для него истинное блаженство будет заключаться в возможности бездейственно почивать на лаврах своего превосходства.

Такие люди не любят сложности и задания, потому что те способны пошатнуть их статус. Более того, уверенность во врожденности своих умений полностью лишает их какого-либо желания развиваться, потому что, по их мнению, все люди делятся на успешных и неудачников, умных и дураков, счастливчиков и неудачников. Зачем учиться, если способности уже есть?

Наша установка может менять смысл всего происходящего. Для одних неудача (проваленный тест или спортивное поражение) – это ярлык на всю жизнь и чувство ущемленного достоинства, для других – новые возможности и вдохновение, вызванные осознанием своих слабых сторон. Кто виноват в неудачах? Для первых – все вокруг и неудачные обстоятельства, для вторых – они сами.

Изучение достижений спортсменов с разными установками позволило сделать вывод, что те чемпионы, которые отличались установкой на рост, стали символами работоспособности, борьбы, силы и невероятного стремления к развитию.

Но почему многие люди так боятся усилий? Профессор Дуэк отмечает, что склонность к отрицанию усилий – типичная черта американцев (в то время как европейцы и азиаты очень ценят усилия и труд и более склонны к установке на рост). Усилия в представлении этих людей лишают права на оправдание ошибки. Для них успеха может добиться лишь одаренный, а неудача становится клеймом на всю жизнь.

Самое важное, что нужно помнить: установку можно поменять.

Истина о способностях и достижениях

Один из самых распространенных мифов о способностях – легенда об одиночках. Давайте рассмотрим, из чего на самом деле складываются достижения.

Уже в школе многие ученики делятся на две группы в соответствии со своими установками. Ты либо бездарь, либо одаренный. В подростковом возрасте потребность доказывать свою принадлежность к одаренным становится довольно серьезной, так как по ней тебя оценивают большинство учителей.

Когда школьники поступают в вуз, они снова проходят испытание. Именно тут одаренных студентов собирают в особые группы и работают с ними по-особенному. Проблемы начинаются тогда, когда преподаватель не знает, каким ты был в школе, и приходится заново доказывать свой статус. Для студентов с установкой на данность первый же экзамен может стать решающим для их самооценки.

Может возникнуть вопрос: получается, что все равны? Нет, не равны. Действительно, у всех разный «багаж» врожденных способностей, но факт остается фактом: способности – это не ригидная система, и ими можно управлять, развивая. Так, студенты с установкой на рост могут вдохновенно и с интересом преодолеть множество сложностей и выйти победителями. Помочь им в этом могут родители, преподаватели и другие значимые люди, которые будут поддерживать их стремления. К концу обучения порой те, кто был в условном хвосте, оказываются лидерами.

Родители и учителя должны помнить, что позитивные ярлыки могут очень помешать развитию детей. Чем больше мы их хвалим, тем меньше усилий они прикладывают в дальнейшем, чтобы избежать осуждения. Важно хвалить усилия и работу, а не самого человека.

В свою очередь, негативные ярлыки могут, наоборот, сподвигнуть к изменениям, но рассчитывать на такое исключение не стоит. Например, влиянию негативных ярлыков подвержены девушки, изучающие математику. Принято считать, что они справляются с естественными и точными науками хуже, чем парни, но на самом деле нет никакого различия. Многие просто сдаются под воздействием этого негативного ярлыка, боясь оказаться глупыми по сравнению с противоположным полом.

Спорт: установка чемпионов

В спорте почти все уверены, что дело кроется исключительно в таланте. В опровержение этой теории есть примеры известных спортсменов как с установкой на данность, так и на рост.

С физическими способностями дела обстоят проще, поэтому мы верим в миф о самородках. В отличие от интеллекта, физическая одаренность зрима и может быть оценена объективно. Однако, если узнать историю Мохаммеда Али, то выяснится, что он физически абсолютно не подходил для бокса. Его победы – это победы интеллекта и тонкого анализа противника. Майкл Джордан тоже не был самородком, как и легендарный американский бейсболист Бейб Рут 1920-х годов. Вильма Рудольф, ставшая в 1960 году самой быстрой женщиной на планете во время Олимпиады в Риме, в детстве переболела полиомиелитом! Одним из примеров упорнейшей борьбы является и гольфист Тайгер Вудс, который сам по себе уже пример установки на рост. Лучшая женщина в мире футбола Миа Хэмм всегда была отчаянным борцом, которую поражения не ломали, а закаляли.

Так что такое спортивный успех? Для спортсменов с установкой на рост успех – это высочайшая оценка их работы. Провал для них – сигнал к пробуждению и стимул для вдохновения. Они берут всю ответственность за свои поражения только на себя, не виня условия или тренера в своих проблемах.

Любой спорт – командный, потому что всегда есть тренеры, медики, диетологи, ученые, которые работают со спортсменами. Их усилия – это часть победы. Чтобы стать чемпионом, нужно иметь мозг чемпиона, одной одаренности без должных усилий никогда не будет хватать.

Бизнес: установка на лидерство

Как и человек, бизнес тоже имеет свои установки: на данность и на рост. Они проявляются в способе управления. Компании с установкой на данность набирают молодые таланты, готовые к любой работе сразу. Им не прощаются ошибки. Им не позволено «доучиваться» и узнавать еще больше, потому что они и так таланты и должны быть ими во всем и до конца. Компании с установкой на рост подбирают сотрудников с потенциалом, с желанием учиться, развиваться, меняться. Если случается кризис в первом случае – летят головы, во втором – начинается работа еще более усиленная. Такие компании и принято называть процветающими.

Неправдоподобно харизматичный и самоуверенный босс – это картинка, которая выглядит хорошо только на страницах его автобиографий. На деле же сила управленца в его умении развиваться и развивать своих сотрудников, прислушиваться к ним, анализировать и обращать на все внимание. Ему не нужна пыль в глаза, ему нужна честность.

Лидеры с установкой на рост принимают долгосрочные решения, они не ориентируются на сиюминутную выгоду и заигрывание с прессой. Руководители же с установкой на данность считают себя представителями особой касты, которые имеют полное право игнорировать мнение сотрудников. Им важно создавать впечатление. Им не свойственно наставничество, потому что это значит опускаться на уровень, где им не место.

Самым известным лидером с установкой на данность является Ли Якокка, бывший глава концерна Chrysler. В его книгах вы не найдете ничего о других, потому что есть только он. К счастью, сейчас его установка, кажется, изменилась, и он занимается поддержкой и развитием инновационных медицинских исследований и инвестирует в создание экологически чистого транспорта.

Лидеры с установкой на рост умеют слушать и слышать, верить и взращивать таланты. Джек Уэлч (General Electric), Лу Герстнер (IBM), Энн Малкахи (Xerox) – все они яркие образцы установки на рост и развитие, они берегут дух компаний и стараются принимать решения, направленные не на утеху своего эго, а на всеобщее благо тех, кто там работает, и на развитие продукта.

Рядом с разными лидерами формируются разные группы. Это могут быть группы слепой поддержки, а могут быть критичные советники, которые всегда обратят внимание на слабые стороны решений руководства. Несложно догадаться, где эффективность выше.

Еще один интересный вопрос из сферы бизнеса – корпоративные тренинги. Почему они не работают? В них вкладывают деньги, люди посещают их, но результат стремится к нулю. Почему так? Проблема в том, что всякий тренинг оценивает компетентность менеджера на старте, перед началом, а в конце не подвергает эти результаты перепроверке.

Да, лидерами становятся, а не рождаются.

Взаимоотношения: установка и любовь (или ненависть)

Частично мы уже затрагивали тему личных отношений, теперь поговорим об этом подробнее.

Установка на данность в отношениях – это недопустимость компромиссов, высочайшие требования к партнеру и поблажки для себя. Такие отношения всегда рушатся по вине кого-то другого, а жизненной целью «пострадавшего» становится месть. У отношений с установкой на данность две проблемы, два убеждения, которые мешают:

  1. Если над отношениями нужно работать, то у таких отношений нет будущего.
  2. Любые сложности в отношениях – признак проблем с характером. Причем не своего, а партнера.

Для таких отношений свойствен тот самый один шаг, который отделяет любовь от ненависти. Все может быть разрушено в одночасье и не подлежит исправлению. Такие партнеры постоянно конкурируют друг с другом, доказывая свое превосходство. Им не столько важны отношения, сколько лидерство в них.

Отношения партнеров с установкой на рост – это постоянное движение вперед. Оно не бывает легким и гладким, но пара растет вместе, и в трудностях их отношения только крепнут. Они не выясняют, кто прав, а кто – нет. Они видят проблему и решают ее вместе.

Люди с установкой на рост не так склонны к застенчивости, как те, кто обладает установкой на данность. Они допускают право на ошибку, поэтому не зажимаются в себе и пытаются преодолеть скромность. Они контролируют ее, знают, когда нужно быть застенчивым, а когда лучше отставить это качество подальше.

Но установка, как уже было сказано, может поменяться. Это кропотливый труд, и человек, решивший измениться, ставит перед собой важнейшую и, пожалуй, самую сложную задачу – изменить свой взгляд на себя, людей и события.

Проблема буллинга и насилия в школах также кроется в установке. Эта тема очень сложная и во многом противоречивая. Например, мы привыкли считать, что школьники, устроившие стрельбу в школах, – это звери и нелюди, но если разобраться в том, что их подвело к этому, то многое станет ясным.

Дело, конечно же, не в компьютерных играх и интернете. Дело в том, что все они были жертвами травли со стороны других ребят. Их довело отчаяние, но признавать этот факт сложно, потому что тогда придется признать то, что школы недорабатывают, учителя закрывают глаза на насилие, а родители и школа перекладывают друг на друга ответственность за воспитание и подверженность подростка дурному влиянию.

Жертва буллинга – это потенциальная месть, будущая депрессия или даже самоубийство. Поэтому важно предотвратить травлю в школах и очень серьезно с этим работать, не закрывая глаза на «личные проблемы» учащихся.

Родители, учителя и тренеры: как формируются установки?

Пришло время поговорить о главном: откуда в нас наши установки? Почему кто-то боится неудач, как смерти, а кто-то делает выводы и движется дальше с удвоенным рвением?

Мы привыкли к тому, что детей нужно хвалить за любое мало-мальски значительное достижение, но это таит в себе серьезную опасность. Мы хвалим самого ребенка, называем его молодцом, говорим, как гордимся им, из лучших побуждений, но фактически отбираем у него энтузиазм развиваться, потому что ребенок не уверен, похвалят ли его снова, если что-то будет не так, как прежде.

Послание на рост всегда обращено не на личность, а на действие, на усилия, работу. Родитель не должен давать оценок своему ребенку, он может оценивать только его старания, не приравнивая их к личности ребенка. Смело хвалите их за настойчивость и труд, даже если это не привело к какому-либо результату, но вы видели, как ребенок старался. Поддерживайте его в начинаниях, не оценивая его личность.

Худшее, что может сказать родитель, – «Молодец!» Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что он талантлив или особенно умен. Хвалите его за труд, но не вешайте на него ярлыки, даже позитивные. Это ведет к обратному эффекту – мы получаем эгоиста и самовлюбленного взрослого с установкой на данность.

Не бойтесь критиковать, но критика всегда должна быть конструктивной и безоценочной. Не нужно судить ребенка. Его нужно учить.

Порицание и наказание не дают того эффекта, которого ожидают родители. Они лишь вселяют в ребенка бесконечную уверенность в собственной никчемности. Это не значит, что теперь за серьезные проступки нельзя наказывать. Надо, если это касается морали, нравственности, закона и здоровья ребенка. Но нужно всегда аргументировать свое наказание, делиться своими чувствами насчет того, что ребенок сделал.

Не нужно стремиться сделать из ребенка картинку, подтверждающую ваши родительские таланты. Задача родителя – воспитать счастливого, самостоятельного и уверенного в себе человека.

Это же правило относится и к учителям. Они, к тому же, способны видеть те проявления детей, которые родители в силу тех или иных обстоятельств не видят. Учителям важно задавать высокие стандарты для учеников, проявляя при этом внимание и заботу, не давая личных оценок и избегая ярлыков. Их методом должен быть безоценочный призыв к труду и усердию и поощрение любых усилий.

Спортивные тренеры – это те же педагоги. В их руках установки ребят. То, как они настраивают своих подопечных, окажет самое непосредственное влияние на их спортивные достижения.

Тренеры с установкой на рост поддерживают усердие и труд, для них все ученики равны, и всем в равной степени достается внимание, опека и забота. Тренер не выделяет особенных, а лишь настраивает ребят на работу, готовит их и к успеху, и к поражению, не дает опустить руки или возгордиться.

Как изменить установку

Наши убеждения влияют на то, как мы оценивает свое счастье. Установка на рост способна подарить счастье там, где его, казалось бы, не может быть: в поражении, в борьбе, в труде. Она не дает нам раскисать и оплакивать свои поражения. Она помогает преодолевать трудности с высоко поднятой головой.

Чем больше люди узнают об установках, тем скорее они захотят ориентироваться на рост, зная, как много им может дать такое отношение к себе и жизни.

Уже говорилось, что меняться невероятно сложно, и это не процесс одного дня и одной ночи. Все равно придется сталкиваться с критикой и оценкой себя и своих действий, будет желание опустить руки и сдаться, записать себя в неудачники и не делать больше ничего. Но даже эти сложности преодолимы, нужно лишь терпение и вера в себя.

Профессор Дуэк задает читателям задачку. Представьте, что вы всю жизнь мечтали поступить в магистратуру в определенный университет и подали документы только туда, уверенные в своих силах. Но вам пришел отказ.

Реакция человека с установкой на данность будет однозначной: я – неудачник и тупица. Человек с установкой на рост начнет анализировать свой дальнейший план действий и причины провала. Возможно, он обратится в комиссию и спросит о своих ошибках, чтобы понять, с чем ему еще нужно работать. И это действие может стать ключевым.

Будет сложно, кому-то покажется унизительным возвращаться туда, где отказали. Но это нужно будет сделать для того, чтобы правильно решить задачу. Действия – это четкий план, а анализ ошибок – первый шаг навстречу изменениям. Помните, что установка на рост – это постоянное состояние, которое будет всегда с вами. Даже в моменты провалов. Пожалуй, даже особенно в моменты провалов.

А вот еще одна задача, спортивная. Вы наконец добились того, чтобы выйти на поле раньше и отыграть больше времени, но вдруг нервы сдают, все кругом кажутся сильнее и ловчее вас. Внутри нарастает тревожная беспомощность и страх провала. Что делать?

Игрок с установкой на рост проанализирует свое состояние, примет всю ответственность и начнет работать. Он поговорит с тренером, обсудит то, что его волнует, и будет трудиться не только над физической формой, но и над преодолением своей тревоги.

Задача для бизнеса. Вы считаете, что прозябаете не на своем месте, вы талантливы и умны, вам не место тут, среди прочих, вы достойны лучшего и большего. А вот начальник так не считает, потому что знает, что вы не берете на себя лишнюю ответственность и не проявляете инициативу работать больше и серьезнее.

Работник с установкой на данность обвинит всех вокруг в том, что его не повышают, а работник с установкой на рост… даже не будет так думать. Для него нет понятия собственного превосходства. Если он хочет повышения, то работает и берет на себя ответственность и дополнительные задачи. Он не жалуется всем вокруг на то, как он недооценен, а работает и учится. Он не боится поделиться своими достижениями с руководителем, не жмется в углу молча. Он инициативен, но сдержан. Его цель не в повышении, а в развитии и росте.

О себе взрослом вы знаете все, а вот как вложить в голову своего ребенка установку на рост? Частично мы уже говорили об этом. Теперь пришло время реализовывать это на практике.

На самом деле те советы, которые были ранее, применимы ко всем областям деятельности ребенка. Важно помнить, что если ребенок демонстрирует установку на данность, то пора с этим работать. Расскажите ему все, что знаете, научите находить интерес в сложностях. Не давайте ему права вешать ярлыки на других, оценивая кого-то как дурака или умного. Объясните, как на самом деле люди становятся умными.

Установка напрямую связана с силой воли и самоконтролем. Первое время, когда вы сами решите меняться, они вам очень пригодятся. Только контролировать придется не аппетит, как бывало раньше, а свои эмоции и оценочные суждения. Учитесь постоянно, занимайтесь своим развитием и пытайтесь извлекать полезные уроки из любой ситуации: будь то неудачи на работе, в учебе или личной жизни. Помните, что когда одна дверь закрывается, то открывается новая!

Перемены к лучшему всегда стоят затраченных усилий. Теперь вы знаете все о том, как ход ваших мыслей может повлиять на ваши достижения. Смотрите на жизнь с вдохновением и приветствуйте все вызовы, которые будут появляться. Именно они и сделают вас сильнее.