Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего
- 9
- 10
- 12
- 13
- 14
- 16
- 18
- 24
Рожденные под счастливой звездой
Принято считать, что жизненный успех человека зависит от его природных способностей и трудолюбия. Однако анализ биографий выдающихся людей свидетельствует: это еще не все, что нужно, чтобы добиться признания.
Посмотрим, к примеру, на даты рождения самых богатых людей за всю историю человечества со времен фараонов и до наших дней. С первого взгляда обращает на себя внимание странная закономерность: количество таких богачей в мире распределяется по шкале времени неравномерно. Накануне больших экономических потрясений в передовых странах рождаются сразу несколько человек, которые создают себе огромное состояние.
Например, в середине XIX века в Америке родились 14 величайших в истории человечества богачей, в числе которых — Рокфеллер. В то время США переживали бурный экономический рост, связанный со становлением промышленного производства товаров.
Двумя веками позже на свет появилось новое поколение компьютерных магнатов. Самые известные — Билл Гейтс и Стив Джобс. Благодаря удачному стечению обстоятельств, они увлеклись программированием еще в свои школьные годы, в то время, когда компьютеры были доступны лишь единицам.
Нельзя отрицать роль незаурядного интеллекта, дальновидности и трудолюбия этих людей. Но, кроме всего прочего, им посчастливилось родиться в удачном месте в удачное время. Они действовали упорно и решительно, используя выпавший им шанс.
На момент больших изменений в экономике страны им было по 20-30 лет. В таком возрасте американцы обычно еще не имеют ни детей, ни большого дома, ни стабильной, высокооплачиваемой работы. Поэтому эти двое обладали полной свободой для того, чтобы самозабвенно трудиться над новыми захватывающими проектами, а не идти проторенным путем стабильного заработка.
Закон 10 000 часов на практике
На первый взгляд это может показаться странным, но удачный момент рождения предопределяет будущие спортивные достижения ребенка. Если посмотреть на даты рождения канадских хоккеистов высшей лиги, можно увидеть, что абсолютное большинство этих спортсменов родились в январе ― феврале. Эта закономерность очевидна, тут даже статистики не нужно.
Только дело тут не в мистическом влиянии звезд, а в том, как организована система отбора детей в спортивные секции по хоккею. В Канаде набор будущих хоккеистов завершается в январе. Наиболее сильные и ловкие мальчики попадают в группы с усиленной программой тренировок. С каждым годом разрыв между способными и посредственными игроками растет за счет того, что первые занимаются больше, чем вторые.
Маленькие дети растут быстро. Их физическая форма меняется каждый месяц, развитие влияет на координацию движений. На катке дети постарше получают преимущество, даже если разница в возрасте одногодок составляет всего несколько месяцев. Нет ничего удивительного в том, что мальчик возрастом 8 лет и 11 месяцев более крепок и вынослив, чем его ровесник, которому 8 лет и 1 месяц. Поэтому на ежегодном январском отборе в секцию с усиленной программой тренировок регулярно попадают те дети, которые постарше других, а не те, кто как-то по-особенному талантлив.
Точно такая же закономерность может действовать в отношении обучения в целом. В младших классах разница в возрасте в несколько месяцев влияет на результаты тестов по чтению и математике. Это доказывает несостоятельность принятой в большинстве стран практики распределять учеников по классам в зависимости от уровня их способностей.
Истинные различия в способностях детей оценивались бы более корректно, если бы классы формировались по принципу одинакового (вплоть до месяца рождения) возраста детей. Верный шаг в этом направлении сделала Дания. В датских школах детей не делят по способностям, пока им не исполнится десять лет. По достижении этого возраста темпы развития детей замедляются, и возрастные различия начинают сглаживаться.
А вот в старших классах школы различия в интеллектуальных способностях детей зависят не столько от природных задатков, сколько от социально-экономического статуса их родителей. Отставание детей бедняков от обеспеченных сверстников особенно усиливается во время летних каникул. Дело в том, что в богатых семьях процесс обучения детей не останавливается на лето.
Для богатых ребят лето — время путешествий, посещения музеев, чтения книг в домашней библиотеке. Дети бедняков летом предоставлены сами себе. Они днями напролет играют во дворе с соседскими ребятами. Должно быть, от этого укрепляется их общее здоровье. Но результаты учебных тестов осенью свидетельствуют о том, что за время летнего отдыха дети бедняков утрачивают многие из тех навыков, что приобрели в предыдущем учебном году.
Аналогичным образом объясняются различия между музыкантами. Ученики консерваторий, которые впоследствии станут звездами мирового масштаба, и те, чьим потолком останется преподавание музыки в школе, различаются между собой только одним: первые проводят за игрой на музыкальных инструментах намного больше времени, чем вторые.
Подобный путь прошла всемирно известная группа «Битлз», которая до приезда в Америку день и ночь без выходных совершенствовала свою игру в качестве уличных музыкантов в Ливерпуле. Так действует правило Матфея. Оно названо по имени евангелиста, потому что в Евангелии от Матфея написано: «Кто имеет, тому еще дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имел».
Врожденные способности или воспитание?
В 1920-х годах профессор психологии Стэнфордского университета Льюис Терман начал масштабное исследование роли интеллекта в жизненном успехе человека. При его участии была разработана система разнообразных тестов, которые варьировались по уровню сложности от простого к более трудному. Эти тесты оценивали умственные способности детей и взрослых. Впоследствии их назвали текстами IQ.
Было проведено тестирование сотен людей. На основании статистического анализа результатов определили тестовые нормы — коэффициенты интеллекта — для каждого возраста. Среднестатистическим значением коэффициента интеллекта является 100 баллов. Это означает, что примерно 50% людей одного возраста набирают меньшее число баллов, а оставшиеся 50% — большее. Если оценка интеллекта человека ниже 70 баллов, это свидетельствует о его умственной отсталости. Если она выше 130, то можно говорить об одаренности. Максимально возможная оценка в тестах интеллекта составляет 170 баллов. Но таких высот достигает лишь один человек из тысячи.
Терман выискивал среди школьников одаренных детей. Многие из них проявляли интерес к наукам с самого раннего возраста. Некоторые самостоятельно изучали иностранные языки, подслушивая занятия старших братьев и сестер, другие штудировали учебники на досуге. Психолог был глубоко убежден, что этим детям предстоит изменить мир: именно они когда-нибудь добьются наибольших успехов в карьере и внесут существенный вклад в культуру и науку. Отголоски подобного отношения к интеллекту существуют и по сей день. Например, в компании Microsoft тестирование интеллекта является обязательной частью испытаний для кандидатов на собеседовании по трудоустройству.
Однако предсказания Термана не сбылись. Проследив истории жизненного пути одаренных детей, он обнаружил, что гениями они не стали. Хотя большинство из них в целом неплохо устроились в жизни, многие остановились на посредственных результатах.
Коэффициент умственного развития коррелировал с профессиональными достижениями испытуемых лишь при сравнении людей со средним и низким уровнем интеллекта. Действительно, человек с IQ в 110 баллов решает проблемные задачи быстрее и эффективнее, чем человек, набравший лишь 90. Но дополнительные баллы — свыше 130 — теряют прогностическое значение. Иными словами, коэффициенты интеллекта в 130 и 170 баллов дают человеку примерно одинаковые перспективы с точки зрения его карьерного успеха.
В одном из популярных телешоу «Сто против одного» участвуют самые умные и эрудированные американцы. Сто зрителей задают одному игроку сложнейшие вопросы. В случае правильных ответов игрок получает денежный выигрыш. Одним из самых известных участников этого шоу был Крис Ланган с IQ 170.
Крис — коренастый мужчина средних лет, живет на собственной ферме и ежедневно по несколько часов работает над изучением фундаментальных проблем теоретической физики. На все вопросы зрителей он отвечает уверенно, безупречно грамотным языком. Трудно поверить, что этот человек так и не сумел окончить колледж.
Он вырос в бедной и неблагополучной семье, ему часто приходилось защищаться от побоев отчима. Денег в доме едва хватало на то, чтобы оплатить учебу четверым детям. Крису удалось получить государственную стипендию на обучение в колледже.
Лекции оказались ему слишком скучны, поскольку, в отличие от сокурсников, он все схватывал на лету. Однажды после лекции Крис подошел к профессору с вопросом о том, почему тот читает столь интересный предмет в такой монотонной манере. Преподаватель ответил, что не всем студентам уровень интеллектуальных способностей позволяет понимать точные науки. Как и другие профессора, этот преподаватель так и не понял, что говорил с гением. А потом Лангана отчислили из-за досадной случайности. Мать по невнимательности неправильно заполнила ведомость об оплате обучения.
Студент пытался договориться со своими кураторами о продлении договора на обучение, но никто из профессоров не пошел ему навстречу. Сейчас Ланган изучает науки самостоятельно. Но вероятность того, что его труды когда-нибудь будут опубликованы в рецензируемых научных журналах, практически нулевая. Крис озлоблен на академическое сообщество за его жесткость и консервативность. Когда-то оно отвергло его из-за нехватки денег, а теперь отвергает из-за отсутствия высшего образования.
Исследование Термана подтвердило, что определяющим фактором жизненного успеха интеллектуально одаренных детей являются их происхождение и социально-экономический статус родителей. По-видимому, для того, чтобы не просто решать на досуге сложные головоломки и учить иностранные языки, а внести весомый вклад в науку, требуется нечто большее, чем интеллект. Для достижения социального признания важны практические навыки налаживания отношений с высокостатусными людьми. Именно этими способностями дети из богатых семей отличаются от детей бедняков.
По наблюдениям психологов, состоятельные родители воспитывают своих детей иначе, чем бедные. Первые склонны принимать активное участие в развитии и образовании ребенка. Они интересуются увлечениями своих детей, всячески стараясь, чтобы они могли реализовать свои таланты. Если у детей возникают трудности с учебой, родители идут общаться с учителями, чтобы разобраться в причинах неуспеваемости.
Чувствуя постоянную поддержку родителей, дети смело разговаривают с педагогами, задают им вопросы и даже спорят с ними. Более того, большинство родителей из среднего класса поощряют своих детей вступать в диалог со взрослыми. Например, провожая десятилетнего сына на медицинский осмотр, мама предлагает мальчику заранее обдумать, какие вопросы он хотел бы задать врачу. Этот ребенок с малых лет привыкает занимать активную позицию в диалоге. За время визита он выпытывает у врача много новой для себя информации о собственном здоровье и возрастных особенностях.
В семьях с низким достатком не принято, чтобы родители вмешивались в школьную жизнь детей. Такие родители считают, что учить детей — обязанность исключительно профессиональных педагогов. Если ребенок не успевает по какому-либо школьному предмету, он должен решать свои проблемы сам или при помощи учителя. Увлечения и хобби детей эти родители воспринимают как процесс их естественного развития, который не нуждается в их поддержке.
С этической точки зрения оба подхода к воспитанию одинаково приемлемы. Но они усиливают классовое неравенство. Дети бедняков доставляют взрослым меньше беспокойства, так как привыкли сами занимать себя. Они не спорят и не перебивают авторитетных людей и, более того, стесняются вступать в разговор со старшими. Вероятно, недостаток практических навыков общения не позволил гениальному Крису Лангану стать полноправным членом научного сообщества.
Для примера сравним историю его жизни с историей другого интеллектуально одаренного человека — Роберта Оппенгеймера. Роберт родился в благополучной семье, оба родителя с самого рождения считали своего сына гением. Обладая высоким интеллектом, юноша отличался крайней непрактичностью, полным отсутствием навыков планирования и самоорганизации. Кроме того, Оппенгеймер был эмоционально неуравновешен и часто впадал в депрессию. Учась в Кембриджском университете, он однажды, обидевшись на своего научного руководителя, попытался отравить его. А суть была в том, что профессор (будущий нобелевский лауреат) заставлял Оппенгеймера слишком много заниматься экспериментальной физикой, в то время как сам аспирант больше тяготел к теоретической науке.
Тем не менее, несмотря на все недостатки Оппенгеймера, у него всегда находились влиятельные покровители. Он умел производить на людей впечатление. Когда университетское руководство узнало о попытке Роберта убить своего научного руководителя, было принято удивительно великодушное решение: дать человеку второй шанс проявить свои способности. Оппенгеймера отправили на лечение к самому известному по тем временам психиатру.
Во время Второй мировой войны ему было предложено руководить научными разработками в области создания атомного оружия. Казалось, этот выбор противоречил здравому смыслу. Оппенгеймер был моложе большинства своих будущих подчиненных, у него отсутствовал какой-либо опыт руководства научными проектами и, кроме того, он был специалистом по теоретической физике, а не по экспериментальной работе. Но его обаяние и умение вести диалог подкупали всех, кто с ним встречался.
Трудолюбие, унаследованное от предков
Стоит отметить, что рождение в богатой семье само по себе не является гарантией жизненного успеха ребенка в будущем. Яркой иллюстрацией этому является тот факт, что по сей день среди представителей самых престижных и высокооплачиваемых профессий в Америке преобладают евреи. Они становятся юристами, врачами, дизайнерами одежды. Эти люди — потомки политических эмигрантов, которые по прибытии в чужую страну начинали вести собственный бизнес с нуля, находясь в условиях крайней нищеты.
Дети эмигрантов видели, как их родители трудились не покладая рук. При этом их труд был сложным, содержательным, независимым и приносил ощутимый результат. Например, одна еврейская семья портных ввела в обиход местных жителей недорогие, легко стирающиеся фартуки для девочек. Новинка быстро приобрела популярность. Фактически на глазах у детей семья выкарабкалась из нищеты на чужой земле.
Ежедневно наблюдая, как родители общаются с клиентами, как рассказывают им о своем товаре и шьют новые модели, дети впитывали самые главные для жизненного успеха навыки: эффективно трудиться и общаться.
Развив с малых лет чутье к запросам общества, следующее поколение евреев первым откликнулось на возросшую потребность граждан в юридических услугах. В то время обеспеченные и образованные юристы из числа местных жителей занимались исключительно благородным делом — правовым консультированием крупных компаний. Эти состоятельные элегантные люди проводили вечера за неторопливыми светскими беседами в барах. Евреев неохотно принимали на работу в стабильные юридические конторы.
Но зато перед евреями, именно благодаря их происхождению, открылись беспрецедентные возможности. Им доставались все мелкие дела, которыми пренебрегали местные юристы, в том числе дела о враждебных поглощениях мелких компаний. На этом некогда никому не известный Джо Флом сделал состояние. Сейчас его юридическая контора является одной из самых крупных в Нью-Йорке.
В настоящее время безусловным мировым лидером в промышленном производстве является Китай. Китайцы, в отличие от европейцев, обладают невероятным усердием, что имеет свое историческое объяснение. На формирование азиатского менталитета оказали большое влияние особенности аграрной культуры.
С древних времен основным источником пищи в Китае служил рис. Процесс выращивания риса в десятки раз более трудоемкий, чем, например, культивирование пшеницы или кукурузы. Количество урожая, собранного с рисового поля, напрямую зависит от вложенного в него труда. В частности, зерна должны быть посажены на определенном расстоянии друг от друга, ростки нуждаются в защите от сорняков. Рисовые поля требуют особой системы орошения. Количество органических удобрений должно быть тщательно выверено, поскольку его избыток или недостаток ведут к потере урожая. Один и тот же небольшой участок земли успевает принести не один, а два урожая за сезон. В отличие от китайских крестьян, европейцы решали задачу повышения урожайности путем увеличения площади посева пшеницы и внедрения эффективных технических средств. При этом значительную часть календарного года они жили праздно, едва ли не впадая в зимнюю спячку.
Принципиальные различия в европейской и азиатской агрокультуре сказались и на государственном строе. Китайские крестьяне всегда были независимы. Они отдавали хозяину поля фиксированное количество урожая, а все излишки забирали себе. Поэтому они были глубоко заинтересованы в качестве и результате своей работы. Европейские же крестьяне могли позволить себе относиться к работе недобросовестно. Повышение урожайности приносило выгоду только барину. Поэтому многие крестьяне трудились лишь под угрозой наказания. Это объясняет происхождение феноменального трудолюбия китайцев.
Способности к математике и интеллект
Вторая отличительная особенность китайцев — их высокие способности к математике. На ежегодных математических олимпиадах среди абитуриентов азиаты традиционно занимают лидирующие позиции. Связано ли это с их трудолюбием или интеллектом?
Возможно, это так, но существует и другое объяснение. В китайском языке названия чисел очень короткие, односложные, в то время как в европейских языках встречаются названия цифр из двух и трех слогов. Благодаря этому китаец имеет преимущество: ему легче, чем европейцу, удерживать в памяти числа и оперировать ими. Это связано с тем, что человеческая память обладает максимальной способностью к кодированию информации в течение двух секунд после предъявления материала. То есть китаец успевает за две секунды запомнить больше единиц информации, чем европеец.
Кроме того, в китайской системе наименования десятков, сотен и дробей присутствует простая единообразная логика. Там нет исключений из правил, аналогичных английскому «eleven» или русскому «сорок». Китайцы говорят «десять и один», «четыре десятка». Обычно у европейских учеников неприязнь к математике появляется, когда они переходят по школьной программе к изучению больших и дробных чисел. Немалую роль в этом могут играть трудности запоминания замысловатой системы наименования чисел. Азиатским школьникам не знакомы эти проблемы. Возможно, именно по этой причине многие из них продолжают с удовольствием заниматься математикой и в старших классах. Таким образом, легко можно увидеть, что способности к арифметике не имеют непосредственного отношения к уровню интеллекта человека.
Примеры, приведенные здесь, свидетельствуют, что достижение жизненного успеха не определяется однозначно ни природными способностями людей, ни их трудолюбием. Мы чаще всего не замечаем или недооцениваем влияние таких факторов, как время и место рождения, а также социокультурные особенности общества, с которым человек взаимодействует. Но именно они могут оказаться ключевыми для понимания жизненного пути успешного человека.