Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МОЗГ.
Зачем нужны эмоции

Жизнь человека в контексте любой из эпох невозможно представить без эмоций, страстей, стремлений и желаний, которые обуревают его и властвуют над ним в самые критические моменты. Именно сердце берет контроль над разумом тогда, когда мы оказываемся в затруднительном положении. Наши реакции входят в нервную систему поколение за поколением.

Невозможно рассматривать человека, не проявляя достаточного внимания к его эмоциям. И дальше вы поймете, с чем связано это утверждение.

Основной эмоциональный багаж, который мы тащим на протяжении всей эволюции, – чувство страха. Страх – это сила, способная защищать и спасать себя и близких. Страх делает нас сильнее, выносливее, внимательнее. Эмоции и эмоциональные реакции невероятно важны для выживания.

Удивительно, но, несмотря на такую огромную роль эмоций в жизни человека, на то, как они управляют поведением людей, социум так или иначе ограничивает людей в излишнем проявлении эмоций, как отрицательных, так и положительных.

Давайте разберемся с тем, что вообще это такое – эмоции. Фактически любая эмоция представляет собой побуждение к некоему действию. Всякая эмоция дает начало поступку, действию. Каждая эмоция откладывает свой отпечаток на работу человеческого организма. Например, страх, за счет прилива крови, мобилизует мышцы, чтобы человек мог бежать быстрее. В моменты гнева кровью наливаются руки, чтобы человек мог схватить оружие или вступить в сражение. Любовь и сексуальное удовлетворение, наоборот, запускают в теле «реакцию расслабления».

Говоря о противостоянии эмоций и рацио, мы можем сказать, что у человека два ума: ум эмоциональный и ум рациональный. Обычно они пребывают в согласии до того момента, пока не наступает кризис, пока страсти и эмоции не начинают зашкаливать, сводя на нет доводы рассудка.

Если посмотреть на то, как развивался человеческий мозг, то можно увидеть, как древнейшая и примитивная часть мозга, мозговой ствол, собирала вокруг себя все новые и новые образования, функции которых расширялись. Из мозгового ствола появились эмоциональные центры. Основой эмоциональной жизни и тогда, и сейчас является обоняние. Когда у человека развивались эмоциональные центры, происходило совершенствование лимбической системы. Мозг стал обучаем и научился запоминать информацию. Со временем сформировался неокортекс – центр нашей мыслительной жизни. С ростом неокортекса человек обрел уникальное умение, сделавшее его эмоциональную жизнь сложнее, ярче, тоньше: человек научился «переживать по поводу переживаний».

Анатомия эмоционального бандитизма

Так или иначе, мы все оказываемся во власти эмоциональных взрывов. Это бандитизм со стороны нервной системы в чистом виде! Мы перестаем себя контролировать, оказываясь во власти эмоций. Как это происходит?

Наши страсти обитают в миндалевидном теле. Это группа структур, которая находится над стволом головного мозга. У каждого человека два миндалевидных тела, и если они разобщаются с неокортексом и гиппокампом, который отвечает за хранение фактов, то человек теряет умение оценивать свою эмоциональную жизнь. Миндалевидное тело подает сигналы всем отделам мозга, что вызывает секрецию гормонов стресса. В эти самые секунды мы принимаем важнейшие решения, связанные с сохранением своей или чужой жизни.

Любопытно то, что эмоции, которые так часто нами управляют, пришли к нам из далекого прошлого от наших предков. Проблема заключается в том, что сегодня у человека больше нет тех стимулов, которые раньше им управляли, а вот реакции на них остались. Отсюда все наши страхи и фобии, корни которых находятся в памяти предков. Тогда человек боялся практически всего, а сегодня этих опасностей больше нет, но не так-то просто отделить от нервной системы то, что формировалось тысячелетиями и лишь сейчас потеряло свою надобность.

Эмоции играют решающую роль в умственной жизни, они необходимы, чтобы решать важнейшие проблемы. Без эмоций пропадает всякий смысл рацио. Это было подтверждено множеством экспериментов – человек, не способный испытывать эмоции, не в силах управлять своей жизнью и принимать верные решения. Связь эмоций и рационального мышления – это связь миндалевидного тела и неокортекса. Без эмоций невозможно нормальное мышление.

ПРИРОДА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА.
Когда умный глупеет

Невероятно, но факт: тот ум, который мы проявляем на учебном поприще, не имеет ничего общего с нашей эмоциональной жизнью. Более того, опираясь на отметки в школе или университете, мы не можем сказать, добьется человек успеха в жизни или нет, несмотря на то, какое огромное влияние принято приписывать оценкам на успех в жизни. Если проанализировать существующие исследования, то можно прийти к удивительному выводу: IQ лишь на 20% способен оказать влияние на жизненный успех. Остальные 80% – это совсем иные характеристики, которые и можно обобщить одним термином «эмоциональный интеллект».

Пока что доподлинно неизвестно, насколько изменчив эмоциональный интеллект в течение жизни, но уже точно известно одно: обучиться ему может каждый.

Первой книгой, которая призвала отказаться от идеи господства коэффициента умственного развития, стала работа «Склад ума» Говарда Гарднера. В этой книге он попытался объяснить, из чего состоит наш ум, и развенчать миф о главенстве IQ. Тест IQ не способен выявить в человеке те или иные умения. Было принято считать, что люди с высоким IQ – это люди, склонные к точным и естественным наукам. Фактически, огромное число экспериментов доказало, что связи между IQ и расположенностью к точным и естественным наукам нет. В равной степени среди обладателей высокого коэффициента умственного развития есть и люди с художественным талантом, и с талантом обращаться с числами.

Гарднер выделяет до двадцати разновидностей умственных способностей! В то время как до него их было выделено всего семь.

Гарднер также первый говорит о важной роли эмоций в формировании ума. Сегодня психология – это совсем иная наука, которая во главу угла ставит умение чувствовать и анализировать чувства, а не говорит только лишь о поведенческих реакциях.

Питер Саловэй, психолог из Йельского университета, принявший концепцию Гарднера, выделил пять областей эмоционального интеллекта:

  • знать свои эмоции;
  • управлять эмоциями;
  • мотивировать самого себя;
  • распознавать эмоции других людей;
  • поддерживать взаимоотношения.

В каждой из этих областей обнаруживаются разные способности, но все они поддаются коррекции.

Познай самого себя

Когда Сократ говорил о необходимости познать себя, он имел в виду то, что каждый должен понимать свои чувства и их происхождение. Этот навык называется метакогницией (метапониманием) или самоосознанием.

Самоосознание дает человеку уникальную способность возвыситься над страстями и обозревать их с высоты. Никто не предлагает отказаться от своих чувств и бурных эмоций, но умение наблюдать за ними, признавать их и принимать – это и есть чистый эмоциональный интеллект. Человек, способный наблюдать за своими эмоциями, способен эффективно и без вреда для психики справляться с ними.

Принято выделять два типа людей в контексте их эмоциональной жизни: индифферентные и вспыльчивые. Оба этих типа – крайности, которые очень редко встречаются, но вполне возможно выделить преобладающие свойства в каждом из нас.

Неспособность выражать эмоции и осознавать их в психиатрии называют алекситимией. Термин был впервые введен в 1972 году для того, чтобы определить такой тип людей, которые не плачут, но если плачут, то слезы текут ручьем, а они не понимают их причин, которые не умеют проявлять свои чувства и понимать, любят или ненавидят они что-то или кого-то. Они просто не в состоянии понять это. А ведь самоосознание необходимо для психологического здоровья и психологического прозрения, способного давать ответы на важнейшие вопросы в жизни.

Рабы страстей

Самоосознание не имеет своей целью подавить эмоции, ведь каждая эмоция ценна и способна многому нас научить. Эмоциональное благополучие кроется в сдерживании мучительных эмоций, которые заставляют нас страдать и испытывать эмоциональную боль. В равновесии положительных и отрицательных эмоций находится наше спокойствие.

Человеческий мозг работает таким образом, что мы не можем взять под свой контроль момент, когда наступают определенные эмоции, но зато мы можем контролировать их продолжительность и силу влияния на нас.

Эмоцией, которую всегда хотел подчинить себе человек, является ярость. Это одна из самых сильных отрицательных эмоций, и нам зачастую кажется, что с ней мы не способны справиться, что должны находиться в ее власти, пока она сама нас не отпустит. Вообще ярость формируется примерно там же, где и страх, но если страх – это сигнал к спасению, то ярость – стремление сражаться. Выражение «волна ярости» очень ярко описывает сам процесс овладевания нами этим чувством. Начинаясь с малейшего стимула, оно растет и берет над нами контроль.

Точно так же формируется гнев. Один эпизод гнева сразу ведет за собой второй. Гнев буквально произрастает друг на друге и завладевает человеком, который не умеет понимать самого себя.

Как побороть ярость и гнев? Есть два способа. Первый – поймать момент и не дать ему развиться, а второй – остановка. Когда вы чувствуете, что ярость или гнев захватывают вас, поймайте эту эмоцию и остановитесь. Дайте ей пройти сквозь себя, не оценивая ее, не пытаясь с нею бороться. Обычно все эмоции имеют сильнейшую власть лишь девяносто секунд. Подождите. Сделайте паузу. Позвольте этому чувству пройти.

Нам порой кажется, да и многие книги это советуют, что в борьбе с отрицательными эмоциями помогает возможность высказаться. Словесное излияние гнева – самый плохой способ успокоиться. В попытке вербализировать гнев или ярость вы скорее подольете масло в огонь.

По этому же принципу работают беспокойство и страх. Нами движут скорее образы, а не реальные явления. Остановка и оценка – лучший способ понять бессмысленность беспокойства и страхов.

Первым шагом в преодолении любой негативной эмоции является самоосознание. Оно же поможет справиться с меланхолией. Мы говорим не о депрессии, а о легкой меланхолии и хандре, с которыми мы так или иначе сталкиваемся время от времени. В отличие от клинической депрессии, с этими эмоциями мы в силах справиться самостоятельно. В качестве средства от депрессии эффективной показала себя когнитивно-поведенческая терапия.

Важно также помнить, что попытки подавить отрицательные эмоции и их отрицание губительно сказываются на психологическом здоровье человека. Ни одна эмоция не плоха, если мы умеем ее понимать, принимать, пропускать через себя и отпускать без вреда для себя и других.

Главная одаренность

Эмоциональные проблемы способны нарушить нормальное функционирование человека. Это заявление справедливо для студентов, которые в состоянии стресса не способны сосредоточиться на учебе. Однако интересен тот факт, что некоторые учащиеся в этом стрессе способны найти позитивную мотивацию. Страх не сдать экзамен не забивает их рабочую память, а наоборот – стимулирует ее. Такие студенты отличаются большим оптимизмом и способны извлечь больше из процесса обучения.

Мы все знаем тест с зефиром, когда маленьких детей оставляли один на один с заманчивым зефиром и просили подождать двадцать минут в одиночестве. Если они дожидались возвращения экспериментатора, то получали две зефирки. Если нет, то награды за терпение не было. Но мало кто знает, что данное исследование было лонгитюдным, то есть за детьми наблюдали в течение еще длительного времени, и ученые выявили закономерность: те, кто проявил терпение, и лучше учились, и были успешнее в коммуникации, и лучше справлялись со стрессом, были оптимистичнее, чем те, кто не смог выдержать искушения.

Тревожность вообще оказывает крайне отрицательное воздействие на умственную активность человека. Чем тревожнее человек, тем хуже он справляется с обучением. Важно то, что вообще любые перемены в настроении, в эмоциональном состоянии влияют на мыслительные способности.

Позитивное же мышление, наоборот, оказывает благотворное влияние буквально на все умственные процессы человека. Оптимизм и надежда не только продлевают жизнь, помогают лучше справляться с болезнями, но и позволяют нам лучше работать и учиться. Оптимизм является, пожалуй, самым главным мотиватором человека на протяжении всей его жизни. Он не просто делает жизнь лучше и легче, но и позволяет нам лучше переносить эмоциональные кризисы.

Одной из сторон оптимизма называет состояние потока. Это термин ввел американский психолог венгерского происхождения Михай Чиксентмихайи. Лишь войдя в будоражащее состояние вовлеченности, которое невозможно без оптимизма, мы можем проявить свой рациональный и эмоциональный ум. Способов войти в это состояние несколько. Например, вдохновение или дисциплинированная концентрация на одной задаче.

Важнейшим условием потока является сосредоточенность на самой работе, а не на вознаграждении за нее. Только так человек может достигнуть высот в том, что он делает. Писатели, художники, спортсмены, бизнесмены должны думать о том, какое удовольствие они получают от своей деятельности, о великолепном результате, который их ждет впереди, а не о будущей награде.

Корни эмпатии

Эмпатия полностью базируется на самоосознании, на умении понимать чувства и эмоции других людей так же, как и свои. Дефицит эмоционального интеллекта в первую очередь проявляется в неумении проявлять эмпатию.

Первые признаки эмпатии обнаруживаются уже во младенчестве. Некоторые ученые полагают, что плач ребенка в ответ на плач другого малыша – это и есть зачатки эмпатии. Такое явление называется «моторная мимикрия». К двум с половиной годам подобное подражание проходит, так как ребенок начинает осознавать себя отдельно от других людей, не отождествляя себя с ними.

Развитие эмпатии – это результат воспитания и правильной эмоциональной атмосферы между родителями и ребенком. Родители не только передают свое состояние детям в момент плохого настроения, но и существенно влияют на их будущее мироощущение.

Эмпатия, составляя значительную часть эмоционального интеллекта, невозможна без способности трезво и спокойно понимать и оценивать эмоции. Она лежит в основе альтруизма и этики.

Однако существуют люди, которые не обладают эмпатией. Такое нарушение носит характер психического отклонения и свойственно, например, социопатам, психопатам, насильникам, убийцам. Фактически психопатия – неспособность испытывать эмпатию. Экспериментально было доказано, что такое поведение, как уже говорилось, кроется в разрыве связи миндалевидного тела и неокортекса. Таким людям не свойственна не только эмпатия, но и страх, боль, тревога.

Искусство общения

Всякий родитель знает, что эмпатия и умение сопереживать, утешать – далеко не самое распространенное явление среди детей. Как только ребенок учится видеть эмоции других и сопереживать им, то примерно в это же время он учится управлять собственными эмоциями и чувствами.

Одна из важнейших социальных компетенций, которой должен обладать человек, – это умение выражать свои чувства. Интересно, что в разных культурах к проявлению чувств и эмоций относятся по-разному. Например, в Азии зачастую недопустимо показывать свои реальные чувства, а в западной культуре это приветствуется.

В общении люди делятся чаще всего на два условных типа: тех, кто доминирует в выражении своих эмоций, и тех, кто заражается этими эмоциями. Люди с более высоким эмоциональным интеллектом способны заражать своими эмоциями других. Другие же, в свою очередь, могут перенимать совершенно любые транслируемые чувства, чтобы добиться определенных межличностных целей. Таких людей называют эмоциональными хамелеонами.

Ученые выделяют четыре способности, которые и определяют эмоциональный интеллект:

  • умение организовывать группы;
  • умение обсуждать решения;
  • умение налаживать личную связь с другими людьми;
  • умение проводить социальный анализ.

Все вместе они формируют основу совершенного общения.

Однако не стоит забывать о тех, кто полностью лишен этого умения – располагать к себе на эмоциональном уровне. Это социально непривлекательные люди, не умеющие вычленять невербальную информацию. Они не слышат подтексты, интонации и чувства в речи, воспринимая все в прямом смысле, не ощущая контекста. Таким людям невероятно сложно находить общий язык с другими. Очень важно выявить отсутствие этого умения на ранней стадии, в детстве. Конечно, всегда можно обучиться эмоциональному интеллекту, но, научив этому ребенка в детстве, родители существенно облегчают его будущую жизнь.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РАЗУМ В ДЕЙСТВИИ.
Закадычные враги

Говоря об эмоциональном интеллекте и его роли в межличностных отношениях, нельзя не упомянуть и то, как его наличие или отсутствие способно изменить семейную жизнь. На сегодняшний день статистика по разводам крайне неутешительная. Разводы все больше смещаются в сторону молодоженов, а проблема их браков находится все там же – в неумении понимать собственные эмоции и эмоции своего партнера. К тому же современные пары уже не так мотивированы быть вместе, развод перестал восприниматься социумом как нечто недопустимое.

В вопросах роли эмоционального интеллекта в семейных отношениях лучше всего обратиться к практическим исследованиям Джона Готтмана. В своей лаборатории на примере нескольких сотен супружеских пар он выявил четыре так называемых «всадника апокалипсиса», которые знаменуют неминуемый конец отношений:

  1. Критика, направленная на личность, а не на поступок или поведение.
  2. Презрение, сарказм и цинизм.
  3. Защитная реакция на критику, ведущая к усилению ссор.
  4. Стена, преодолеть которую уже практически невозможно, стоит ей только появиться.

Судьба брака предрешена тогда, когда все чаще супругов настигает состояние «затопления». Оно характеризуется постоянной напряженностью, высоким уровнем стресса, повышенным пульсом. Одним словом, «затопление» – это полная противоположность покоя. В обычной жизни в конфликтной ситуации все это присутствует, проходя при разрешении спора, но смерть брака фиксируется тогда, когда это состояние становится постоянным.

Одна из сложностей интеграции эмоционального интеллекта в брак заключается в том, что мужчины и женщины по-разному умеют обращаться с эмоциями и своим внутренним чувственным миром. Женщины более чутко видят эмоции, их этому учат с детства, в то время как мужчины редко обладают этим умением, потому что оно противоречит представлениям социума о мужской силе и хладнокровии. Чтобы облегчить свою семейную жизнь, мужчинам следует помнить следующее:

  • Не нужно уклоняться от конфликта. Если жена высказывает какую-то обиду, то она таким образом проявляет любовь и трепет к вашим отношениям, ее беспокоит то, что что-то идет не так, и она всеми силами хочет исправить это.
  • Раздражение и критика не должны иметь личный характер. И вас, и вашу супругу должны беспокоить конкретные действия, а не переход на личности.
  • Не стоит сразу же давать практическое решение. Зачастую женщине необходимо немного выговориться о том, что она чувствует. Нужно проявить эмпатию, выслушать ее и проявить нежность, не пытаясь решить сразу все.

Умение выслушивать – это ценнейший талант, который нужно развивать в себе. Именно оно связывает супругов. Научиться слушать и слышать друг друга – лучший способ сохранить нежные, долгие и очень прочные отношения.

Управление с душой

В работе существуют три сферы, где необходимо применять эмоциональный интеллект:

  • Отношение к недовольству как к конструктивной критике.
  • Создание атмосферы разнообразия мнений.
  • Эффективная работа в системе.

Пожалуй, именно критика вызывает наибольшее число конфликтов на рабочем месте. Многие забывают о том, что критика должна иметь конструктивный характер и ни в коем случае не должна оскорблять достоинство людей. Правильная критика – это умение увидеть положительные стороны и предложить варианты коррекции отрицательных.

Психоаналитик Гарри Ливинсон предлагает следующие способы, которые помогут овладеть искусством критики, чрезвычайно важным для всякого руководителя:

  • Конкретизируйте проблему. Не нужно обобщать и сводить на нет всю работу. Укажите конкретно то, что вызывает у вас вопросы.
  • Предложите варианты решения.
  • Присутствуйте в течение всей работы, давайте обратную связь.
  • Проявляйте чуткость.

Еще одна важная проблема в рабочем коллективе – предрассудки и предубеждения. К сожалению, никто не сможет устранить это явление на корню, но вполне возможно изменить отношение людей, отучить их закрывать глаза на предубеждения.

Эффективный лидер не только сам постоянно учится быть лучше, но и обучает этому своих сотрудников. Лучший коллектив – тот, где групповой эмоциональный интеллект можно назвать его неотъемлемой частью.

Психика и медицина

Мы уже говорили о том, как оптимизм влияет на успешность выздоровления. Теперь пришло время обсудить это подробнее.

Больными людьми управляет страх, который подавляет разум. Эмоции невероятно сильно влияют на здоровье. Уже давно известно, что существует тесная связь между иммунной и центральной нервной системами. Здоровье первой определяется здоровьем второй. Не зря говорят о том, что большинство болезней вызваны стрессом.

Среди главных отравляющих эмоций выделяют страх, гнев, стресс, депрессию. Гнев ведет к ишемической болезни сердца, а стресс и депрессия могут разрушить иммунную систему. Схема «стресс – инфекция» справедлива для любого инфекционного заболевания, включая простуду, герпес и инфекции верхних дыхательных путей.

А вот положительные эмоции, наоборот, оказывают благотворное влияние на здоровье. Оптимисты лучше переносят операции и быстрее восстанавливаются. Нельзя не сказать и о силе дружбы и родственных связей. Больной человек, окруженный заботой близких, гораздо быстрее идет на поправку. Эмоциональная поддержка вместе с лечением может оказать невероятное воздействие на состояние здоровья.

Сегодня в медицине стараются больше рассказать пациентам о их болезни, ее течении, дать обратную связь. Чем больше пациент знает о своем недуге, чем внимательнее лечащий врач к нему, тем выше шанс выздоровления. Конечно, мы еще не на том уровне, которым можно гордиться, но положительные сдвиги уже есть.

ОКНА ВОЗМОЖНОСТИ.
Семейный плавильный тигель

Основы эмоционального интеллекта в нас закладывают родители или те, кто занимается воспитанием, поэтому можно смело говорить о том, что недостаточно развитый эмоциональный интеллект – «заслуга» родительской семьи. Игнорирование чувств ребенка, пассивная позиция, презрительное равнодушие к эмоциям ребенка – то, что наиболее отрицательно сказывается на эмоциональном интеллекте ребенка.

Чтобы обучить этому навыку, родители сами должны обладать им. Именно родители первыми преподают уроки эмпатии своим детям, и их влияние имеет ключевое значение. Эмоциональный интеллект способен развить в детях любознательность, уверенность, самоконтроль, способность к общению и множество других ценнейших в жизни качеств.

Самая сложная категория детей для работы в направлении развития эмоционального интеллекта – это дети из малообеспеченных и неблагополучных семей. Игнорирование эмоционального воспитания – верный путь к тому, чтобы вырастить хулигана. Их родители не только не обращают внимание на их эмоциональную жизнь, но и не занимаются воспитанием вообще, подразумевая под ним жестокое обращение и насилие.

Помните, что «дети обращаются с другими так, как обращались с ними самими их родители».

Психическая травма и повторное эмоциональное обучение

Большой проблемой для эмоционального интеллекта, даже уже весьма развитого, может стать посттравматическое стрессовое расстройство (далее – ПТСР). Ужас, который переживает человек, особенно ребенок, очень сложно преодолеть и снова научить его мыслить чутко и гуманно. К сожалению, люди, пережившие ПТСР, не просто очень сложно поддаются восстановлению, они уже вообще никогда не станут такими, какими были до психотравмирующего события, из-за изменений в нервной системе. Эмоциональное переучивание – сложнейший процесс.

Один из способов исцеления для детей – игра, которая повторяет травмирующее событие. Такое спонтанное исцеление напоминает принцип когнитивно-поведенческой терапии. Такой процесс носит глубоко символическое значение и благотворно влияет на ребенка, помогая ему снизить значимость события.

Повторное эмоциональное обучение проходит в три шага:

  • Первый шаг: научиться снова чувствовать себя безопасно.
  • Второй шаг: снова обрести чувство контроля над своей жизнью.
  • Третий шаг: воссоздать словесный образ события в комфортной и безопасной обстановке.

Темперамент – не фатум

Темперамент дается нам от природы, однако не стоит при этом думать, что мы заложники этой данности. Во-первых, ни одного темперамента в чистом виде не существует, а во-вторых, мы всегда в силах регулировать свои реакции и эмоции относительно событий и чувств. Даже самый застенчивый человек может освоить эмоциональный интеллект и обрести уверенность в себе. Кому-то, конечно, этот процесс будет даваться сложнее, но положительного результата может достигнуть каждый.

Темперамент обусловливает то, в каком ключе мы видим окружающий мир. Слишком жизнерадостным людям, как и слишком пессимистичным, нужно работать над адекватной оценкой происходящего и учиться переживать эмоции «правильно». Это умение, которое под силу каждому, но лучше начинать работать с этим с самого раннего детства.

Детство – это лучшее время для того, чтобы заложить навыки успешного общения и умения анализировать свои чувства и эмоции, поэтому эмоциональное воспитание является важнейшим аспектом воспитания в целом. Особенно важно обращать на это внимание в кризисные периоды развития ребенка.

Но что такое эмоциональная грамотность и как ею овладеть?

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Чем оборачивается эмоциональная безграмотность

Эмоциональная безграмотность для детей опасна по многим причинам. Во-первых, они склонны уходить от конфликтов и имеют сложности в общении. Во-вторых, они более беспокойны и подавленны. В-третьих, они испытывают проблемы с концентрацией внимания и проявляют беспричинную агрессию. При этом социальное положение не имеет значения. Эти особенности будут проявляться у детей и из бедных, и из богатых семей.

Борьба с дефицитом эмоционального интеллекта среди детей – это еще и значительный вклад в контроль уровня агрессии детей, которая непременно получит свое продолжение во взрослом возрасте.

Агрессивные дети почти всегда остаются таковыми в течение жизни. При этом такое состояние абсолютно всегда вызывает дискомфорт самого ребенка, так как он не может контролировать свой гнев. По этой причине такие ребята легко обучаемы основам эмоционального интеллекта как способа борьбы с состоянием психологического дискомфорта.

Депрессия – еще одно проявление дефицита эмоционального интеллекта. До недавнего времени было принято отрицать сам факт наличия детской депрессии, но сегодня наличие депрессии у детей – научно установленный факт. Важно заметить первые же признаки депрессии или затянувшейся хандры и апатии у ребенка. Статистика говорит: с каждым поколением первые признаки депрессии наступают все раньше и раньше.

Депрессию у детей нужно предупреждать, а не относиться к этому как к очередной блажи. Угрюмая замкнутость, уныние, избегание общения – это самые распространенные признаки детской депрессии. Перенесенная в детстве депрессия ведет к депрессивному мышлению во взрослой жизни. Депрессия и пессимизм способны отравить и даже разрушить жизнь.

Еще одно последствие эмоциональной безграмотности – расстройство пищевого поведения. Многие психологи склонны искать корни в материнском давлении, но фактически проблема лежит глубже – в неумении понимать свои эмоции.

Наркомания и алкогольная зависимость – явное продолжение истории о нехватке эмоционального интеллекта. Зависимые ищут в алкоголе и психотропных веществах уход в естественный мир эмоций. По крайней мере таким он кажется им. Многие говорят, что, попробовав кокаин, например, впервые почувствовали себя по-настоящему хорошо. Конечно же, ничего общего с действительностью такое утверждение не имеет.

Нельзя также не упомянуть важность детской дружбы в формировании эмоционального интеллекта. Именно родители и первые друзья своего пола помогают ребенку узнать больше об эмоциональной жизни, научиться эмпатии.

Обучение эмоциональному интеллекту должно начинаться дома, а продолжаться в школе. Некоторые школы реализуют такие программы вполне успешно.

Обучение эмоциям

В Сан-Франциско существует частная школа, в которой введен предмет «Наука о себе». Здесь не ставят оценки, а учат ребят разбираться в себе, в своих и чужих эмоциях и чувствах. Такой предмет – явление весьма новаторское и, к сожалению, представляет собой редкость.

Здесь обучают всем компонентам эмоционального интеллекта для того, чтобы подготовить к взрослой жизни детей, которые будут уверены в себе, научатся работать в команде и проявлять эмпатию. Тут не стесняются обмениваться мнениями, при этом внимательно прислушиваясь к другим, уважая их и давая им возможность высказаться. На каждом занятии вместо переклички – обмен информацией о своем эмоциональном состоянии с возможностью обсудить его при желании. Получается облегченная версия групповой терапии.

На уроках «Науки о себе» учат справляться с отрицательными эмоциями, тревогами и гневом. Дети учатся распознавать эмоции и отличать их друг от друга по физиологическим проявлениям. Учащиеся разбирают сложные школьные ситуации и пытаются все вместе найти компромиссное решение, где ничьи интересы не будут ущемлены.

Несмотря на ценность таких занятий, нельзя не отметить тот факт, что они значительно нужнее будут не в частной школе для детей обеспеченных родителей, а в менее успешных социальных слоях, которые и представляют собой группу риска для агрессии, наркомании, алкоголизма. В 1980 году группа йельских психологов разработала программу социальной компетентности, которая во многом напоминает «Науку о себе». Это была своеобразная попытка обуздать социально неприемлемую ситуацию в бедных районах.

Психолог Линда Лантьери составила программу творческого разрешения конфликтов, значительная часть которой посвящена освещению вопросов эмоционального понимания себя и других. Она справедливо считает, что уклоняться от конфликта нельзя, его нужно разрешать, так как в решении конфликтов кроется большая часть социальных компетенций.

Такие курсы должны в будущем стать незаменимой частью среднего образования. Их нужно выводить за пределы частных школ и вводить повсеместно. Миссия школы должна заключаться не только в предоставлении услуг по академическому обучению, но и по обучению эмоциональному.

Эмоциональная грамотность – это не просто научный феномен. Это умение, которое способно изменить людей и мир.