Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Когнитивная наука, одним из объектов исследования которой является человеческое внимание, изучает целый спектр феноменов, которые лежат в его основе: концентрацию, избирательное внимание, открытое осознавание и то, как с этими задачами справляется человеческий мозг.

Внимание образует так называемая фокусная триада – внутренний фокус, эмпатический фокус и внешний фокус. Работа Дэниела Гоулмана, известного психолога и журналиста, расскажет обо всех аспектах внимания, а также о том, как развить внимание и научиться фокусироваться на нужном. Сегодня это особенно важно, потому что огромную долю нашей сосредоточенности отнимают гаджеты. Это сказывается не только на общей продуктивности, но и на качестве жизни в целом.

АНАТОМИЯ ВНИМАНИЯ
Основы

Сосредоточенного человека всегда легко заметить в любых условиях. На вечеринке внимательный слушатель, несмотря на гвалт вокруг, смотрит на своего собеседника и слушает каждое его слово. Такое внимание называется избирательным. Взгляд же рассредоточенного человека всегда блуждает. Пока собеседник смотрит на него, его глаза ищут другую цель для внимания.

За умение фокусировать внимание отвечает префронтальная кора головного мозга. Она же отвечает за умение прогнозировать будущее, выявлять последствия действий, осуществляет контроль над достижением целей и задач.

Основными отвлекающими факторами являются сенсóрные и эмоциональные факторы. Например, когда человек сосредоточен, он может не замечать голод или звуки вокруг. Таким образом он не реагирует на сенсорные раздражители. Преодолеть эмоциональные факторы значительно сложнее. Когда мы находимся в плохом настроении, когда что-то нас тревожит, сосредоточиться гораздо сложнее. Когда человек не может переключить внимание с одного объекта на другой, он попадает в ловушку тревожности. Одна мысль беспокоит слишком сильно, а другие дела остаются без внимания.

Обычно человек с достаточной эффективностью запоминает «семь плюс-минус два» элемента информации. Это могут быть числа, имена, города, факты. Когда-то это открытие психолога Джорджа Миллера было одним из важнейших в науке о внимании. Это правило работало до недавнего времени. Последние исследования показали, что четыре единицы – вот потолок среднестатистического человека сегодня. Связано это с тем, что мозг, который эволюционирует медленнее, чем развивается технический прогресс, пока что не может справиться с растущим объемом ежедневно потребляемой информации. Современный человек все чаще находится в режиме многозадачности, иначе он просто ничего не будет успевать. Качество усваиваемой информации страдает.

В помощь себе мы пытаемся создавать различный софт, который позволит собрать в себе все, что нужно. Но проблема в том, что менять нужно человека, улучшать качество его концентрации, а не увеличивать количество информации.

Одним из условий хорошего выполнения работы является получение от нее удовольствия. Эта идея лежит в основе теории «потока» (саммари книги Михая Чиксентмихайи «Поток. Психология оптимального переживания» есть в нашей библиотеке). Задумайтесь, если вам плохо удается концентрировать внимание во время работы, может быть, вам не по душе то, чем вы занимаетесь?

Нисходящее и восходящее внимание

Возможно, вы об этом не знали, но у человека одновременно работают «два ума». Первый – так называемая восходящая система. Она получила такое название благодаря самому процессу перемещения информации от одной части структуры мозга к другой. Вы ощущаете работу этой системы тогда, когда долго бьетесь над решением какой-то задачи, а решение приходит совершенно внезапно, когда вы гуляете, пьете кофе или просто бездельничаете. Восходящий ум работает быстро и непроизвольно, он подчиняется эмоциям и всегда находится в движении.

Второй «ум» – нисходящая система. Это то, чем мы занимаемся осознанно и ежедневно. Нисходящее внимание мы направляем и контролируем самостоятельно. Оно работает медленнее и требует нашего активного участия.

А теперь самое интересное: главным является восходящий ум, несмотря на то, что мы его не можем контролировать. Поступки, которые мы считаем совершенными логически по воле нашего осмысления, на самом деле управляются восходящим умом, нашим центром управления. Как только мы пытаемся вмешаться в его работу, мы все портим. Особенно это актуально для тех, чья деятельность сопряжена с «автоматической» работой. Например, для спортсменов, которые годами отрабатывают свои движения, доводя их до автоматизма. Стоит лишь немного отвлечься и попробовать себя проконтролировать в процессе – и провал обеспечен. Входя в «поток», не вмешивайтесь в течение.

Восходящий ум постоянно учится. Это не набор интуитивных действий. Чем больше мы занимаемся чем-либо, тем более он оттачивает мастерство. И еще одно открытие: на эти процессы направлена реклама и все, что связано с потреблением.

То, на что мы невольно обращаем внимание в первую очередь, – наш подсознательный выбор и приоритет. Такая система тысячами лет складывалась для того, чтобы человек мог выживать и адаптироваться к разным условиям. Человек, боящийся пауков, будет везде замечать паутину. Тот, чье внимание сосредоточено на финансовом благосостоянии, будет замечать все, что с этим связано. Безопасность, еда и секс – вот на что мы обращаем внимание в первую очередь. Такой процесс называется восходящим предопределенным вниманием. Мы можем сколько угодно хотеть не замечать этого, но оно все равно будет отвлекать. Такие террористические акты со стороны мозга организует миндалевидное тело. Оно «видит» все вокруг и сообщает об этом. Чем сильнее мы эмоционально привязаны к тем или иным стимулам, тем сильнее фокус внимания.

Чтобы не быть рабом миндалевидного тела и восходящего мозга, следует развивать нисходящее, контролируемое внимание.

Польза дрейфующего ума

О чем думает человек, когда его ум бесцельно слоняется от одной мысли к другой? Чаще всего он думает о насущном. Это не очень хорошо для задачи, которую нужно решать прямо сейчас, но очень хорошо как раз для самих насущных проблем. В процессе блуждания мозг решает важные текущие задачи.

Чтобы в голову приходили хорошие идеи, им нужна «дверь». Такой «дверью» являются смена обстановки, отвлеченность и временная приостановка активных поисков. Исследования и личный опыт многих людей подтверждают, что лучшие идеи и решения приходят на отдыхе, когда вы ставите своей задачей максимально расслабиться. В этот момент и открывается волшебная «дверь».

Другим способом распахнуть заветную «дверь» может послужить метод свободных ассоциаций. Вроде бы это процесс, который по своей сути противоположен вниманию и концентрации, но факт остается фактом. В процессе перебора случайных ассоциаций рождаются прекрасные идеи, которые не могут прийти в голову, когда вы сосредоточены.

В поисках равновесия

Чтобы блуждающий ум вернулся на место, когда он так необходим, нужно тренировать осознанность момента. Речь сейчас идет не о решении рабочих задач, которые требуют креативности, а о том, чтобы погрузиться в процесс, который должен быть совершен.

Хорошей практикой погружения может стать медитация с изюмом. Для этого вам понадобятся три изюминки и несколько минут времени. Задача в том, чтобы съесть эти изюминки максимально осознанно, а не так, как мы обычно поглощаем еду. Нужно взять изюминку, понюхать ее, положить в рот, покатать ее во рту, раскусить, прислушиваться ко всем звукам и попытаться почувствовать все вкусы. Это позволяет ощутить себя здесь и сейчас. Такого внимания от нас требует и выполняемая задача. Более того, полное погружение позволяет войти в состояние потока даже тогда, когда само занятие не вызывает на первый взгляд никаких положительных эмоций.

Развить внимание помогает и обычная медитативная практика. Главное правило медитации заключается в том, что, как только вы заметили, что ваше внимание куда-то уплыло, его нужно мягко вернуть назад. Научившись медитировать, вам будет проще фокусироваться на задачах. Конечно, с первого раза не получится. Кому-то потребуются месяцы тренировок, но положительный эффект не заставит себя долго ждать. Он непременно отразится и на общей работоспособности.

Но и у длительной концентрации есть свои минусы. Главные признаки переутомления от концентрации – это резкий спад продуктивности, рассеянность и раздражительность. Когда вы чувствуете, что находитесь под властью этих явлений, найдите время на отдых, даже если вам кажется, что вы не можете себе его позволить. Работа в таком состоянии бесполезна и даже вредна.

САМОСОЗНАНИЕ
Внутренний руль

Умение фокусироваться – это навык, который не только помогает решать задачи, но и позволяет принимать верные решения по жизни. Такой фокус самосознания называется внутренним рулем. Например, таким рулем было рискованное для Джорджа Лукаса решение не продавать никому права на первый фильм серии «Звездных войн». Для него самым важным было сохранение полного творческого контроля, на котором он сосредоточил все свои стремления.

«Не позволяйте разноголосице чужих мнений перебить ваш внутренний голос», – сказал когда-то Стив Джобс. Но как услышать свой голос среди прочих? Как не перепутать свои желания с желаниями, приходящими извне? В этом нам может помочь наше тело.

Человеку, умеющему понимать свои эмоции, будет проще, чем тому, чей эмоциональный интеллект не так развит. Наше тело очень ярко реагирует на эмоции: частота сердцебиения, внутренний комфорт или дискомфорт. Эти проявления называются соматическими маркерами. Каждый наш выбор сопровождается реакцией организма, которую в принципе может понять любой. Разве что за исключением людей, страдающих алекситимией. Они не способны анализировать свои чувства и не представляют, какие чувства могут испытывать другие.

Восприятие себя глазами других

Лучший способ понять себя – узнать, что о вас думают другие. Существует метод, позволяющий понять точность самосознания и самовосприятия. Он называется «360-градусная оценка». Суть его в том, что сначала вы оцениваете по особой шкале себя, а потом то же самое делают двенадцать респондентов, выбранных среди ваших знакомых. Расхождение вашей самооценки и оценки близких и важных людей и показывает степень вашего самосознания.

Любопытно, что, чем выше человек находится в какой-либо иерархии, тем больше у него эта разница. А еще те, кто попадал в ДТП, оценивают свое вождение выше, чем те, кто в них никогда не оказывался. Люди, поддерживающие сегрегацию по любому признаку, также чаще оценивают себя «выше среднего». На этом останавливает внимание и Дэниел Канеман, автор книги «Думай медленно, решай быстро» (саммари этой книги есть в нашей библиотеке).

Рецепт самоконтроля

Одним из самых важных в жизни навыков человек овладевает примерно в возрасте трех лет – он учится избирательному вниманию. В этом возрасте ребенок учится сосредоточивать внимание на чем-то одном в течение некоторого времени. Это возраст, когда дети учатся делать сознательный выбор, просчитывать шаги наперед. Например, съедают чуть больше главного блюда, чтобы в итоге получить десерт. Такое внимание называется исполнительным. В нем заложено умение управлять собой.

Вряд ли найдется хоть кто-то, кто не слышал про «зефирный тест». Он был направлен на то, чтобы проверить силу воли четырехлетних детей в невероятно сложных для них условиях: проявить силу воли и не съесть одну зефирку, чтобы получить в итоге две. Так была измерена их сила воли, а в дальнейшем тест заложил основы для гипотез, которые получили подтверждение: сила воли непосредственно связана с жизненным успехом.

Обучение самоконтролю с детства (а этому, конечно же, можно научить) позволяет улучшить обучаемость в школе. А так как самоконтроль – это одна из форм внимания, то он еще и позитивно сказывается на настроении. Доказано: человек находится в более хорошем настроении, когда он на чем-то сосредоточен или занят интересным и важным для него делом. Чем лучше он сфокусирован, тем лучше его настроение. Он бодр, воодушевлен и демонстрирует позитивный настрой.

Но можно ли сделать из этого вывод, что дети и подростки с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности) обречены быть грустными неудачниками? Однозначно нет. Перспективы по жизни у всех разные, однако развивать самоконтроль им все равно нужно.

УМЕНИЕ ЧИТАТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
Эмпатическая триада

Существуют люди, которые очень чутко реагируют на все потоки невербальной информации, которые исходят от других людей. Они способны считывать малейшие сигналы тела или мимики. Такое восприятие является высшей ступенью когнитивной эмпатии. Кроме когнитивной эмпатии есть еще и эмоциональная. Люди, обладающие ею, способны глубоко погружаться в эмоциональный мир своих собеседников и переживать с ними одни и те же эмоции, не сталкиваясь напрямую с теми же событиями или феноменами.

Но есть еще и третий аспект эмпатии – эмпатическое участие. Оно «побуждает нас заботиться о других и при необходимости оказывать помощь».

Человеческий мозг «создавался» и эволюционировал для того, чтобы в непосредственном общении люди могли выражать свои эмоции и понимать эмоции других. В современном мире интернета это становится затруднительным. Сообщение в чате не несет никакой дополнительной смысловой нагрузки. С одной стороны, это очень удобно и позволяет проще получить ответ, с другой – может привести к недопониманиям.

Дэниел Гоулман отмечает, что наличие развитой эмпатии особенно важно для врачей, к которым обращаются чаще всего очень напуганные люди, которые не знают, что им делать. Настрой врача хоть на короткую беседу, на попытку понять чувства своего пациента дает огромную поддержку. Доброе слово врача и его расположение обладают несомненной терапевтической силой. Да, это действительно очень сложно – найти в расписанном поминутно дне время для того, чтобы проявить участие к каждому, но фактически врачебная эмпатия даже способна сократить время приема! Никто не требует от врача быть еще и психологом, но предложение вместе просмотреть результаты анализов, короткие, но осмысленные обмены взглядами в процессе заполнения форм, кивки и визуальный контакт творят настоящие чудеса.

Социальная чуткость

Умение понимать невербальные сигналы собеседника называется социальной чуткостью. Социальная дислексия – ее противоположность – наоборот, присуща людям, которые не понимают эти сигналы. Социальной дислексией часто страдают люди с низким уровнем самосознания. Таким человеком, например, был принц-консорт Филипп, супруг королевы Елизаветы II, который славился на весь мир своими странными репликами и ответами на вопросы. Кстати, он всегда понимал, что его язык его очень подводит.

Для современного человека, которому открыт практически весь мир, важно понимать контекст каждой культуры, с которой ему приходится сталкиваться. Это тоже часть социальной чуткости. Так, легко оскорбить японца, не прочитав то, что написано на визитке, которую он вам дал, или проявить неуважение к местным людям в странах, где ношение открытой одежды недопустимо.

Умение улавливать контекст в любом коллективе – ценнейшее качество.

Интересно, что этим качеством в меньшей степени обладают влиятельные и властные люди. А вот те, чей социальный статус ниже, как раз проявляют в большинстве случаев больше эмпатии и социальной чуткости.

БОЛЕЕ ШИРОКИЙ КОНТЕКСТ
Слепота в отношении систем

Учение о системах некогда взорвало научный мир, и сегодня оно остается одним из самых ярких открытий, которое позволяет объяснить практически все в мире. Суть его заключается в том, что весь мир и все его составляющие – это системы. Они большие и маленькие, открытые и закрытые, простые, сложные и сверхсложные. Все они существуют под действием двух законов: закона развития и закона гомеостаза. Любая система всегда развивается и в то же время всегда склонна к поддержанию стабильности.

Системное осознание – это умение находить и применять принципы и общие правила. Оно развилось у человека как инструмент, необходимый для выживания и адаптации к разным условиям. Человек учился выявлять ядовитые и целебные растения, безобидных и смертельно опасных животных и так далее. Эти знания человек передавал из поколения в поколение. Проблема, тем не менее, заключается в том, что человек не способен воспринимать напрямую сложные системы, которые окружают его в повседневной жизни. Для того чтобы их понять, мы создаем условные модели, подключаем различные методы и вынуждены все время обучать друг друга этим инструментам.

В связи с этим постоянно возникают одни и те же проблемы, которые люди пытаются решить, подходя к ним не с того конца. Всякая проблема также является системой, поэтому, чтобы решить ее, нужно найти точку фокуса, то место, которое является настоящим источником, и работать именно с ним. Можно провести медицинскую аналогию, где требуется не устранять симптомы, а решать саму проблему.

Очень часто трудности возникают из-за того, что восприятие людей искажено, и они просто не готовы решать истинные проблемы по самым разным причинам. Так, до сих пор не получается решить проблему всемирного потепления, ведь способы решения настоящих причин слишком дороги и невыгодны огромному количеству влиятельных структур.

Отдаленные угрозы

С наступлением промышленной революции наша планета вошла в новую геологическую эпоху – антропоцен. Охарактеризовать ее можно очень просто: искусственные человеческие системы подрывают работы естественных систем Земли. Пока что мы лишь можем прогнозировать, к чему все это приведет, но в любом случае эти прогнозы неутешительны.

Для того чтобы избежать угроз, таящихся в будущем, причиной которых станет человек, есть только один вариант – продолжать развиваться. Но теперь уже в правильном направлении. Научиться пользоваться повсеместно возобновляемой энергией, искать экологически чистые ресурсы, а не истощать Землю. Но все, как обычно, упирается в деньги. Ни одна экономика не поддержит таких значительных мер.

Проблема в том, что для современной рыночной экономики свойственна нацеленность на краткосрочные прибыли, а не на долгосрочные перспективы. Изменить этот взгляд пока что не представляется возможным. Текущей экологической ситуацией управляет рынок.

Что с этим может сделать простой человек? Мы знаем, что фокусирование на отрицательных моментах создает целую систему отрицательных эмоций, а здоровый человеческий мозг устроен так, чтобы максимально избегать негатива. Негативный фокус – это всегда плохо. Поэтому стоит переключить свое внимание на позитивные преобразования, которые доступны каждому. Каждый человек способен сделать выбор, уменьшающий след, который он оставляет. И делать это нужно так, чтобы постоянно обращать внимание на свой положительный вклад в общую ситуацию.

РАЗУМНАЯ ТРЕНИРОВКА И ТРЕНИРОВКА УМА
Миф о 10 000 часов

Идея о том, что, если в течение десяти тысяч часов чем-то заниматься, то в итоге ты станешь профи в этом деле, имеет к истине весьма отдаленное отношение. Если вы усердно в течение десяти тысяч часов совершаете одно и то же действие, но при этом допускаете одни и те же ошибки, не исправляясь, стоит ли говорить о том, что вы потратите драгоценное время впустую? Простое повторение одного и того же действия не приведет вас ни к чему.

Чтобы правило десяти тысяч часов работало, по мнению психолога Андерса Эрикссона, нужно работать под руководством опытного наставника, который все время будет корректировать ошибки и промахи, а вся ваша работа будет построена по плану. Ваше внимание должно быть целиком и полностью сосредоточено только на этом. Обратная связь – секрет успеха этого правила.

И еще: фокус внимания. Когда человек находится в процессе работы с каким-либо навыком (будь то катание на лыжах на профессиональном уровне или вождение автомобиля), он должен быть полностью поглощен этим. Освоение навыка должно стать его центральной задачей. А для этого требуется много терпения.

Внимание можно прокачать, как обычную мышцу. Для этого помогут техники, используемые для медитации. Когда вы замечаете, что ваш ум куда-то «уплывает», возвращайте его назад. Делайте так постоянно, не давайте вашему вниманию рассеиваться.

Игры для мозгов

Вокруг видеоигр не перестают разгораться нешуточные баталии. Сторонники пытаются доказать их полезность и эффективность для решения задач в реальной жизни, противники высказывают контраргументы. Фактически же ситуация с видеоиграми следующая – об их пользе или вреде можно говорить лишь в определенном контексте: что за игра и что за человек в нее играет.

Тем не менее доказано: шутеры и гонки улучшают реакцию, учат обрабатывать поступающую информацию, делать выводы и удерживать внимание на задаче. Но самое интересное в другом: игры с постоянным повышением уровня сложности положительно влияют на когнитивные способности и вызывают положительные изменения в мозге.

Среди прочих плюсов видеоигр, особенно это касается аркадных жанров и головоломок: замедление процесса потери когнитивных навыков с возрастом. Игры действительно снижают риск появления и скорость развития деменции.

Но при всем этом, к сожалению, видеоигры с той механикой, которая используется в большинстве из них, не позволяют экстраполировать прокачку игрового внимания на учебный процесс. Связано это с тем, что во время игры и во время обучения требуются разные виды внимания, да и задачи перед человеком стоят разные.

Мнение о том, что любители шутеров склонны к агрессии, множество раз экспериментально не подтвердилось, но отмечена другая особенность. У игроков наблюдается когнитивное искажение, при котором им кажется, что люди вокруг настроены по отношению к ним враждебно.

Есть мнение, что именно видеоигры повлияют больше всего на характеристики нервной системы людей ближайшего будущего.

Товарищи по дыханию

Дыхательные техники оказывают благотворное влияние на внимание даже у детей с трудностями: СДВГ, расстройства аутистического спектра, дислексия и другие. Несколько минут осознанного дыхания в день учат сосредоточивать внимание на процессе дыхания, на том, как воздух попадает внутрь, движется по легким и выходит. Это тоже одно из упражнений, которое позволяет «качать» внимание. К тому же оно отлично справляется с тревожностью. Все дело в смещении фокуса внимания, ведь тревожность чаще всего появляется тогда, когда человек неспособен переключить внимание с тревожащей его мысли.

Медитация, построенная на этой технике, получила название «майндфулнес», что с английского переводится как «осознанность». Такой способ медитации доступен каждому и не требует много времени. Достаточно найти более-менее спокойное место, закрыть или прикрыть глаза и спокойно дышать, «наблюдая» за тем, как тело выполняет свою важнейшую задачу.

Обучение осознанности в коллективах способствует развитию эмоционального интеллекта и повышению уровня эмпатии, что в целом очень полезно для любой команды. Да и для рабочих вопросов найдется немало полезного. Например, осознанность позволяет работать более сосредоточенно с одной задачей, решать ее более эффективно и быстро. Это, конечно, противоречит распространенной доктрине о необходимости уметь работать в режиме многозадачности, но и в долгосрочной, и в краткосрочной перспективе такой метод демонстрирует куда большую эффективность.

ХОРОШО СФОКУСИРОВАННЫЙ ЛИДЕР
Как лидеры направляют внимание

Наличие способности к фокусированию внимания является особенностью не только живых существ, но и сложных структур вроде компаний. Фокус организации задает ее лидер. То, куда он смотрит и что в этом видит, определяет практически все, что происходит в компании. Сфера внимания лидера определяет то, чем занимаются все остальные. Бизнес-стратегия – это одна из ипостасей фокуса внимания лидера.

Но откуда берутся стратегии? В 1996 году на этот вопрос ответил автор одной из статей в Harvard Business Review: для появления стратегии «необходимы креативность и озарение». Оба этих компонента требуют хорошего внимания и умения сосредоточиваться. Получается, что умение концентрироваться – одно из главнейших для лидера.

Для того чтобы двигаться вперед и понимать, что нужно рынку и потребителям, важно не только наличие фокуса, но и правильное его направление. Ответы на многие вопросы находятся на горизонте, вовне системы компании. В то время, как чрезмерная концентрация на внутренних процессах (не только организационных) лишает возможности смотреть дальше и видеть больше.

Тройной фокус лидера

Умение принимать правильные и взвешенные решения кроется не только в профессионализме, но и в самосознании. Понимание себя, адекватная самооценка должны полностью соответствовать и пониманию собственного бизнеса.

Тройной фокус лидера состоит из внешнего фокуса (внимания к окружающему миру), внутреннего (внимания к себе и процессам внутри себя) и фокуса на окружающих (эмпатии и эмоциональном интеллекте). Никакой из них не должен перевешивать или иметь более важное значение.

Такой фокус требует огромной работы с вниманием и своими умениями обращать внимание на нужные вещи. Лидеры, которые по каким-либо причинам не могут освоить эти три аспекта, наносят большой вред и себе, и своей команде.

Рецепт истинного лидера

До относительно недавнего времени в науке США бытовало мнение о том, что существует вполне простая и понятная корреляция между успехами в обучении и успехами на профессиональном поприще. Однако результаты исследований показали, что одного высокого IQ для достижения карьерных высот недостаточно. На определенном этапе важнейшее место начинает занимать эмпатия и эмоциональный интеллект. (Почитать подробнее об этом вы можете в других саммари книг Дэниела Гоулмана в нашей библиотеке.)

Главный человек и самый влиятельный – это часто не одно и то же лицо в коллективе. Главный – это чаще всего руководитель, а вот влиятельным, неформальным лидером, становится тот, кто обладает не должностью, но другим важным навыком – эмпатическим фокусом.

Идеальный руководитель – это тот, кто совмещает в себе и роль формального лидера, и роль самого влиятельного человека в коллективе.

И еще один пункт имеет особенное значение. Настоящий лидер фокусируется не только на краткосрочных перспективах, но и на долгосрочных, на том, какой вклад его работа и дело внесут в будущее всего человечества. Это, пожалуй, самая сложная часть задач лидера – уметь предвидеть последствия своих текущих решений. Просто взгляните на самых влиятельных людей из мира бизнеса сегодня. Все они решают не только свои экономические задачи, но и смотрят вдаль, создают то, что заложит основы нового образа жизни людей с заботой о мире.

В оригинальной книге вы найдете множество примеров из различных сфер деятельности людей, подтверждающих важность внимания в достижении жизненного успеха в самых разных областях.