Бесстрашие. Мудрость, которая позволит вам пережить бурю

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Каждый человек в той или иной степени подвержен страхам по самым разным поводам. Мы беспокоимся о здоровье своем и близких, о возможной утрате чего-то дорогого, о подстерегающих опасностях. Даже в самые безмятежные дни может возникать мысль, что нашему счастью что-нибудь помешает и оно вот-вот закончится.

Исчезнет ли страх, если его игнорировать? Нет, мы лишь загоним его в подсознание, откуда он так или иначе даст о себе знать. Единственный выход — шагнуть навстречу ему и понять, где источник. Необходимо признать свои страхи, тщательно изучить их природу, и это поможет обрести над ними контроль. Избавиться от тревоги возможно, лишь узнав о ее происхождении. Обязательные условия для победы над своими личными «демонами» — внимательность и спокойствие.

Но как не бояться смерти? Следует осознать, что человек не появляется ниоткуда и не уходит в никуда и что его жизнь — не только физическое тело. Чтобы обрести бесстрашие, а значит, освобождение и радость бытия, нужно постоянно работать с правильным дыханием, с осознанием и трансформацией своих страхов. И тогда любую сложную ситуацию вы встретите во всеоружии.

Давным-давно

Самое приятное и безопасное время своей жизни ни один человек не помнит — он был тогда в утробе матери. Но как только он появляется на свет, на него обрушиваются все трудности и опасности внешнего мира, а вместе с ними и желанием выжить — первые страхи. Физическая пуповина перерезана, но остается невидимая — это связь с матерью или взрослыми, которые опекают младенца и от которых он зависит.

По мере роста ребенок делается все более самостоятельным, но боязнь, что о нем не позаботятся, все равно остается. Этот первородный страх, берущий свое начало в раннем детстве, есть в любом взрослом человеке.

Именно отсюда проистекает наше опасение остаться в одиночестве и стремление найти партнера, чтобы обеспечить себе безопасность. Но отношения, основанные на страхе и желании защиты, а не на поиске гармонии и счастья, не выдерживают испытания временем.

Такие же корни — в первородном страхе остаться одному — имеет и стремление нравиться окружающим своим поведением, одеждой, желание не быть ими отвергнутым. Это страх вашего внутреннего ребенка, с которым вы до сих пор не удосужились поговорить. Обратитесь к нему, объясните, что вы взрослый самостоятельный человек, которому нечего бояться.

Вы — это часть окружающего мира, с каждой его составляющей вас связывает невидимая пуповина — с солнцем и землей, со всеми людьми, живущими и работающими на ней. И в то же время вы независимы и сами можете позаботиться о себе. В разговоре с собой-ребенком вам поможет медитация.

Первородный страх

Вспоминая неприятные события из прошлого, многие заново переживают перенесенные страдания. Так подает свой голос внутренний обиженный ребенок. Перед глазами мелькают кадры давно просмотренного «фильма» из вашей жизни. Погружение в этот знакомый и болезненный сюжет вновь вызывает слезы и мучительное чувство обиды.

Но, как в кинозале, дотронувшись до экрана, вы понимаете, что там никого и ничего нет, — так и в жизни вы должны осознать: в настоящий момент того, что вас продолжает мучить, не существует. Это было и прошло, а сейчас вы там, где все по-другому.

Если же вы беспокоитесь о будущем, то это всего лишь отголосок страха, вызванного событиями прошлого, в котором вы застряли. Но это не то место, где вы теперь живете.

Здесь и сейчас — вот ваш настоящий дом, где есть все необходимое для безопасной и спокойной жизни. Пригласите туда своего внутреннего ребенка. Отстраненно взгляните на прошлое и, сделав выводы и опираясь на сегодняшний день, смело планируйте будущее.

Примирение с прошлым

Первородный страх возникает у ребенка после рождения, но к тому же он заложен и в генах и передается от предков, жизнь которых сопровождалась опасностями. Усугубляют ситуацию детские обиды, которые остаются в памяти на всю жизнь. Самые болезненные воспоминания — это травмы, нанесенные родителями.

Но при всем желании мы не можем и не должны совсем отгораживаться от матери и отца, поскольку являемся их продолжением, так же как и они — частью нас, своих детей. Нужно искать способы внутреннего примирения. Практика внимательного дыхания и ходьбы поможет поэтапно осознать все пережитые чувства и приведет к глубокому их пониманию, на основе чего могут зародиться согласие и любовь.

Освобождение от страха перед будущим: пять напоминаний

Будущее страшит не меньше, чем прошлое. Особенно навязчивой бывает мысль о смерти. Преодолеть этот страх помогут пять напоминаний, которые следует произносить при внимательном и медленном дыхании:

  • Старение неизбежно, оно заложено природой.
  • Нельзя избежать болезней, они свойственны живым организмам.
  • Смерть — закономерный конец жизни, и она неминуема.
  • Рано или поздно все изменится. В конце концов придется расстаться с дорогими мне людьми или вещами.
  • Мои действия — мое продолжение, и я получаю их результаты.

Никого не минуют болезни, разлуки и смерть. Нужно избавиться от высокомерия и мысли, что все это может произойти с другими, только не со мной. Научившись отпускать, можно стать счастливым и свободным уже сегодня, а привязываясь к власти, славе, деньгам и сексу — свободу теряют.

Уходя в мир иной, человек ничего с собой не возьмет. Единственное, что с ним остается в виде кармы, — это его слова, поступки и мысли. Не прячьте в глубине души семена страха, направьте на них луч своего сознания, осмыслите и трансформируйте их.

Практика размеренного правильного дыхания и повторения напоминаний поможет не только восприятию этих истин на уровне размышлений и анализа, но и глубокому их осознанию и преодолению страхов, с ними связанных. Понимая неоспоримость этих утверждений и принимая неизбежность того, о чем в них говорится, вы избавляетесь от тоски и тревоги, которые отравляют вам жизнь.

Нет ни прихода, ни ухода

Самое большое заблуждение в сознании человека — это то, что с приходом смерти он будет уничтожен. Эта мысль заставляет страдать. Мы убеждены, что наша жизнь ограничена земным существованием. Но рождение и смерть — всего лишь идеи, не соответствующие реальности. Этому учил Будда. Глубокое понимание, что нас невозможно уничтожить, избавит от страха исчезновения. Следует осознать, что земная жизнь — только одно из проявлений нашего существования, и прерывается она для обретения новой формы. Утратив близкого человека, вы можете почувствовать, что он продолжает существовать и в вашей памяти, и в разных проявлениях окружающего мира, если осмотреться внимательно. Такое понимание усмирит вашу боль и позволит осознанно и с удовольствием пребывать в настоящем моменте.

Здесь и сейчас

В беспокойных мыслях о том, что было вчера и что будет завтра, жизнью наслаждаться невозможно. Осознайте свое присутствие в сегодняшнем дне как настоящее чудо и будьте счастливы текущим мгновением. «Это единственное время, которое у нас есть», — говорил Будда. Царствие Божье можно обрести уже здесь и сейчас.

Существуют различные мантры для достижения гармоничного состояния. Вот очень простая. Повторяйте при вдохе: «Я прибыл»; при выдохе: «Я дома». Это поможет сосредоточиться и осознать, что ваш истинный дом — данный момент и то место, где вы сейчас находитесь.

Два измерения реальности

Утвердившись в настоящем, вы обретаете ощущение свободы и силы. Идите дальше: соотнесите свою жизнь с реальностью, которая имеет два измерения — историческое и абсолютное.

Если рассмотреть их на примере океанской волны, то ее существование в истории кратковременно: набежала и отхлынула. Но исчезла ли она? Нет, пришла из воды и ушла в воду, и сама она собственно вода. Это уже абсолютное измерение. Земная жизнь человека — как волна. В историческом измерении есть начало и конец, но в абсолютном — мы часть природы, у которой нет рождения и смерти, а есть только продолжение.

Природа не-рождения и не-смерти

Французский ученый Лавуазье так же, как и Будда, утверждал: «Ничто не создано, ничто не утрачено». Проникнитесь мыслью, что и природа в целом, и наша собственная — это природа не-рождения и не-смерти, и вы перестанете бояться небытия. Именно в этом заключается смысл одной из самых важных традиционных практик в буддизме.

Идея полного уничтожения ошибочна, так же, как и понятие бессмертия, то есть постоянства. Все в этом мире меняется и обретает другую форму. Возможно, облако, которым вы недавно любовались, теперь находится в стоящей перед вами чашке чая. Уход близкого человека не означает, что вы его потеряли. Он существует в других формах, и такой глубинный взгляд на вещи поможет вам пережить горе.

Ценить место, где мы находимся

Представьте, что прилетевшие на Луну два астронавта потерпели аварию, а помощи ждать неоткуда. О чем они будут думать? Точно не о славе, карьере или деньгах, а о том, какое это счастье — просто идти по родной планете и наслаждаться каждым своим шагом. А что же нам мешает это делать, когда есть такая возможность? Ведь от каждого мгновения своей жизни можно получать удовольствие.

Если мы витаем где-нибудь в своих мыслях, а потом резко осознаем реальность, нас охватывает страх или беспокойство. Чтобы выбраться из этой ловушки, нужно соединить ум с телом, вернуться в настоящее из вымышленного мира, применяя практику глубокого погружения сначала во вдох, а затем в выдох.

Внимательное дыхание, медитация — способ осмысленно прожить и по достоинству оценить каждый быстротекущий момент.

Дар бесстрашия

Если мы чего-то боимся, это мешает жить полноценно. Одно из важных условий для того, чтобы чувствовать себя счастливым, — оптимистичный взгляд на все обстоятельства и события, которые с вами происходят. Вырабатывать в себе не-страх — вот лучший подарок, который можно сделать самому себе или близкому человеку. Внушите это понимание больному или скорбящему, и вы облегчите ему жизнь.

Не цепляйтесь за вещи или привязанности — и станете свободным. «Не-страх — вершина учения Будды». Он утверждал, что ежедневное потребление негативной информации — это яд, который люди добровольно принимают. А избавление от постоянного отравления самих себя — в той же медитации.

Чувству страха препятствует и осознание связи себя со всем миром и общности со всеми людьми. Человек не может существовать сам по себе, понятие «мы» помогает обретению не-страха. Научиться видеть «каждого в себе и себя в каждом» — это «практика взаимобытия».

История Анатхапиндики

Этот человек жил 2600 лет тому назад и был одним из любимых учеников Будды, исследователем его учения. Будучи небедным, но щедрым человеком, он всю жизнь помогал обездоленным людям. В храм, им сооруженный, приходило для медитации много народу, и даже сам Будда со своими монахами. Когда Анатхапиндика тяжело заболел, великий учитель послал к нему двух других своих учеников, чтобы облегчить его страдания.

Пришедшие предложили Анатхапиндике помедитировать, применив практику внимательного дыхания и вспоминая самые счастливые моменты его жизни. В результате боль уменьшилась и в конце концов ушла совсем.

Затем больному предложили разные виды медитации: на шести чувствах, на времени и в завершение — на бытии и небытии. Их суть заключается в том, что человек на вдохе и выдохе повторяет утверждения о том, что его жизнь не ограничивается его телом и органами чувств, а также временем. Нет ни прихода, ни ухода, есть только продолжение.

Умирающий Анатхапиндика в последние мгновения своей жизни получил от друзей самый ценный дар не-страха и ушел из земной жизни легко и умиротворенно.

Сила внимательности

Практически у каждого человека есть такие качества, как умение сосредоточиться, быть внимательным, понимать суть вещей, сострадать ближнему. Они и образуют тот остров, по словам Будды, куда можно отправиться в любой момент. В трудные минуты жизни нужно искать прибежища не вовне, а внутри себя, что достигается благодаря внимательному дыханию. Именно там вы достигнете сосредоточенности и расслабления, будете в безопасности и обретете прозрение. На смену страха или растерянности придет утешение.

При помощи внимательного дыхания вырабатывается энергия Будды. Христиане могут сравнить это со Святым Духом. Благодаря такой практике уменьшается напряжение, порождающее страхи, приходят спокойствие, осознание себя в настоящий момент и уверенность в следующем шаге, который вы готовы предпринять.

Подарив учение об острове своим последователям, Будда дал им понять, что с его уходом они смогут найти опору и учителя внутри самих себя. Только глубокая связь со своим внутренним миром даст гармонию и в мире внешнем.

Учимся останавливаться

На протяжении многих веков люди привыкли торопиться, бежать без остановки чуть ли не с момента рождения. Постоянное напряжение не позволяет смотреть на мир неповерхностным взглядом и в полной мере чувствовать настоящий момент. Медитация Будды предполагает два этапа: сначала остановиться, затем посмотреть вглубь. Если научиться первому, автоматически придет второе. Остановка и внимательный взгляд неразделимы.

Освоив эту практику, вы почувствуете в себе силы справляться с негативными эмоциями, находить выход из сложных ситуаций, жить спокойно и радостно. Ежедневную медитацию можно сравнить с регулярным приемом пищи: без нее человек слабеет и увядает.

Спокойствие во время бури

Если вас одолевают страх, ревность или гнев, обратитесь к так называемому зерну внимательности, которое есть в каждом человеке. Не отрицайте свои чувства, не подавляйте, а примите и трансформируйте их. Многие люди загоняют их внутрь, стараясь отвлечься любыми возможными способами, довольно часто при помощи телевидения.

В одной семье люди купили статую Будды и водрузили ее на телевизор, где она была на самом виду. На это Тит Нат Хан отреагировал так: «Дорогие друзья, статуя и телевизор не гармонируют друг с другом, ведь по своей сути они абсолютно противоположны. Будда нужен нам для того, чтобы вернуться к себе, а телевидение — чтобы убежать от себя».

Но бегством от внутреннего негатива спастись не удастся. Один из способов справиться с нахлынувшими чувствами — дыхание животом. Он заключается в том, чтобы сконцентрировать свое внимание на брюшной полости и, делая вдох и выдох, следить за подъемом и опусканием живота.

Под воздействием сильных эмоций человек подобен дереву во время бури. Оно качается из стороны в сторону, но корнями крепко держится за землю. Не оставайтесь в эпицентре бури эмоций — на уровне головы и груди. Сосредоточьте свое внимание в области пупка — это ваш ствол, самая прочная часть. Примите устойчивую позу и просто дышите. Минут через 10—15 «буря» пройдет.

Второй из двух этапов медитации Будды — глубинный взгляд на вещи, в том числе на свои переживания. С его помощью можно распознать их источник, чтобы искоренить его, прежде чем взрывом отрицательных эмоций вы нанесете вред себе или окружающим. Овладев практиками преодоления гнева, возмущения, ярости и прочих негативных чувств, мы передадим эти полезные навыки и своим детям.

Трансформация страха вокруг нас

Человек живет среди людей, поступки которых во многом продиктованы тревогой, опасениями, боязнью чего-либо. Каждый из нас влияет на общество и наоборот. Создается так называемая «культура страха». В современном мире особенно повлияла на ее формирование угроза терроризма.

Когда мы летим на самолете, любой человек может вызвать у нас подозрение: не пронес ли он взрывное устройство, несмотря на то, что все проходят досмотр и процедуру сканирования. С нарастающей тревогой не так легко справиться. В таких случаях не следует поддаваться страху, но нужно признать его в себе, чтобы легче побороть.

Страх порождает страдания, которые приводят к желанию мстить тому, кто их причинил. Получается замкнутый круг. По мнению Тит Нат Хана, в основе желания террориста всех наказать — тоже страдания, а возможно, и страх, порождающий жестокость. Это, конечно, не значит, что преступник заслуживает оправдания. Будда говорил, что в глубине ума несчастных людей за их болью он видит острый нож, который сами они не замечают.

Как избавиться от этого ножа — вот в чем вопрос. Если извлечь его из сердца вместе с недоверием и злостью — ваше сердце станет мостом и приведет вас к другому берегу — к свободе от страха. Применяйте практики внимательности. Глубокое слушание другого человека, понимание и сострадание друг к другу могут сделать мир менее жестоким.

Практики трансформации

Страха не существует «здесь и сейчас», но люди почти никогда не живут в настоящем моменте. В своих мыслях они «улетают далеко», пребывая то в прошлом, то в будущем и подпитывая себя страхами.

Есть четыре мантры — почти магические формулы, помогающие трансформировать негативные чувства в позитивные, боль, депрессию и страхи превращать в любовь и заботу.

  • Посмотрите в глаза близкому человеку и скажите ему: «Я здесь для тебя». Это — мантра предложения присутствия. Лучшее, что мы можем дать тем, кого любим, — свое внимание.
  • Следующее, что нужно сделать — признать присутствие своего близкого человека. «Я вижу тебя, и это дает мне счастье». Это — мантра признания.
  • Если нужно помочь близкому, скажите ему: «Я вижу твои страдания, поэтому я здесь», и помогите. Это — мантра для облегчения страданий.
  • Когда вам нужна помощь — не замыкайтесь в себе, не впадайте в гордыню, просите помощи со словами: «Я страдаю и прошу у тебя помощи». Это — мантра просьбы о помощи.

Чтобы вернуться к себе, освободиться от страха и наслаждаться каждым мгновением жизни, применяются техники внимательности: упражнения для обретения навыков правильного дыхания и ходьбы.

Их суть заключается в том, чтобы сосредотачивать внимание на дыхании, отслеживать сознанием каждый вдох и выдох, каждый шаг, чувствовать свои действия.

Вот, к примеру, такое упражнение — несмотря на свою простоту, оно приносит большую пользу, потому что с его помощью вы сможете глубоко прочувствовать и осознать свое существование: то, что вы живы и находитесь здесь и сейчас. Причем «вы» — это не только физическое тело, но и все, что вас окружает.

Сосредоточьтесь и произносите в такт своему дыханию:

«Я делаю вдох и знаю, что это вдох. Я делаю выдох и знаю, что это выдох». Направьте все свое внимание на свои действия. Мысли, роящиеся в голове, переживания, ваше прошлое и будущее — отпустите все, кроме дыхания. Почувствуйте свое дыхание, насладитесь им и обретите освобождение.

А такое упражнение помогает снизить внутреннее напряжение и отпустить боль. Внимательно наблюдая за своим дыханием, выполняйте последовательно следующие шаги — признание своих чувств и ощущений, принятие их и «отпускание».

«Делая вдох, я успокаиваю свои ментальные формации. Делая выдох, я успокаиваю свои ментальные формации». Вам нужно признать свою боль, принять ее мягко, без жестокости и отпустить. Облегчение приходит порой через пару минут.

Практики трансформации страха освобождают от нагромождения ненужных мыслей и тревог и дарят легкость восприятия жизни как чуда, способность чувствовать радость просто от самого факта существования.

Упражнения внимательного дыхания, направленные на наш разум путем последовательных действий — сосредоточения ума, его освобождения, восприятия окружающего и отпускания желаний, — помогают достичь нирваны: отсутствия любых мыслей, полного и глубокого ощущения реальности.

Еще один этап работы над собой для освобождения от стресса и страха — полное расслабление. Нужно проявить заботу и внимание к каждой части и клеточке своего тела и этим дать ему возможность отдохнуть и восстановиться. При этом основное значение также имеет правильное дыхание, в том числе животом. Отслеживайте дыхание, вдох и выдох — этим вы освобождаете голову от мыслей и сердце от чувств, успокаиваетесь и расслабляетесь.

Можно практиковать медитацию «метты». Это слово означает доброту, в основе которой — любовь. Повторяя простые слова о своем освобождении от страха, о любви к себе и всем людям, мы приходим в состояние покоя, легкости и счастья. Медитация «метты» состоит из наставлений Будды, содержащихся в тексте «Путь очищения». Выполняя ее, вы желаете добра и ограждения от бед сначала себе и тем, кого любите, далее всем, к кому относитесь нейтрально, и, наконец, людям, из-за которых испытывали страдания.

Рекомендуется также использовать пять практик внимательности. Они учат:

  • благоговению перед проявлениями жизни;
  • правильному потреблению;
  • способности говорить с любовью;
  • слушать с любовью;
  • познавать истинное счастье.

Человек живет среди людей. Сделать ваши отношения с людьми прочными и надежными поможет практика «пяти осознаний», при которой необходимо:

  • помнить и чувствовать предков;
  • ощущать себя звеном в цепи поколений;
  • не забывать, что вы являетесь частицей общества, в котором живете;
  • работать на благо других, проявляя к ним свою любовь;
  • получать положительные эмоции от взаимообмена энергиями с другими людьми.

Всему этому способствует искусство внимательности — осознанное проживание настоящего момента. Если помнить о нем и применять в повседневной жизни, мир вокруг нас станет лучше, а люди — счастливее.

В оригинальной книге есть более подробные описания техник медитаций и дыхательных упражнений.