Кризисы взрослой жизни. Книга о том, что можно быть счастливым и после юности

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Что такое кризис взрослых?

Есть много исследований о развитии детей и подростков. Возрастные кризисы у них считаются нормой, как необходимые этапы взросления.

Но в отношении взрослых бытует мнение, что их кризисы — нечто необязательное, вроде случайной инфекции, и обязательно связаны с какими-то неприятностями. Литература о возрастных кризисах развития у взрослых практически отсутствует.

Поэтому многие даже не в курсе, что психологическая наука уже четко определила три возрастных кризиса взрослых как норму для большинства людей.

Кризисы зрелости, как правило, соответствуют возрастам (время начала):

  • 30 лет;
  • 40-45 лет (середина жизни);
  • 55-60 лет (поздний возраст). 

Незнание кризисных законов и механизмов приводит к попыткам скрывать проживание кризиса даже от самих себя, а это влечет за собой психосоматические болезни, депрессии или вспышки агрессии, снижение качества жизни и уровня профессиональной деятельности.

Зачем нам необходимы кризисы?

Жизнь человека не может быть однолинейна. Прохождение кризиса — это специфическая точка пути, когда человек переосмысляет приобретенный опыт, переустраивает себя в соответствии с ним, пополняет запас внутренних ресурсов для следующего жизненного этапа.

Кризисы — это разрушение прежней социальной позиции и переход личности на более высокий уровень развития, необходимое условие для обновления.

В отличие от детей, у которых кризисы развития всегда четко связаны с возрастом и физиологией, у людей взрослых кризисы зависят скорее от изменений социальной роли.

Суть кризиса взрослых — осуществление выбора в момент перемены. И, хотя кризисы почти всегда ассоциируются с неудачами, в действительности их причиной могут послужить любые качественные изменения в жизни, в том числе радостные и счастливые (например, рождение ребенка) или достижение давно желанной цели, которое часто сопровождает характерное чувство опустошенности, бессмысленности. Это ощущение часто является признаком кризиса — прежде поставленная цель достигнута, и теперь предстоит спуск с вершины и поиски новой высоты.

Жизнь всегда являет собой чередование периодов относительной стабильности и кризисов. Период стабильности составляет, как правило, шесть — восемь лет. В это время основные элементы человеческой жизни — семья, работа, дружба, хобби — находятся в равновесии. Когда равновесие нарушается, наступает кризис и все элементы проходят переоценку: занимавшие центральные и приоритетные позиции могут сдвигаться на периферию, и наоборот.

В соответствии с изменением ценностей перестраивается личность. Кризисы — это основа духовного роста человека. Отказ от кризисов обедняет и приводит к деградации, зато правильное их прохождение, напротив, может послужить исцелением от различных психоэмоциональных и соматических расстройств.

Типичный кризис состоит из трех этапов.

  • Разрушение, когда ломаются представления личности о мире, окружающих и о себе. Символ этого этапа — смерть, умирание.
  • Промежуточный этап — наиболее трудный момент вопросов, потерянности, смятений и сомнений. Старые модели и смыслы уже не работают, а новых еще нет.
  • Время созидания. Когда, с одной стороны, велико желание достичь нового успеха, а с другой — действия тормозит страх неудачи.

Однако только от нас самих зависит, какие результаты принесет кризис: новые достижения или крах.

Виды кризисов, проживаемых взрослыми

  1. Возрастные кризисы:

  • в момент перехода молодость — зрелость, совпадает с началом профессиональной деятельности;

  • в момент перехода зрелость — старость, совпадает с выходом на пенсию.

  1. Личностные кризисы возникают в периоды переживания жизненных трудностей и проблем.

  2. Семейные кризисы обычно связаны с изменениями структуры семьи и ее социальных связей — (рождение детей, расставание с подросшими детьми, разводы родителей).

  3. Профессиональные кризисы могут происходить при перемене работы или сферы деятельности, в случае карьерного роста или неудач.

Любой кризис ставит человека перед выбором – сознательным или бессознательным, активным или пассивным.

Если человек полагает, что выбора у него нет – в большинстве случаев это означает, что он уже сделал выбор – но пассивный, без желания нести ответственность за свои решения.

Одна из причин возникновения возрастных кризисов — страх будущего. Он формируется под воздействием множества тревог и неудовлетворенности в разных сферах жизни — в семье или профессии.

Кроме этого, причиной страха могут быть социальные стереотипы, заставляющие воспринимать возрастные перемены болезненно, в негативном ключе. Считается, что в старости человек непременно лишается красоты, здоровья, сексуальности, не может развиваться и радоваться жизни.

В чем особенность возрастных кризисов зрелости?

Прозвучит парадоксально, но старость, как жизненный период, для человеческого общества — явление молодое. Древние люди не знали старости: физическая дряхлость лишала охотников возможности «пенсионного существования». Старики появились, когда люди научились использовать огонь.

Но в целом продолжительность жизни серьезно увеличилась в последние лет двести — триста, и мы столкнулись со старостью как с социальным явлением.

Наша цивилизация культивирует стремление к вечной молодости и успеху, и это само по себе поддерживает негативные стереотипы о старости, страх немощи и смерти.

При этом в XXI веке человечество все больше уходит от социализации, оставляя людей один на один со сложными вопросами. И они накапливают отрицательно заряженные эмоции, которые не с кем разделить. А быстрые технологические перемены создают огромный разрыв между поколениями, лишая детей и родителей возможности взаимопонимания. При этом любая нестабильность в политике или экономике усиливает страх перемен.

Что может осложнить проживание кризиса?

  • Попытки маскировки, стремление заменить внутреннюю переоценку внешними действиями. Алкоголизм или трудоголизм, попытки сменить семью, родить новых детей, развестись, эмигрировать.
  • Инфантилизация, когда человек либо излишне молодится, либо акцентируется на болезнях.
  • Проекция проблемы на окружающих. Виновными назначаются государство, близкие люди, руководство.

Любые попытки уйти от кризиса приводят к застреванию в нем, к депрессиям и болезням.

Признаки успешного проживания кризиса

  • Человек принимает на себя ответственность за свои негативные ощущения.
  • Он не жалуется и не жалеет себя, считая кризис сигналом к необходимости перемен.
  • Воспринимает свои новые проблемы конструктивно — как боль, которую необходимо лечить.

Успешно пройдя через кризис, зрелый человек чувствует себя удовлетворенным, он настроен позитивно и не страдает от психосоматических заболеваний.

Зрелость принято ограничивать рамками возраста 23-25 — 55-60, но в действительности эти границы условны. Главные черты зрелости человека:

  • трансформация ума в мудрость;
  • коммуникабельность с оттенком мягкости, снисходительности;
  • способность к самопознанию;
  • реалистичность и доверие.

Кризис молодости — «встреча со взрослостью»

Такой кризис возможен, если молодой человек не имеет работы и период начала его созидательной профессиональной деятельности откладывается и затягивается. Характерно для городской местности, чаще случается у школьников и студентов. Метафорический образ этого кризиса: странник на перепутье.

Трудности самоопределения в этот период связаны с изменением окружения: от семейно-школьных связей человек переходит к построению профессиональных. В новой социальной среде меняется и мировоззрение — у молодых людей возникают новые взгляды и ценности.

Предвестники кризиса — детский идеализм, чувство собственного всемогущества, обилие энергии, острое стремление к общению, доверие и любовь ко всему миру. Когда молодой человек вступает в начальную стадию кризиса, он неожиданно утрачивает всю бодрость и желание общаться, наступает апатия, депрессия, усталость, все кажется неинтересным.

Человек испытывает страх потери личности, тревожится по поводу собственной состоятельности, способностей, боится неудачи, вероятности «стать никем». Это заставляет изолироваться от общества, сомневаться в себе и своем выборе профессии. Особенно пугает сочетание свободы и ответственности.

Личностные переживания у многих вызывают тягу к художественному творчеству. Молодых людей мучают субъективные ощущения одиночества, ненужности. Но именно эти состояния помогают осознать и принять свою уникальность, пройти кризис идентичности.

С началом периода созидания наступает выход из кризиса: выбор пути завершается, снова появляются радость и удовольствие от жизни, страхи уходят. Жизнь перестает восприниматься как черновик или подготовка, человек приобретает собственный осмысленный и реалистичный взгляд на жизнь, пропадает необходимость «доказывать свою взрослость». Напротив, свое детство вызывает ностальгию и уважение.

Молодые люди обретают взрослую идентичность. Но есть такие, у кого кризис затягивается. В этом случае будет не лишним обратиться к психологу, чтобы избежать личностных или психосоматических расстройств. Хотя в некоторых случаях помогает простая информированность о существовании подобного кризиса. Важно признать наличие трудности, назвать ее и проработать связанные с этим эмоции.

Первый серьезный кризис (кризис тридцати лет)

На его возникновение сильнее всего влияют социальные стереотипы успеха и достижений. Первые жизненные итоги сравниваются с ними и своими прежними ожиданиями, а также с результатами сверстников. Несоответствия вызывают грусть и сожаления, время ощущается по-другому. Люди впервые осознают краткосрочность жизни, ограниченность своих ресурсов.

Влияют и внутриличностные факторы. Возраст внешне проявляется уже по-другому. Незнакомые люди называют прежнюю «девушку» «женщиной», самоощущение меняется.

Метафорический образ этого периода: дартс. Главный вопрос: попал или не попал в цель? Есть ли еще попытки и сколько?

Предвестники кризиса зависят от темперамента и характера. Кто-то все чаще прибегает к самоуничижению, кто-то, напротив, всячески выставляет напоказ свой свободный и веселый образ жизни. Многие люди, чувствуя, что перемены необходимы, прячутся от предстоящего выбора, не принимая никаких решений, надеясь, что все само собой образуется. На перемены их подвигают внешние обстоятельства: увольнение с работы, уход партнера из семьи.

Кризис 30 лет острее проживают бездетные женщины, что обусловлено физиологией: их способность к деторождению снижается, это может сопровождаться семейным кризисом.

Протекание кризиса и пути выхода

Кризис начинается сомнениями и грустью, проходит через этап принятия своего возраста, переоценку ценностей, расстановку новых приоритетов.

Важно, чтобы человек не застрял в самосожалении, не обвинял других в своих неприятностях. Иллюзии разрушаются, и приходится признать существование объективных реалий, препятствий и ограничений. Их необходимо принять как данность.

В этот период человек начинает лучше понимать себя, знает, что именно нужно ему для счастья. Иногда это заставляет человека начинать новую жизнь с нуля.

Этот кризис проходят не все, но тем сложнее бывает для них протекание последующих кризисов, которые неизбежны.

Кризис середины жизни — после 40

На его возникновение влияют те же социальные факторы, но более остро. После 40 лет у людей снижается вера в себя, а давление социальных стереотипов увеличивается. Происходит первая «примерка» старости.

Люди прилагают все усилия, чтобы сохранить стабильность, даже в том случае, если неудовлетворены своей жизнью. Однако перемены и неизвестность пугают сильнее.

Страшит возможность душевной боли, но отказаться от того, что износилось, что люди переросли, очень трудно.

Ухудшает течение кризиса отказ от Внутреннего ребенка в себе — от тех детских качеств, которых взрослые люди с возрастом начинают стыдиться: открытость, спонтанность, творчество, стремление играть.

Карл Юнг описал свой опыт прохождения кризиса. Пребывая долгое время в депрессии, он вдруг вспомнил, как любил когда-то играть в кубики. Он начал строить замки и домики из подручных материалов каждый раз, когда на него находила тоска. Так ему удалось преодолеть кризисное состояние.

Еще один фактор, ухудшающий положение человека в кризисе, — стереотип о непременном счастье материально обеспеченной жизни.

В действительности излишнее стремление к материальному благополучию приводит к гипертрофированному развитию только одной этой стороны личности, что делает личность неустойчивой, а жизнь в итоге — несчастливой.

В этот кризисный период на человека оказывает давление смена социальных ролей, которые активно развивались в предыдущие периоды, — семейные, профессиональные. Возрастает страх смерти, в особенности если умирают родители. Даже если отношения с ними были холодными и редкими, они служили своеобразной защитой от смерти, и вот она пропадает. Это вызывает тревогу.

В чем проявляется кризис середины жизни?

Заложенные в детстве родительские установки к 40 годам переосмысливаются. Они либо принимаются осознанно, как правильные, либо человек понимает, что они не приводят его к желаемым результатам.

Родительское программирование, формирующее у человека промежуточную личность, может привести к разочарованию в себе. Попытка прожить чужую жизнь не складывается, и человек понимает необходимость ломки жизненных установок.

Метафорический образ кризиса середины жизни: турист на перевале. Главные вопросы: чего я достиг, в чем смысл моей жизни, что останется после меня, могу ли я что-то изменить и сделать что-то еще?

Протекание кризиса середины жизни

Обычно он протекает тяжело, поэтому люди стараются уйти от него. Неудовлетворенность жизнью приписывают любым другим факторам — вменяют в вину окружению, государству, начальнику на работе, жене, детям, которые «разбили надежды».

Часто попытка спрятаться от кризиса проявляется психосоматическими заболеваниями, поскольку слабому и больному положены поблажки. Для России типичен еще один вариант — обращение к религии.

Этот кризис, как и все другие, характеризуется депрессиями, снижением самочувствия и особенно усталостью. При этом эмоциональная усталость может восприниматься как физическая. Апатия, скука, снижение энергии, постоянная тревога за будущее — свое, близких, детей — приводят к повышению конфликтности. Возникают мысли о собственной ненужности.

Где же выход?

Для выхода из кризиса необходимо принять не только прошлое, но и настоящее, осознать значимость достигнутого — какими бы ни были итоги, их нужно ценить.

Важно найти свои источники радости, чтобы сохранять положительный настрой. Если человек сумел стать родителем — в прямом и переносном смысле, то есть научился заботиться, помогать, отдавать, делиться идеями с людьми — ему проще дается прохождение этого кризиса.

Самым лучшим его итогом будет формирование позитивного образа будущего, построение новых жизненных планов, требующих новой активности, переход от экстенсивного развития личности — к интенсивному.

Теперь энергия человека должна тратиться не на отыгрывание социальных ролей, а на себя, на свою «самость». В этом случае вторая часть жизни имеет все шансы стать творческой кульминацией, а не временем отчаяния и распада. 

Упражнения, помогающие проходить кризис

В этот период наиболее актуальна психологическая поддержка в подведении итогов. Человек должен осознать ценность всего достигнутого.

Вот несколько упражнений. Их хорошо выполнять в группе, но допустимо и наедине с собой.

  • Упражнение «Похвальное слово самому себе».

Закройте глаза и десять минут посидите, вспоминая жизнь, с самого детства. Вспоминайте свои достижения, как можно подробнее представляйте свои хорошие поступки, заслуги — все, чем вы имеете право гордиться. Не принижайте себя ни в чем. Какие-то вещи могут казаться несложными, но вам они дались непросто — похвалите себя за них. Проговорите вслух.

  • Упражнение «Уровень счастья».

Напишите список всего, за что вы сейчас можете поблагодарить судьбу. Пусть список будет подробным: здоровье свое и детей, дом, солнце и голубое небо, наличие друзей — все, что придет в голову.

Подведение итогов должно стать отправной точкой для поиска новых источников радости и построения новых планов.

Кризис позднего возраста — 55-60 лет.

Он связан не столько с возрастом, сколько с изменением социального статуса. В этот период люди заканчивают профессиональную деятельность, выходят на пенсию. Но даже при сохранении работы человек примеряет на себя то, что происходит с его сверстниками, и реагирует на изменения в его окружении.

В нашей стране, где соцобеспечение пенсионеров слабое, страх будущего у людей сильнее. Резкое снижение самооценки в связи с потерей статуса может компенсироваться повышением агрессии.

Еще один источник страха — стереотип о непременной потере здоровья в старости. Социальные стереотипы начинают серьезно давить на людей, и это может стать причиной депрессии.

В процессе прохождения кризиса люди пенсионного возраста сознательно или бессознательно выбирают стратегию старения.

Их может быть две:

  • прогрессивная и активная, предполагающая сохранение социальных связей и продолжение развития личности;
  • регрессивная и пассивная, нацеленная на сохранение здоровья, направленная на выживание и доживание, сворачивание социальных связей и консервирование личности.

При первой стратегии переоценка ценностей не приводит к потере смысла жизни. При второй эта опасность есть: структура смысла жизни распадается и происходит потеря смыслов вообще.

Если человек в течение всей жизни не был склонен к рефлексии, он может не осознавать этой потери, но безотчетно его будет преследовать чувство недовольства.

Проявления кризиса позднего возраста

Спрятаться и от кризиса окончания профессиональной деятельности нельзя: через него проходят все. Его труднее завершить конструктивно, поэтому многие люди в нем застревают.

В особенности те, кто разочарован итогами своей жизни, — такие люди склонны обесценивать не только себя, но и все вокруг. Зависть к окружающим становится болезненным проявлением кризиса.

Метафора этого кризиса: «ненужная вещь». В этот момент даже помощь от других людей может восприниматься как унижение и нанесение обиды.

Обилие свободного времени и отдыха не улучшает самочувствие. Отсутствие дел приводит к апатии и чувству пустоты.

Течение кризиса такое же, как и у других возрастных кризисов: настроение падает, нарастает тревожность, усталость и страх перед наступающими изменениями. Но страх будущего дополняется страхом беспомощности, одиночества. Мучают мысли о смерти. Подведение итогов уже не беспокоит так, как прежде. На первый план выдвигаются мысли о собственной нужности кому-либо, опасности обременить своей немощностью близких.

Пути выхода из кризиса — те же. Необходимо принять свой возраст и ситуацию, найти в ней положительные моменты, источники радости.

Лучше всего справляются с этим кризисом люди творческой направленности — креативные, способные находить радость в любом деле. Творчество, их Внутренний ребенок дают им возможность повышать самооценку, чувствовать нужность и ценность для других.

Гордость за себя и свою жизнь, наличие широких социальных контактов и социальной активности помогают облегчить течение кризиса. Профессиональная деятельность сходит на нет, но другие стороны жизни выступают вперед, и это помогает людям развиваться и находить новые смыслы даже в этом возрасте.

Но и профессиональная активность необязательно исключается в этот период. Например, актер Владимир Зельдин выступал в мюзиклах до 90 лет, многие ученые не только продолжали заниматься наукой, но и добивались высоких результатов. А вот художница Гранде Модес вообще впервые начала рисовать в возрасте 80 лет.

Главное — осознавать, что человек может приносить посильную помощь другим и пользу в любом возрасте. Важно лишь найти ту форму, которая будет удовлетворять и радовать.

Итог кризиса: познание человеком собственного «Я», очищенного от налета социальной, профессиональной, семейной роли. Вся социальная активность в этом возрасте добровольная и целиком зависит от личности и желания человека. Важно продолжать смотреть в будущее, ставить цели и строить планы.

Развитие в зрелости. Внутренний диалог (отношения с собой)

На жизнь и судьбу человека оказывает существенное влияние его самооценка — представление человека о себе и своем значении для других.

Самооценка определяет самоотношение, то есть любовь и интерес к себе, самопринятие, самоуважение, чувство компетентности. На этой основе у человека складывается положительное либо негативное отношение к самому себе.

Люди с недостаточным самоуважением сильно зависят от внешних оценок. Они ранимы, мнительны, склонны к эскапизму и асоциальному поведению. Негативное самоотношение заставляет людей искать поддержки в социальном статусе, стремиться к признанию и успеху. Социальный статус особенно волнует мужчин, а женщины стремятся к сексуальной привлекательности — и степень удовлетворенности этими факторами влияет на самореализацию.

Есть исследования, подтверждающие, что при сниженной самооценке и негативном самоотношении физиологические реакции человека ослабляют иммунную систему, повышая заболеваемость. И наоборот, при положительном самоотношении биохимические реакции мозга повышают уровень серотонина в крови, улучшая состояние организма.

Это важно и в психологическом плане: позитивное самоотношение снижает страх смерти и в целом улучшает качество жизни человека.

В зрелом возрасте происходит автономизация человека. Люди меньше задумываются о том, какие они, кто они. В этом возрасте даже ошибки воспринимаются как ценный жизненный опыт.

Автономизация благотворно влияет на самоощущение человека, на его общение с другими, на семейные отношения. Большая независимость делает человека более свободным, открытым, освобождает от страха, злобы, нетерпимости. Вследствие чего отношения с другими становятся более бескорыстными и глубокими.

Принять свое тело

Для женщин одним из определяющих факторов самопринятия является собственное тело. До прихода к нам европейской моды в России считались красивыми женщины дородные, с высокой пышной грудью. Слово «худеть» — от корня «худо» — означало негативные изменения.

Интересно, что все время, пока СМИ и модные дома навязывали обществу свои идеалы стройности — крайнюю худобу и андрогинность, средняя женщина в человеческом обществе только набирала вес. Такое очевидное несоответствие развивает у женщин ненависть к собственному телу.

Полные люди, в особенности женщины, негативно воспринимаются в обществе: им приписывают неуклюжесть, слабоволие, лень и глупость. В развитых странах лишний вес является индикатором принадлежности к низшему социальному слою. Богатые женщины не могут быть жирными. Вес влияет на состояние здоровья, деформирует внешность, походку, изменяет физическое «Я» и снижает самооценку при слабой автономности человека.

То же касается старения женщины. В отличие от некоторых примитивных обществ, где женщины в период менопаузы, наоборот, получают ряд социальных привилегий, в западной европейской цивилизации климактерические изменения оцениваются как потери, что ухудшает социальное положение и, соответственно, отношение женщин к себе.

Старение мужчин связано со страхами и беспокойством относительно потенции, что во многом есть следствие бесконечных медицинских реклам. Чем больше СМИ рекламируют средства от импотенции — тем больше мужчины рискуют ее потерять из-за нагнетания стресса. Переживание кризиса середины жизни мужчины после 40 лет пытаются компенсировать сексом с молодыми девушками, хотя сам кризис может и не быть связан с сексуальными потребностями.

Отношение к настоящему, прошлому и будущему и самоотношение

Возрастные кризисы всегда сказываются на самоотношении. Трансформируется восприятие времени: в юности человек устремлен в будущее, в старости — в прошлое. Научиться ценить время, правильно контактируя с настоящим, чтобы быть удовлетворенным собой, — важная экзистенциальная задача.

Динамика и кризисы брака

Независимо от формы супружеских отношений, партнеры, живущие вместе и несущие взаимную ответственность друг за друга, проходят несколько кризисных этапов.

  • Адаптационный период — от начала брака до зачатия ребенка. В это время определяется модель взаимодействия партнеров: поощряющая (одобрение положительных действий партнера), игнорирующая (негативные действия не замечаются). Лучшим вариантом для устойчивости брака является модель сотрудничества.
  • Период испытания и проверки мифов о браке и ожиданий от него (как сознательных, так и неосознанных) у обоих партнеров. Слишком большие различия станут основой острых конфликтов.
  • Период беременности жены первым ребенком вызывает у обоих супругов личностные кризисы — незаметные, но важные. У женщин это связано с изменением гормонального фона и перинатальными страхами, а у мужчин — со страхом смерти: отцовство, накладывая на них серьезную материальную ответственность, отягощает еще и приближением к «родительскому возрасту».
  • Рождение первого ребенка вызывает семейный кризис: партнеры осваивают новые социальные роли, значительное внимание уделяя ребенку, а не друг другу. Мужчина может не принять роль отца, и тогда на жену будет направлена часть его подсознательной агрессии к матери, от которой он, будучи мальчиком, желал безграничной любви.
  • Случается, что полное принятие роли отца приходит лишь с рождением второго ребенка или внука, или никогда. Тревожный тип привязанности, сформированный у женщины в ее родительской семье, может стать причиной гиперопеки в отношении ее собственных детей.
  • Если первый ребенок родился у слишком молодых родителей, они оба могут страдать от чувства потери свободы, обвиняя друг друга.
  • Когда первенец достигает двух — трех лет, простой уход за ребенком сменяется воспитанием. В этот период возможен кризис, связанный с различными взглядами партнеров на этот процесс, а также с возвращением профессиональных амбиций у женщины.
  • Школьный возраст первенца. Супруги вырабатывают стереотипы общения в семье, большая часть времени уходит на решение проблем с обучением. Недостаток школьных успехов у ребенка часто становится причиной конфликтов.
  • Подростковый возраст последнего ребенка. Отделение ребенка от семьи приводит к эмоциональному кризису: поначалу партнеры объединяются, пытаясь затормозить уход ребенка из семьи, а когда он все-таки уходит — возвращаются в ситуацию первого года семейной жизни: обоим требуется адаптация и перестройка стереотипов общения, выработанных в период родительства.
  • Создание семьи последним из детей. Родители утрачивают контроль над детьми, их родительская роль приходит к завершению. Для большинства пар это испытание оборачивается утратой самого смысла брака, но для других это время нового взлета в отношениях — интимизация чувств, обновление, наслаждение свободой.

Среди других факторов, влияющих на динамику и кризисы в супружеских отношениях, присутствуют:

  • родительское программирование;
  • неразрешенные детские конфликты;
  • повторение родительской модели семьи;
  • личностная динамика, различия в развитии характеров — разное время вступления в кризис середины жизни, изменения половой активности.
  • ролевые конфликты — сверхтребовательность и тревожность, возникающие у партнеров при смене социальных ролей.

Кризисы в браке часто становятся причинами измен и предвестниками разводов.

Динамика и кризисы родительско-детских отношений

Качество жизни, безусловно, зависит от наших взаимоотношений с детьми. Родительство — это школа личностного роста. Гармоничные отношения с ребенком получаются только у тех, кто сам готов расти и развиваться.

У каждого человека есть потребность любить и чувствовать себя нужным. Эта потребность реализуется в том числе и через отношения с ребенком.

Чтобы быть успешным родителем, необходимо уметь:

  • ценить уникальность ребенка независимо от его качеств;
  • проявлять любовь к нему вербально и невербально;
  • создавать возможности и среду для развития и роста ребенка.

Эти умения складываются у большинства людей при общении с родителями. Но если они не сформированы правильно, то и потребность в любви не будет удовлетворяться гармонично, а отношения с детьми сложатся ущербными.

Есть три самых типичных подобных нарушения:

  • ребенок становится смыслом жизни одного или обоих родителей;
  • ребенок рассматривается одним из родителей с низкой самооценкой и эмоциональной нестабильностью как «часть себя».
  • дисгармоничные отношения супругов заставляют ребенка становиться «третьим партнером» в семье для обеспечения психологической поддержки.

Все три варианта приведут к симбиотическим отношениям, и кризисы возраста отделения ребенка от родителей — в три года и подростковый — будут осложнены.

Младенчество (период от рождения до 1 года)

У многих народов мира в той или иной форме присутствовал обряд «кувады» — нечто вроде символических «родов» ребенка его отцом. В основе этого явления лежало признание отцовства. Полезный эмоциональный опыт позволял наиболее простым способом включить отца в жизнь ребенка.

Трудности и физический дискомфорт, которые испытывают молодые родители, ухаживая за ребенком, могут приводить к негативным эмоциям по отношению к младенцу. Опасаясь этого, родители, не умеющие любить, сводят общение с малышом к формальности, а то и устраняются от ухода за ним. Важно осознавать естественность чувств и собственных реакций, не подавлять их, но прорабатывать так, чтобы вытеснение негатива не приводило впоследствии к ощущению вины, к гиперопеке этого ребенка или нечаянным выплескам агрессии.

Понимание своих чувств позволяет родителям принять собственную неидеальность и тем самым избежать личностных кризисов.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

В этот период родители предпринимают первые попытки социализации ребенка и сталкиваются с первой агрессией по этому поводу. Справляться с нею необходимо с помощью игр.

В нашей культуре отношения родителей и детей строятся на принуждении: взрослые создают правила для детей, а дети принимают их из чувства привязанности. Морали у детей не существует до той поры, пока они не начнут взаимодействовать на равных с группой сверстников.

Кризис трех лет проявляется протестами, агрессией и непослушанием. Многие родители тяжело переживают этот период. Худший вариант — если родители сначала терпят капризы и протесты ребенка, а потом внезапно взрываются. Такая непредсказуемость поведения взрослых плохо отражается на детском характере. В реакции и поступках взрослых важна последовательность.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)

Это важный период жизни ребенка, потому что именно в это время создается основа его доверительных отношений с родителями: общение с ними делается более личным, интересным для обеих сторон. Но трудности социализации могут приводить к возникновению конфликтов и кризисам. Существует опасность травмирующего поведения родителей: например, совершенно недопустимо в ответ на капризы ребенка угрожать «бросить» его, сдать в полицию и пр. Безусловная любовь родителей — то, что особенно необходимо детям в этом возрасте.

Недостаток родительской любви дети компенсируют вызывающим, демонстративным поведением. Часто «прилипают» к кому-то из взрослых — в пику другим, кого, напротив, отторгают.

Для дошкольника родители — главный объект подражания, он перенимает все от них напрямую, и это следует помнить. Дети могут «зеркалить» самые негативные черты и привычки родителей, что способно привести к конфликту в семье.

Младший школьный возраст (7–11 лет)

В этом возрасте ребенок знакомится с другой стороной своих родителей — теперь это наставники, и эффективность школьного образования будет проверкой их компетентности. Если ребенок учится хорошо — значит, родители справились. Если нет — возникает обширная почва для конфликтов.

Психика и родителей, и детей подвергается стрессу: у взрослых активизируются страхи детства, ребенок может подвергаться несоразмерному давлению, если его возможности не соответствуют требованиям родителей. Дети устают от нагрузок, что может приводить к регрессии воспитания и поведения. Кризис будет пройден легче, если родители не будут смотреть на своего ребенка исключительно сквозь призму школьных отметок.

Подростковый возраст (11—17 лет)

Самый сложный кризисный период: подросшие дети должны отстроиться от родительской семьи, а их отношения с родителями — трансформироваться в партнерские. На смену дидактике должен прийти диалог.

Если кризис не будет пройден в правильном ключе, он может затянуться на долгие годы, став источником мучений и для детей, и для родителей. Молодые люди могут полностью отстраниться от родительской семьи — гневаться, избегать общения, испытывать чувство вины, а родители — отчаянно сопротивляться отделению ребенка.

У детей присутствует постоянный внутренний конфликт — противоречивые стремления: желание любви, заботы и одновременно — стремление к независимости. Подростки ищут новые образцы для подражания, идентификации себя. Им необходима поддержка.

В этот период родители могут столкнуться с кризисом середины жизни, что осложнит дело. Личная дисгармония или нарушенные отношения с супругом могут бессознательно спроецировать у взрослого чувство обиды на уходящего из семьи подростка.

В древних культурах отделением детей от родительской семьи управляли с помощью обрядов инициации. Почти всегда в них задействовали символику смерти и нового рождения. Но современное общество отрицает смерть, и вместо слома старого предпочитает продлевать утратившие смысл, выхолощенные формы детско-родительского общения.

Во многих семьях кризис отделения детей не завершается никогда, что не идет на пользу ни взрослым, ни детям.

Юность

Есть три ситуации, когда отделение ребенка от семьи произошло неконструктивно.

  • Эмоциональный разрыв. Неглубокие отношения детей и родителей окончательно формализовались. Родители могут ревновать к партнерам своих детей.
  • Личностная несамостоятельность взрослого ребенка, сохранение слияния его с родительской семьей. Это приводит к сложностям и конфликтам в его отношениях как с партнером в собственной семье, так и с родителями.
  • Противоречивые отношения с родителями: уход из семьи, тяга к возвращению обратно, чувство вины, возвращение, новое отделение. В этой ситуации возможны ранние браки детей и полная формализация отношений с родителями, даже временная изоляция.

Одна из наиболее трудных задач этого периода — принятие партнеров детей, создание отношений с ними. Их нужно принимать как собственных детей.

Внуки могут усугубить проблемы с детьми, если отделение от родительской семьи не прошло гладко.

Отношения между родителями и детьми должны трансформироваться из комплементарных и опекающих — в партнерские, тогда они будут гармоничными, чтобы способствовать личностному развитию и детей, и взрослых.

Сохранение зависимых, комплементарных отношений будет приводить к недовольству, неудовлетворенности и обидам.

Однако следует помнить, что отношения родителей и детей развиваются всю жизнь. Задача родителей — накапливать мудрость, делиться любовью с детьми и быть для них духовной опорой.

Динамика дружеских отношений

Одна из основных потребностей человека — это потребность в признании. Дружеские связи, так же, как семейные и родственные, служат поддержкой, повышая самооценку и улучшая самоотношение.

С древности установление дружеских отношений происходило через совместное принятие пищи и любую совместную деятельность, которая предполагает сотрудничество и взаимопомощь. Поощрялось расширение родственных и дружеских связей (например, через институт молочных братьев и сестер) — это позволяло укрепить чувство защищенности, еще одну базовую потребность человека.

Находить признание не только среди родственников важно, поскольку это способствует самоидентификации человека. А признание и близкое общение в профессиональной среде, с другой стороны, становится профилактикой для эмоционального выгорания на работе.

Неудовлетворенность человека в признании невротизирует, приводит к унынию и депрессиям. Дружеские отношения часто напоминают компенсаторные связи в браке: когда оба участника перестают соответствовать ожиданиям друг друга, возникают конфликты и связь их рвется.

Дружба завязывается при сходстве ценностей и стиля общения.

Типы дружеских отношений

Их существует три:

  • ситуативные, которые образуются по случаю (например, из-за совместного пребывания в санатории или на работе) и заканчиваются, если обстоятельства изменяются;
  • стойкие отношения могут вырасти из той же ситуации, но продолжаться дольше, поскольку люди раскрылись в них глубже и сильнее, связаны общими интересами, хобби, и это общение действует терапевтически, гася в этой группе негативные чувства и конфликты;
  • дружба характеризуется более интимными переживаниями, исповедальностью и взаимным обогащением смыслами.

Количество дружеских связей определяется темпераментом, личной энергетикой и социальными интересами человека: у кого-то друзей много, у кого-то один-два. Главная предпосылка для образования дружеских взаимоотношений — доверие к миру, эмпатия.

С возрастом круг друзей сужается. Это обусловлено переменами в образе жизни, эмоциональными и ценностными изменениями. Становясь старше, люди склонны меньше доверять другим, соответственно, новые знакомства реже приводят к дружбе.

Тем не менее, если, обретая мудрость, зрелый человек остается открытым миру, он сохраняет способность приобретать друзей, его диапазон общения с возрастом расширяется, а связи, образованные в юности, углубляются.

И даже ситуативные отношения становятся теплыми и дружескими.

Карта жизни

Кризис — это ступень в развитии личности, он обогащает жизнь человека и приходит не как случайное несчастье, а в тот момент, когда человек достигает определенного уровня, который требует осмысления и анализа. Предусмотреть все нельзя, как и начертить единую для всех правильную карту жизни. У каждого — свой путь. И свой личный компас. Но вы не ошибетесь, если будете следовать указаниям двух верных ориентиров — любви к людям и оптимизма.