Самомотивация. Искусство мотивировать себя

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Многие люди хотят изменить свою жизнь. И психологическая наука предлагает им множество научных методов, как это сделать. Существует также огромное количество практических пособий по самоусовершенствованию от всевозможных экспертов и коучей. Но теория и практика психологии существуют параллельно, не пересекаясь. Обычному человеку, даже вооруженному теоретическими знаниями и практическими навыками, трудно свести их воедино и понять, чем же руководствоваться в итоге.

Йенс-Уве Мартенс и Юлиус Куль поставили себе задачу на основе диалога практиков и теоретиков научить людей разбираться в себе и менять свои прежние установки.

Почему кто-то легко достигает поставленных целей, а кто-то уверен, что не справится, даже не пытаясь сделать первый шаг? Может ли человек второго типа начать добиваться успеха? Да, может, но для этого ему необходим сознательный подход к своему личному жизненному опыту. Это самое важное.

Сталкиваясь с проблемами, каждый человек решает их по-своему, исходя из особенностей личности. Всякий раз наша психика делает выбор: какие именно качества и ресурсы интеллекта нам следует активизировать и применить для преодоления трудностей. Если выбор оптимальный и позволяет достичь лучшего результата, говорят, что у человека «сильный характер».

Способы мышления людей можно классифицировать по-разному, но здесь будет уместно использовать классификацию, которая делит людей на два типа: «победители» и «жертвы обстоятельств». Первые уверены в том, что они обязательно добьются желаемого результата: у них есть все необходимые ресурсы, главный из которых — «личностные компетенции». Как правило, такой человек ориентирован на действие.

Люди второго типа мышления сосредоточены на своем состоянии и внешних обстоятельствах, которые к нему привели. В критической ситуации им даже в голову не приходит мысль о возможности что-либо предпринять. Зацикленность на негативе погружает их в стресс и бездействие.

Распространено мнение, что победители решают проблемы путем активных действий именно вследствие своей убежденности, что только действием можно добиться чего-либо. А неудачи «жертвы» — результат его пессимистичных установок и пассивности.

Однако научные исследования показали, что это не так: оптимистичные и пессимистичные убеждения — не причина, а следствие глубоких внутренних процессов регуляции. Проще говоря, если организм быстро возвращается в норму после потрясения, человеку легче быть оптимистом. И никакие рекомендации мыслить позитивно не дадут эффекта, если у него нет способности быстро восстанавливаться для результативных действий.

Доказано, что положительные эмоции как бы прокладывают путь для принятия правильного решения и его реализации. А вот людям в состоянии негатива, прежде чем начать действовать, требуется предпринять волевые усилия, затратить на это время и энергию.

С другой стороны, позитивный настрой побуждает к быстрым спонтанным действиям без особых раздумий. Для решения простых задач это может быть вполне результативно, но сложные задачи требуют больше размышлений. Так что результативность действий под влиянием импульса может значительно снизиться. И здесь большую роль играет «память на намерения — это место, в котором длительное время хранится сознательная воля». То есть, чтобы добиваться лучших результатов, нужно не работать над своими убеждениями, а учиться путем волевой регуляции вызывать в себе положительные эмоции в нужный момент.

Психологами был проведен следующий эксперимент: одна группа людей при решении поставленной задачи погружалась в фантазии о том, как им будет хорошо после достижения цели, а другая — размышляла о трудностях на этом пути. Наилучших результатов добились те, кто переключался с представления целевых позитивных образов на размышления о трудностях реализации намерения.

Секрет успеха

Есть ли у вас цели и в чем они заключаются? Чтобы быть успешным и получать от жизни удовольствие, очень важно иметь цели. Однако в понятие «успех» каждый человек вкладывает свой смысл. Необходимо выбрать ту цель, которая учитывает ваши жизненные обстоятельства и подходит именно вам.

У кого-то в приоритете личный статус, у других деньги, у третьих — власть. Но эти признаки успешности являются ценностями не для всех. Есть немало людей, которые считают настоящим успехом крепкую семью, приобретение надежных друзей, служение другим. Все эти различные цели иллюстрируют три основных вида мотивации: власти, достижений и отношений.

Люди осознанно ставят перед собой цели и хранят их в «памяти на стремления». А мотивация их действий происходит неосознанно, в зависимости от жизненного опыта личности. Мотивируя определить правильную цель, подсознание учитывает множество факторов и фрагментов информации, обрабатывая их параллельно, в отличие от сознания, работающего линейно, как компьютер. Этим мозг человека и отличается от самой совершенной машины.

Очень важно, чтобы не было противоречия между целью и мотивацией. Так, один человек поставил себе цель продвинуться по службе (цель достижений), но проявлял креативность только в том, что касалось помощи другим (мотивация отношений). Добился успеха он только тогда, когда преодолел рассогласование между целью достижений и мотивацией отношений.

Существуют методы, которые помогают привести сознательные цели в соответствие с бессознательными мотивами:

  • переформулировать свою цель, чтобы следовать ей всей душой;
  • освоить и делать упражнения для преодоления стресса;
  • отказаться от целей, не соответствующих вашим потребностям;
  • закрепить свои цели эмоционально.

Человек достигает максимального результата в том, в чем он действительно нуждается, и тогда, когда его цели, эмоции и мотивы находятся между собой в полной гармонии.

Каждый формирует свои цели в зависимости от биографии, возраста, культуры, ценностей и обстоятельств. Кроме того, цели обусловлены установками родителей, внушенными в детстве. А мотивы зависят от бессознательного опыта, приобретенного в раннем возрасте, и часто представляют собой не удовлетворенные тогда потребности.

Все без исключения люди стремятся получать как можно больше позитивных и как можно меньше негативных эмоций. Но представления о причинах, вызывающих эти эмоции, у них различны. Ощущение счастья возникает спонтанно, а не по приказу. Но можно создать условия, которые повысят вероятность этой спонтанности.

Далай-лама полагает, что счастье — это внутренняя гармония. В подкрепление своей мысли он приводит метафорическое высказывание индийского ученого Шантидевы: «Где нашел бы я столько кожи, чтобы покрыть земную твердь? Простая кожаная подошва моих башмаков — и вся земля покрыта».

Невозможно приказать себе или другим испытывать положительные эмоции. Но они могут возникнуть в результате подражания вот таким примерам мышления. А для этого нужно окружать себя позитивными людьми или чаще вспоминать их поступки.

Существует два типа людей: те, кто считает, что у каждого человека всегда есть выбор, как строить свою жизнь, и фаталисты, убежденные в том, что на судьбу повлиять невозможно. Мыслят и живут эти люди диаметрально противоположным образом: первые — как победители своей судьбы, вторые — как жертвы обстоятельств. В чем же различия их мышления?

Победители достигают целей не только за счет положительных эмоций. Слепой оптимизм способен игнорировать возникшие трудности. А столкнувшись с ними, человек существенно теряет в уровне позитива. Но все же возникающие проблемы не останавливают этих людей: они продолжают действовать в любых условиях, потому что умеют управлять своими эмоциями и твердо идут к цели благодаря памяти на стремление.

Примерами таких победителей своей судьбы служат спортсмены с ограниченными возможностями, добившиеся высоких результатов. Не исключено, что проявить скрытый потенциал их заставила именно трудная жизненная ситуация, в которой они оказались.

Поведение людей соответствует их способу мышления, но каждый в той или иной степени мыслит и как победитель, и как жертва. Негативные эмоции иногда бывают полезны, поскольку заставляют всерьез воспринимать проблемы, их вызывающие.

Деление людей на победителей и жертв чисто условно. Буквально люди таковыми не являются — скорее, имеют привычки, присущие тому или иному типу. Осознав и изменив эти привычки, можно в определенной ситуации стать не жертвой, а победителем. Следует научиться брать ответственность на себя, а не винить в неудачах других.

Что означает мыслить и вести себя как жертва? Люди-жертвы делятся по типу на нерешительных, медлящих и невыносливых. При возникновении трудностей в процессе движения к цели у них загружается память на стремление, блокирующая активность. Польза от этого состоит в том, что у человека появляется время продумать путь решения возникшей проблемы. Нерешительные «жертвы» будут избегать сложных целей и вообще не сдвинутся с места, «медлящие» будут оттягивать момент действия, а невыносливые — сойдут с дистанции на полпути.

Чем отличаются мышление и поведение победителя?

Стресс препятствует связи обширной памяти, основанной на опыте, с восприятием собственного «Я». Человек теряется и не может сообразить, как действовать. В таких случаях очень важно уметь понижать уровень негативных эмоций, то есть быстро себя успокаивать. Именно такими качествами обладает личность победителя — самомотивацией и самоуспокоением.

Победитель отличается тем, что, несмотря на напряжение, которое вызывают у него неприятные эмоции, он обладает мужеством признать свои чувства. Он осознает, что с ним происходит, благодаря самоконтролю.

При движении к цели самоконтроль необходим: он помогает максимально сконцентрироваться на результате. Но чрезмерный самоконтроль опасен потерей связи со своим «Я», рассогласованием своих потребностей и эмоций с тем, к чему стремимся. Поэтому совершенно необходим баланс между самоконтролем и саморегуляцией.

Человек-победитель сам ставит перед собой цели и добивается их реализации. Возникающие трудности он воспринимает не как препятствие, а как вызов, что еще больше его мотивирует. Ему свойственна эмоциональная гибкость. Он действует напористо и активно до тех пор, пока не встретятся какие-то сложности. Тогда он притормаживает, размышляет и принимает оптимальное решение. В случае появления новых внешних требований он ищет вариант, соответствующий стратегии «выигрыш - выигрыш»: не поступаясь личными приоритетами, учитывает интересы другой стороны.

А вот для жертвы в этом случае на возникшие запросы существует лишь два ответа - «да» или «нет». Обширное поле возможных вариантов между ними этот человек, в отличие от победителя, не рассматривает или просто не видит.

Секрет успеха победителя в том, что он в нужные моменты переходит от непосредственного восприятия себя к дисциплинированным действиям, умело переключая саморегуляцию на самоконтроль. Можно наблюдать поведение человека такого типа, но нельзя увидеть его мысли и чувства. Каков же его внутренний мир?

Мысленно победитель уже находится в будущем. Он представляет себе реализацию своей цели и то, что будет после. Он ясно видит, какие трудности могут ему встретиться, так же, как и возможные пути их преодоления. Опираясь на свой опыт, он не сомневается, что в любой ситуации у него возникнет нужная идея.

В отличие от победителя, жертва терпеливо сносит то, что, как она считает, уготовано ей судьбой, и не пытается изменить свое положение. Цели у нее размыты, уровень самоконтроля и самовосприятия довольно низок, а реакция чаще всего спонтанна. Бывает, что для человека роль жертвы выгодна, если, например, его партнер — человек активный и берет всю ответственность на себя.

Жертвы всегда находят объяснение своему бездействию в прошлом и причину, почему они не смогут ничего сделать в будущем. Такие люди зависят от своего эмоционального состояния и любят, когда их жалеют, но сочувствия им всегда не хватает. Чем больше жалости они проявляют к себе или получают от окружающих, тем больше отдаляются от базы личного опыта, где всегда можно найти ключ к решению возникших проблем. Все это приводит к еще большей недисциплинированности и пассивности, а также к сужению круга возможностей.

Если человек надолго застревает в негативных эмоциях, у него происходит блокирование самовосприятия, и он ошибочно принимает чужие цели за свои. Этим пользуются многие руководители, которые намеренно создают в среде подчиненных атмосферу страха. А это чувство, как известно, блокирует контакт с собственным «Я». Но и сами руководители проявлениями власти блокируют свою расширенную память о накопленном опыте. Это принятие чужих целей за свои, или блокирование собственного «Я» под влиянием страха, либо мотивированное властью, — иллюстрация того, как сознательные цели не совпадают с бессознательными мотивами.

Сосредоточенные на ощущении себя люди, не умеющие самостоятельно снижать уровень своих негативных эмоций, не могут различить — их это функция или цель либо навязана другими. Но если ослабить негатив извне — например, утешив их, — они легко с этим справятся, и связь со своим «Я» у них не будет нарушена.

В каждом человеке живут и «жертва», и «победитель». В разных ситуациях преобладает тот или иной тип мышления, и в разных обстоятельствах и то и другое бывает либо уместно, либо нет. Если нужно переждать трудную ситуацию, которая от вас не зависит, лучше принять мышление жертвы, а для того, чтобы «горы свернуть», нужны установки победителя.

Приняв решение, можно изменить самовосприятие и поведение и тем самым изменить свою жизнь. Однако реакция на обстоятельства зависит еще и от психического баланса личности.

Например, оптимисты всегда настроены положительно и потому быстро принимают решения, активно включаются в действия. Но они так же быстро пасуют перед трудностями, и, как только возникают препятствия, склонны свою работу перекладывать на других.

Те, кто отличается рациональностью и объективностью, умело строят планы и решают проблемы, но им не хватает спонтанности, интуитивности и обаяния.

Пессимисты, имеющие негативный жизненный опыт (трудное детство, психологические травмы), без труда находят противоречия и ошибки в любом материале, но не могут быстро принимать решения.

Общее эмоциональное состояние человека закладывается в детстве. В течение жизни оно меняется, но первооснова — ее матрица — не пропадает с возрастом. Если ребенок видел мало тепла и радости, то, подрастая, он, скорее всего, будет принадлежать к аналитическому типу людей. Если же в детстве преобладали положительные эмоции, это наверняка образует спонтанный интуитивный тип личности.

Значит ли это, что общее эмоциональное состояние человека окончательно сформировано и в течение жизни не стоит прикладывать усилия для того, чтобы его изменить? Ни в коем случае! Генетика и раннее детство определяют, насколько легко человек приходит в то или иное эмоциональное состояние. А вот выходить из него, когда этого требует ситуация, можно научиться самому. Так же как и довести до совершенства взаимодействие четырех вышеперечисленных подсистем.

В психологии принято описывать качества человека при помощи таких терминов, как: экстраверт или интроверт, склонен к тревожности или эмоционально устойчив. Но эта общепринятая диагностика не полностью характеризует типы людей, так как основана на их первичных реакциях. Для определения индивидуальной компетентности гораздо большее значение имеют вторичные реакции.

Можно сделать вывод, что общепринятая типология чересчур статична и не предполагает самосовершенствования человека. То есть изменить свое эмоциональное состояние с помощью сознательной воли человек не может, сколько бы приказов он себе ни отдавал. Такое изменение подвластно лишь подсистеме собственного «Я», действующего на подсознательном уровне.

Проверить «дееспособность» этой системы можно, если проанализировать свою реакцию на чужой успех.

Когда мы говорим себе, что причина этого успеха объясняется везением или тем, что за ним «стоит криминал», мы избегаем негативных эмоций, не желая признавать собственной ответственности за свои неудачи. Это значит, что наше «Я» слабо участвует в регуляции эмоций. Сильное «Я» в подобных объяснениях и защите не нуждается.

Укрепление и совершенствование подсистемы собственного «Я» происходит, когда человек признает свои ошибки и учится на них.

Чтобы укрепить свое «Я», следует перестать обвинять себя и перекладывать вину на других. А начать следует со своей речи, исключив из нее уничижительные утверждения. Например: «Как я глуп!» или «Я никогда ничему не смогу научиться».

Определить свои ошибки — это первый шаг к развитию бессознательной подсистемы своего «Я». Дальше нужно вступить с ней в прямой контакт.

Все люди разные, и пути к успеху тоже различны. Каждый должен найти свою дорогу, подходящую именно ему. Не стоит преследовать подсказанные другими цели и шагать проторенными тропами.

Самое важное для достижения успеха — обрести себя. Эта задача не ограничена поисками профессии или «своей половины». Эта задача сопровождает нас всю жизнь, но просто иногда она выходит на первый план, а иногда отступает в тень.

Человек живет в обществе и не может игнорировать его требования. Здесь уместно сравнить подсистему собственного «Я» с иммунитетом организма. Защищается свое и отвергается чужое до тех пор, пока не выяснится, что именно может быть принято, интегрировано и сделано частью своего.

Путь победителя: изменение установок

Мысли и убеждения не являются главной причиной неудач или успехов. Но они формируют психические подсистемы и реакции.

Одна и та же цель (зарабатывание денег, к примеру) может у одних усиливать, а у других ослаблять мотивацию. Тем не менее установки, основанные на приобретенном опыте, оказывают значительное влияние на наше поведение и на жизнь в целом.

Чтобы изменить жизнь к лучшему, нужно работать над собой, как при строительстве тоннеля, с двух сторон. Необходимо развивать у себя навык реализации намерений — и встречное движение: изменение неподходящих установок.

Установки формируются на протяжении всей жизни, так что сделать это непросто, но возможно. Один из способов их изменить — обучение по образцу для подражания, или имитационное.

Проходя одной и той же лесной тропинкой, один человек видит красивый пейзаж, другой заметит следы зверей, а кто-то обратит внимание на оставленный мусор. Дорога одна и та же, а картина мира у всех разная, потому что восприятие у каждого свое. Но не мы ли сами его создаем и им руководим?

Необходимо научиться брать на себя ответственность и за свои мысли, и за свои эмоции. Для начала попробуйте понять и поставить себя на место того, к кому испытываете злость. Рассматривайте неприятные ситуации как тренировочные для изменения своего восприятия.

Нужно ли делать позитивное отношение правилом жизни? Во-первых, есть такие негативные ситуации, которые при всем желании нельзя оценить позитивно. Задача состоит не в том, чтобы отрицать или игнорировать негатив, а в том, чтобы найти в нем какой-нибудь позитивный элемент. Во-вторых, взгляд на жизнь через «розовые очки» и уверенность в себе, подразумевающая и учитывающая отрицательный опыт, — далеко не одно и то же.

Не всех позитивное отношение к жизни мотивирует одинаково. Психологи провели опыт с двумя группами участников: перед основным заданием с ними провели тренинг позитивной и негативной самомотивации соответственно. Обе группы — и победителей, ориентированных на действие, и «мучеников», ориентированных на состояние жертвы, показали высокие результаты, хотя мотивация у них была диаметрально различной. Это, конечно, не означает, что привыкших к жесткой дисциплине и самоограничениям нужно продолжать «бить кнутом». Им следует постепенно перепрограммировать себя на позитив, а для этого необходимо провести ревизию своих целей.

Наибольшую пользу приносит дифференцированное отношение, учитывающее все стороны жизни. Оптимизм нужен, чтобы сохранить надежду, пессимизм — для самокритики и способности видеть свои ошибки, а реализм — для того, чтобы различать, что мы можем и что не в силах изменить. Победитель, как автогонщик, должен смотреть на свободную полосу, а не на ограждения, только тогда он не разобьется о препятствие, а придет к цели.

Привычки имеют немаловажную роль в самовосприятии и формировании установок. Меняя их, можно изменить и ход своей жизни. Для этого «разделитесь» на две части: одна — тот человек, которым вы являетесь, другая — кто смотрит на вас со стороны и дает советы, что требуется изменить.

Иногда замена одних установок на другие может привести к когнитивному диссонансу. Человеку, привыкшему к мышлению жертвы, победители могут показаться высокомерными и самоуверенными, что для себя он считает неприемлемым. Изменение привычной установки — длительный процесс, требующий упорной работы.

Наши убеждения формируются благодаря воздействию извне. Если мы хотим их изменить, нужно стараться избегать тех групп и сообществ, под влиянием которых они возникли, избирательно подходить к выбору СМИ, которые читаем или смотрим.

Нацелившись на позитив, лучше избегать общения с пессимистами, пока новая установка не закрепится. Самый эффективный способ достичь этого — поделиться полученными знаниями с другими. Убеждая собеседника, мы убеждаем себя. Таким образом новые установки укореняются в нашем сознании.

Можно проработать свою позицию письменно — это способствует включению ее в подсистему собственного «Я». Очень важно делать это в спокойном состоянии и стараться выдвигать на первый план позитив даже в мелочах.

Это, собственно, и является одним из упражнений для «совершенствования собственного «Я». Сначала фиксируем что-либо, воспринятое органами чувств, затем — какие ассоциации это вызывает. Так устанавливается связь телесных сигналов с подсознанием, где живет наше «Я».

Установку может изменить и страх наступления негативных последствий, но этим приемом пользоваться не стоит, чтобы не дать страху власть над собой. Гораздо эффективнее придумывать для себя вознаграждения за усвоение новых принципов жизни.

Установки важнее, чем любые обстоятельства, воспитание, деньги, успех или неудача, а также чем мнение других. Они важнее способностей, таланта и внешности. У каждого из нас есть выбор, под знаком какой установки провести наступивший день.

Не в наших силах изменить прошлое или то, как ведут себя другие.

Но в нашем распоряжении струны, на которых мы можем играть: наши установки.

На 10% жизнь человека состоит из того, что происходит на самом деле, и на 90% — из того, как он на это реагирует.

«Мотивация — это все!» Как можно мотивировать самого себя?

Как правило, в детстве лучше всего действует мотивация извне, потому что ребенок не умеет сам себя вознаграждать. У взрослых при желании это хорошо получается. Но если самовознаграждение происходит сознательно, то самомотивация обусловлена подсознанием и действует быстрее и эффективнее. Парадоксально, но этому тоже можно научиться.

К сожалению, большинство семей, организаций, учебных заведений в основном ориентированы на внешнюю мотивацию своих подопечных, а это свойственно психологическому типу жертвы, которая начинает действовать после «волшебного пинка». Современное общество мало нацелено на воспитание победителей.

Очевидно, что научиться получать мотивацию от самого себя намного важнее, чем получать внешнюю мотивацию. Это дает возможность самостоятельно строить жизненные планы, успешно их осуществлять и при этом ни от кого не зависеть. Первый шаг в этом направлении — придумать правильное самовознаграждение (понять, что вам действительно нужно), а это возможно только при тесном контакте двух подсистем — собственного «Я» и ваших эмоций (эмоциональной подсистемы психики).

Хорошо, если рядом есть близкий человек, который вас понимает и поощряет. Но и без него вы при помощи упражнений можете обучиться самомотивации. Тренировка включает три важных момента: подмечать за собой уныние, воодушевление и эмоции от самопроявления.

Представьте ситуацию: ребенок плачет, потому что не хочет идти в детский сад, расставаться с родителями. Родители заинтересовали сына: стали рисовать пальчиковыми красками и объяснили, что этому и многому другому его научат в детском саду. В итоге мальчик перестал рыдать и не мог дождаться момента, когда окажется в садике. Будьте сами для себя «родителями», придумывайте мотивирующие образы. И ни в коем случае не поддавайтесь унынию.

Для мотивации необходима достойная цель, которая требует немалых усилий, но стоит того, чтобы их прикладывать. Если такой цели в нашей жизни нет — наступает опустошение.

Иногда полезно максимально четко и конкретно обозначить для себя цель. Но если условия могут измениться или есть риск, что сорвется намерение, сделайте формулировку максимально общей. Цели нужно облекать в образы, которые хранятся в подсознании и влияют на наше поведение так, что мы этого можем даже не замечать.

На пути к цели необходимо уметь переключать себя с эмоций на рациональность и наоборот. С одной стороны, мы сознательно планируем, как достичь желаемого, затем на время «забываем» задуманное, отпуская его в область бессознательного. И уже оттуда оно руководит нашим поведением и своей реализацией. Интуиция и рациональность образуют единое целое и помогают найти верный путь. Это хорошо иллюстрирует притча, в которой слепой и парализованный вместе смогли выбраться из леса, что ни в коем случае не удалось бы им поодиночке.

Если главная цель слишком отдаленная, нужно придумать промежуточные. Но ни на одной из них, включая основную, не следует зацикливаться. Не забывайте о том, чтобы видеть мир вокруг — он может дать вам дополнительные возможности для их достижения.

Что же еще нужно, чтобы мечта стала реальностью?

  • Накапливать успешные события своей жизни и уметь им радоваться.
  • В случае неудач делать выводы, извлекая пользу из негативного опыта. Не рассматривать чужой успех как собственное поражение (негативные эмоции блокируют контакт с подсознательным и не дают возможности двигаться дальше).
  • Научитесь сами создавать успешные события. При этом будет полезна и похвала самому себе, но она не должна приводить к высокомерию по отношению к другим.
  • Приучайтесь не падать духом в трудной ситуации и завершать начатое, несмотря на противодействие окружающих. Эдисону принадлежит фраза: «Гений — это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота».
  • Долгий путь к успеху подразумевает как физическую, так и психическую силу.
  • Для самомотивирования необходимы примеры, которым можно подражать. Самосовершенствованию поможет подходящее окружение.
  • Необходимо принять твердое решение, оценив перед этим свои возможности, знания и уверенность в его необходимости для вас.

Во всех этих действиях главную роль играет интеллект. Для его активации предлагается несколько методов.

  1. Интерес и активное внимание. Разберите подробно травмирующие события своей жизни, чтобы снизить уровень негативных эмоций, а позитивных — повысить.
  2. Дифференцирование и сопоставление. Добавляя в копилку своего опыта какое-либо событие, правильно позиционируйте его по отношению к другим, случившимся ранее.
  3. Телесное восприятие себя. Если вы привыкли подавлять свое «Я», полезно понаблюдать за реакциями своего тела на действия или замечания в ваш адрес других людей.
  4. Свобода выбора. Увеличение количества смыслов и значений. Необходимо придумать одному и тому же событию или сказанным когда-то негативным словам не менее трех альтернатив. Таким образом подключается правое полушарие и активируется эмоциональная память.
  5. Прогнозирование и формирование ожиданий на основе событий. Ни один человек не знает себя до конца, и все же он знает себя лучше, чем кто-либо другой. И потому только он может составить свой жизненный план, подходящий ему по всем позициям. Поэтому, когда нужно себя мотивировать, не полагайтесь на других, сами намечайте свой путь и берите на себя ответственность за принимаемые решения.

Индивидуальное изменение и совершенствование: победа над кризисными, трудными и опасными ситуациями

Никто не хочет сталкиваться с неприятностями, проблемами и болезнями. Но, преодолевая трудности, человек становится сильнее. Психологи утверждают, что обязательное условие для личностного роста — болезненный опыт. Переживая и осмысливая неприятности, человек интегрирует этот опыт в общую базу личного опыта и тем самым обогащает свое «Я» новыми способами преодоления негатива.

Удастся ли нам решить проблемы или они одолеют нас, зависит от того, как мы действуем при их возникновении. Если человек в самой трудной ситуации сохраняет присутствие духа и при этом самосовершенствуется, это качество называется жизнестойкостью. Каковы особенности победителей и как они действуют?

  • Принимают кризис и вызванные им эмоции такими, какие они есть.
  • Возникающие проблемы считают разрешимыми и концентрируются на способах их преодоления.
  • Не пытаются выйти из трудной ситуации в одиночку, ищут совета и поддержки у близких людей.
  • Не считают себя жертвами и готовы действовать, несмотря на выпавшие испытания. Это установка победителей.
  • Остаются оптимистами, не закрывая глаза на негатив, а стараясь извлечь пользу и из него.
  • Не обременяют себя чувством вины, если неприятности случаются с кем-то из окружения, а повлиять на ход событий они не могут. Всегда готовы помочь, но не мучаются бесполезными сомнениями «вот если бы я...» и хорошо понимают границы своей ответственности.
  • Заранее обдумывают план и очередность своих действий, учитывая, что время не стоит на месте. «Единственное, что постоянно, — это изменения». Такой подход помогает адаптироваться к любым переменам.

Ни одно из качеств жизнестойкого человека не является врожденным, а значит, контролируемость, эффективность и позитивный взгляд на жизнь можно приобрести благодаря собственным усилиям.

О том, как реагировать на удары судьбы и выбираться из трудного положения, красноречиво поведает история о старом мудром осле. Однажды он упал в колодец, и строители, чтобы помочь ему, начали сыпать мусор на дно колодца. Осел наступал на него, отряхивался и поднимался по мусору, как по ступенькам, все выше, пока, наконец, не выбрался из колодца. Вот совет этого мудрого животного: «Если на тебя что-то падает, отряхнись и встань на это».

У каждого человека свой подход к трудностям. И все же есть общие принципы правильного поведения, вытекающие из установок победителя.

Главное — брать ответственность на себя, не перекладывая ее на других, но и не пренебрегая их мнением. Пусть советы других не пройдут мимо вас, но они принесут пользу только тогда, когда вы властны над собой, то есть когда ваша система собственного «Я» активна. Не следует горевать, отгораживаясь ото всех и замыкаясь в себе. Человек нуждается в общении, чтобы не утратить коммуникативные качества.

Несмотря на трудную ситуацию или тяжелую атмосферу, следует заниматься тем, что интересно, своим хобби, например. Старайтесь устраивать для себя мгновения счастья, делать то, что доставляет удовольствие. Это не позволит вам утонуть в своей злости или боли.

Определите цели и отмечайте их достижение. Фиксируйте каждое улучшение своего состояния и не забывайте себя вознаграждать. Во всем этом важна золотая середина. Ищите баланс между пассивностью и активностью, общительностью и одиночеством, концентрацией на цели и расслаблением. И еще необходимо понимать, что могут быть и поражения. Не отчаивайтесь, если это случится.

Счастье, удовлетворенность и установка победителя

Может ли материальное благосостояние быть целью человека и сделать его счастливым? Может, но на очень короткое время. Материальные потребности являются базовыми, их удовлетворение обеспечивает нам крышу над головой, питание или защиту от опасности. Если все необходимое для выживания еще не достигнуто, это отвлекает от тех зон активности, которые для счастья намного важнее.

Имеет ли право человек стремиться к своему счастью? Не эгоистично ли это и не входит ли в противоречие с его социальной ролью? Но ведь даже христианская заповедь гласит: «Возлюби ближнего, как самого себя». Желать для себя счастья — естественная потребность человека, просто любовь к самому себе не должна входить в конфликт с любовью к другим людям.

Люди часто ведут себя эгоистично даже вопреки здравому смыслу.

Мы склонны рассматривать друг друга как конкурентов из-за преобладающего аналитического мышления. Все это не способствует развитию собственного «Я». А ведь только оно дает возможность строить жизнь по собственному желанию. Но существует и разумный эгоизм — когда личные интересы сочетаются с интересами других людей.

Стремление к счастью закреплено в США как конституционное право человека. Кроме того, можно утверждать, что оно является и обязанностью каждого.

  • Во-первых, вы с большей готовностью делаете что-то для других, если вам самим хорошо. Кроме того, любые эмоции заразительны.
  • Во-вторых, заботясь о себе, вы избавляете окружающих от хлопот и траты нервов. Нередко один агрессивный выпад приводит к эффекту домино, и важно не запустить или прервать эту цепную реакцию. Обычно это хорошо удается, когда задействован юмор.
  • Доказано, что психическое состояние и физическое здоровье тесно взаимосвязаны. Счастливые эмоции способствуют усилению иммунитета.

Наряду с разумным эгоизмом, который обеспечивает нормальное физическое и психическое состояние, существует «глупый» эгоизм, или эгоцентризм. Он преследует выгоду, не учитывая интересы других, но в долговременной перспективе наносит вред самому человеку хотя бы потому, что провоцирует вражду. Нельзя сбрасывать со счетов и угрызения совести.

Как излечиться от эгоцентризма, придумал доктор Фредерик Лумис. Рецепт очень простой: перестать думать о себе и начать думать о других людях. Это значит переключить мышление сознательного «Эго» с ограниченным углом зрения на разветвленную бессознательную сеть собственного «Я».

Способность быть счастливым зависит от характера, но не является врожденной. Можно своими стараниями «выковать» мышление победителя и, как следствие, — счастливую судьбу. Что интересно, при минимальных доходах, обеспечивающих базовые потребности, почти нет связи между материальным благополучием и счастьем.

Тело как основа для наиболее эффективного способа мышления

На успех в жизни влияет душевное состояние человека, а оно зависит от того, в какой физической форме он находится. Ведь душа человека и его тело неразделимы, по крайней мере в этом мире. При систематических тренировках в организме вырабатывается «гормон счастья» эндорфин.

Замечено, что человек в плохом физическом состоянии чаще злится. И наоборот: душевное равновесие положительно влияет на физическое здоровье. Активация собственного «Я» поможет вам обрести и то и другое — занимайтесь этим.

Какой уровень свободы мы имеем?

Подведем итоги новой теории личности. Психические функции и состояние человека зависят, в разной степени, от чередования эмоций.

Ставить цели и осуществлять сложные намерения помогает умение переключаться в нужные моменты с позитива на негатив и обратно. Для достижения намеченного необходимо задействовать интуитивные способности — они важны в общении с другими людьми. Готовность признать и принять такие эмоции, как боль и страх, помогают вычленить из ряда событий те, которые к ним привели. Опираясь на индивидуальный опыт, накопленный в подсистеме собственного «Я», человек может изменить свое поведение.

Перед каждым из нас стоит вопрос: возможно ли стать в своей жизни победителем и самому влиять на свои реакции или мы обречены быть жертвой протекающих внутри нас сложных процессов, а значит, и жертвой обстоятельств?

Психология дает однозначный ответ: ключ к успеху — в умении управлять своими эмоциями. Но это не значит, что от вас требуется подавлять спонтанно возникающие чувства. Следует научиться так же спонтанно на них влиять. То есть речь идет не о самоуправлении эмоциями, а об их возможности «приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам или условиям», то есть гибкости. Повысить такую гибкость можно, вызывая в воображении образы, стимулирующие нужную в данный момент эмоцию, и в конечном итоге превратить такой прием в привычку.

Меняя привычки, а вслед за ними установки, мы меняем себя, обретаем свободу и становимся настоящими хозяевами своей жизни.