Взлом креатива. Как увидеть то, что не видят другие

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Гениальность соответствует законам биологической эволюции. Природа вслепую порождает множество видов и позволяет естественному отбору определить, какие из них выживут. Так же и гениальность подразумевает создание большого числа альтернатив и гипотез, лишь единицы из которых оказываются по-настоящему ценными и уникальными. Важно то, что идеи должны так же генерироваться «вслепую», тем самым подразумевая уход от традиционного, стереотипного мышления.

Стратегия 1: Знать, как смотреть

Гениальность часто проявляется в обнаружении уникального подхода, который никто ранее не использовал.

По мнению Леонардо да Винчи, чтобы составить знание о проблеме, нужно по-разному ее переформулировать, рассматривая под несколькими углами зрения. Эту стратегию мышления Леонардо называл saper vedere – «знать, как смотреть».

Галилей, Эйнштейн, Фрейд расширяли свой взгляд на предмет исследования, используя мысленные абстракции.

Леонардо да Винчи считал, что знание рождается при отделении частей от целого благодаря исследованию взаимодействий и условий, оказывающих влияние на рассматриваемую ситуацию.

Эта стратегия нашла свое отражение в диаграмме Исикавы, которая представляет собой способ визуального воспроизведения структуры проблемы и анализ всех влияющих на нее факторов. Диаграмма раскрывает причинно-следственные связи и определяет пробелы в информации. Из-за внешнего вида ее называют «рыбья кость»: в «голове» рыбы пишется проблема, на «ребрах» причины ее возникновения, на отростках от каждой «кости» объяснения по поводу существования каждой причины.

Еще один способ переформулировки проблемы перефразирование задачи, не используя конкретных определений и терминов.

Каждое слово вызывает субъективные ассоциации в сознании человека. Чтобы активизировать воображение и сгенерировать новые идеи, несколько раз поменяйте слова в формулировке вашей проблемы.

Перестановка слов способна менять взгляд на вещи и приводить к возникновению новых перспектив. Этим приемом любил пользоваться Аристотель.

Полезно формулировать задачу исследования в виде положительного утверждения. Это ускоряет процесс решения и делает его более легким.

Необходимо периодически менять позицию наблюдателя, чтобы с разных ракурсов смотреть на вещи в этом мире. Многие гении отводили важную роль способности изменять перспективу. Например, Уолт Дисней отождествлял себя с героями своих мультфильмов и зрителями. Никола Тесла представлял, что живет в будущем, придумывал новую реальность, из которой смотрел на мир.

Попробуйте посмотреть на свою задачу с позиции другого человека. Задавайте себе вопросы. Подумайте, в чем различие и сходство разных точек зрения.

Если поместить решаемую проблему в другую ситуацию, то изменится ее видение. Попробуйте отождествить себя с объектом поставленной задачи и оценить проблему с его точки зрения.

Сформулируйте вопросы по вашей проблеме. Гениев определяет такая неотъемлемая черта, как детское любопытство, которое превращает их в исследователей. Пробудите в себе ребенка и попытайтесь посмотреть на свою проблему его глазами. Подумайте, какие вопросы пришли бы ему в голову.

Стратегия 2: Визуализировать мышление

Язык фиксирует и ограничивает наше мышление, поэтому гении часто мыслят образами. Галилей произвел революцию в науке, когда благодаря его эскизам и диаграммам идеи приобрели наглядность. Леонардо да Винчи также визуально изображал задачи и их решения, язык был для него второстепенным инструментом в работе над открытиями.

Составление диаграмм связей один из способов облечения мысли в форму, который заключается в расширении ассоциативных возможностей разума. Мозговой штурм организуется следующим образом: нужно записывать все возможные мысли, которые ассоциируются у вас с проблемой.

По мнению Пикассо, человек занимается творчеством, чтобы выразить накопленные мысли и чувства. Чтобы начать работать по методу Пикассо, сразу изучите большое количество материалов по своей проблеме и постройте диаграмму связей. В активированном состоянии мозг будет выдавать мысли потоком.

Цветок лотоса – еще один метод составления диаграмм, суть которого в том, что главная тема разделяется на подтемы с несколькими вариациями. В процессе работы одни идеи перетекают в другие, и это открывает возможности для динамичного поиска креативных решений.

Составление системных диаграмм позволяет рассматривать не частное, а целое. Они показывают взаимоотношения компонентов явления и помогают посмотреть на него иначе.

Целью тематических диаграмм является расширение каждой из тем путем поиска взаимосвязей между ними.

Еще один эффективный метод составление диаграмм экстремальных условийЛеонардо да Винчи считал, что для формирования полноценного знания о предмете необходимо поместить его в экстремальные условия. Это помогает выявить его главные компоненты, соотношения между ними и определяющие принципы его функционирования.

Анализ силовых полей – это методика, позволяющая исследовать положительные и отрицательные факторы, влияющие на проблему, и находить способы их применения.

Визуальный мозговой штурм – способ выразить идеи решения задачи с помощью рисунков. Этим способом до сих пор пользуются многие гении современности, например, автор современного танца Марта Грэм, композитор Джон Корильяно.

Стратегия 3: Думать легко

Чтобы идеи приходили легко, мышление должно быть разделено на два этапа:

  1. Конструктивное, когда происходит поиск максимального количества идей при отсутствии оценочных суждений.
  2. Практическое, когда актуальными становятся критика и оценки.

Квота и временные рамки способствуют более эффективной концентрации на проблеме и созданию большего количества альтернатив. Оригинальные решения приходят тогда, когда разум отсеивает первые, привычные идеи и подключает воображение.

Составление списка идей повышает скорость мышления и помогает сконцентрироваться на предмете исследования. Этому полезному занятию уделял огромное внимание Леонардо да Винчи, который постоянно составлял перечни своих мыслей.

Обработка идей, а именно улучшение своих и чужих концепций приводит к новым неожиданным решениям.

Суть SCAMPER-метода заключается в том, что все новое это усовершенствование чего-то уже известного. К изучаемому предмету можно применить различные действия: заменить, комбинировать, адаптировать, модифицировать, предложить другое использование и др.

Один из способов обработки идеи разделение на части и рассмотрение каждого компонента в отдельности. Это позволяет увидеть дополнительные возможности решения проблемы, так как помогает преодолеть стереотипность мышления.

Полезной привычкой является запись своих творческих идей, которые впоследствии можно дорабатывать и улучшать. Томас Эдисон, вдохновившись примером Леонардо да Винчи, постоянно вел свои рабочие записи. Уолт Уитмен записывал свои идеи на клочках бумаги и распределял по тематическим конвертам.

При ведении записей следует придерживаться следующих принципов: 

  • фиксировать все необычные идеи; 
  • записывать их, разделяя на темы; 
  • использовать их при решении любых проблем.

 «Щелчок» ― это феномен, когда идеи после обработки в подсознании возникают неожиданно и непроизвольно. Запись информации об изучаемом предмете способствует перемещению ее в долгосрочную память. Мышление на подсознательном уровне соединяет не связанные между собой образы и порождает свежие решения. Периодически нужно приостанавливать активную работу мышления, чтобы ослабить фиксацию на проблеме и тем самым стимулировать выработку новых идей подсознанием.

Стратегия 4: Составлять новые сочетания

Гении отличаются от просто талантливых людей своей способностью создавать большое количество новых сочетаний предметов, мыслей, образов.

Нестандартные сочетания активизируют перцептивное мышление, способствуя возникновению оригинальных гипотез и креативных решений.

Метод да Винчи заключается в сочетании различных вариаций характеристик изучаемого предмета. Это приводит к изменению его восприятия и возникновению новых идей.

Математик Анри Пуанкаре полагал, что изобретательность в решении задач зависит от способности по-разному соединять возможности и умения разглядеть самые эффективные из полученных комбинаций.

Соединение случайных объектов, сочетание субъектов из не связанных областей знаний приводит к появлению оригинальных и свежих идей. Также эффективным способом является произвольное сочетание отдельных компонентов этих понятий. Например, неожиданные открытия Зигмунда Фрейда стали возможны благодаря его интересу к тем наукам, которые не были связаны с психологией.

Полезно одновременно искать решение для нескольких не связанных друг с другом проблем. Когда у вас рождаются идеи для одной, попробуйте использовать их в работе над остальными.

Поль Валери, французский поэт, основываясь на своем творчестве, предлагал создавать новые сочетания слов и определять, какие из них наиболее удачны.

По мнению Леонардо да Винчи, чтобы понять суть какого-либо явления, нужно увидеть его в критической ситуации. Объединив две крайние идеи, проанализируйте элементы каждой и постройте случайные связи между ними.

Гениальность определяется умением видеть глубинную структуру каждой идеи с помощью сочетания множества перспектив из различных областей знаний.

SIL это метод генерирования идей, который заключается в индивидуальной разработке решений для заявленной проблемы и в последующей их интеграции общими усилиями группы.

Сюрреалисты использовали технику «Изысканный труп», чтобы найти оригинальные концепции для художественного творчества. Каждый человек по очереди пишет по одному слову, не зная, что написали другие. Затем в полученном предложении пытаются рассмотреть новые идеи.

Сочетание разных дарований активно стимулирует творческий процесс. Объединить таланты можно следующим способом: разделить группу людей на рациональных и интуитивных. Задача данного эксперимента: успешно синтезировать логические и парадоксальные идеи.

Хороший способ сочетания талантов заимствовать идеи по поводу вашей проблемы у профессионалов из иных областей деятельности. Например, Рави Шанкар пытался объединить музыку Индии и Европы; Пауль Клее сочетал кубизм, детские рисунки и примитивное искусство.

Стратегия 5: Связывать несвязанное

Гениев определяет способность видеть связи, которые не замечают другие.

Леонардо да Винчи определил, что мозг человека непроизвольно создает связь даже между самыми далекими объектами, если пытается сконцентрироваться на них одновременно. Художник искал вдохновение, рассматривая пятна на стене, облака, комья грязи и т.д. Затем он находил аналогии между увиденными образами и темой своих раздумий.

Когда наше сознание сконцентрировано на одном явлении, мышление опирается лишь на существующие шаблоны и создает только предсказуемые идеи. Однако если поменять направление своих мыслей, перенеся фокус внимания на какой-то не связанный с данной темой предмет, появятся неожиданные идеи.

Метод случайных слов позволяет порождать множество новых шаблонов мышления для взаимодействия с существующими. Каждое слово приводит к другим связанным с ним образам посредством ассоциаций. Способы поиска слов: списки случайных слов, случайное вытягивание, словари, любые другие источники.

Чтобы направить потоки информации в новое русло, следует установить соответствия между случайными объектами и темой ваших раздумий.

Таким гениям, как Руссо, Гете, Фрейду, лучше всего удавалось придумывать новые идеи во время одиноких прогулок. Вы можете выбрать несколько вещей, которые вызовут у вас интерес на прогулке, выявить их характеристики и попробовать связать с вашей проблемой.

Полезная привычка – хранить различные любопытные мелочи, которые могут вызвать интересные ассоциации. Занимаясь поиском решения проблемы, попытайтесь установить взаимосвязь между любым таким предметом и вашей темой. В этом заключается методика «Банк идей»: два непохожих предмета вызывают напряжение в сознании и желание непременно отыскать что-то общее между ними, благодаря чему в голову начинают приходить новые идеи.

Для поиска оригинальных идей можно обратиться к периодике. Выпишите все, что вызывает у вас интерес, но не относится к проблеме. Затем устанавливайте связь между темой ваших размышлений и записями, пока не возникнут интересные идеи. Другой способ прочитать статью, затем найти соответствия между темой и вашим вопросом, используя образное мышление.

Концентрируясь на чувствах в процессе генерирования идей, вы открываете новые творческие возможности, приводящие к уникальным гипотезам. Запишите на бумаге пять чувств – зрение, слух, вкус, обоняние и осязание – и попробуйте найти соответствия между каждым из них и вашей проблемой.

Рисунки и иллюстрации – это источники визуальных образов, которые активизируют перцептивное мышление и помогают в поиске свежих идей по поводу решаемого вопроса.

Пейзажист Уильям Тернер использовал детские рисунки для стимулирования своего воображения, беспристрастно их рассматривая и получая новые визуальные впечатления для творчества. Вы так же можете находить соответствия между образами на детских рисунках и решаемой вами проблемой.

Уолт Дисней не ограничивал свое мышление ни критикой, ни стереотипами, благодаря этому добиваясь возникновения уникальных и фантастических гипотез. Затем он представлял себя в роли мечтателя, реалиста и критика, чтобы оценить свои идеи с разных точек зрения.

Стратегия 6: Смотреть на другую сторону

Креативность гения определяется лояльным отношением к объединению противоположных понятий.

Смена направления мыслей создает новые шаблоны и разрушает существующие. Для поиска уникальных идей полезно обратить внимание на противоположность любого явления.

Инверсия предположений позволяет посмотреть на проблему под другим углом. Алгоритм активизации творческого процесса может быть таким:

  1. Запишите все предположения по своему вопросу.
  2. Замените каждое из них на противоположное.
  3. Выберите одну из инверсий и превратите ее в реализуемую идею.

Обратный мозговой штурм – это критическая оценка предлагаемых концепций, которая выявляет их слабости и недостатки. Здесь приветствуется отрицательная обратная связь, участники должны найти способы помешать осуществлению намеченной идеи.

Смена направления творческого процесса вызывает двойственность – свойство, которое позволяет гениям видеть недоступные обычным людям детали проблемы.

Альберт Ротенберг, исследователь творческого процесса, ввел понятие «янусово мышление», которое определил как способность параллельно представлять два противоположных образа. Взаимодействие несовместимых понятий полезно тем, что приводит к созданию оригинальных и неожиданных гипотез.

Чтобы одновременно держать в голове два противоречащих друг другу понятия, создайте из своей проблемы парадокс, то есть найдите ее противоположность. Затем придумайте аналогию, выражающую суть парадокса. Выявите уникальные особенности аналогии для выработки креативных идей.

Альберт Эйнштейн, Никола Тесла часто видели решение проблемы как данность и затем мыслили в противоположном направлении, к известному. Фрэнсис Крик и Джеймс Уотсон открыли структуру ДНК, сделав смелое предположение, а затем стали о ней думать в обратную сторону.

Предположив, что ответ на вопрос уже найден, вы можете работать в обратном направлении. Это способствует более гибкому отношению к исследуемой теме, детальному рассмотрению и изменению ее элементов.

Один из способов мыслить в противоположном направлении: сформулировать идеальное решение; записать необходимые шаги к тому, чтобы оно стало реальностью; составить таблицу, определяющую, на каком этапе вы сейчас находитесь.

Стратегия 7: Смотреть в другие миры

Аристотель полагал, что человек обладает особым даром, если умеет видеть аналогию между понятиями из разных областей знаний.

Гении владеют метафорическим и аналогическим мышлением и способны сравнивать предметы из параллельных миров и находить между ними сходства. Правила метода:

  1. Определите проблему.
  2. Найдите ключевое слово.
  3. Выберите отдаленную область знаний.
  4. Придумайте ассоциации.
  5. Найдите аналогии между образами и вашей проблемой.

Составьте свой список параллельных миров. Это могут быть интересующие вас сферы деятельности, области знаний, в которых вы хорошо разбираетесь или являетесь специалистом.

Язык шаблонов – это метод формулировки проблем с помощью абстрактных символов, моделей, представляющих собой шаблоны реальности, которые используются вместо слов. Языком шаблонов часто пользовался Эйнштейн.

Слова делают наш мир статичным. Именно поэтому Эйнштейн часто работал с собственными образами и фантазиями, а не со словами или цифрами. С помощью метафорического мышления ученый открыл законы Вселенной. Именно так была создана теория относительности.

Первоначальный фокус внимания на задаче препятствует работе креативного мышления. Для этого и нужны метафорические образы, которые переключают наше внимание с изучаемого предмета. Это приводит к неожиданным концепциям и подходам.

Песочный поднос – это метафорическая техника, которая подразумевает создание на песке композиции, образно связанной с вашей темой. Можно использовать любые подходящие объекты. Затем полученный результат интерпретируется при помощи ассоциаций.

Творческий коллаж это способ стимулирования мышления через объединение образов и установление взаимосвязей между ними. Метафорические изображения позволяют обнаружить свежий взгляд на исследуемый вопрос, помогают увидеть те стороны проблемы, на которые вы раньше не обращали внимание.

Совершите метафорическую прогулку: пройдитесь по своему дому или возле него и поищите вещи или ситуации, с которыми можно сравнить вашу проблему. Или сфотографируйте те метафоры вашей проблемы, которые вы видите; опишите их на бумаге; подберите новые идеи для каждой метафоры.

Стратегия 8: Находить там, где не искал

Главный принцип творчества заключается в том, чтобы наш разум был открыт всему неожиданному, не позволяя предрассудкам ограничивать поиск креативных решений.

PMI (плюс/минус/интересно) – инструмент сознательного направления (внимания на все положительные, отрицательные и интересные аспекты исследуемой проблемы. Посредством длительной концентрации восприятие предмета меняется, появляются неожиданные идеи.

К новым открытиям приводит умение выявлять скрытый потенциал, который таит в себе каждый предмет или явление.

При пристальном изучении и креативном подходе любую вещь или идею можно преобразовать в нечто новое.

Чтобы добиться творческого решения, нужно мыслить о проблеме абстрактно, избегая типичных представлений.

Непредсказуемость мышления, умение посмотреть на ситуацию под другим углом задают новые перспективы для решения любого вопроса.

Увеличению творческой энергии способствует противоречивая информация, а также игра воображения. Фантазии по поводу нереальных вещей стимулируют разум генерировать новые идеи, отходя от шаблонного восприятия действительности.

К возникновению творческих решений может привести соединение предметов из совершенно разных сфер жизни посредством предположения возможных связей между ними.

Опыт и наличие необходимой информации – важные составляющие успеха при выработке креативных идей, так как позволяют увидеть в случайных вещах новые возможности.

Стратегия 9: Пробуждать дух сотрудничества

Сократ и другие философы Древней Греции полагали, что открытый и честный диалог порождает новый образ мышления – коллективный. Принципы, на которых было основано их суждение, были названы койнонией, то есть духом товарищества. Они заключаются в организации диалога («Не спорь», «Не прерывай», «Слушай внимательно»), очищении мышления (отказ от всех непроверенных предположений) и честности (всегда говорить то, что думаешь).

В группу для мозгового штурма должны входить специалисты из разных отраслей. Сочетание различных подходов способствует возникновению новых идей.

Активность разума зависит от степени участия в диалоге, поэтому очень важно воспринимать всех участников как равноправных коллег.

Необходимо отказаться от всех предубеждений, чтобы воспринимать новые идеи непредвзято. Должны отсутствовать любые суждения на стадии возникновения новых идей.

Развитию творческого процесса способствует прослушивание классической музыки и специальная визуальная атмосфера, относящаяся к обсуждаемой теме. Юмор и игровая обстановка также активизируют творческое мышление, делая общение непринужденным.

Для грамотной организации мозгового штурма, чтобы избежать стандартного направления мысли, нужен опытный ведущий, обладающий креативным мышлением и навыками куратора.

Чтобы достичь личной заинтересованности участников в предложенной теме, нужно дать возможность каждому из них выразить свое видение проблемы и ее решения.

Количество обеспечивает качество. Необходимо, отбросив критику, сформулировать все идеи, на которые только способна группа.

Чем дольше осуществляется обработка идеи, тем более креативным и уникальным будет решение.

Правильные вопросы помогают лучше понять суть проблемы. С этой целью применяют такую полезную технику, как TQR (Thinker - Questioner - Reflector): Мыслитель предлагает идею, Интервьюер задает вопросы, Отражатели высказывают свои мнения.

Запись во время мозгового штурма становится более эффективной для стимуляции мышления участников, если использовать графику, красочное оформление, стикеры, которые можно передвигать, чтобы облегчить восприятие структуры проблемы.

Следующие методы помогают достичь креативного сотрудничества:

Брейнрайтинг – параллельное генерирование нескольких идей.

Банк идей, самолетики, стена идей  способы молчаливого обмена идеями через запись.

Блокноты – метод периодического сотрудничества, когда участники ведут записи по заданной теме отдельно друг от друга, но раз в неделю обмениваются блокнотами и используют идеи из них для генерирования собственных решений.

Смешанные сеансы  применение одновременно индивидуальной и групповой форм креативного мышления.

Открытые собрания  способ формирования идей, не искаженных статусом участников.

NHK  метод, который заключается в том, что идеи вновь и вновь пересматриваются, чтобы из них получились новые.

Раскадровка – визуальное отображение ключевых понятий, соотносящихся между собой.

Все приведенные выше девять стратегий – это волшебная формула, которая поможет вам глубже узнать свои возможности и научиться использовать их на полную мощность.