Эссенциализм. Путь к простоте

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Эссенциализм — производное от слова «эссенция», которое на русский переводится как «сущность». Эссенциализм подразумевает, что среди множества дел, вещей, вариантов необходимо выбрать только наиболее важные для нас. Самый минимум. И работать только с ним, но тщательно. Эссенциализм можно выразить фразой: «меньше, но лучше».

И это не метод, а образ жизни. Эссенциалист знает, что для его целей является важным, а что нет. Он самостоятельно расставляет акценты на своем жизненном пути.

Если этого не сделаете5 вы, за вас это сделают другие, но руководствоваться они будут собственными интересами.

Сегодня многие из нас имеют огромный спектр альтернатив во всех сферах жизни. Нам постоянно приходится выбирать из множества вариантов. В итоге мы устаем и все хуже и хуже с этим справляемся. Поэтому очень важно научиться выбирать лучшее.

Сущность эссенциализма

Выбор — не предмет, который можно отнять. Выбор — это действие, и его не отнимешь. Нас могут лишить альтернатив, между которыми можно выбирать, но возможность выбора в любом случае есть всегда. Хотя мы можем не знать об этом.

Типичный случай незнания о возможности выбора — выученная беспомощность. Она возникает, когда человек не может самостоятельно влиять на события. И даже когда у него появляется такая возможность, он продолжает считать, что этой возможности нет. Он научился быть беспомощным.

Обычно выученная беспомощность проявляется в бездействии. Но она может проявляться и по-другому. Когда сотрудник в компании хватается за любую работу, за все подряд — это тоже свидетельствует о выученной беспомощности — ведь этот человек отказывается от выбора.

То есть бездействует человек или делает сразу все — в обоих вариантах присутствует отказ от выбора.

Эссенциализм подразумевает выбор. Он может оказаться тяжелым. Выбор часто требует поступиться чем-то, что кажется важным. Приоритет может быть только один, и это ваша цель.

Большая часть того, что существует в мире, не имеет никакого значения. Большая часть усилий не приносит результата. И только 20% труда являются самыми эффективными, принося 80% результата. Именно на них и нужно сосредоточиться.

Необходимо четко осознавать, каких целей вы хотите добиться. Это поможет понять, какая из альтернатив действительно важна, а от чего можно отказаться. Необходимо думать тщательно, не принимая решений в спешке. Верный выбор требует вложений. Они многократно окупятся. Потому что верный выбор приведет к многократному улучшению результатов. И станет реальным шагом на пути к вашей цели.

Исследуйте. Как выделить крупицы важного из массы ненужного

Многие из нас готовы ухватиться за любую попавшуюся на их пути удачную возможность. Делая выбор поспешно, они упускают из вида множество других, вероятно, более подходящих путей.

Эссенциалист не спешит и поэтому видит гораздо больше альтернатив. Он не хватается за все подряд, потому что знает, чего хочет. Ему необходимо изучить как можно больше вариантов, чтобы найти среди них самый подходящий. Но как понять, что действительно важно? Есть несколько методов это определить.

  1. Серьезные размышления требуют особого личного пространства, уединения или общения с минимальным количеством единомышленников. Найдите для себя такое пространство и периодически уходите туда. Правильно подобранное пространство поможет сконцентрироваться на поле альтернатив и правильно проанализировать их все.

  2. Для концентрации избавьтесь от любого шума. Уберите все отвлекающее — прежде всего, ненужную информацию. Вы можете выделить на размышления двадцать минут или несколько часов в день. Главное — не отвлекаться на почту, соцсети и прочий шум. Думайте о своей цели. Об альтернативах, между которыми вам нужно выбирать. И о том, как согласуются эти альтернативы с вашей целью.

  3. Наблюдайте за миром и явлениями, чтобы понять самую суть происходящего. Любую ситуацию рассматривайте с разных сторон, к любому тезису попытайтесь найти и обосновать антитезис. Ведите дневник и периодически перечитывайте его. Это поможет увидеть скрытые тенденции и закономерности.

  4. Играйте. Игра многим кажется глупостью и баловством. На нее часто нет времени, потому что мы заняты работой. Но игра — очень важная для человека деятельность. Она развивает креативность, гибкость мышления. С помощью игры мы учимся адаптироваться к изменяющимся условиям. Она помогает снять стресс, освежить голову, преодолеть стереотипное мышление и увидеть альтернативы там, где мы их раньше не замечали.

  5. Спите столько, сколько нужно. Не жертвуйте сном ради работы. Такая жертва неэффективна. Проблемы со сном снижают качество работы. И наоборот — крепкий полноценный сон увеличивает производительность. Сон помогает отдохнуть, структурировать полученную за день информацию, записать важное в долговременную память. Во время сна у нас в мозгу образуются новые нейронные связи.

  6. Занимайте радикальную точку зрения. Такая позиция помогает с выбором при широком спектре альтернатив. Есть альтернативы, которые полностью подходят или полностью не подходят. А есть средние, к которым непонятно как относиться. Для принятия решения в этом случае выделите самый важный критерий и оцените средние альтернативы на соответствие ему. Они должны соответствовать не менее чем на 90%. Все не прошедшее этот высокий порог просто отбрасывайте.

Каждую альтернативу оцените по шести критериям — трем минимальным и трем идеальным. Если она не соответствует первым трем — отбросьте ее. Если она не соответствует двум из трех идеальных — тоже отбросьте. Так вы избавитесь от вариантов, которые на самом деле не важны и вам не подходят.

Устраняйте. Как нам избавиться от тривиального большинства?

Определить, что в жизни является лишним, — это только начало пути. От лишнего необходимо избавляться. А это зачастую невероятно сложно. Даже то, что мы считаем лишним, может казаться нам ценным. Как же заставить себя избавиться от этого? Нужно следовать определенным принципам.

1. Ваша цель должна быть для вас абсолютно ясной. Максимально конкретизируйте свою цель. Любая неясность приносит излишки. Чтобы этого достичь, нужно сформулировать свое основополагающее намерение.

В отличие от миссии, основополагающее намерение конкретно. Оно касается именно вас. И при этом оно вдохновляет на следующие действия. Это важный, жизнеопределяющий шаг. Например, твердое решение получить именно эту, а не какую-то другую профессию.

2. Найдите в себе мужество говорить «нет». Порой обстоятельства и окружение пытаются заставить нас сделать то, чего мы не хотим. Что-то несущественное в ущерб действительно важному. Отказаться бывает очень сложно. Ведь это может привести к конфликту, ухудшению или вовсе разрыву отношений с теми, кто нам дорог.

3. Это понятные причины. И не стоит осуждать себя, если вы на это не решаетесь. Нами часто движет страх оказаться социально неловким. Человек ищет социального одобрения, а неодобрения боится. Так сложилось в древние времена, когда выпадение из общества означало смерть. Это бессознательный страх. И он может выключить рациональное мышление.

Поэтому важно научиться говорить «нет» твердо, но не грубо. Дать понять, что человек, которому вы отказываете, важен для вас. И просьба его вам понятна. Но вы не можете ее выполнить, потому что она наносит ущерб вашим интересам. Постоянное соглашательство может привести к популярности. Но умение говорить «нет» несущественному вызывает настоящее уважение.

4. Отказывайтесь от ненужных обязательств. Бывает, люди вкладывают много ресурсов в какое-то дело, а оно себя не оправдывает. Но приходится продолжать, потому что жаль потраченных ресурсов. Они пытаются отбить уже вложенное и тратят еще больше. Тем самым нерентабельное дело становится для них все ценнее и ценнее. Такое стремление называется склонностью к невозвратным издержкам.

Мы недооцениваем то, что нам не принадлежит. И переоцениваем то, чем обладаем. Из-за этого нам тяжело избавиться от чего-то собственного, даже если оно лишнее. Порой мы боимся потерять уже вложенное, даже если перед нами появилось что-то более ценное. И это касается не только вещей.

При такой проблеме нужно представить, что вы еще не обладаете этой вещью или не занимаетесь этим делом. Сколько бы вы за него дали? Кажется ли оно вам таким же ценным? На что бы пошли, чтобы получить его? Эти вопросы помогут осознать, насколько на самом деле вам что-то важно.

5. Признавайте свои ошибки. Только признав ошибку, мы можем от нее избавиться. Иногда делать это очень тяжело. А иногда мы просто не осознаем, что ошибаемся. Есть такое понятие, как эффект статус-кво. Он выражается в том, что мы продолжаем заниматься тем, к чему привыкли. И даже не задумываемся о более подходящих альтернативах. Но есть способы разобраться в этом.

  • Спросите незаинтересованного человека. Такого, кто не имеет отношения к данному делу и не зависит от него. Он будет видеть ситуацию менее субъективно. И он сможет указать на ошибки.
  • Составьте план действий на ближайшее время, но не вносите в него те обязательства, которые у вас сейчас есть. Будто бы вы полностью свободны. Чем бы вы занялись?
  • Всегда берите время на обдумывание, когда вам кто-то что-то предлагает. Не соглашайтесь сразу же под влиянием эмоций или давлением окружения. Учитесь быстро говорить «нет» и медленно говорить «да».
  • Используйте метод обратного тестирования. Если вам кажется, что какое-то важное дело в действительности является лишним, попробуйте его не сделать и посмотрите, что из этого выйдет. Если никаких негативных последствий не произошло, значит, оно и вправду было лишним. Можете смело от него отказаться.

6. Установите и оберегайте личные границы. Отказывайте любому, кто пытается эти границы переступить. Работа во внеурочное время и в выходные, просьбы, идущие вразрез с вашими планами, непрошенные советы — все это необходимо пресекать. Однажды нарушенные границы больше не будут границами. Чем больше вы уступаете, тем сложнее вам будет отказывать впредь.

Для этого прежде всего необходимо самому понять собственные границы. Подумайте, какие просьбы вам неприятны и почему. Быть может, они не согласуются с вашими занятиями, интересами или ценностями? Продумайте и запишите каждый пункт. Взглянув на свои записи, вы сможете понять, где расположены ваши границы. И после, вступая в отношения, личные или рабочие, честно предупреждайте партнеров об этих границах.

Это не значит, что никому не нужно помогать. Но помогать — не означает брать на себя чужие проблемы и чужую ответственность. Любому человеку вы можете помочь в рамках своих границ. Но не нужно делать всю работу за другого.

Действуйте. Как потратить минимум усилий

Обычно люди тратят практически все свое время на работу и при этом едва успевают в срок. А уж если случается какой-то форс-мажор, напряжение только возрастает. Приходится заставлять себя и работать больше, только чтобы успеть.

Эссенциалисты поступают иначе. Они освобождают время от всего лишнего и тратят его на разработку собственной системы действий. Такой, которая позволяет работать максимально эффективно, прикладывая минимум усилий.

  1. Создайте буфер. Не стоит планировать свое время так, чтобы все дела были впритык. Это приводит в итоге к недостатку времени, стрессу, сорванным дедлайнам или халтуре. Всегда откладывайте дополнительное время и ресурсы в любом виде деятельности. Если не возникнет ничего экстраординарного, вы просто будете спокойно работать без стрессов и переутомления. Если же случится что-то непредвиденное, буфер поможет вам и дальше спокойно работать.
  2. Лучшая стратегия для этого: тщательная подготовка и планирование. Создайте всевозможные сценарии развития событий и пропишите ваши действия при каждом из них. Выделите на работу в полтора раза больше времени, чем, как вам кажется, будет нужно.
  3. Удаляйте препятствия. В любом процессе есть детали, которые препятствуют всему процессу в целом. Задача эссенциалиста — найти эти детали и сделать так, чтобы они больше не мешали. При этом важно найти самое слабое звено и начать исправления с него. Вы можете потратить все силы на исправление незначительных проблем, но никак не облегчить этим свою работу.
  4. Четко поставьте себе цель и распланируйте путь к ней. И к каждому пункту плана задайте вопрос: что на этом этапе мне может помешать? От чего нужно избавиться, чтобы работа пошла быстрее и лучше?
  5. Ставьте перед собой небольшие, но простые и конкретные цели. Не нужно сразу стремиться к большой конечной цели. Путь к ней долог и непредсказуем. Разбейте его на множество маленьких этапов. Их будет проще выполнять. Достигая цели, даже маленькой, вы будете постоянно испытывать удовлетворение и вдохновляться своими успехами. А множество таких маленьких этапов в итоге и приведет к большой цели.
  6. Создайте строгий режим своих действий и постоянно придерживайтесь его. Постепенно выработается автоматизм. Вы перестанете тратить мысленные ресурсы на планирование и полностью погрузитесь в работу. Правильно организованная рутина помогает преодолевать препятствия.
  7. Думайте только о том, что важно сейчас. Не копайтесь в прошлом, которого не изменить. Не тревожьтесь о будущем, на которое влияет множество неизвестных факторов. Сосредоточьтесь на настоящем моменте. Именно он определяет вашу жизнь. Заботясь о настоящем моменте, вы заботитесь об успехе в будущем.
  8. Наконец, живите идеями эссенциализма. Нужно полностью сформировать свою жизнь на основе этих идей, а не применять их время от времени, когда получится. Эссенциализм поможет вам прожить такую жизнь, которую вы по-настоящему хотите прожить, — и она будет полностью вашей.