Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Мышление за пределами очевидного. Что такое система?

Это сущность, состоящая из связанных элементов, которые, взаимодействуя между собой, обеспечивают функционирование системы в качестве единого целого.

Системное мышление направлено и на всю систему в целом, и на ее отдельные части, и на связи, которые формируют систему. Изучив принципы системного мышления, можно легко осваивать практически любые навыки и знания, потому что все они подчиняются одним и тем же законам. Научившись выстраивать связь между тем, что вы уже знаете, и тем, что еще нет, вы легче уясните новое.

У каждой системы есть свои границы. И те системы, которые создает человек, и те, что создаются природой, — все они имеют свои пределы роста. Например, если классу из 30 учеников дать общий проект, то из этого мало что получится, а если поделить детей на пять групп, то эффект будет гораздо выше, ведь класс — это более сложная система.

У каждой системы есть свой цикл жизни. Не бывает вечных систем. Завершение цикла может стать окончанием существования системы, а может послужить толчком к ее кардинальному преобразованию.

Система — это сумма ее элементов. Семья — это не мама+папа+ ребенок. Это сложнейшая система, которая включает разные уровни взаимоотношений, определяемые ролями в семье.

Женщина в семье может быть и женой, и матерью, и дочерью своих родителей, даже если тех уже давно нет на этом свете, ведь их прошлые взаимоотношения и события ее детства наложили на нее свой отпечаток. То же касается и мужчины, и ребенка.

Вместе мужчина и женщина могут создать ребенка, а в одиночку — нет. Так система может проявлять свойства, которые элементы по отдельности выполнять не могут. Эти свойства называются эмерджентными, то есть появляющимися.

Системы бывают простыми и сложными. Возьмем, к примеру, большой пазл из тысячи деталей. То, что в нем так много деталей, не делает его сложным, ведь все связи между его элементами ограничены и предсказуемы. Мы не можем правый нижний угол соединить с левым верхним. Детали пазла вообще ограничены лишь теми связями, которые их окружают. А вот шахматы — динамическая сложная система, где все элементы связаны между собой и могут влиять друг на друга.

Самая сложная система — человеческий мозг. Постигнуть его полностью невозможно, потому что, развиваясь и развивая свои знания о мозге, мы постоянно усложняем его. Мозг всегда будет на шаг впереди.

Все системы подчиняются действиям двух законов — развития и гомеостаза. Система всегда развивается, это ее нормальное состояние. Но при попытке что-то в ней изменить в силу вступает закон гомеостаза, то есть закон сохранения. Он обеспечивает ее стабильность. Когда нужно что-то поменять или реструктурировать, необходимо изучить связи в системе. Найдя слабые или гибкие связи, ее можно изменить.

Умение находить и использовать гибкость связей называется принципом рычага. Если вы, как руководитель, пытаетесь ввести новшества в рабочий коллектив, но они не приживаются, задайтесь вопросом: что или кто в системе мешает этому?

Важно иметь в виду, что проводить точечные изменения не получится. Система — это взаимодействие элементов. Меняя один, вы меняете его связи с другими, и воздействие распространяется на все элементы.

Контурное мышление

Все мы слышали и активно используем словосочетание «обратная связь» или его англоязычный аналог feedback. Но что это такое в более глубоком, системном смысле? Только лишь мнение по поводу того, что мы делаем?

Изменения в одном элементе системы неизбежно ведут к реакции в другом элементе, и он посредством этих новых изменений оказывает влияние на тот элемент, который и начал меняться. Такие изменения называются петлей обратной связи. Именно в этом контуре и рождается обратная связь — не просто мнение или критика. Обратная связь — это реакция на те изменения, которые вы произвели в чем-либо, имеющая своей целью породить новые изменения. Критика, которую не услышали и не учли, — это не обратная связь.

Обратная связь может быть двух типов.

  • Усиливающая обратная связь дает толчок первым изменениям, то есть система из текущего состояния переходит в некое новое. Так действует закон развития систем.
  • Уравновешивающая обратная связь, в свою очередь, является противодействием, возвращающим систему в обратное стабильное состояние. (Это уже закон гомеостаза в действии.)

Всякая система существует, потому что у нее есть цель. Если у системы нет цели, то это разрозненный набор элементов. Цель определяет взаимоотношения элементов и их функционал.

У всего может быть два состояния — текущее и идеальное. Идеальное состояние — это достижение поставленной цели. Цель может поставить человек или логической целью может быть существование той или иной системы для решения задачи. Чем шире пропасть между текущим и идеальным состоянием, тем сильнее система тянется к идеальному положению, так как это ее нормальная реакция, подчиняющаяся закону развития.

Есть еще один особый вид обратной связи — упреждающая обратная связь, своего рода пророчество. Предвидя некие события, мы влияем на свое настоящее состояние. Пророчества могут сбыться или нет, и тогда события пойдут по совершенно иному сценарию. В любом случае будущее всегда оказывает влияние на настоящее и наоборот.

Работая с системами, внося в них какие-либо изменения, не стоит рассчитывать на моментальный результат. Система, как мы уже говорили, — стабильная конструкция, и любые изменения в ней требуют времени.

Например, работая с семьей, психолог никогда не ждет, что после первой консультации все члены семьи осознают свое поведение и начнут действовать иначе. На все нужно время.

Ментальные модели

Это наши убеждения и идеи, которые лежат в основе всех наших поступков и действий. Благодаря им мы объясняем происходящие с нами события, причины и следствия тех или иных факторов или явлений. Ментальные модели наделяют смыслом наши действия.

У каждого человека множество ментальных моделей на все случаи жизни, и они тоже действуют как единое целое, образуя устойчивую систему убеждений. Понимание собственных моделей позволит нам понять и другие системы.

Действием и жизнеспособностью ментальных моделей руководят четыре механизма:

  • вычеркивание, то есть фильтрация опыта, когда какая-то его часть стирается из памяти;
  • конструирование, то есть додумывание деталей, которых нет;
  • искажение, то есть преобразование фактов таким образом, чтобы они органично вписывались в нашу систему ментальных моделей;
  • обобщение, то есть перенесение опыта одного случая на все остальные.

Наши ментальные модели, которые строятся исключительно на личном опыте и мировоззрении, могут приводить к искаженному восприятию реальности. Причин этому несколько.

Регрессия, например, вводит нас в заблуждение тем, что некое экстремальное событие, которое мы каким-то чудом предсказали, вдруг сбылось.

Пренебрежение фактором времени искажает понимание причины и следствия. Нам кажется, что некое событие является следствием нашего действия, совершенного некоторое время назад. Но за этот период могло быть совершено великое множество других действий, которые и привели к итоговому результату.

Избирательная трактовка позволяет выбирать объяснения всех событий согласно какому-либо одному опыту. А вот объективная трактовка, в свою очередь, позволяет оценивать совокупность итогов разных событий и делать выводы на их основе.

Причина и следствие

Говоря о причинах и следствиях, мы часто в корне заблуждаемся. Так, мы рассматриваем причину и следствие раздельно, в то время как они являются неразделимым целым. Забывая о том, что системе требуется время на изменения, мы видим следствие в ближайшем случившемся событии. К тому же нам кажется, что следствие должно быть соразмерно причине. Но причина может быть совсем незначительной, а следствие — огромным. И наоборот.

Мы уже говорили о том, что системы бывают простыми и сложными. А еще они могут быть открытыми и закрытыми. Закрытые системы действуют исключительно внутри себя и в нормальном состоянии изолированы от внешнего влияния. Примером такой системы может быть самолет, часы. Открытая система постоянно испытывает внешнее влияние. Семья, корпорация, сам человек — примеры открытых систем.

Когда речь идет о сложных открытых системах, нужно помнить, что такой системе всегда нужны границы и стабильные состояния. Если взять в качестве примера молодую семью, проживающую отдельно от родительских семей, то ее границы очерчены супругами и детьми, если они есть. Если на семью оказывают влияние другие родственники, эта система дестабилизируется, что ведет к конфликтам.

За пределами логики

Логика, несомненно, очень полезная наука, но при работе с системами опираться только на ее законы не стоит. В первую очередь из-за временных рамок. В формальной логике время между причиной и следствием не определяется, то есть не вносит свои коррективы. А в системе время — ключевой фактор любых изменений.

Другим важным моментом является учет самоприменения и рекурсии. Самоприменение можно описать простым примером: «Я чувствую вину за то, что не чувствую вину», когда оценка чего-либо относится и к самой оценке. Рекурсия же представляет собой многократное углубляющееся самоприменение. В обоих этих случаях привычная нам формальная логика бессмысленна и неприменима. Для понимания этих явлений нужно выходить за пределы логики и оценивать их системно.

Если вы решили изменить свои ментальные модели, осознав, что их текущее состояние вас не устраивает, то задайте себе несколько вопросов. Например, если вы считаете, что столкнулись с некой трудностью, то она реальна или существует только в вашем сознании? Что вы думаете по поводу этих трудностей? Как в вашей речи проявляется их оценка? Какие речевые обороты вы используете для описания трудной ситуации?

Самое важное отличие от других систем состоит в том, что изменения в ментальных моделях нужно начинать с тех структур, на которых они держатся.

Мыслить по-новому. Обучение

Учеба является, пожалуй, самым ярким примером обратной связи в действии. Мы учимся, то есть стараемся изменить себя, получить навыки и знания, опираясь на постоянную обратную связь.

Обучение — это тоже система, которая непрерывно развивается и в то же время стремится к стабильности. Самым эффективным способом обучения является практика. Выполняя действия, мы учимся быстрее и эффективнее, чем занимаясь только теорией.

Обучение бывает простым и порождающим. Простое обучение — это то, к чему мы привыкли: делая что-либо, получаем обратную связь, а затем корректируем деятельность. Обратная связь при таком обучении может быть:

  • моментальной, то есть учитель комментирует и поправляет действия ученика в процессе выполнения задания;
  • упреждающей, когда полученные комментарии используются для следующего выполнения задания или совершения действия.

Порождающее обучение представляет собой более глубокое воздействие, которое направлено на изменение ментальных моделей. Результатом такой формы обучения является усвоение новых действий, опытов, стратегий. Такое обучение учит видеть ситуацию и даже само обучение по-новому при постоянном анализе процесса.

Почему нам порой так сложно учиться? Для этого есть как минимум восемь основных причин.

  1. Вычеркивание информации.
  2. Системная, динамическая сложность, когда в процессе освоения системы требуется понять слишком много связей между элементами.
  3. Ограничивающие ментальные модели, то есть неумение и нежелание понимать суть работы системы.
  4. Трудности с обратной связью.
  5. Непонимание различий между точностью и достоверностью, то есть количественными и качественными понятиями.
  6. Установление слишком низкого или слишком высокого порога реакции и, как следствие, невозможность достичь баланса. Например, перестраховка, доводящая до дискомфорта.
  7. Игнорирование собственных чувств.
  8. Неумение правильно ставить вопросы.

Ракурсы

Это наши взгляды на что-либо, определенная точка зрения насчет некого явления или события. Ракурс напрямую зависит от нашего жизненного опыта: именно под его воздействием формируется взгляд на жизнь и ее феномены.

Системное мышление призвано научить нас видеть мир с разных точек зрения. Ведь мир значительно богаче и интереснее, чем мы его видим. Обращая внимание на какие-то вещи с другого ракурса, мы познаем многообразие.

Фактически получается, что взгляд на систему исключительно изнутри — это взгляд субъективный. Объективный же взгляд позволяет выйти за ее рамки, увидеть и оценить ее по-новому. Однако не стоит думать, что субъективный подход по умолчанию плох. Его тоже нужно принимать во внимание. Выбор точки зрения, ракурса зависит от задач, которые вы перед собой ставите.

Рисуем выводы

Приступая к решению любой возникшей перед вами трудности, задайтесь вопросом: какую проблему мне надо решить? Четко сформулируйте ответ. Системный подход позволяет решать любые проблемы: бизнес, семья, здоровье, саморазвитие и так далее.

Следующим шагом определите, что будет входить в круг решения вашей задачи. Проще говоря, для ее решения мы строим систему.

  • Собираем все ее элементы и отслеживаем связи. Главное — всегда оставаться в границах проблемы.
  • Обозначаем временные рамки решения задачи. Без этого нельзя правильно распределить ресурсы.
  • Выделяем наиболее важные события — они станут отправными точками для предстоящих изменений и контроля прогресса.

Всегда помните о том, что вы склонны полагаться на свой личный опыт, а это делает ментальные модели ригидными, то есть неподвижными и очень субъективными. Постарайтесь смотреть на проблему чуть иначе, по-новому, не опираясь на опыт.

Не забывайте о временнóм факторе и его роли в причинно-следственных связях. Не стоит ожидать изменений немедленно. Также не пытайтесь решить проблему, обращаясь сразу ко всем способам решения, которые вы только знаете. Пробуйте их один за другим и на каждый ждите ответной реакции, чтобы четко понимать, что конкретно привело к такому результату.

Отличным примером может стать история борьбы с лишним весом, когда компания-производитель какой-нибудь биологически активной добавки для похудения рекомендует обязательно одновременно с приемом этой добавки заниматься спортом и правильно питаться. Худеющий будет в восторге от волшебной пилюли, в то время как эффект дали не таблетки, а занятия спортом и сбалансированное питание.

Всякая система рано или поздно доходит до предела своего роста, когда двигаться дальше без изменений уже не получается. Если вы стали задаваться вопросами типа «Почему раньше было проще?» или «Почему у меня ничего не получается, а раньше так хорошо получалось?», значит, пришло время что-то менять.

К тому же еще одним сдерживающим фактором в работе над той или иной задачей являются ограничения, как внутренние, так и внешние. Чтобы они не сбивали вас с толку и вы были готовы к ним, постарайтесь их предвидеть. Что именно вас ограничивает?

Если вы столкнулись с множеством ограничений, а прилагаемые усилия уже не приносят никаких результатов, задумайтесь над целью. Может быть, вы решаете не свою проблему? Или вы занимаетесь ее незначительной частью, распыляясь на множество мелких задач?

Замыкаем круг

Системный подход позволяет решать любые задачи. Поняв, как работает система (как явление), вы сможете применять базовые принципы для решения самых разных проблем. Всякая проблема — это часть какой-либо системы, а значит, она отражается и на других ее элементах. Ваша задача — выстроить границы системы и найти ее слабые или проблемные места.

В мире все происходит по следующему алгоритму: причина — следствие — следствие становится новой причиной — появляется новое следствие и так далее до бесконечности. Чтобы лучше понять эти связи, устанавливайте обратные связи, рисуйте контуры причин и следствий.

Каждое наше действие способно привести к различным последствиям. Предсказать их все практически нереально. Угадав, мы можем попасть в ловушку регресса и сделать неверные выводы о причинах и их последствиях.

К тому же порой результаты, которые мы получаем, решая ту или иную задачу, никак не соответствуют огромным приложенным усилиям. И это тоже причина незнания принципов работы систем.

В каждой системе есть свое слабое звено, которое тормозит дальнейшее развитие. С этим элементом нужно работать. Либо при необходимости устранять его, так как его уровень определяет и уровень всей системы.

Узнав, как работают системы, вы справитесь с любой сложностью.

Оригинальная книга предлагает множество конкретных сценариев для решения системных проблем.