Как быть стоиком. Античная философия и современная жизнь

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Древний, но поразительно современный путь

Перед каждым человеком в определенный момент встает важнейший вопрос: как жить? Найти универсальное руководство к действию пытаются и религия, и философия, и самые разные науки.

Стоицизм – одно из таких учений, призванных ответить на этот вопрос. В современном мире о стоицизме сложилось стереотипное мнение, что стоики подавляют свои эмоции и прячут их от других людей; что они равнодушны ко всему и ни к чему не испытывают теплых чувств; ведут аскетичный образ жизни. Однако, это заблуждение.

Массимо Пильюччи, биолог и философ науки, нашел в стоицизме те основы, которые во многом помогают ему, делают его жизнь полнее и счастливее. Несмотря на то, что стоицизм – это результат умственных усилий философов, он невероятно практичен. И сами философы-стоики – Эпиктет, Сенека, Музоний Руф, Марк Аврелий – придерживались установленных ими принципов.

Сегодня идеи, высказанные этими мыслителями, активно используются в когнитивно-поведенческой терапии, в логотерапии (метод, разработанный Виктором Франклом), в терапии Альберта Эллиса. Тем не менее, стоицизм – это философия, а не терапия, поэтому не стоит рассчитывать на то, что вы сможете избавиться, скажем, от депрессии, при помощи трудов Эпиктета. Но в том, что его философия некоторым может облегчить жизнь, – сомневаться не приходится.

Главная цель стоицизма – достичь спокойствия духа. Древние греки называли это «атараксией». При этом очень важно научиться смотреть на мир конструктивно, то есть не поддаваться мимолетным порывам и эмоциям. Стоицизм прекрасен тем, что стать его приверженцем может любой человек – от атеиста до убежденного мусульманина или иудея. Это учение не претендует на основы вероисповедания конкретного человека, оно скорее помогает найти гармонию с собой и миром.

Одним из самых влиятельных стоиков называют Эпиктета. Он родился в 55 году нашей эры и в течение первых 13 лет своей жизни был рабом. В 68 году хозяин отпустил Эпиктета, и он создал собственную философскую школу. Именно на Эпиктета в первую очередь опирается Массимо Пильюччи в своей книге.

Путешествие к стоицизму: дорожная карта

Основоположником стоицизма является Зенон Китийский. Сначала его ученики назывались китийцами, но так как их занятия проходили в Расписной Стое, их стали называть стоиками. Стоя – это галерея-портик в центре Афин.

После смерти Зенона Китийского в почтенном возрасте 98 лет его школу возглавил один из его учеников – Хрисипп. Труды Зенона и Хрисиппа объединены общим обозначением «ранняя Стоя».

Большое влияние на стоиков оказали учения Сократа, Платона, Аристотеля, киников и эпикурейцев. И это при том, что себя они считали противниками учения Эпикура.

Период так называемой «средней Стои» ознаменован трудами видного римского оратора Цицерона. Труды Сенеки, Марка Аврелия и Гая Музония Руфа представляют собой «позднюю Стою».

С самого начала учение стоиков носило скорее политический и практический характер. Стоики не просто философствовали и задавались вопросами, которые ставил перед собой, например, Сократ, а пытались ответить на вопрос «как жить хорошо?». И отвечали на него так: «Необходимо понимать две вещи: природу мира и природу человеческого мышления». Стоики активно изучали логику, физику и этику. Правда, под физикой они понимали устройство мира, а туда непременно входили и боги.

В стоицизме есть три направления или три дисциплины: дисциплина желания, действия и согласия. То есть нужно понимать, что мы можем хотеть, а что – нет, что в наших силах изменить, а что нам неподвластно, а также как нам следует реагировать на явления этого мира. Сами стоики считали, что, если что-то находится не в нашей власти или зависит не от нас, то и реагировать на это следует соответствующим образом. Поговорим о каждом направлении подробнее.

ДИСЦИПЛИНА ЖЕЛАНИЙ: ЧТО НАМ НАДЛЕЖИТ И НЕ НАДЛЕЖИТ ХОТЕТЬ
Одни вещи зависят от нас, другие
нет

Стоицизм заключает в себе идеи, которые позже перекочевали во все мировые религии. А главная идея – это дихотомия контроля. Проще говоря: есть события, на которые мы можем повлиять, а есть такие, которые нам неподвластны. Также стоики выделяют три уровня нашего возможного влияния на окружающую действительность. Сначала мы ставим цель и стараемся достичь ее максимально эффективно и при этом честно. Затем к нам приходит понимание того, что мы не можем проконтролировать все. Поэтому нам нужно научиться адекватно реагировать на эти препятствия.

Вместо того чтобы сокрушаться, злиться, переживать там, где мы не в силах что-то изменить, следует максимум энергии и сил приложить туда, где мы обладаем контролем. Например, вы собрались в отпуск, все спланировали, выбрали самый лучший отель, организовали удобный перелет, купили новую, красивую одежду, но вот незадача – погода на месте подвела. Стоик в такой ситуации не будет обижаться на погоду и портить себе и другим настроение, он сделает все так, чтобы получить удовольствие даже в такой ситуации. Не удается искупаться в море? Значит, пришло время отправиться на интересную экскурсию.

Речь никоим образом не идет о смирении и пассивности в любой ситуации! Скорее наоборот: стоицизм учит быть активными и деятельными, но в пределах своих возможностей. Если у вас не ладятся отношения с ребенком-подростком, который проходит сложный возрастной кризис, не пытайтесь его исправить и уж тем более не нужно на него кричать по любому поводу – это бесполезно. Все, что вы можете сделать, – это помочь ему пережить этот период, не осуждая ни себя, ни его.

Так мы подходим к одному из самых сложных для всех, кроме стоиков, естественно, вопросов: как пережить утрату близкого человека или члена семьи? Перенести утрату стоически – не значит, что вы не будете плакать, а вместо этого всем своим видом будете демонстрировать безразличие к ситуации. Стоическое переживание утраты – это сосредоточенность на всем том прекрасном, что дарил вам этот человек. Это принятие факта его смерти как чего-то, что нельзя изменить. Это умение смотреть реальности в лицо. В этом и кроется главный талант стоиков – они понимают, что есть вещи, которые нам неподвластны.

Жить согласно с природой

Именно к этому призывал Зенон Китийский, основатель стоической школы. Но что это значит?

Все античные философы, включая досократиков, признавали, что человек в природе стоит особняком, но при этом считали его животным. Например, Аристотель называл человека «полисным животным» и говорил, что человек, который живет вне общества, – либо зверь неразумный, либо бог. Стоики на основании этой мысли Аристотеля пришли к выводу, что жить согласно с природой – значит применять свой разум на благо общества. Смысл жизни для них – быть полезными людям, которые нас окружают.

Однако позднее, уже в XIX веке, Дарвин разрушил представление о том, что человек представляет собой нечто особенное. Оказалось, что люди не так уж сильно отличаются от животных. Например, геномы шимпанзе и человека различаются всего-навсего на 4–5%. Казалось бы, такая мелочь, но тем не менее отличия разительны: в строении мозга, в его размере и соотношении по сравнению со всем телом. Эти различия носят существенный качественный характер. Тем не менее идея о том, что человек – царь всего живого мира, утратила свою актуальность.

Античные философы прекрасно понимали, что человек очень отличается от животного, но видели в этом как хорошие стороны, так и плохие. Человек – не только носитель культуры и прогресса, но и разрушитель природы, способный наносить вред не только другим видам животных, но и самим себе, нарушая при этом законы нравственности и этики.

Сегодня, когда философы говорят о нравственности, они сходятся в целом на четырех основных взглядах: скептический, рационалистический, эмпирический и интуитивистский.

Названия тут говорят сами за себя: скептики все, включая нравственность, подвергают сомнению, будучи уверенными в том, что четко разграничить нравственное и безнравственное невозможно.

Рационалисты предлагают познавать нравственность посредством размышлений о ней.

Соответственно, их оппонентами выступают эмпирики, для которых опыт и эксперимент лежат в основе всего.

Сторонники интуитивистского подхода, в свою очередь, считают, что ни размышлять, ни экспериментировать не нужно. Нравственность заложена в каждом из нас.

Но вот что интересно: стоики не относятся ни к одному из этих идейных лагерей, сочетая в себе все, за исключением, пожалуй, скептиков. Стоики были уверены, что для детей больше подходит взгляд интуитивистов, но с возрастом ему следует смещаться в сторону применения осознанных рассуждений при оценке своих поступков. К тому же не стоит забывать, что стоическое учение целиком и полностью практическое, поэтому важное место здесь занимают идеи, которые впоследствии были переняты эмпириками.

Игра в мяч с Сократом

Философы-стоики славятся тем, что их труды можно легко разобрать на короткие и емкие цитаты. Они будто бы созданы для того, чтобы каждый день направлять человека к определенным размышлениям и действиям. Одними из самых известных стоических словосочетаний является пара «предпочтительное безразличие» и «непредпочтительное безразличие».

Для пояснения этих понятий Пильюччи отсылает читателя к метафоре Эпиктета о Сократе, который играет в мяч. Для Сократа, по мнению Эпиктета, игра в мяч была воплощением его жизни: Сократ прекрасно знал, чем рисковал, устраивая свои беседы и собирая вокруг себя учеников, желающих приобщиться к его мудрости. Он знал, что рано или поздно его взгляды сделают его супругу вдовой, а детей – сиротами. Но он продолжал играть, считая это своим моральным долгом: быть полезным обществу и от этого же общества погибнуть. Его ученики предлагали ему бежать из Афин, но он не мог, потому что обязан соблюдать законы. Какой толк от его учения, если сам он будет нарушать свои же правила? Сократ оставался верен своим идеям до самого последнего дня, когда выпил яд по решению афинского суда.

Когда вы изучите стоицизм и поймете его суть, ваша жизнь кардинально изменится: вы начнете отмечать, что любой ваш поступок имеет некую этическую ценность. Вы все чаще станете отмечать, что пользоваться косметикой, тестируемой на животных, неэтично, вкладывать средства в нечистые на руку банки – неэтично, а вот покупать продукты и вещи fair trade, например, – этично. Брать собаку из приюта, а не покупать у заводчиков, – этично. И так далее.

В жизни мы привыкли к тому, что всегда есть два варианта развития событий: или одно, или второе. Но стоицизм доказывает, что это убеждение ложное. На самом деле у человека всегда много вариантов, способов поступать так, как он считает нужным, правильным, этичным. Да, порой бывает, что есть только два пути, но такие события – редкость.

Стоики призывают к тому, чтобы всю жизнь искать верный путь и совершать минимальное количество поступков, за которые нам может быть стыдно. Избегать таких событий всегда вряд ли удастся, но суть в том, чтобы стремиться к этому.

Бог и атомы

Что такое бог? Этим вопросом античные философы задавались, не ставя под сомнение то, что они, боги, существуют. Боги и факт их существования для людей античного времени был неоспорим. Аргументы, к которым прибегали античные философы, послужили доказательной базой для средневековых схоластов и философов нового времени.

Эпиктет утверждал, что бог существует лишь потому, что мир гармоничен и очевидно создавался кем-то разумным. Иначе объяснить логичность нашего мира невозможно. В Средние века этим аргументом воспользовался схоласт Фома Аквинский и развил его, предложив свои варианты доказательства существования бога. Позднее, в XVIII веке, Дэвид Юм подвергнет суждения Аквината критике. Основная его претензия заключалась в том, что мы не можем судить о сотворении мира по аналогии с тем, как что-то творит человек: слишком несопоставимые понятия. Да, человек может сделать великолепное, идеальное произведение искусства, но это вовсе не значит, что кто-то другой, какой-то высший разум, создал такого совершенного человека.

Для стоиков ключевым словом для описания бога и божественного было «логос». Это одно из самых сложных понятий во всей философии, так как включает в себя множество аспектов. Стоики были очень религиозны, но бог для них был тождествен природе. Такое отношение к богу принято называть пантеизмом. В XVII веке эту идею активно развивал Бенедикт Спиноза.

Эпиктет говорил, что бог заботится не о каждой отдельной части мира, а о мире в целом. Если что-то плохое случилось с одним конкретным человеком, то не нужно винить в этом бога или Вселенную.

Другой вопрос, которым задаются сегодня те, кто изучает стоицизм: если ведущим принципом хорошей жизни они считали следование природе, то можно ли по аналогии говорить о том, что основа хорошей жизни – следование за богом? Однако даже у самих стоиков не было единства взглядов по этому поводу. Как и в отношении трактовки понятия «логос».

По этой самой причине стоицизм открыт не только для представителей всех конфессий, но и для атеистов, агностиков и приверженцев других взглядов.

ДИСЦИПЛИНА ДЕЙСТВИЯ: КАК ВЕСТИ СЕБЯ В МИРЕ
Все упирается в личность (и добродетель)

Стоики выделяли четыре основные добродетели: практическая мудрость (или разумность), мужество, умеренность и справедливость. Эту классификацию они позаимствовали у Сократа. Христиане позже расширили список добродетелей: Фома Аквинский добавил к ним еще три – веру, надежду и любовь. А вот современные ученые и психологи Кэтрин Далсгаард, Кристофер Петерсон и Мартин Селигман, исследовав разные конфессии, выделили шесть главных добродетелей: мужество, справедливость, человечность, умеренность, мудрость и трансцендентность.

Понятие «трансцендентность» объединяет те человеческие качества, которые помогают ему устанавливать связь с чем-то более важным и долговечным. Для кого-то это Вселенная, для кого-то бог. В первую очередь речь идет о надежде и духовности.

Но смысл не в том, кто первым составил этот список, а в том, что в разных концах Земли люди с разными религиозными взглядами приходили к одним и тем же выводам о том, каким же должен быть человек.

Для человека, однако, важно не только стараться развить в себе эти качества, но и уметь наблюдать за другими людьми: какие они? Мужественны ли они, справедливы, мудры? Воспитывать добродетель в себе должны все: от простых людей до политиков. Только так люди в разных странах смогут быть по-настоящему счастливыми.

Ключевое слово

В середине ХХ века выдающийся американский философ еврейского происхождения Ханна Арендт, впечатленная судебным процессом над Адольфом Эйхманом, главным «архитектором» окончательного решения еврейского вопроса, написала книгу «Эйхман в Иерусалиме». Книга буквально взорвала интеллектуальное сообщество. Опираясь на показания Эйхмана, Арендт пришла к своей знаменитой идее о «банальности зла». Это значит, что зло не является чем-то ужасным, что творится исключительно ради зла. Зло, говорит Арендт, совершается по невежеству, незнанию.

Но не она была первой, кто озвучил эту мысль, а Сократ. Для Сократа не существовало зла, он считал, что человек творит зло, думая, что творит благо для себя или кого-то другого. Так, Гитлер был уверен, что помогает Германии, уничтожая евреев.

Человек может быть вовсе не глуп с интеллектуальной точки зрения, но лишен мудрости из-за отсутствия обучения. Он совершает плохие поступки не со зла, а потому, что убежден, что поступает так, как дóлжно.

В связи с этим в современной психологии появился схожий феномен, получивший название «когнитивный диссонанс». Он возникает тогда, когда наши представления не совпадают с объективной реальностью.

Стоики призывали смотреть на мир максимально отстраненно, не давая своим внутренним заблуждениям и ложным представлениям помешать верно воспринимать происходящее.

Важность достойных образцов для подражания

Весной 1965 года началась Вьетнамская война. Джеймс Стокдейл, о котором речь пойдет дальше, на тот момент был командиром истребительной эскадрильи ВМС США. В сентябре того же года он совершал очередной вылет, в результате которого был сбит и взят в плен.

Он оказался в страшной тюрьме, где его и других взятых в плен избивали, пытали, мучили, заковали в кандалы, лишали еды и сна. Зачастую вьетнамцы использовали тех, кто выглядел более-менее сносно, для пропаганды. Чтобы избежать этого, Стокдейл сам себе изрезал бритвой череп, изуродовал лицо. За время пребывания в этой тюрьме он пытался покончить с собой, чтобы не выдать информацию и не подвергаться невыносимым пыткам.

Его освободили лишь в 1973 году, в тюрьме он провел почти восемь лет. На восстановление ему потребовалось три года. Он получил высшую военную награду США, часто давал интервью и из раза в раз отвечал на один и тот же вопрос: что помогло ему выжить в нечеловеческих условиях? Однажды он сказал, что хуже всех приходилось оптимистам. Своей верой в чудесное спасение они сами еще глубже загоняли себя в отчаяние, видя, что никто не рвется их освобождать. Правде нужно смотреть в глаза, считал Стокдейл. Нельзя падать духом, но и ситуацию нужно оценивать трезво.

Стокдейл очень любил философию Эпиктета, и именно она помогла ему сохранить человеческое лицо и пройти через все испытания, помогая при этом другим заключенным. Он создал, опираясь на стоическую философию, кодекс поведения, цель которого заключалась в том, чтобы не сдаться и при необходимости умереть, сохранив при этом честь военного.

Этим примером Стокдейл доказал, что добродетели и чести можно научиться, подтверждая и слова Сократа, и практическую ценность стоицизма в целом.

Ограниченные физические возможности и психические заболевания

Первостепенная задача – помочь человеку полноценно и достойно прожить свою жизнь. Более того, стоицизм способен помочь даже тем, кто на первый взгляд просто не способен жить полноценно в прямом смысле этого слова.

Профессор философии Ларри Беккер не просто исследовал стоицизм, он сам был настоящим стоиком. В юности он перенес полиомиелит и стал инвалидом. Это произошло в 1952 году, вакцины еще не существовало, а заболеваемость в США была очень высокой. Переболевший полиомиелитом практически всегда на всю жизнь оставался инвалидом, прикованным к коляске.

Тем не менее Беккер поступил в университет и успешно преподавал. В 1980-е годы его состояние начало ухудшаться. У него развились фобии, все чаще давали о себе знать панические атаки. Он боялся того, что не сможет продолжать нормально жить и работать. Вместе со своим психиатром он стал искать способы преодоления паники из-за ограниченных физических возможностей. Вместо того чтобы жалеть себя и убиваться из-за того, что мир не годится для инвалидов, Беккер сменил место жительства так, чтобы не ездить на работу на метро, купил хорошую инвалидную коляску, а университет специально для него построил пандус.

Беккер убежден, что каждому человеку нужно осознавать себя активным участником жизни, а не ее жертвой. Да, быть жертвой гораздо легче и проще, но вовлечение себя в жизнь делает ее ярче, даря состояние счастья и покоя.

Следующим выводом ученого стало то, что всем нам следует сосредоточивать свое внимание на возможностях, которые перед нами могут открыться, а не концентрироваться только на ограничениях и помехах. Тем не менее о своих ограничениях нужно знать, не занимаясь самообманом. Мир следует видеть со всеми его плюсами и минусами.

Каждому человеку, по мнению Беккера, следует иметь свой план действий, цели и желания. Жизнь без плана – это блуждание. При этом план должен быть частью гармоничной личности, а не навязанным кем-либо извне.

И самое важное: нужно уметь видеть стены. Бывают стены, которые нужно преодолевать, а бывают такие, которые не стоят усилий. Бросаться на все подряд не имеет смысла. Порой иногда нужно оставлять какие-то стены в покое. Мудрость заключается в том, чтобы понять, что стоит усилий, а что – нет.

Стоицизм способен радикально изменить жизнь всякого, кто познакомится с ним, сделать ее лучше и полнее.

ДИСЦИПЛИНА СОГЛАСИЯ: КАК РЕАГИРОВАТЬ НА РАЗЛИЧНЫЕ СИТУАЦИИ
О смерти и самоубийстве

Говорить на эту тему мало кто любит. Даже в современном обществе она практически табуирована. Однако стоики очень много думали о смерти, а точнее – о достойном исходе жизни.

Смерть для них была чем-то естественным и вполне нормальным. Человек смертен, как и все другие живые существа. Но разница заключается в том, что цветы и травы не грустят по поводу смерти и не страшатся ее, потому что не осознают смерть и умирание, они не способны думать об этом.

Для того чтобы смерть воспринималась спокойно, человеку следует, по мнению Эпиктета, глубже понять человеческую природу. К тому же смерть не должна страшить тех, кто жил достойную жизнь, какой бы короткой она ни была.

Сегодня особой популярностью пользуются идеи так называемого биохакинга, когда человек пытается продлить свою жизнь всеми возможными способами, включая перенесение сознания в компьютер.

Для стоиков эта идея абсурдна сама по себе. И жизнь, и смерть – это естественные процессы. Уходить из жизни нужно благородно и спокойно.

Но вот одна из мыслей стоиков вряд ли найдет поддержку среди большинства людей: если страдания невыносимы, если ни ситуацию, ни отношение к ней никоим образом нельзя изменить, то человек имеет полное право уйти из жизни добровольно.

Это может показаться странным, но осознание того, что человек имеет полное право с достоинством сам уйти из жизни, многим облегчает жизнь и помогает проще переносить невзгоды.

Тем не менее стоики ни в коем случае не говорят о том, что в любой непонятной ситуации можно покончить с собой. Они выделяют пять основных причин добровольного ухода из жизни:

  1. Страдание от физической боли.
  2. Ощущение собственной бесполезности для других людей.
  3. По политическим соображениям.
  4. Защита своего достоинства.
  5. Защита достоинства близких.

При всем этом Эпиктет призывает не уходить бездумно, так как самоубийство – это поступок, который никогда не получится исправить.

Как справиться с гневом, беспокойством и одиночеством

Автор рассказывает историю о том, как однажды у него украли кошелек с документами и банковскими карточками, когда он направлялся на ужин к друзьям. Когда это случилось, в первые секунды он был в гневе и отчаянии, но после недолгого раздумья понял, что ситуация не так страшна, как показалось на первый взгляд. Карточки можно заблокировать одним звонком в банк, документы восстановить. Вор же потерял гораздо больше, чем тот, кого он обворовал. Он потерял человеческое лицо.

В таких ситуациях, когда кажется, что все идет наперекосяк, а неудачи следуют одна за другой, нужно остановиться и подумать: а так ли это все страшно? А не открывает ли это новую дверь? И есть ли смысл в том, чтобы гневаться или беспокоиться? Если ваш любимый человек, несмотря на ваши попытки его отговорить, решил прыгнуть с парашютом, потому что это мечта всей его жизни, какой смысл вам беспокоиться? Что это изменит? Вы от этого не становитесь черствым и бесчувственным. Если не в ваших силах что-то изменить или предотвратить, то к чему лишние волнения?

Не стоит и гневаться на людей, которые, как вам кажется, ведут себя глупо или плохо. Смотрите на них как на тех, кто просто не ведает, что творит: они не понимают себя и не способны нормально оценивать свои поступки. Зачем на них злиться?

И гнев, и тревога – чувства неразумные, они нам только мешают. Если тревога не связана с психическими или психологическими проблемами, то ее очень легко «заглушить» голосом здравого смысла.

Когда вам кажется, что вы одиноки и никого нет рядом, подумайте: вы находитесь в одиночестве или ощущаете его? Какая разница? Очень большая. Нахождение в одиночестве – это факт, а ощущение – эмоция и личное суждение. Примите одиночество как факт и научитесь с ним жить. Это даст вам невероятную жизненную силу.

О любви и дружбе

Эпиктет однажды описал интересный случай. К нему обратился за советом человек, у которого сильно заболела дочь. Не в силах ей чем-либо помочь, он просто убежал из дома, оставив все заботы по уходу за больной своей жене. Мужчина утверждал, что это природа его заставила. Он так любит дочь, что просто не может смотреть на ее страдания.

Тогда Эпиктет спросил его: «Как ты думаешь, твоя жена любит вашу дочь?»

«Конечно!» – ответил мужчина.

«Но тем не менее она не ушла из дома, не бросила ее. Ей тяжело, но она не может отойти от постели больной. Представь, если ты тяжело заболеешь, а твоя супруга и твои дети бросят тебя одного без ухода и заботы, потому что они так сильно тебя любят, что им невмоготу смотреть, как ты мучаешься».

«Это будет ужасно!» – воскликнул мужчина.

Стоики изначально разводят два важных понятия – естественное и правильное. Порой правильное дается очень тяжело, но выбирать нужно именно его, как бы трудно ни давался этот выбор.

Любовь и дружба тоже должны быть сознательными, а нашими друзьями и любимыми – достойные люди. Если человек, в которого вы влюблены, не отличается добродетелью, то от него нужно уходить.

В античном мире дружба была разновидностью любви, поэтому и философы, и писатели описывали два этих явления примерно одинаково. При этом они старались максимально описать все возможные виды любви и дружбы. Так, Аристотель выделял три типа дружбы – утилитарную, гедонистическую и нравственную. Нравственная дружба является самой лучшей и правильной. Она основана на обоюдной добродетели. На ней же и должна основываться любовь.

Практические духовные упражнения

Стоицизм зиждется на трех главных принципах:

  • Самое высшее благо – это добродетель.
  • Нужно жить в согласии с природой.
  • Есть вещи, которые мы способны контролировать, а есть те, которые нам не подчиняются. С этим нужно смириться.

Эпиктет предлагает читателям 12 упражнений, которые помогут тем, кто хочет встать на путь стоицизма:

  1. Анализируйте свои впечатления. Не поддавайтесь первым эмоциям и впечатлениям. Когда что-то происходит (хорошее или плохое), следует остановиться и оценить происходящее трезвым взглядом.
  2. Постоянно напоминайте себе о бренности вещей. И вещи, и люди преходящи, как бы грустно это ни звучало. Мы теряем блага, теряем близких людей. Мы ничего не можем с этим сделать. Смерть нужно воспринимать как естественную часть жизни. Речь ни в коем случае не идет о равнодушии. Когда кто-то из близких умирает, сосредоточьтесь на всем том добром и прекрасном, что вы связываете с ним.
  3. Помните о том, что не все можно проконтролировать. Когда вы отправитесь отдыхать, а погода вдруг испортится, не стоит негодовать. В ваших силах сделать свой отдых лучше каким-то другим способом.
  4. Будьте добродетельны здесь и сейчас. Всякий раз, сталкиваясь со сложной ситуацией, пробуйте упражняться в добродетели. Выбирайте не естественные реакции, а правильные.
  5. Останавливайтесь и дышите. Когда что-то пойдет не так, останавливайтесь и анализируйте. Если вас кто-то оскорбляет, представьте себя камнем. Представьте, что чувствует камень, когда человек стоит и кричит на него? Конечно, ничего. Да и выглядит такой человек глупо.
  6. Смотрите на ситуацию со стороны. Будьте всегда невозмутимы. Смотрите на происходящее так, будто это происходит не с вами.
  7. Говорите мало, но по делу. Старайтесь хранить молчание всегда, когда вашего мнения, совета или ответа никто не ожидает.
  8. Выбирайте правильных друзей. Старайтесь собирать вокруг себя добродетельных людей, исключите сплетников, завистников, злых и просто недоброжелательных людей.
  9. Реагируйте на оскорбления с юмором. Не стоит обижаться на критику. Примите к сведению и пошутите, если ситуация позволяет.
  10. Поменьше говорите о себе и побольше задавайте вопросы своему собеседнику.
  11. Не осуждайте.
  12. В конце дня размышляйте о том, как прошел ваш день. Желательно будет завести дневник, в котором вы сможете записывать свои мысли, чувства и поступки. Анализируйте свои реакции, перечитывайте написанное.

 

Оригинальная книга дополнена краткой историей эллинистических философских школ, оказавших влияние на стоицизм.