Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

В современном мире людям приходится решать самые различные задачи. Вот наиболее распространенные человеческие трудности:

  • чувство незащищенности;
  • чувство вины;
  • депрессия и безысходность;
  • нехватка гармонии;
  • ненужное желание быть лидером во всем;
  • недостаток понимания;
  • конфликт интересов;
  • застой — духовный, физический, интеллектуальный.

Эффективно справляться с этими проблемами помогают семь навыков, которые существуют давно. Они не выдуманы автором, но он четко сформулировал и систематизировал их.

Модели и нормы. Изнутри наружу

Наши взгляды на мир формируют наши привычки и поведение. Чтобы изменить свою жизнь, нужно переосмыслить свои взгляды, свой жизненный опыт и модели поведения.

Огромное количество литературы о саморазвитии и правилах достижения успеха посвящены теме создания подходящего имиджа. Чтобы стать успешным, надо быть позитивным и больше улыбаться. Утверждается, что принимая за правило определенную этику личности, люди добиваются успеха. Легкость такого подхода и быстрота достижения результата весьма соблазнительна, но по большей части иллюзорна.

Этика характера, в противовес этике личности, требует более глубоких перемен, а именно: преобразования характера, мировоззрения и принципов. Внешний образ успеха может быть полезен, но по отношению к внутренним переменам в личности человека это вторичный инструмент.

Каким бы позитивным человек ни выглядел, если внутренней силы и цельности ему не хватает, его реальное состояние вряд ли будет способствовать успеху. Человек должен быть искренним с самим собой: не стоит жить чужой жизнью.

По-настоящему сделать нас счастливыми и успешными помогут только те навыки высокоэффективных людей, которые основаны на внутренних переменах.

Чтобы двигаться к какой-либо цели, необходимо иметь достоверную карту дороги. В нашей жизни многие проблемы возникают по той причине, что мы не имеем «карты маршрута» или эта «карта» не соответствует действительности. Мы можем делать неверные выводы о причинах и следствиях событий и поступков. Наша «карта» должна быть максимально объективной, насколько это возможно, потому что она формирует нашу модель поведения и, соответственно, характер личности.

Мировоззрение человека неотделимо от его жизненного опыта, его субъективной реальности. Из чего следует интригующий вывод: то, как мы видим проблему, и есть наша проблема. Все, что люди считают своим «объективным взглядом на вещи», в действительности образовано их личными «маяками» — основными принципами, которые они считают истинными. Для большинства людей истинны такие принципы, как правдивость, справедливость, терпение, самосовершенствование, сострадание и помощь другим и т. п.

Настоящие изменения, согласно правилу «изнутри наружу», начинают с себя. Те, кто в собственных неудачах винят неподходящие условия или окружающих, действуют наоборот: снаружи внутрь. Не принимая ответственности за свою жизнь на себя, они не добиваются настоящего успеха.

Наш характер и привычки — причина всего, что с нами происходит, они — наша модель поведения и взаимодействия с миром и людьми.

Семь навыков позволяют системно развивать личную эффективность. Но результат будет зависеть еще и от наличия соответствующих ресурсов: физических, финансовых, человеческих. Эффективность — это достижение баланса между использованными ресурсами и результатом.

1-й навык. Проактивность

Есть такое понятие — «социальное зеркало». Мы формируем себя такими, какими нас видит наше окружение, близкие люди. Если человека постоянно упрекать, что он лентяй, он и будет лениться. Если все время понукать сотрудника замечаниями и критикой, он будет чувствовать свою никчемность и утратит мотивацию к работе.

Основная теория, объясняющая сегодня связи причин и следствий, — теория детерминизма. Она утверждает, что один феномен способен детерминировать, то есть определять, другой феномен.

Существует генетический детерминизм, психический и детерминизм окружающей среды — это три программы, в соответствии с которыми люди реагируют определенным образом на определенные раздражители. То есть это наша реактивная модель.

Но есть еще один фактор между раздражителем и реакцией на него — свобода выбора. Опираясь на самосознание, воображение и совесть, человек может принимать решения, не поддаваясь внешнему влиянию. Это и есть проактивность.

В отличие от реактивного человека, движимого чувствами, обстоятельствами или находящегося под влиянием окружения, человек проактивный подходит к делу с позиции личных ценностей. Вместо спонтанной импульсивной реакции — анализ, мыслительный процесс.

Зрелость личности проявляется в стремлении к самостоятельности. Инициатива и ответственность за принятые решения и ход событий увеличивают эффективность.

Сотрудничество с эмоционально зависимыми людьми сомнительно в плане эффективности, поэтому, чтобы работать с ними, необходимо создать атмосферу, в которой раскроется их потенциал.

Как определить проактивность или реактивность человека?

Отличным индикатором служит наша речь. Реактивная личность всякое событие старается объяснить случайностью, виной других людей, снимая с себя всякую ответственность.

Некоторые явления и события нам неподвластны, например погода. Значит, на эти вещи не стоит растрачивать силы и ресурсы. Нужно проанализировать и определить те вещи, которые находятся в нашей зоне контроля, и работать с ними. Так мы сознательно повысим собственную эффективность.

Все события нашей жизни условно разделяются на сферу влияния и сферу забот. Мы не всегда можем контролировать сферу забот, но сфера влияния нам под силу — ею и нужно заниматься.

2-й навык. Поставьте цель

Проведите простой психологический опыт: вообразите, что наблюдаете собственные похороны. Какие слова скажут о вас присутствующие? За что станут благодарить? Запишите впечатления.

Этот опыт, если отнестись к нему серьезно, позволяет понять, что в вашей жизни является фундаментальной ценностью, а что — пустяком. Видя перед собой конечную цель, человек получает возможность оценить собственную жизнь в перспективе, определить личную миссию или жизненное кредо.

В условиях постоянных перемен такая опора поможет не поддаваться предрассудкам и предубеждениям, послужит компасом при движении к цели. Жизненный успех, как и дом, строится по четкому, детальному плану.

Второй навык основан на двух «творениях»: лидерских качествах и умении управлять.

Мы уже упоминали такое понятие, как «круг влияния» — факторы и события, на которые в первую очередь обращено наше внимание.

В центре этого круга находятся четыре главных фактора, определяющих индивидуальность и цельность человека, — это самосознание и воображение, совесть и воля.

Иногда в центре могут находиться другие вещи: деньги, работа, семья, удовольствие, вера, дружба, вражда и так далее. Иногда центр бывает смещен, но мы этого не замечаем и поэтому теряем личностное равновесие.

Центр сферы влияния необходимо строить на универсальных принципах, тогда он станет прочной основой для развития.

Научитесь визуализировать этапы своего развития более ясно — так вы сможете лучше прогнозировать вероятные события и тем самым достигать поставленных целей более эффективно.

Создавая личную миссию, определите качества, которыми обладаете, и ваши социальные роли (жена, мать, дочь и т. д.). Для каждой из них назначьте отдельную миссию и качество, которое поможет вам ее выполнять. Аналогично можно разработать миссию для фирмы и для семьи. К созданию семейной миссии подключите всех членов семьи, она должна всем нравиться и вызывать приятные, искренние эмоции.

3-й навык. Сначала то, что нужно сначала

Самосознание, воображение, совесть и воля — четыре дара, которыми обладает каждый человек. Но их можно и нужно развивать. Для освоения третьего навыка в особенности потребуется воля.

Все наши дела можно поделить на четыре категории: с точки зрения времени они могут быть срочными и несрочными, а с точки зрения отношения к ним — важными или неважными.

Упражнение по распределению дел на срочные важные, срочные неважные, несрочные важные и несрочные неважные, наверное, знакомо всем. Это основа тайм-менеджмента.

Если лидерство — это способность обозначать необходимые действия, то управление — это дисциплина и последовательность.

Управлять своим временем следует на четырех уровнях:

  • использовать памятки и записки;
  • вести ежедневник;
  • определять приоритеты и обозначать цели, разделяя их на краткосрочные, долгосрочные и промежуточные;
  • фокусироваться на достижении результата.

Четвертый уровень — самый сложный: в его основе лежит умение контролировать себя. Фактически все четыре уровня представляют собой мощную систему, направленную на рост эффективности человека, помогающей ему добиваться высоких результатов.

Четвертый уровень, основанный на приоритетах, направляется совестью, подчиняя все планы высшим личностным ценностям. Он гармонизирует жизнь, придавая больше осмысленности повседневным делам.

Учитывая это, вы в первую очередь уделяете внимание отношениям и результатам, и лишь затем — времени.

Один из важнейших аспектов управления временем — способность, желание и умение делегировать свои полномочия другим. За этим стоит доверие к человеку, и это высшая форма мотивации. В зависимости от зрелости людей нужно определять уровень сложности задания и возможного результата, а также требования к отчетности. Делегировать можно не только выполнение какого-либо задания, но и управление процессами.

Эффективное делегирование — очень точный индикатор эффективного управления, это основа как для роста личности, так и для роста организации в целом.

Модели взаимозависимости

Взаимозависимость эффективна только тогда, когда ее образуют две независимые личности — зрелые, самостоятельные и ответственные.

Для того чтобы такой личностью стать, нужно развивать навыки взаимодействия с другими людьми. Поверхностная этика личности в данном случае не будет работать: окружающие почувствуют фальшь и коммуникация не принесет положительных результатов. Вы будете выглядеть лучше, но это не сделает вашу личность независимой.

Развитие абсолютно всех отношений начинается внутри круга влияния. Настоящей независимости достигают с помощью проактивности и верности своим принципам. Двигаясь в этом направлении, можно выбрать взаимозависимость — многосторонние и эффективные отношения с другими людьми.

Каждый из нас обладает неким эмоциональным «банковским» счетом. Функционирует он просто: когда мы испытываем положительные эмоции, наш счет пополняется, когда негативные — «эмоциональные» средства списываются. Чем больше мы испытываем положительных эмоций, тем богаче и ярче наша психоэмоциональная жизнь.

Отношения, однако, не всегда могут быть стабильными: порой «счет» иссякает, так что для долгосрочного эффективного взаимодействия необходимо время от времени делать «вклады», увеличивая запас позитивных эмоций.

«Вкладывать» можно и нужно следующее»:

  • чуткость;
  • обязательность (всегда выполнять обещания);
  • честность;
  • извинения (компенсировать «списания со счета» другого человека).

Особенно помогает такой подход в детско-родительских отношениях. Он позволяет не рассматривать проблемы с детьми как источник раздражения и негативных эмоций, сменить суть взаимодействия и выстраивать отношения гармоничными и уважительными. Каждая сторона — и ребенок, и родитель — от этого выиграют.

Относитесь к проблемам как к возможности развития ресурсов и средств, и это приведет вас к более качественному результату. Нашей жизнью управляют не события, а наше отношение к ним.

4-й навык. Модель «Выиграл/выиграл»

Существует различные модели взаимодействия.

  • «Выиграл/выиграл» — модель сотрудничества, взаимовыгодного для обоих партнеров.
  • «Выиграл/проиграл» — интересами одного из партнеров жертвуют в пользу другого.
  • «Проиграл/проиграл» — каждый из партнеров поступает эгоистично, в итоге интересы обоих страдают.
  • «Не связываться» — сохранение статуса-кво при невозможности удовлетворить интересы обоих.

Очевидно, что единственный по-настоящему эффективный сценарий, ведущий к успеху, — тот, при котором оба выигрывают. В семье ради сохранения душевного комфорта также часто используется модель «Не связываться».

Чтобы развить у себя наиболее полезный и действенный тип мышления в духе «Выиграл/выиграл», необходимо обладать зрелостью и менталитетом достаточности.

Менталитет достаточности — это такой подход, при котором человек живет с установкой, что в мире на всех всего хватит.

Человек с таким характером обладает большим ресурсом взаимодействия и способен активно делиться с другими людьми знаниями, умениями, полномочиями и достижениями.

Противоположность этому — менталитет недостаточности. Люди с таким менталитетом отличаются жадностью, завистью, они всегда готовы радоваться неудачам других и не понимают ценности общей победы.

Для развития отношений «Выиграл/выиграл» необходимо доверие и время, чтобы выстраивать это доверие, последовательно преодолевая негативные установки других людей.

Придерживаться принципа «Выиграл/выиграл» в управлении бизнесом нелегко. Руководитель должен ясно понимать интересы всех участников процесса и предоставлять ресурсы своим сотрудникам, всячески способствуя их развитию.

Что нужно сделать каждому из партнеров, чтобы выстроить эффективное взаимодействие и добиться общей победы?

  • Увидеть проблему глазами своего партнера.
  • Понять интересы партнера.
  • Определить, каких результатов каждый из партнеров хочет достичь.
  • Рассмотреть предлагаемые решения каждого из партнеров и отыскать третий вариант, который позволит достичь этих результатов.

5-й навык. Поймите, чтобы вас поняли

Лучший способ влиять на других людей — показывать правильное поведение собственным примером. И здесь опять речь идет не о внешней и поверхностной «этике личности», а об «этике характера». Улыбка не будет иметь никакого значения, если она неискренна.

Для эффективного межличностного общения необходимо овладеть навыками эмпатического слушания, проникнуть в систему представлений вашего собеседника. Проявляя искренний интерес, внимательно слушая и не осуждая его, вы получите верного сторонника и, возможно, преданного друга.

В эмпатическом слушании, однако, имеются и свои риски: этот процесс делает вас уязвимым. В нем проверяется, насколько цельное ядро своей личности вам удалось сформировать.

«Сначала диагноз, потом рецепт». Это правило мы должны помнить при многих обстоятельствах: начиная ремонт, преподавая, воспитывая детей. В межличностных отношениях это правило оберегает нас от скорых суждений.

Когда вы научитесь слушать других, вас удивят различия и многообразие во взглядах на один и тот же объект или явление. Осознание таких различий — уже огромный плюс для совместной деятельности. Различия позволяют увидеть ситуацию полно и всесторонне, а значит, и находить более эффективные решения.

Но мало просто слушать. Необходимо также заботиться о том, чтобы быть понятым. Важно не считать свою точку зрения единственно правильной, быть открытым людям и уметь излагать свои взгляды, не отвергая заранее мнения других.

Такой подход важен и в бизнесе. Налаживая надежную обратную связь с сотрудниками, клиентами, партнерами, вы открываете новые возможности в своем деле.

При глубоком понимании друг друга, умении слушать и принимать чужие взгляды, различия перестают быть непреодолимыми.

6-й навык. Синергия

Сумма частей бывает больше целого, если количество переходит в качество. Так, складывая вместе опыт, знания и умения, человек получает сильный творческий импульс, приобретая новые свойства. Синергия в переводе с древнегреческого означает «сотрудничество, содействие».

Синергетический эффект возникает не только в процессе индивидуального развития, но и при взаимодействии людей между собой. Зачатие новой жизни является прекрасным примером синергии при явных различиях между мужчиной и женщиной.

Синергия возможна и в бизнесе: например, при создании корпоративной миссии, когда к процессу подключаются другие сотрудники.

Для того чтобы синергия работала в бизнесе, требуется два основных условия: высокий уровень доверия и высокий уровень сотрудничества. Только в этом случае идеи, поступающие от разных элементов системы (а любой бизнес — это система), дадут нужный результат.

Отказ от противопоставления «или-или», поиск третьей альтернативы — очень трудное дело. При нежелании слушать других, при стремлении манипулировать людьми, синергия невозможна. Успешные и эффективные люди ценят сотрудничество.

7-й навык. Точим пилу

Можно пилить бревно тупой пилой, но вы убьете на это массу сил и времени. Гораздо эффективнее заточить инструмент и выполнить операцию легко и быстро.

Седьмой навык — навык сбережения и увеличения главного ресурса — самого себя: своих физических, духовных, интеллектуальных сил, а также социоэмоциональной составляющей личности. Наиболее важный для жизни вклад — забота о себе.

Не обманывайте себя, говоря, что нет времени на физические упражнения. Вашему телу жизненно необходимы выносливость, гибкость, сила. Регулярные занятия спортом поддерживают вашу жизнеспособность, позволяя работать, адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, получать удовольствие от жизни и всего, что в ней происходит. Физическая активность повышает самооценку, уверенность в себе, укрепляет цельность личности.

Духовным развитием каждый человек занимается по-своему. В этом вам может помочь чтение Священного Писания, если вы верующий человек, или медитация, или искусство; кому-то помогает общение с природой. Важно, чтобы ваш путь духовного развития был вам приятен и помогал восстанавливать равновесие в трудные минуты.

Интеллектуальное развитие и дисциплину ума нам дает традиционное классическое образование. Но в современных условиях необходимо постоянное обучение. Невозможно добиться успеха, окончив университет и больше никогда не занимаясь интеллектуальным развитием. Нужно всегда поддерживать себя не только в физической, но и в интеллектуальной форме.

Помните, что, отказываясь «заточить пилу», вы будете безрезультатно истощать личные ресурсы и не добьетесь настоящей эффективности. Изнуряющие попытки бороться на пределе сил каждый день только на первый взгляд кажутся замечательной идеей самоотверженного следования к цели. В долгосрочной перспективе при таком подходе можно потерять не только силы, но и желание куда-либо двигаться. Под гнетом усталости цель утрачивает значение.

Развитие семи навыков потребует большой работы над собой, но результат будет по-настоящему великолепным!

В оригинальной книге автор предлагает ряд практических заданий и упражнений, помогающих освоению семи навыков.