Школа литературного мастерства

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Никаких страхов, только вперед

Начинающий писатель еще не имеет опыта. Поэтому он плохо представляет себе будущее своих книг. Это становится причиной множества страхов. Как их преодолеть?

Некоторые боятся писать свою первую книгу, потому что считают, что она никому не будет нужна. Но все известные ныне писатели в начале карьеры сталкивались с отказами. Важно не воспринимать отказ как личное оскорбление. Редакторы и издатели тоже люди, у них может быть множество причин отказать вам. Предлагайте свою книгу разным издательствам, а параллельно пишите следующую. Возможно, она больше понравится издателям и ее опубликуют.

Перфекционизм приводит к страху за качество книги. Писатель боится, что его книга будет не самой лучшей. Но все зависит от того, с кем сравнивать: с классиками всех времен и народов точно не стоит. Такое сравнение заведомо не в вашу пользу. К тому же первая книга редко бывает лучшей даже у классиков. Чем больше у вас писательского опыта, тем лучше становятся ваши книги.

Не надо судить о качестве книги, пока вы ее пишете. Закончите черновик, а потом поправьте его. В этом вам может помочь редактор. Книга становится полностью зрелой только после публикации. И помните, что ей необязательно быть в одном ряду с классиками, чтобы ее любили и читали.

Написавшие первую книгу боятся, что не смогут так же хорошо написать вторую. Им кажется, что материал для книг исчерпан. Но впереди еще много новых идей и впечатлений. Бывает, что жизненного опыта хватает не на одну книгу. И даже если вы написали только одну, но очень хорошую и популярную, это тоже большое достижение.

Некоторые не знают, где брать и как структурировать нужную информацию. Особенно если пишут большой роман о сложной теме. Хотя сейчас любую информацию можно отыскать в интернете. Но полезнее будет обратиться за помощью к экспертам: они не только помогут с информацией, но и представят ее в нужном виде.

Любой страх — это препятствие на вашем пути к успеху. Но страхи по большей части вызваны не объективными причинами. Они — порождение неуверенности в себе и низкой самооценки. Наберитесь смелости и сделайте шаг навстречу вашим страхам. Начните писать — и ваша самооценка повысится. А вместе с этим исчезнут и страхи.

Найдите свою нишу

Чтобы достичь успеха в писательском ремесле, нужно заранее выбрать, что вы будете писать. Определиться с темой вам помогут ваши собственные читательские предпочтения. Приятнее и проще писать о том, что вам нравится. Фантастика или любовные романы, фэнтези или детективы. Если вы читаете много книг конкретного жанра, вы уже знаете, как лучше писать их. Далее — определитесь с формой.

Роман — большое и сложное полотно. Он требует усидчивости и умения создавать цельную композицию. Роман позволяет полностью раскрыть характеры и взаимоотношения героев. Чтобы создавать интересных героев и захватывающий сюжет, автору необходимы навыками письма в разных стилях. У него одинаково хорошо должны получаться и описания, и диалоги.

Те, кто особенно силен в диалогах, могут попробовать себя в создании сценариев или пьес. Они бывают востребованы чаще, чем романы. Удачные сценарии могут принести большие гонорары. Пьесы приносят не так много денег, зато они ближе к искусству. Кроме того, сценарии больше нужны на крупных студиях, где снимают фильмы и сериалы. А пьесы могут пригодиться в театре любого города.

На российском рынке пока что не так много хороших детских книг. А спрос на них всегда есть. Поэтому соблазн написать детскую книгу велик. Но сделать это не так просто, как кажется. Особенно если вы пишете не для самых маленьких, а, например, для подростков. Зато если вам удастся создать увлекательную и популярную книгу, вас будут читать.

Если у вас хорошо получается рассказывать короткие и емкие истории, попробуйте себя в рассказах. Их сейчас публикуют не так часто, как раньше. В основном в журналах, альманахах или тематических сборниках. Впрочем, хороший рассказчик может зарабатывать с помощью блога, а другую художественную прозу писать для души.

Кроме художественной литературы есть еще и нехудожественная, или нон-фикшн. Книги такого типа могут быть разными. Это и научные труды, и исследования культуры, и путеводители, и самоучители. Если есть тема, в которой вы хорошо разбираетесь, напишите о ней. Но найдите необычный подход, некую интересную изюминку, которая заинтересует читателей. Нон-фикшн может приносить большие доходы.

Бесконечный поток идей

Писатели любят моменты вдохновения. Это наиболее продуктивное время для письма. Но вдохновение капризно, и никто не может его предсказать. А многим профессиональным писателям, например, сценаристам, нужно регулярно генерировать идеи для сюжетов. Как быть? Поможет тактика мозгового штурма.

Суть метода в том, чтобы за короткое время придумать максимальное количество идей. При этом идеи не нужно анализировать. Высказывайте их в режиме нон-стоп — все, какие приходят в голову. Не задумывайтесь над их оригинальностью или уместностью. Записывайте все подряд, а думать над ними будете позже.

Другой метод — метод вопросов. Возьмите за исходник сюжет из газеты и попробуйте его обогатить с помощью вопросов. Что было бы, если бы героем был другой человек или событие произошло иначе? Если бы вмешался какой-то сторонний фактор? Попробуйте изменить развязку и представить последствия этого. А если бы события происходили в другом месте или времени? Добавьте фантастический, криминальный, приключенческий элемент. Так из одного сюжета можно получить множество.

Задействуйте ваши сновидения. Их сюжеты порой бывают совершенно непредсказуемы. Стоит немного обработать — и готова оригинальная история. Если вы быстро забываете свои сны, попробуйте записывать их сразу после пробуждения. А если все равно не помните — запишите свои первые утренние мысли. Они тоже могут оказаться полезными.

Наконец, можно создать собственный генератор сюжетов. Начертите таблицу из пяти столбцов и девяти строк. Озаглавьте столбцы так: жанр, герой, второй герой, эмоция и место действия. Для каждого столбца придумайте девять разных вариантов. Героями могут быть журналист, полицейский или подросток. Среди эмоций возможны любовь, страх, ревность или дружба. А местом действия может оказаться заброшенный дом, зоопарк или Нью-Йорк.

Затем вам нужно наугад выбрать пять чисел от единицы до девятки. Посмотрите, чему они соответствуют в таблице. И постарайтесь не дольше, чем за пять минут придумать из полученных элементов сюжет. Пусть он будет корявый или банальный. Начало положено, а продолжить будет гораздо легче.

Волшебный вопрос «Почему?»

В работе над текстом вам поможет простой, но действенный вопрос: «Почему?». А также его вариант: «Зачем?». Отвечая на эти вопросы, вы будете потихоньку формировать свою книгу.

Прежде чем приступить к работе, спросите себя: а почему я хочу писать именно об этом? Запишите ответ на него. Затем задайте подобный вопрос к этому ответу. Продолжайте в том же духе, пока не придете к логическому финалу. Так вы не только проясните цель своей работы, но и найдете оригинальный подход к ее выполнению.

Подобная цепь вопросов поможет создать реалистичных персонажей с разработанной биографией. Задайте начальный вопрос: почему нужно писать о таком-то герое? Ответом на него послужит либо ключевая деталь биографии, либо яркая черта характера. Ответы на дополнительные «почему» составят историю жизни персонажа.

Применяйте ту же технику для создания сюжета. Вопрос «почему?» создаст мотивацию действиям персонажей. Дополнительный вопрос «что будет потом?» сделает полноценный эпизод. Только не берите первые пришедшие в голову ответы. Проведите мозговой штурм и запишите несколько вариантов развития событий.

Создание ярких образов

Многие истории становятся популярными благодаря интересным героям. Яркий образ привлекает внимание и запоминается надолго. Но создать его нелегко.

Прежде всего персонаж нуждается в биографии. Его поведение должно быть обосновано обстоятельствами, в которых он жил. Создать биографию героя можно с помощью метода цепочки вопросов. Добавьте сюда отличительные особенности вашего героя и найдите ему место в системе персонажей.

Визуализируйте своего героя. Закройте глаза и представьте его внешность, одежду, мимику и манеру держаться. Представьте его жилище. Опишите каждую мелочь в обстановке. Чем больше деталей, тем более понятным и знакомым вам становится персонаж.

Результаты визуализации пригодятся, когда вы будете описывать персонаж в тексте. Придавайте значение деталям, а не общим выражениям. Из деталей создается более рельефный образ. Сразу укажите на значимые характеристики. Остальное можно добавить позже. Персонаж раскрывается не только через внешность. Многое могут рассказать поступки героя, отзывы о нем других персонажей, детали обстановки.

История становится гораздо увлекательнее, когда ее герои меняются. Но меняться они должны не сами по себе, а под воздействием тех событий, которые с ними случаются. Перемена не должна быть слишком резкой, меняйте героя по ходу сюжета. Но в приключенческих, детективных или юмористических историях главные герои, как правило, не меняются.

Секреты захватывающей истории

В любой истории можно найти тему и сюжет. Тема развивается за счет сюжета. Сама по себе она может быть банальной, но сюжет обогащает ее новыми смыслами и нюансами.

Сюжет можно воспринимать как стремление героя достичь своих целей. Чем больше препятствий у него на пути и чем они сложнее, тем увлекательнее история. Интереснее наблюдать за тем, как человек борется за свои базовые потребности: жизнь, еду или безопасность.

Двигается сюжет за счет конфликта и его разрешения. Есть разные виды конфликтов. Например, внутри героя могут враждовать желания и потребности или желание и необходимость. Разрешение такого конфликта приводит к эволюции персонажа. Конфликтовать могут разные герои. Чаще всего они являются антагонистами, то есть противоположностями друг друга. Реже они соревнуются в достижении одной цели. С героями могут конфликтовать также силы природы и стихия.

Историю можно рассказывать от первого и от третьего лица. Первый метод помогает читателю слиться с главным героем-рассказчиком. Читатель как бы проходит весь путь вместе с ним. Ему известно столько же, сколько и рассказчику. Это сохраняет интригу и подогревает интерес.

Второй метод позволяет более свободно обходиться с сюжетом и рассказывать о том, чего не знает главный герой. С его помощью можно создать несколько композиционных линий с разными героями.

Постарайтесь с самого начала заинтересовать читателя. Ваша история может начаться с остросюжетной сцены. Или вы можете поместить читателя в неоднозначную ситуацию. Ему станет интересно, что к ней привело и как герой будет ее решать. Интрига и динамика — важные составляющие начала истории.

Но важно не потерять динамику к середине, чтобы книга не наскучила читателю. На протяжении повествования нужно установить несколько дополнительных цепляющих эпизодов. Это может быть неожиданный поворот сюжета, интригующие вопросы или драматическая сцена. Важно найти им верное место, чтобы не сбить читателя с ритма раньше времени и подхватить его угасающий интерес.

Концовка должна быть неожиданной для читателя, но напрямую вытекать из всего предыдущего повествования. Не используйте для развязки непредсказуемые и случайные факторы. Хорошая развязка всегда предсказуема, если знать, куда смотреть. Но ваша задача вести за собой читателя так, чтобы он не понял, на что именно обращать внимание. После написания концовки перечитайте историю снова. Возможно, вы захотите добавить деталей, которые могли бы предсказать развязку.

Следите за языком

Литература — это слова. Чтобы написать хороший текст, вам необходимо владеть речью. Нужно, чтобы ваши слова цепляли, привлекали внимание, и при этом не становились самоцелью. Пишите так, чтобы читатель мог представить все, о чем вы пишете.

Важно обращаться к разным чувствам читателя. Описывайте не только то, что он мог бы видеть, но добавьте звуки, ароматы, тактильные ощущения. Обязательно разнообразьте описания деталями, чтобы они стали более рельефными и могли вызывать у читателя эмоции.

Разработайте для каждого персонажа свою разговорную манеру. Речь героя — это тоже важная информация о нем. У него может быть акцент, особые характерные фразы или слова, он может использовать сленг и арго. Речь двух персонажей может отличаться даже синтаксисом и манерой строить предложения.

При оформлении диалога старайтесь не использовать никаких слов, кроме «сказал» в качестве атрибуции прямой речи. Все нюансы того, как именно говорит персонаж, должны быть понятны читателю из самой реплики. Да и само слово «сказал» не стоит постоянно употреблять. Оно нужно только для того, чтобы обозначить, кто говорит, в начале диалога.

Черновик

Мало какие тексты рождаются сразу идеальными. Порой для хорошего результата необходимо переписывать рукопись по нескольку раз. Иногда это сильно тормозит, а то и останавливает работу.

Поэтому не начинайте редактировать рукопись, не закончив полностью первый черновой вариант. Можно вносить комментарии по ходу дела, отмечая, что именно хотите впоследствии дополнить или переделать. Но не переписывайте текст сразу. Лучше недельку отдохнуть, чтобы оценить текст свежим взглядом.

Читать черновик нужно не в той обстановке, в которой вы его писали. Поменяйте шрифт, цвет бумаги, окружение, положение тела. Постарайтесь сделать текст максимально отчужденным от себя. Читайте его несколько раз в разное время суток. Дайте почитать черновик знакомым, пусть они поделятся впечатлениями. Не ждите от них редакторских правок — просто узнайте, интересен ли им текст. И не обижайтесь на отрицательные отзывы — они вам наиболее полезны, особенно конкретизированные критические замечания.

В первую очередь правьте крупные недостатки, связанные со структурой текста. Если вы пока не понимаете, как исправить какую-то часть, работайте над другими, а к этой вернетесь позже. Редактируйте смело, безжалостно вырезайте повторы и ничего не значащие места. Старайтесь сохранять каждый отредактированный вариант. А главное — сумейте вовремя остановиться. Но тут бесполезны любые советы — это дело вашей интуиции.

Найдите место для работы

Многие писатели, особенно начинающие, работают дома. С одной стороны, это удобно и уютно. С другой — много отвлекающих факторов. Домочадцы, хозяйственные дела, шум, разговоры, звонки. Можно договориться с семьей, чтобы вам не мешали в определенное время. Дайте им понять, что это ваша работа.

Закройтесь в кабинете и сосредоточьтесь. Если у вас нет кабинета, превратите в него на время любую комнату, где вам никто не помешает. Выключите телефон, включите любимую музыку или звуки природы. Главное, чтобы они не отвлекали вас. Избегайте песен со словами. Время от времени немного отдыхайте, чтобы не утомиться. Если вам нравится перекусывать за работой, держите еду поблизости.

Красивый вид из окна может стать вдохновляющим фактором. Если его нет — подойдут красивые фотообои, календари, постеры и репродукции. На организм в целом благотворно влияет наличие в комнате зеленых растений и цветов.

Писать можно и вне дома. Хорошо подходит уютное кафе в непопулярное время. Тихий зал библиотеки — прекрасное место для работы. Можно снять квартиру или работать в квартире друзей, когда их нет дома. Работайте там, где вам пишется лучше всего. Где бы вас ни озарила идея — запишите ее хоть на чем-то. Наверняка у вас всегда под рукой смартфон.

Помощь друзей

Человек — социальное животное. Ему важна поддержка близких. Но далеко не все готовы поддержать начинающего писателя. Кто-то считает это дело несерьезным, кто-то не верит в ваш успех, а кто-то просто завидует. От такого отношения бывает обидно, и опускаются руки.

Не стоит принимать негативные комментарии близко к сердцу. Люди могут таким образом оберегать вас от неудачи или желать успеха в более выгодных сферах деятельности. Если вам неприятны их высказывания, скажите им об этом прямо. Подчеркните, что понимаете их добрые намерения. А если считаете их намерения недобрыми, укажите, что вас расстраивает такое поведение. Четко проговорите, что вам не нравится и что вы бы не хотели слушать. Возьмите с друзей обещание, что они больше не будут так делать. Но помните, что люди не поменяются сразу. Напоминайте им об этом при необходимости.

Но прислушайтесь и к аргументам этих людей. Возможно, вы тоже не замечаете за собой чего-то, что неприятно окружающим. Такое случается, когда человек по уши в работе. Постарайтесь найти решение, которое будет удовлетворять вас и ваших близких.

Хорошо, если вы найдете друга с общими интересами. Посетите писательские объединения, семинары или встречи, поищите в интернете. Вам нужен тот, кто находится на одном уровне с вами. Тогда вы сможете помогать друг другу и вдохновлять.

Время писать

У писателя ненормированный рабочий день, но часто приходится писать текст к какому-то сроку. Этому нужно научиться.

У каждого из нас есть своя модель управления временем. Она может быть эффективной, а может и нет. Но пока мы ее не осознаем, мы не сможем ее поменять, даже если она плохая. Как же ее осознать?

Модель поведения таится в наших привычках. Изучите их. Спросите близких, много ли, по их мнению, вы теряете времени даром. Со стороны это гораздо лучше заметно. Вспомните, как распоряжались временем ваши родители. Вы можете бессознательно их копировать. Попробуйте дать советы самому себе — словно вы даете их другому человеку. Тем самым вы окажетесь вне ситуации и сможете лучше ее оценить.

Не отвлекайтесь на все подряд. Если вы хотите или вас просят что-то сделать вместо работы, задайте себе три вопроса: «Это действительно необходимо? Нельзя ли это сделать быстрее? Не может ли это сделать кто-то другой?»

Для эффективного распределения времени используйте некоторые приемы. Ставьте себе задачи на каждый час времени. Запишите, что вы должны сделать за этот час, поставьте таймер и работайте. Посмотрите, успели ли вы, а если нет, то почему. Подумайте, как сделать так, чтобы в следующий раз успеть. Перед началом следующего рабочего часа проведите небольшую гимнастику.

Если работа продвигается слишком медленно, выделите себе день, который вы полностью посвятите этой работе. Определите конкретную цель этого дня и идите к ней. Запланируйте этот день заранее и не откладывайте. Также заранее приготовьте все необходимое и попросите вас не беспокоить. Немного отдыхайте каждые полтора часа: поешьте, сделайте упражнения. После завершения работы проанализируйте ваш день: что получилось, а что нет. Такие дни сильно продвигают работу.

Упорно идите вперед

Легко начинать и заканчивать проекты. Но бывает, что работа застревает на середине и не движется дальше. На этом этапе многие бросают перспективные проекты. Есть несколько методов, которые помогут преодолеть тупиковую ситуацию.

Часто причина кроется в самом тексте. Скорее всего, вы его построили так, что не можете придумать логичное продолжение. Вернитесь немного назад, перечитайте текст. Вы можете обнаружить место, которое следует переписать, чтобы работа двигалась дальше. Введите в сюжет что-то новое, что может оживить его: персонаж, обстоятельства, неожиданный твист. Но не решайте таким образом главный конфликт.

Иногда тупик связан с умственным переутомлением. Если вы долгое время сидели и писали, не помешает встать и размяться. Гимнастика обеспечит мозг кислородом, что улучшит качество интеллектуальной работы. Помогает и ароматерапия, активные запахи: цитрусовые, мята или кофе.

В конце концов, отложите работу на завтра и хорошенько поспите. Утром, на свежую голову вы найдете нужное решение. Возможно, оно вам даже приснится.

Самореклама

Когда книга написана, работа еще не закончена. Вам нужно суметь эту книгу продать. Начинать надо с предложения книги в издательство.

Отсылая рукопись в издательство, напишите сопроводительное письмо. В нем укажите всю важную информацию, способную заинтересовать издателя. Обозначьте жанр книги. Перескажите главную идею и изюминку вашего произведения. Заинтригуйте издателя, только после этого излагайте синопсис. В нем пишите только самое важное и оригинальное. Опустите ненужные описания, но обязательно расскажите концовку.

Если вы представляете свою книгу лично, держитесь уверенно, речь отрепетируйте заранее. Вы должны произвести впечатление. Сбивчивая речь и монотонная фразировка могут сильно навредить презентации.

Изучите книги, схожие по тематике с вашей. Найдите положительные отличия вашей книги и расскажите о них издателю. Определите свою целевую аудиторию. Придумайте, как вы можете помочь издательству с продвижением вашей книги.

Проще всего рекламировать книгу в интернете. Любая соцсеть поможет с таргетированной и контекстной рекламой. Это стоит относительно дешево. Чуть дороже будет заказать рекламу на конкретных сайтах. Очень эффективна реклама на YouTube. Есть много блогеров, которые специализируются на обзорах книг. Популярные блоги стоят дороже, но и охват аудитории у них больше. Вы можете убедить издателя заказать рекламу у них.

Оригинальная реклама в офлайне тоже бывает действенной. Тут многое зависит от подачи. Интересный формат презентации, интригующие интервью, встречи с читателями. Придумайте для книги интересную упаковку, добавьте для читателей приятные бонусы. Сделайте электронный вариант книги — его проще опубликовать и чаще покупают. Но для классического варианта придумайте интересную особенность, которой нет в электронном. Это побудит читателей покупать и его.

Развитие видеохостингов, цифрового и стримингового телевидения открывает новые возможности для реализации. Талантливого, но начинающего сценариста вряд ли возьмут на киностудию — там уже есть свои, проверенные. Попасть в более мелкие телекомпании больше шансов. И очень часто сценаристы требуются раскрученным или развивающимся каналам на YouTube.

Другая подходящая для сценаристов ниша — видеоигры. Сегодня их разрабатывают в большом количестве и под разные платформы. Некоторые мобильные игры не требуют детально разработанной истории. Писать для них сценарии можно легко и быстро. Появилось много студий, где разрабатывают инди-игры. Там ценят оригинальные и интересные сценарии. Игра может окупиться и принести неплохой доход.

Наконец, становятся популярными аудиокниги и подкасты. Это дает дополнительные возможности в продвижении книги. Подкаст или канал на YouTube можно создать, раскрутить и монетизировать самостоятельно. Если это принесет вам славу, вероятность того, что вас опубликуют в хорошем издательстве, сильно возрастает.