Искусство возможности. Как сыграть свою лучшую партию в карьере и жизни

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Замысел и начало путешествия

Бенжамин — музыкант, дирижер Бостонского филармонического оркестра. Розамунда, его супруга, — психотерапевт, ведет семейные группы, помогает людям разобраться с проблемами.

Когда по просьбе издательства перед ними встала задача написать книгу, полезную и деловым людям, и простым читателям, они решили, что покажут в ней значимость жизни человека на всех уровнях — и личном, и общечеловеческом.

Первое занятие. Все это придумано

Человек осознает и постигает окружающий его мир в определенной последовательности: первичную информацию мы получаем от органов чувств, затем мозг обрабатывает ее, по мере развития повторяя эти циклы, совмещая новые сведения с предыдущим опытом. На последнем этапе обработки данных внешний мир становится для нас своеобразной картой, по которой мы ориентируемся.

Мы воспринимаем мир таким, каким он сложился у нас в голове. Вносить изменения в нашу «ментальную карту» очень сложно. Уточним еще раз: мы видим не мир, а наше восприятие мира. В нашей голове все уже придумано!

Но для того чтобы лучше познать себя, мир и свое место в нем, человеку необходимо выйти за пределы привычного взгляда на вещи. Нужно попытаться отыскать новый ракурс.

Выполните упражнение. Задайте себе вопрос: «Почему я смотрю на мир именно так?» Оцените все очевидные и неочевидные причины этого. А теперь подумайте: что вы могли бы изменить, чтобы видеть мир иначе? Чтобы у вас появился выбор, как смотреть на мир с разных точек зрения.

Второе занятие. Первый шаг во Вселенную возможности

Вероятно, у вас уже назрел серьезный вопрос: как понять, что ты сам себе ставишь рамки, ограничиваешь себя? Попробуем на него ответить.

Человек тысячелетиями существовал в мире, где единственной задачей для него было выжить. Мы и сейчас во многом руководствуемся теми же поведенческими моделями. Например, мозг намеренно заставляет нас бояться и тревожиться по поводу самых разных вещей и событий, оттого что когда-то они угрожали нашей безопасности. Однако мир изменился. Мир побед и поражений становится другим.

Вселенная возможности постоянно открывается перед нами. Это происходит посредством значимых для нас событий — тех, что ломают типичную для нас парадигму восприятия. Они выбивают нас из привычной колеи сражений за победу, заставляя взглянуть на мир иначе и по-другому оценить свое место в нем.

Как попасть в эту Вселенную и осознать рамки, которыми мы себя ограничиваем?

Выполните упражнение. Задайте себе вопрос: «Как мои мысли и поступки прямо сейчас отражают мир?» Отвечая, вы, скорее всего, поймаете себя на мысли, что во главе ваших ценностей находится выживание. Думайте, анализируйте. А потом снова задайте себе тот же вопрос. Что-то изменилось? Если вы ответите честно, то, скорее всего, нет. Но вы уже сделали первый шаг: вы задумались и взглянули на свои цели с другой точки зрения.

Третье занятие. Ставим высшую отметку

Оценки были придуманы, чтобы сравнивать людей между собой, но определить в действительности реальный уровень знаний или навыков они не могут. Высшая отметка — это не планка, которой непременно нужно достичь, а всего лишь одна из многих возможностей.

Бенджамин Зандер, преподавая в аспирантуре консерватории, пытался мотивировать студентов таким образом, чтобы их целью было не получение определенной оценки, а результат их работы. Для этого он предложил им следующее. Он сказал, что все студенты получат высшую оценку, если полностью прослушают его курс и напишут ему письмо, которое будет начинаться словами: «Уважаемый мистер Зандер, я получил высшую оценку за ваш курс, потому что...» Письмо должно быть датировано тем же днем, но годом позже. Подобный подход позволил сместить ценности: избежав страха перед плохой оценкой, студенты работали над приобретением знаний и реальных навыков.

Одна высшая оценка, выставленная заранее, не уравнивала студентов, но давала им возможность слегка выдохнуть и подумать о более важных вещах — о том, что им нужно было освоить. Это сплачивало и убирало бессмысленную конкуренцию.

Бенджамин, однако, сразу предупредил своих студентов, что вполне вероятно, у них в голове вскоре зазвучит дьявольский голос, который будет говорить: «Пропусти это занятие, зачем оно тебе? Оценка и так есть, а у тебя еще куча дел!»

«Когда этот голос появится, вспомните, — сказал Бен, — что вы вообще-то студенты-отличники, а отличники не прогуливают. Вы все — лидеры, и без вас музыки не будет!»

Но, увы, оценки существуют не только в академической деятельности. Мы ставим оценки своим родным, близким, коллегам. И эти оценки портят и нашу жизнь, и наши взаимоотношения с этими людьми. Ведь мы относимся к ним в соответствии с теми оценками, которые поставили!

Поставьте высшую оценку всем вокруг — и вы увидите, как меняется ваше отношение к людям, к себе, к миру. Вы поймете, как много возможностей открывается перед вами.

Четвертое занятие. Человек как вклад

То, что мы делаем, зачастую нам самим и людям вокруг может казаться бесполезным. Разве мы можем решить по-настоящему важные проблемы? Что мы можем сделать с низким уровнем образования, голодом или нищетой?

В глобальном смысле, конечно, ничего выдающегося. Но мы можем помочь хотя бы одному человеку, а это уже огромный вклад! Жизнь человека — это часть Вселенной, и каждый наш поступок — наш вклад в окружающий мир.

Вклад нельзя оценить: он либо есть, либо его нет, и этим он прекрасен. Неважно, какой он — большой или маленький. Он есть, и уже этим он значим.

Вот упражнение для вас: ощутите себя частью Вселенной. Живите так, будто каждое ваше действие имеет преобразующее значение. Теперь вы вносите вклад везде: и дома, и на работе.

Пятое занятие. Лидер не по должности

Бенджамин Зандер дирижирует Бостонским оркестром с 1979 года, но спустя 20 лет работы его вдруг осенило, что ведь он сам не извлекает музыку! Его фото будет на обложке диска, в журнале или газете, но сам он не является музыкантом в привычном смысле. Его задача заключена в другом: как дирижер, он объединяет и наделяет силой оркестр и каждого отдельно взятого музыканта в нем.

Оркестр и музыканты, в свою очередь, отвечают дирижеру: являются ли его действия значимыми для них, вдохновляет ли он их на создание прекрасной музыки?

Оркестр может предстать в качестве аналогии любой организации. Задача хорошего руководителя сходна с функцией дирижера — вдохновлять, придавать сил.

Любой лидер должен обладать умением внушать уверенность тем, кто за ним идет, кто доверился ему. Он должен быть уверен в том, что делает, а еще он обязан уметь признавать ошибки. Хороший лидер способен извиниться, сказать, что был неправ. Это не сделает его в глазах других слабым или недостойным — скорее наоборот.

Шестое занятие. Правило № 6

Оно гласит: «Не относись к себе слишком серьезно». «Как звучат другие правила?» — спросите вы. Других правил нет, есть только это, шестое.

Слишком серьезное отношение к себе является порождением Мира измерений, где у всех есть оценки, которые и определяют, кто из нас хорош, а кто не очень. Это давит на нас и мешает жить спокойно. Оценивая себя слишком серьезно, мы будто пытаемся самим себе и другим доказать собственную значимость. За этим кроются слабость, страх перемен, тревога, неуверенность в себе и своих силах.

Правило № 6 помогает нам меняться. Если мы не относимся к себе с излишней серьезностью, то можем позволить себе рисковать, пробовать новое.

Слишком серьезное отношение к себе — это гордыня, ощущение того, что вам все время кто-то что-то должен. Осознав, что вы не являетесь центром мироздания, вы значительно облегчите себе жизнь.

Противоположностью этому будет Центральное Я — созидательная, щедрая, яркая личность. В каждом из нас живет такой человек. Он решает конфликты, помогает окружающим, вносит важный вклад. А мы с вами помним, что любой вклад, если он искренен, важен.

Следуя правилу № 6, мы становимся взрослыми, ответственными людьми, а не детьми с неуемными запросами.

Седьмое занятие. Реальность есть реальность

Порой неумение принимать реальность нам очень мешает. Мы просто не можем смириться с тем, что есть некие события, которые мы не контролируем.

Например, вы приехали отдыхать на море, но тут каждый день льет дождь. Вы злитесь, отпуск пропал, никакого солнца и отдыха. Что вы можете сделать с этим? Ничего. Вы не можете заставить дождь закончиться, поэтому дайте ему идти. Реальность есть реальность. Зато вы можете не злиться, а заняться чем-то еще и отлично провести время, несмотря на дождь.

В этом и кроется секрет: чем больше мы сопротивляемся, чем больше боремся — тем хуже становится. Есть события и явления, которые от нас не зависят. Значит, с ними нужно просто смириться и работать над своим отношением к происходящему.

Лучшее упражнение, которое вам поможет справиться с собой в подобной ситуации, — перестать мыслить категориями «если бы да кабы». Если вы постоянно думаете о том, что могло бы быть при каких-либо условиях, которые не выполнились, то что вы получите? Правильно — ничего! Поэтому перестаньте прикидывать, что бы было, если б было иначе.

Учитесь примиряться с реальным положением дел, на которое вы не в силах повлиять. Это не значит, что всю жизнь теперь вы должны плыть по течению — вовсе нет! Но принимайте то, что происходит, и дайте реальности быть реальностью.

Вместо того чтобы концентрировать излишнее внимание на одном и том же неподконтрольном событии, пытайтесь прикинуть: что вы можете сделать для себя, чтобы изменить свое отношение к ситуации?

Восьмое занятие. Отдаемся потоку энергии

Во Вселенной невероятное количество энергии. Она течет вокруг нас постоянно, но как к ней «подключиться»? Для этого есть специальное упражнение.

Во-первых, разберитесь с собой, то есть осознайте и найдите рамки, которые удерживают вас. Рамками, удерживающими энергию, может быть что угодно — от предрассудков до страхов. А во-вторых, откройте себя энергии. Не глушите ее, не закрывайтесь. Разрешите ей течь через вас.

Самым простым способом достичь этого является приближение к природе: прогулки, отдых на свежем воздухе, отпуск в таких регионах, где красота окружающей природы — главная достопримечательность.

Человек очень часто забывает о своей причастности к природе, и это блокирует важнейший канал энергии. Обратите внимание: любой человек на природе находится в приподнятом настроении, он замечает интересные мелочи, любуется силой и красотой природы.

Когда мы отказываемся от барьеров, рамок и прочих сдерживающих факторов, когда выходим за пределы привычного и комфортного, энергия в нас начинает бить ключом. Попробуйте как-нибудь сделать что-то не так, как обычно, и проследите за своими чувствами и эмоциями.

Девятое занятие. Зажечь искру

Замечали, как мы порой долго не можем договориться с кем-то о чем-либо по телефону или электронной почте? Разговоры длятся часами, переписка затягивается на дни, а то и недели. Но опытные люди скажут вам: лучший способ решить вопрос или проблему — встретиться лично.

Так, Бенджамин однажды смог буквально за пару минут уговорить великого Мстислава Ростроповича найти для выступления его оркестра время в плотном графике, спланированном на три года вперед! Достаточно было приехать лично, бросить все свои дела и направить усилия на то, чтобы зажечь в глазах маэстро искру. Такой искрой для него была любовь к музыке гениального Анри Дютийе, которого и собирался играть оркестр Бенджамина на фестивале в Швейцарии.

Когда кажется, что вы уже ничего не можете сделать, а ваш оппонент отказывается идти на уступки, встретьтесь с ним лично и посмотрите в глаза. Но есть принципиальный момент: предлагайте ему лишь то, что у вас самих вызывает блеск в глазах, то, во что вы верите, и тогда, когда вы сами в себя верите.

Умение и желание «зажигать искру» очень тесно связано с предыдущим занятием о потоке энергии. Только теперь вы сами становитесь источником энергии и для себя, и для кого-то другого. Вы задействуете очень сильный ресурс, который подпитывается человеческой любовью и страстью к работе, к музыке, к творчеству. Страстное устремление к чему-то значимому и важному конкретно для вас — это и есть ваша сила.

Десятое занятие. Стань шахматной доской

Последнее упражнение, которое поможет вам увидеть возможности вокруг, является и самым важным. Для начала возьмите на себя ответственность за все, что происходит с вами. Просто скажите себе: «Я сам определяю границы того, что со мной происходит». Пока вы не сделаете этого, ничего не изменится. Пока во всем виноват кто-то другой, у вас не будет никаких шансов на значимые изменения и новые возможности. Так вот, отныне вы сами решаете, что будет происходить в вашей жизни.

Не бойтесь и гордиться собой, если вы сделали что-то прекрасное, чем вы довольны. Это не гордыня, а заслуженная гордость. К чему лишняя скромность? Пока вы ответственны за свою жизнь и решения, вы смело можете ими гордиться. Но только до тех пор, пока это не нарушает границы других людей.

Если что-то пошло не так — не отчаивайтесь. Вспомните шахматы! На шахматной доске есть много фигур, и у каждой своя роль. За пределами доски есть игрок — гроссмейстер. Но есть и третий аспект — сама доска. Именно ею вы и должны стать — структурой, которая держит на себе великое множество вариантов развития событий.

Не стоит брать на себя роль всесильного гроссмейстера. Вы же помните правило № 6? Не относитесь к себе слишком серьезно! Хоть вы и несете ответственность за свою жизнь и свои решения, но есть и контекст, которым вы не в силах управлять. Вы можете лишь брать из Вселенной возможности то, что сделает вашу жизнь лучше.

Вторая часть этого упражнения заключается в том, чтобы научиться отличать ваш вклад от вклада контекста. Надо научиться не брать на себя ответственность за то, в чем у вас нет власти. Вы не виноваты в горестях других людей. Нельзя винить себя за события, происходящие опосредованно. Не все в мире случается из-за вас!

Контролируйте себя. Не злитесь на себя за то, что вы не в силах изменить. Не злитесь на людей вокруг за то, что они не в силах измениться. И уж тем более не злитесь на природу.

Вы научитесь видеть мир как бы со стороны, оценивая свою роль в нем и роли других людей. Вы сможете отличить свою ответственность от событий контекста, где вы не в силах что-то предугадать или изменить. Это упражнение поможет вам открыть себя новым возможностям и переменам в жизни.

Одиннадцатое занятие. Структуры, рождающие возможность

В 1963 году Мартин Лютер Кинг произнес знаменитую речь «I have a dream» (ее легко найти и прочитать в интернете). В этой речи он излагал свой взгляд на то, каким он хотел бы видеть американское общество, напоминал людям о базовых ценностях — об уважении друг к другу и равенстве. Все это возможно, нужно лишь создать структуру.

Создать ее может каждый сам для себя. Структура возможностей представляет собой определенную парадигму ценностей. Учитесь различать, что им соответствует, а что — нет. Это неотъемлемый атрибут лидера, потому что роль лидера как раз в том и состоит, чтобы участвовать в создании системы ценностей.

Человек, преданный своим убеждениям, — это сильная, смелая, харизматичная личность. Его структуру ценностей можно назвать одним привычным нам словом — «кредо». Именно кредо должно лечь в основу всех ваших целей — личных или деловых. Цель, которая не имеет под собой ценностного фундамента, никогда не будет достигнута.

И собирать людей вокруг себя нужно, ориентируясь на свое кредо. Люди, которые будут с вами рядом, должны разделять ваши убеждения, иначе они не станут частью структуры.

Двенадцатое занятие. История о НАС

Любая пара, группа, сообщество людей составляет вместе некую общность, объединенную духовно. Это некое значимое МЫ.

Каждый человек является и самостоятельной личностью, и частью этой общности, объединенной общей историей.

Каждый человек является частью какого-то МЫ. Это связано в первую очередь с тем, что для человека нормально и естественно стремиться быть в группе, в социуме, сотрудничать.

Каждый человек является не просто личностью, но и частью непрерывной линии развития всего человечества. Каждый человек глобально значим.

Вот упражнение: расскажите свою историю о ВАС. Подумайте о том, что вас объединяет с теми людьми, которые рядом, почему вы с ними.

Воспринимайте ваше МЫ как новую сущность, не менее важную, чем вы сам. Как вы вместе могли бы сделать мир лучше? И помните: любой вклад имеет вселенское значение.

Я + Ты = МЫ. Это и есть формула МЫ-подхода. Он работает на взаимопонимании в любой ситуации. Он исключает любую ультимативность. Приведем пример. Жена говорит мужу: «Или расстаешься с этой женщиной, или я подаю на развод!» Муж, скорее всего, будет и дальше врать. Он начнет успокаивать жену, будет пытаться упросить ее дать ему время на размышления и тому подобное.

При МЫ-подходе жена поступит иначе. Вместо единоличных ультиматумов она выскажет мужу, что она чувствует, и попытается понять, что чувствует ее супруг. Она предложит ему поговорить и ВМЕСТЕ решить, что делать дальше: пытаться сохранить отношения или расстаться.

Семья — это первичное МЫ для большинства людей. Но МЫ-подход прекрасно работает и в бизнесе — вне зависимости от того, какую должность вы занимаете и чем занимается организация. Любой вклад имеет значение. Даже если в течение длительного времени вы будете единственным, кто руководствуется таким подходом.

Мы все имеем огромное значение для себя, для родных, друзей, коллег и даже для чужих людей. Широта круга зависит от того, как мы оцениваем свое место в мире и готовы ли принять все те возможности, которое он дает. Зачастую мы сами сдерживаем себя, не позволяя себе двигаться дальше, создавая искусственные рамки, оправдываясь обществом или условностями. Откройте себя миру, и мир откроется для вас!