Мир под другим углом
- 9
- 10
- 12
- 13
- 14
- 16
- 18
- 24
«Фэнтези – это возможность увидеть мир под другим углом». Так сказал он, автор более пятидесяти книг, доктор литературы, многократный номинант фантастических премий, Кавалер Ордена Британской Империи за вклад в литературу. Его книги составляют 1,7% от всего, что издается в Британии. По ним поставлены пьесы, сняты фильмы, сериалы, созданы комиксы, компьютерные игры.
Цикл «Ковруны», начатый Терри в 17 лет, о мире на плоскости ковра, был очевидным предтечей «Плоского мира». А о нем Пратчетт писал всю жизнь. Согласно древним мифам, мир этот покоится на спинах слонов, те – на гигантской черепахе, Великом А'Туине (мальчик это или девочка, космозоологи не уверены). Существование такого мира невозможно без магии, так что в нем царят законы «повествовательной причиннности».
А началось все с шутки, «как противоядие от плохого фэнтези», признавался Терри. Пародия на жанровые штампы выросла в обширный эпос со своей мифологией, философией, наукой, имеющий при этом солидные литературные традиции – в героическом фэнтези Толкина, сатирах Свифта и Эразма Роттердамского, «Утопии» Томаса Мора.
Юмор, сарказм, ирония, гипербола, языковые игры – книги Пратчетта пронизаны озорством. Каждый читатель найдет любимого персонажа среди людей, троллей, вампиров, ведьм, големов. Терренс Пратчетт умер 12 марта 2015 от болезни Альцгеймера. Свою кончину он превратил в сюжет, опубликовав твитом последнюю историю с одним из своих героев.
«НАКОНЕЦ, СЭР ТЕРРИ, НАМ ПОРА ИДТИ. Терри взял Смерть за руку и последовал за ним…»
Пратчетт. Лучшее
Цикл «Плоский мир»
Фанаты составляют для этого цикла карты чтения, похожие на запутанные родословные. На самом деле стоит учесть лишь совет Нила Геймана: не начинать с книги «Цвет волшебства».
Цикл «Ринсвинд, Коэн и волшебники» (цикл «Плоский мир»)
Это ж надо: судьба мироздания зависит от Ринсвинда, а он единственный чародей, не умеющий колдовать! Поэтому от опасности предпочитает удирать. Хорошо, что в злоключениях его сопровождают спутники: добрый турист Двацветок, свирепый старик Коэн-варвар и волшебный сундук (бегает за хозяином, как сороконожка, глотает врагов и грязные носки, храня в идеальном порядке хозяйское добро).
В цикле больше десяти книг, включая научно-популярные о Незримой академии и науке плоского мира, сказочным путем объясняющие серьезные штуки, вроде теории струн.
Цикл «Смерть» (цикл «Плоский мир»)
Смерть – это он, двухметровый скелет с косой. Носит черный балахон, следит за временем жизни всех живых и ТОРЖЕСТВЕННО РАЗГОВАРИВАЕТ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. Он любопытен и остроумен, любит пошалить. В романе «Мрачный жнец» он пытается пожить как простой смертный, в «Санта-Хрякусе» устраивает Страшдество, а чуть подвернулся случай – сваливает надоевшую работу на ученика («Мор, ученик Смерти»).
Любители черного юмора считают эту серию из шести книг лучшей во всем цикле.
Цикл «Городская стража» (цикл «Плоский мир»)
Анк-Морпорк – город-государство, им управляет тихий деспот Патриций, бывший киллер, лорд Витинари (семейное кредо: «Если не сломано – не чини»). Еще из представителей власти – терпеливый Сэм Ваймс, самый усталый и самый небритый детектив мира. Жуликоватый Шнобс, служака Колон и простоватый честный Моркоу. «Двенадцать часов ночи, и все спокойно!» – кричат ночью стражники. Но не громко. Мало ли кто услышит?
Больше десяти романов-пародий на устройство демократической власти с обилием ярких смешных персонажей.
Цикл «Ведьмы» (цикл «Плоский мир»)
Колдуют не только в Незримом Университете Анк-Морпорка! Еще и ведьмы в королевстве Ланкр: матушка Ветровоск (тролли зовут ее «Та, Которую Нужно Избегать»), лихая старушенция Гита Ягг, их ученица Маграт Чесногк. Отдельный цикл посвящен юной Тиффани из рода Болит. Вмешиваться в жизнь людей им запрещено, но, когда приходит беда, ведьмы спасают мир не хуже прочих.
Цикл «Мойст фон Липвиг»
Профессиональный жулик, он способен на все. Когда-то тырил кошельки простаков, но Патриций Анк-Морпорка обратил его скиллы на благо обществу. И вот он организует почтовую службу, строит железную дорогу и вообще внедряет культуру и прогресс. Что дает автору возможность позлословить над достижениями человеческой цивилизации.