Бог как иллюзия

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Глубоко религиозный безбожник

Слово «бог» обладает огромным множеством значений. И разные люди могут подразумевать разное, когда говорят, что верят в бога. Для одних бог — это конкретное существо, а для других — некий Высший Разум. Одни верят в мистическую силу религиозных ритуалов, другие исполняют ритуалы только потому, что так принято.

В зависимости от того, каким люди представляют бога, можно выделить три разновидности веры: теизм, деизм и пантеизм.

Большинство известных религий относятся к теизму. Эта вера представляет бога в виде некоего существа, которое создало мир и продолжает заботиться о нем и его обитателях. Теистические боги зачастую похожи на людей и имеют свои характеры.

Деизм считает богом некую сущность или силу, благодаря которой появился наш мир. Эта сила не похожа на человека и вообще существует отдельно от Вселенной. Такого бога невозможно познать, и ему бессмысленно молиться.

Для пантеизма бог — это и есть мироздание со всеми его законами. Иначе говоря, бог здесь — просто красивая метафора. Можно сказать, что пантеизм — это разновидность атеизма, только более поэтическая.

Пантеистическая вера присуща многим ученым, особенно тем, кто изучает законы природы. Таким был, например, Альберт Эйнштейн. После его смерти некоторые церковные деятели начали говорить о его религиозности. Действительно, Эйнштейн говорил о боге. Но контекст его высказываний явно демонстрирует, что он использовал слово «бог» в качестве метафоры. Эйнштейн был очарован красотой мира и его законов. Но это было скорее эстетическое чувство, чем религиозность.

То же можно сказать и о многих других ученых, которых пытаются выдать за религиозных людей. Их бог не имеет отношения к богам известных религий. Поэтому, чтобы не путаться, автор предлагает заранее сузить значение слова «бог». Бог — это сверхъестественная сущность, которая создала мир. Все прочие варианты употребления этого слова являются синонимами других слов: природы, Вселенной, мироздания.

Многобожие и единобожие

Вера в бога возникла на основе первобытной веры в сверхъестественное. Древнего человека пугали непонятные явления природы. Он старался дать им объяснение. Для этого он и выдумал сначала духов, а потом и богов. Духи были сверхъестественными существами, но жили рядом с людьми, и люди могли с ними договориться.

Боги поселились далеко от людей, но люди также могли их просить о помощи и покровительстве. В древних племенах и государствах зародились первые религии. Их отличало большое количество богов, которые имели человеческие повадки и характеры. Такое верование называется многобожием, или политеизмом.

В некоторых землях у каждого племени был свой бог-покровитель. Такое наблюдалось среди семитских племен, обитавших на территории современной Палестины. Когда одно племя обретало силу и завоевывало другие племена, оно старалось избавиться от чужих богов. В конце концов среди семитов обрел популярность культ одного бога, которого звали Яхве. Так произошел переход от многобожия к единобожию.

Иудаизм — религия бога Яхве. Он лег в основу двух других популярных сегодня религий: христианства и ислама. Эти религии называют авраамическими в честь важного библейского персонажа — Авраама.

Из Библии можно узнать о характере Яхве. Ему присущи человеческие черты, и порой они шокируют. Это довольно гневливый и мстительный персонаж. Яхве мог уничтожать целые народы, которые его как-то обидели или не хотели ему поклоняться. Но израильский народ, чьим покровителем был Яхве, считался избранным.

В христианстве Яхве — лишь одна из сущностей бога, бог-отец. Кроме него есть Иисус Христос, бог-сын. Его образ противоположен Яхве. Иисус проповедует любовь и кротость. Но к этим очеловеченным образам христианство добавило новое понятие бога — Святого Духа. Дух не обладает человеческими свойствами, он непознаваем и как бы разлит по всему миру.

Позже ислам использовал черты и свойства Святого Духа для создания Аллаха. В исламе и Яхве, и Иисус являются лишь пророками Аллаха. Сам же Аллах — единственный бог. Он не похож на людей, но общается с миром через своих пророков. Главный же пророк в исламе — Мухаммад.

Авраамические религии больше всего распространены в мире. Дошедшие до нашего времени политеистические религии не выходят дальше тех стран, где они зародились. Индуизм остается по большей части в Индии, а синтоизм — в Японии. Некоторые религии больше схожи с философскими учениями. Таковы разные формы буддизма и конфуцианство. Говоря о боге, Ричард Докинз подразумевает прежде всего авраамические его разновидности.

Нищета агностицизма

Между верой в бога и атеизмом есть срединная позиция, которая называется агностицизмом. Эта позиция связана с явлениями, которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть.

Агностицизм бывает двух видов. Временный агностицизм лежит в основе многих научных гипотез. Наука не всегда может своевременно давать ответы на некоторые вопросы об устройстве мира. Иногда у нее нет достаточно убедительных доказательств, но их появление — дело времени и техники. Еще в 19 веке люди не знали химический состав звезд и считали, что его невозможно узнать. Но появился спектральный анализ, и это стало возможно.

Постоянный агностицизм относится к вещам, которые невозможно доказать в принципе. Вместо доказательств в решении этих вопросов работают другие механизмы. Одинаково ли два человека видят один и тот же цвет? Как бы мы ни ответили на этот вопрос, доказать свою позицию мы не сможем. Но на практике это нам не мешает.

Агностицизм в отношении бога обычно считают постоянным. Но, возможно, прошло еще слишком мало времени: наука пока что не достигла того уровня развития, при котором она сможет дать ответ на этот вопрос. Но это не значит, что ответ принципиально невозможен.

Но даже когда мы не можем доказать или опровергнуть существование бога, мы можем определить вероятность его существования. Например, кто-то говорит, что вокруг Марса летает маленький фарфоровый чайник. Доказать его наличие или отсутствие там мы не сможем. Но вероятность существования такого чайника крайне мала.

То же самое можно сказать и про существование бога. Если что-то кажется нам невероятным, то, скорее всего, этого не существует. Но если некий человек утверждает, что это все же существует, то именно он должен приводить доказательства. Доказывать надо наличие, а не отсутствие. Многие ли сегодня верят в эльфов, единорогов или древнегреческих богов? Любой верующий человек оказывается атеистом по отношению к другим богам и существам. Но атеистами называют только тех, кто не верит в авраамических богов.

NOMA

Некоторые ученые и теологи пытаются найти компромисс между наукой и религией. Самым популярным из таких является гипотеза NOMA. Эта английская аббревиатура значит «непересекающиеся сферы».

Согласно NOMA, наука и религия управляют различными сферами человеческого опыта. Наука отвечает за познание мира. Религия же пытается объяснить смысл человеческой жизни и занимается вопросами морали. Наука некомпетентна в вопросах религии, а религия — в вопросах науки.

Но почему именно религия оказывается компетентной в вопросах смысла жизни и морали? Как сформировалась эта компетентность? Эти вопросы остаются открытыми. Результаты науки в ее сфере видны и хорошо проверяемы практикой. Результаты религии неочевидны и непроверяемы. Религия имеет множество культов. В каждом — свои воззрения на смысл жизни и мораль. Порой они противоречат друг другу. Можно выбрать некий культ, который отвечает нашим моральным критериям. Но если у нас уже есть эти критерии, значит, они существуют отдельно от религии. Нам незачем использовать религию, чтобы иметь представление о морали.

К тому же религия вторгается в сферу интересов науки. Раз мировые законы подчиняются богу, то он может их и отменять, когда это ему нужно. На этом тезисе построена вера в многочисленные чудеса, которые якобы совершает бог. Чудо есть отмена законов природы — того, чем должна заниматься наука, а вовсе не религия.

Из этого можно сделать два вывода. Во-первых, гипотеза бога не может сосуществовать с гипотезой NOMA. Во-вторых, существование бога — проблема именно научная. Если бог способен вмешиваться в законы мироздания, он оказывается в сфере научных интересов.

Религия поддерживает гипотезу NOMA лишь потому, что не имеет доказательств существования бога. Если у науки появятся доказательства, сами верующие откажутся от этой гипотезы. Так же, как они берут на вооружение те научные открытия, которые подтверждают религиозные тезисы.

Доказательства существования бога

За века существования религии теологи пытались сформулировать доказательства существования бога. Но все эти формулировки сложно назвать настоящими доказательствами. Рассмотрим их по порядку.

• «Первопричина».

Есть несколько схожих утверждений в пользу существования бога. Их общий тезис таков: у времени, пространства и материи должна существовать первопричина. Вселенная появилась и обрела свои законы благодаря чему-то. И только бог может быть настолько могущественным, чтобы это все создать.

Но эти утверждения вовсе не доказывают наличие бога. Они лишь предполагают его наличие для ответа на сложный вопрос. И в этом смысле гипотеза бога даже менее правдоподобна, чем гипотеза сингулярности. Ведь называя первопричину богом, мы приписываем ей прочие божественные качества и функции. В том числе влияние на уже созданный мир. И каждое это качество нуждается в своем доказательстве. Но главное: если совершенный бог создал мир, то кто создал совершенного бога? Некий более совершенный бог? В итоге вместо одного доказательства мы получаем множество дополнительных вопросов без ответов.

• Целесообразность.

В сложной мировой системе все объекты выполняют свои роли так хорошо, будто созданы именно для них. А значит, кто-то создал их и систему их взаимодействий. И этот «кто-то» был бог. Так звучит доказательство от целесообразности.

Это доказательство было оспорено Чарльзом Дарвином и его последователями. Речь идет о теории эволюции. Механизмы естественного отбора действуют не хуже разумного создателя. Благодаря им отсеиваются менее целесообразные объекты, а остаются более целесообразные.

• Онтологическое доказательство.

Представьте себе наиболее совершенное существо во Вселенной. Если его не существует, оно уже не столь совершенно. Поэтому самое совершенное существо обязательно существует. Это и есть бог.

По сути, это не доказательство, а парадокс. Он основан на языковой игре и вызывает массу вопросов. Во-первых, почему вообще должно существовать совершенное существо? Вполне возможно, что совершенство является лишь человеческой фантазией. Во-вторых, почему существование делает объект более совершенным, а несуществование — менее совершенным? Это лишь присутствие объекта в мире, не влияющее на его качества.

• Доказательство от красоты.

Это доказательство никто четко не сформулировал, но оно весьма популярно. Люди считают, что гениальные произведения созданы благодаря богу. А их авторы гениальны потому, что такими их сделал бог. Несостоятельность такого аргумента очевидна. Это снова не доказательство, а лишь предположение. Оно вызвано сомнением в том, что человеку под силу создать столь прекрасные вещи, как, например, музыка Моцарта или фрески Микеланджело. Но почему бы человеку и не сотворить красоту самостоятельно, без помощи бога?

• Доказательство от личного опыта.

Многие люди утверждают, что они встречались с богом, слышали его голос, видели ангелов или демонов. Поэтому они твердо уверены в существовании бога. Но личный опыт не дает материала для полноценного доказательства. Опыт одного человека всегда неполный. Когда он встречает что-то незнакомое, его мозг старается понять, что это. Он перебирает все известные варианты. И если человек набожный, суеверный или просто впечатлительный, он может объяснить непонятное как сверхъестественное.

• Доказательство от Священного Писания.

Этот вид доказательства убедителен для тех, кто не знает, как пишутся книги и что такое достоверные источники. Многие из простых церковных прихожан действительно верят, что все сказанное в Библии является чистой правдой. А значит, и бог существует. Но с научной точки зрения написанное в книге не может являться доказательством. Чаще всего это, напротив, оказывается пропагандой. Исследования историков выявили множество противоречий как в самой Библии, так и между книгой и доказанными историческими фактами. Это делает любой аргумент, отсылающий к Библии, несостоятельным.

• Доказательство от невероятности.

Им пользуются приверженцы теории разумного создания Вселенной, или креационисты. Они утверждают, что появление живого организма случайным образом крайне невероятно. Настолько же, насколько невероятно, чтобы ураган из деталей на свалке собрал готовый действующий автомобиль. Это очень убедительное доказательство. Но оно сравнивает разные механизмы. Случайно собрать автомобиль из деталей крайне сложно. Как и случайно собрать из жизнеспособных органов кошки готовую живую кошку. Но принцип естественного отбора, лежащий в основе эволюции, работает по-другому. Благодаря ему сложные объекты появляются не случайно, но и без разумного замысла. Просто на это требуется много времени и меняющиеся обстоятельства.

Естественный отбор пробуждает сознание

Креационисты считают, что случайное появление сложного объекта маловероятно. И в этом они правы. Однако они объясняют наличие таких объектов в нашем мире замыслом некоего творца. Но его существование столь же маловероятно. Иначе, как и в аргументе от первопричинности, возникает вопрос: а кто сотворил творца? Некий более разумный и великий творец? В итоге мы получим бесконечную вереницу творцов.

Именно естественный отбор является наиболее вероятной причиной возникновения сложных объектов. Они формируются не случайно, но и не преднамеренно. Любой сложный объект получается из простого путем долгих постепенных изменений. Креационисты же смотрят на него так, будто он сразу появился сложным. И это главная их ошибка.

У эволюции были миллионы лет и миллиарды подопытных особей, чтобы сделать организмы такими, какими мы их видим сегодня. Кто-то не прошел проверку условиями обитания и вымер. А вместе с ним потерялась генетическая информация о его устройстве. А те, кто сумели выжить в этих условиях, передавали информацию новым поколениям. Случайные ошибки при передаче генома приводили к мутациям. Неудачные мутанты снова вымирали, а удачные закрепляли свою мутацию.

Естественный отбор не имеет целесообразности. Никакой разум не следит за тем, как эволюционирует вид. Просто выживают те, кто приспособлен. Если возникнут мутанты, которые смогут приспособиться лучше и вытеснить старый генотип, то вид эволюционирует. Если мутация позволит осваивать новые пространства, то появятся новые виды. Так возникает разнообразие живых организмов.

Принцип естественного отбора просто и понятно объясняет возникновение сложных объектов. А главное, в мире, где есть естественный отбор, гипотеза бога является просто излишней. Она вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Бог в таком мире становится маловероятным усложнением и не принимается во внимание.

Поклонение «белым пятнам»

Но креационисты не желают просто так сдаваться. Проблема в том, что наука не обладает полнотой знаний о мире. Всегда есть «белые пятна» — области, о которых мы еще очень мало знаем. Такие области вызывают у настоящих ученых азарт познания. Логика ученого такова: «Если мне о чем-то мало известно, я проведу исследования и узнаю об этом больше».

У креационистов иная логика. В их представлении «белые пятна» — это доказательства того, что наука ошибается, а бог существует. Если наука не может объяснить появление того или иного органа, то его явно создал бог. Если не были найдены окаменелости какого-то переходного звена между древними и современными видами, то теория эволюции ошибочна.

Но это не так. Благодаря ученым «белых пятен» становится все меньше. То, что вчера мы не могли узнать, сегодня становится известным. А отсутствие окаменелостей не означает отсутствия переходных видов. Огромное количество умерших организмов просто исчезает. Окаменелостями становится лишь небольшой процент.

При этом наука может предсказать, как будут выглядеть эти окаменелости. И уже не раз случалось, что ученые находили останки видов, существование которых было спрогнозировано наукой. Решая вопросы эволюции, наука заодно помогает человечеству и в других сферах. Например, микробиологи узнают механизмы воздействия вредоносных бактерий и вирусов на наш организм. Это помогает справляться с болезнями.

На фоне такой реальной практической помощи позиция креационистов выглядит слабой и при этом опасной. Ведь, по сути, они призывают ничего не изучать, объяснить Вселенную божественным вмешательством и уповать на милость господа. Но образ бога становится все менее величественным по мере устранения «белых пятен».

Антропный принцип

Естественный отбор не объясняет некоторые другие проблемы, на которые обращают внимание креационисты. Почему наша Вселенная так устроена, что в ней смогла появиться жизнь? Почему условия на нашей планете идеально подходят для возникновения жизни? И как вообще могла зародиться жизнь?

Действительно, вероятность подобного события очень мала, а наследственность не играет никакой роли. Но в космическом масштабе даже такие события могут случаться миллиарды раз.

Мы воспринимаем породившую нас систему как единственно возможную. Иные системы могут нами не восприниматься, поскольку мы не способны их обнаружить. Мы родились во Вселенной, где такое рождение возможно. Поэтому мы видим ее именно такой. Этот тезис и зовется антропным принципом.

Однако наша Вселенная не является единственной. Современная физика рассматривает мир как множество разнообразных Вселенных. Их миллиарды в пространстве и еще миллиарды во времени. Одна Вселенная сменяет другую, и в каждой свои физические законы. Даже если вероятность появления Вселенной, похожей на нашу, равна одной миллиардной доле, таких Вселенных могут быть миллиарды. И мы живем в одной из них.

То же можно сказать и о планетах земного типа. По приблизительным подсчетам, таких планет примерно миллиард миллиардов. При той же доле вероятности количество планет, на которых есть жизнь, должно быть очень велико. Вероятность того, что эта жизнь разумна, несколько меньше, но она есть. Возможно, какие-то инопланетяне показались бы нам богами. Но они стали такими не мгновенно, а постепенно развиваясь от простых форм к сложным. Самостоятельное же появление очень сложного объекта, каким является бог, практически невозможно.

Теория мультивселенной пока остается лишь догадкой. Наука еще не открыла принцип, благодаря которому Вселенная существует такой, какая она есть. Но можно предугадать, что этот принцип будет простым, как естественный отбор. Гипотеза бога же подразумевает очень сложное существо, которое появилось ниоткуда и создало мир. Поэтому теория эволюции выглядит куда более убедительной, чем гипотеза бога.

Корни религии

Мы можем понять, откуда взялась у древнего человека вера в сверхъестественное. Но почему она в итоге переросла в сложную систему мифов и ритуалов? И почему религия оказалась такой стойкой? Наука объяснила многое из того, что раньше было необъяснимым. Но люди продолжают исповедовать религии.

Точного ответа здесь нет. Есть несколько гипотез, по-разному объясняющих появление и значение религий. Но они не объясняют один важный момент. Почему вообще у человека в ходе эволюции сохранилась вера в мистическое? Если бы это качество было бесполезным, естественный отбор от него бы избавился. Но склонность к вере осталась, а значит, она приносит какую-то пользу.

Возможно, религиозные верования появились как побочный продукт иного, более важного для выживания качества — доверия. Действительно, у детей, которые больше доверяют взрослым и меньше действуют самостоятельно, больше шансов выжить. Ведь дети не знают многих последствий своих поступков. В итоге гены доверчивости распространяются лучше, чем гены недоверчивости.

Но доверчивые дети помимо жизненно важной информации получают от взрослых и их суеверия. Потом вырастают и распространяют их дальше. В ходе распространения эти суеверия меняются и превращаются в различные религиозные системы. А эти системы уже обрастают новыми функциями: психологическими, политическими, социальными, моральными.

Есть и другие важные для выживания качества, которые могли привести к возникновению религии. Попытка объяснить мир и найти его закономерности повышает шансы выжить. До развития науки мир объясняли через мифы, приметы и действия сверхъестественных сил. Это позволяло планировать жизнь и предугадывать опасности.

Религиозное чувство во многом похоже на любовное. Любовь является одним из главных качеств для сохранения вида. Но у разумного существа она может проявляться и по отношению к выдуманному партнеру. Особенно при отсутствии партнеров настоящих. Религии могли сформироваться и таким образом.

Корни нравственности — почему мы хорошие?

Религию часто называют главным очагом нравственности и блюстителем морали. Но нравственность появилась не благодаря религии, а отдельно от нее. Это потом религия взяла моральную сферу под свою опеку.

В основе нравственности лежит присущий многим животным альтруизм. Он сохранился в ходе естественного отбора, потому что помогает выжить виду или популяции. Альтруизм бывает внутривидовой и межвидовой.

Первый тип помогает сплотиться особям, чтобы коллективно противостоять опасностям и преодолевать невзгоды. Животные заботятся о потомстве, защищают членов своей группы, совместно охотятся и делят добычу. Виды, которым не было присуще альтруистическое поведение, рано или поздно вымирали. А те, кто мог действовать сообща, получали преимущество и в итоге победили в естественном отборе.

Второй тип возникает, когда два разных вида могут быть друг для друга полезны. Он также известен как симбиоз. Особь, заботясь о собственных интересах, помогает особи другого вида удовлетворить ее интересы. Например, некоторые виды муравьев селятся на акациях. Дерево дает им укрытие и пищу. Взамен они защищают его от других насекомых и даже конкурирующих растений. Никто не делает это по какому-то обоюдному договору. Просто в ходе естественного отбора выжили именно те особи, которым было свойственно такое поведение.

Кроме того, целью альтруизма может являться приобретение высокого статуса. У различных видов обезьян лидером группы становится не самый сильный, а самый щедрый. У обезьян развиты социальные отношения. Несколько слабых особей могут объединиться и свергнуть вожака. Но если он их подкармливает, они не станут этого делать.

У человека то, что когда-то было жизненно важным поведением, перерастает в культурную норму. К тому же древние инстинкты остаются и порождают соответствующие эмоции и реакции, даже когда человек их осознает. То, что нравственность досталась нам не от бога, а от эволюции, не делает ее хуже. Она и сегодня защищает человечество от самоуничтожения.

Что плохого в религии?

Религиозное мышление недаром противопоставляется научному. Наука всегда готова пересматривать свои позиции. Научные теории разом рушатся, когда находятся доказательства их неправоты. Все они имеют свой пробный камень — человеческую деятельность. Теории признаются верными, если они работают на практике. Мы достигли успехов в медицине и высоких технологиях благодаря этим качествам научного мышления.

Религиозное, или фундаменталистское, мышление более инертно. Оно базируется не на доказательствах, а на ряде принятых аксиом. Эти аксиомы запрещено подвергать сомнению, ведь они священны и дарованы богом. Даже когда практика показывает, что они далеки от истины. Оставаясь в рамках религиозного мышления, человечество никогда бы не достигло высокого уровня прогресса. А на любые вопросы был бы один ответ: такова воля бога.

То же касается морального вопроса. Священные книги писались в древние времена. С тех пор многие моральные принципы изменились. Но тексты священных книг менять нельзя. А там легко можно увидеть оправдание рабовладения, презрительное отношение к женщинам, ненависть к гомосексуалистам и некоторым национальностям. Аморальные по нынешним меркам сцены иногда пытаются подать как аллегории. Но это значит, что мораль все же развивается отдельно, а религия за ней не успевает.

Человеку с религиозным мышлением часто присущи слепая вера без доказательств и неприязнь к иноверцам. Это делает его легкой жертвой для различного рода манипуляторов. Секты обманными путями грабят верующих. Политики манипулируют набожным электоратом. Страшнее всего, когда веру используют террористические организации. Они готовы убивать и оправдывать это религией.

Конечно, виновными в таких случаях являются прежде всего сами манипуляторы. С другой стороны, человека с научным мышлением обмануть довольно сложно: на его стороне есть доказательства и рациональные методы познания. Религия же оказывает своим последователям медвежью услугу. А заодно таит опасность для тех, кого считает своими врагами. Это значит, что вред от религии касается не только верующих, но и каждого из нас.

Фундаментализм — крайнее проявление религиозной нетерпимости. Но он неотделим от религии. Миллионы простых, нерадикальных верующих на самом деле подпитывают эту нетерпимость. И миллионы людей, не имеющих отношения к религии, оказываются из-за нее в опасности.

Такая нужная ниша?

Есть у религии и положительные стороны. Главные из них — утешение и вдохновение. В тяжелые периоды вера в того, кто тебя любит и принимает, очень помогает. Даже если это выдуманный персонаж. Так одинокие дети придумывают себе воображаемого друга. Часто религия помогает избавиться от вредных зависимостей: алкоголизма или наркомании. Некоторые преступники меняются в лучшую сторону благодаря вере.

За тысячи лет существования религия и ее атрибуты вросли в нашу культуру. Множество произведений искусства было вдохновлено религиозными сюжетами. Наш язык полон цитат из Библии. Некоторые мы даже не воспринимаем как библейские. Мы справляем многие церковные праздники, даже если сами не верим в бога. Вряд ли возможно и нужно полностью избавляться от религии, она — важный элемент культуры.

Но если учесть все вышеизложенное, можно заметить, что статус религии завышен. Она претендует на экспертную позицию по многим вопросам. В том числе по тем, к которым не имеет отношения. Религиозные предпочтения обсуждают с осторожностью, боясь оскорбить их носителя. Теологи до сих пор пытаются объяснять мир вместо науки. Священники высказываются о морали с позиции книг тысячелетней давности.

Пора признать, что религия утратила многие функции, которые исполняла раньше. Сегодня они гораздо лучше реализуются в других сферах человеческой деятельности. Гипотеза бога все меньше согласуется с научным знанием. Психотерапия эффективнее веры помогает человеку разобраться в себе. Люди осознают моральные принципы и без вмешательства церкви. Религию можно считать культурным достоянием человечества, но на этом — все.