SuperBetter
- 9
- 10
- 12
- 13
- 14
- 16
- 18
- 24
Средства массовой информации пытаются убедить нас в том, что насилие в школах — результат пагубного воздействия компьютерных игр на еще незрелую личность подростка. Социологи и психологи из года в год доказывают обратное: геймеры — едва ли не самые мирные люди. Легко обвинять видеоигры во всех бедах. Но что, если они на самом деле невероятно полезны?
Почему игры делают нас лучше? Вы сильнее, чем думаете
Игры помогают бороться со стрессом и тревогой, заявляют многочисленные исследователи. Человеческий мозг имеет интересную особенность: мы можем сосредоточивать внимание только на чем-то одном. И этим нужно пользоваться.
Такая особенность дает нам возможность самим выбирать, о чем думать и на что направлять свое внимание, а значит — управлять своей жизнью. Конечно, тревога бывает и полезной. Например, волнение перед экзаменом (если оно не доводит до парализующей паники) подавлять не нужно: оно напоминает нам, что экзамен важен и лучше к нему подготовиться. А как быть с иррациональными страхами? Помогут игры!
В 2010 году психиатры из Оксфордского университета провели исследование, которое доказало, что всего лишь 20 минут игры в «Тетрис» существенно снижают уровень тревожности и могут сократить ее проявления на ближайшие шесть часов.
Игра отвлекает нас, и мы просто не успеваем подумать о плохом и вообразить себе ужасы.
Рядом с вами — потенциальные союзники
Игры сближают. И это не пустые слова. Когда два человека играют в одну игру, между ними возникает «неврологическая и физиологическая связь». Это значит, что происходит не просто «слияние» умов, но и общая синхронизация. Мы начинаем лучше понимать друг друга.
Этим можно пользоваться. Вовлекая людей в игру, мы улучшаем качество нашего общения. Игровая деятельность — это не только непосредственно видеоигры. Сюда относятся и игры на смартфоне с общим доступом к заданиям. Точно так же работает и совместный просмотр фильмов с дальнейшим обсуждением, прослушивание музыки, общение. Разве что во время игры многое дается легче: вас объединяет общая цель или дух захватывающего соперничества.
В процессе игры мы учимся эмпатии и расцениваем своих игровых соратников и противников как равных себе. Игры помогают найти общие точки, которые станут отправными пунктами для начала тесных дружеских отношений.
Онлайн-игры с родственниками способствуют улучшению семейных связей, помогая налаживать взаимодействие.
Даже такие, казалось бы, агрессивные игры, как Call of Duty, помогают развивать эмпатию, снижать уровень стресса и агрессии. Секрет дружбы прост — играйте со знакомыми вам людьми!
Вы — герой собственной истории
Игры укрепляют характер. Многие видеоигры развивают в нас очень полезное качество — самоэффективность. Мы учимся решать вопросы внутри игры, проходить испытания, и это, несомненно, накладывает свой отпечаток на то, что происходит с нами в реальной жизни.
Самоэффективность развивается, когда мы ставим цель и идем к ней. Что, как не игра, поможет натренировать это умение?
В 1998 году было проведено первое серьезное исследование влияния видеоигр на психику, и выводы оказались шокирующими: игры вызывают такой прилив активности, который сравним разве что с действием наркотиков. Звучит ужасно, не так ли? Но на деле это замечательная новость: когда вы играете, происходит сильнейший выброс дофамина. Когда уровень дофамина высок, человек быстрее обучается. Его мозг работает целенаправленно, и он более внимателен. Чем это может нам помочь? Эффект после игры сохраняется на достаточно долгое время, а высокая производительность остается еще несколько часов после завершения миссии.
Игроки лучше находят людей и предметы, ориентируются на местности, у них сильнее развито логическое мышление. Игра дает ощущение суперсилы, и оно не такое уж обманчивое: стоит обратить внимание на «бонусы», которые вы получаете в жизни, заработав их в игре.
Маленький совет: если хотите стать еще эффективнее и увереннее в себе, делайте персонажей похожими на себя и совершайте подвиги!
Вы можете совершить прыжок от игр к игровому подходу
Ваша новая миссия: выйти за рамки игры и взять с собой весь ценный багаж, который вы там получили. Как это сделать? Ответьте себе честно на один очень важный вопрос: вы играете, чтобы сбежать от реальности или чтобы получить удовольствие и развить навыки?
В первом случае вам грозит депрессия, снижение активности и ухудшение отношений с окружающими. Во втором — совершенно наоборот. Чтобы игра приносила пользу, она не должна быть самоцелью. Если вы выбрали первый вариант, то вам пора менять свое отношение к играм. Кстати, задайте такой вопрос знакомому геймеру.
Игры могут дать массу преимуществ, как социальных, так и когнитивных и эмоциональных. Благодаря слиянию с главными персонажами мы учимся по-новому мыслить и чувствовать, понимать сложные эмоции и мотивы.
Эскапизм, то есть бегство от реальности, вреден. Если игра является попыткой такого бегства, то будут правы те, кто скажет, что игры — это «трата времени».
Если ваш ребенок или партнер — геймер, то лучшим способом наладить отношения будет предложение: «Давай поиграем вместе!» Своим присутствием вы уже вытащите его из ловушки эскапизма.
Как проявлять игровой подход. Правило № 1: бросьте себе вызов
Как бы плохо ни шла игра, как бы ни было сложно, мы не впадаем в отчаяние, играя. Мы можем сколько угодно злиться, но все равно раз за разом принимать вызовы, которые бросает игра. Перенесите этот принцип в реальную жизнь, и многое станет проще. Встаньте лицом к неприятностям и боритесь с ними.
Играя в SuperBetter — игру, разработанную автором книги Джейн Макгонигал, люди смогли эффективнее справляться со стрессом, избавиться от речевых проблем типа заикания, преодолеть посттравматическое стрессовое расстройство, перестать лениться и прокрастинировать и даже... погасить кредит!
Залог успеха данной методики в том, чтобы не паниковать и не беспокоиться, а с энтузиазмом встречать сложности лицом к лицу. Это называется мышлением вызова. При таком подходе чувство слабости и бессилия отступает.
Правило № 2: бонусы
Ни одна видеоигра не обходится без бонусов. Игроки получают бонусы за какое-либо действие или достижение, и это, несомненно, радует. Стоит перенести идею с бонусами в реальную жизнь, чтобы мотивировать себя, поддерживать интерес. Выберите их для себя сами: поцеловать любимого человека, съесть фрукт, посмотреть на Ютубе видео с котятами или щенятами, отправить приятное сообщение другу и так далее. Варианты бесконечны и зависят только от вас, от того, что делает вас чуточку счастливее. Бонусы стимулируют тонус блуждающего нерва, который играет ключевую роль в соединении разума и тела.
Лучшими бонусами, по мнению Джейн Макгонигал, являются: стакан чистой воды, пение, проявление любви, позитивные мысли о будущем.
Всегда полезными будут несколько минут на солнце, короткий танец под любимую музыку, пение, общение с друзьями и близкими, полезная пища, регулярный цифровой детокс — отдых от общения с гаджетами. Хватит даже 10-15 минут.
Правило № 3: «плохие парни»
Так называют игровые условия или персонажей, которые не дают нам насладиться игрой в полной мере, мешая нормально играть. Но обратите внимание: «плохие парни» улучшают игру, усложняя ее, захватывая наше внимание и поддерживая интерес. Мы хотим бороться и хотим побеждать.
В реальной жизни найти «плохого парня» и понять, откуда он взялся, — отличный способ облегчить себе жизнь. Зная о «враге» больше, мы легче находим пути сопротивления и борьбы.
У каждого человека свои «плохие парни». Для того, кто боится высоты и полетов, — это аэропорты и самолеты. Для худеющего — вредная пища. Для человека, страдающего повышенной социальной тревожностью, — толпа и массовые скопления людей. Ваша задача — понять, что усложняет вашу жизнь, и можете ли вы с этим справиться. Но помните, что очень часто «плохой парень» живет внутри нас самих.
Когда вы найдете его, вам нужно будет с ним сразиться. В игре это получается не сразу, поэтому не ждите волшебных результатов и в реальной жизни. Увидев проблему, осознав ее источник, вы окажетесь уже на полпути к победе. Останется только потрудиться.
Существует несколько стратегий борьбы с «плохими парнями»:
- Избегание. Работает при общении с неприятными людьми или когда очень хочется съесть кусочек тортика.
- Сопротивление.
- Адаптация, то есть умение приспосабливаться к жизни с «плохим парнем» с последующим извлечением максимальной пользы из этого.
- Вызов.
- Трансформация.
Чтобы использовать стратегии эффективнее, заведите дневник и отмечайте в нем свои успехи. Победить «плохого парня» возможно!
Правило № 4: задания
Всякий квест — это задание. Они есть во всех играх. Некоторые задания определяют ваш успех и победу, некоторые служат лишь фоном.
Использование заданий — невероятно увлекательный процесс, а его суть максимально проста. Каждый день давайте себе какие-нибудь задания. Например, если вы хотите развить какую-то новую полезную привычку. Или если вы хотите быть эффективнее и успевать больше. Вместо того чтобы нагружать себя страшными списками дел и бесполезными обещаниями, превратите этот процесс в увлекательную игру.
Сама по себе разработка задания — это уже важно. Придумывая себе задания, вы начинаете лучше видеть конечную цель и тем самым уже настраиваете себя на успех. Выполняя задания, вы совершенствуете себя, свои навыки, самоэффективность, продуктивность и в целом становитесь значительно лучше.
Хотите сбросить лишний вес? Превратите процесс в квест, а результаты отмечайте в специальной тетради или в файле на компьютере.
Правило № 5: союзники
Во всякой игре обязательно есть союзники: либо другие персонажи, введенные в игру создателями, либо реальные люди, с которыми вы играете вместе. Задача союзников — ускорить прохождение игры и помочь победить.
В жизни все происходит точно так же: чтобы преодолевать препятствия, нам нужны союзники. Чаще всего ими выступают родственники, близкие, любимый человек. Порой мы ищем поддержку даже у анонимов из интернета.
А еще вы сами можете быть союзником, помогая кому-то. Для этого нужно узнать проблему вашего «героя», его бонусы и «плохих парней». Вы должны следить за его «прогрессом» и помогать по ходу дела. Звучит странно? Но вы всегда становитесь союзником, когда кому-то из близких нужна ваша поддержка для достижения какой-либо цели.
Правило № 6: тайная личность
В играх мы действуем не от своего имени, а от лица некоего вымышленного персонажа. Где-то этот герой уже создан и полностью проработан, а где-то игрок сам создает его. Такой навык создания персонажа для того, чтобы играть за него, может быть полезен в жизни.
Аватар — виртуальный герой, некий идеальный человек или всесильное существо, с которым мы себя ассоциируем в игре.
Создайте свою тайную личность! Нет, речь не идет о раздвоении. Но такой подход позволит вам относиться к жизни и разным событиям чуточку смелее. Это ваш первый шаг к созданию собственной героической истории. Подумайте, с кем вы себя отождествляете, кто ваш любимый герой, какими качествами он обладает?
Мы не случайно выбираем любимого героя. В нем есть то, что потенциально имеется в нас самих. Он или она нам нравится, потому что этот персонаж уже добился того, о чем мы мечтаем, и обладает такими сильными сторонами и личностными характеристиками, которые мы тайно или явно хотели бы развить в себе.
Если такого идеального героя у вас нет — создайте его сами. Так даже интереснее, и отождествление будет более полным.
Думая о своем «аватаре», вы каждый день невольно будете напоминать себе о том, к чему стремитесь, и ваше поведение начнет меняться. Сначала изменятся мысли, а потом под них станет подстраиваться реальность. Используйте персонажа, чтобы добиваться своих целей.
Сталкиваясь с проблемой, представьте, что ее должен решить ваш герой. Дайте волю воображению! Зачастую оказывается, что вы тоже можете использовать «героические» методы, к которым раньше боялись прибегать.
Если вы боретесь с лишним весом, то идеальный образ, с которым вы уже внутренне близки, может вам помочь. Спортсмены и модели с фотографий никогда не дадут столько мотивации, сколько свой собственный идеальный образ.
Постоянно задавайте себе вопрос: «Как бы поступил мой герой?»
Правило № 7: эпические победы
Эпическая победа — это то, что приносит вам огромное удовлетворение и становится определенной вехой в вашей трансформации на пути к глобальным изменениям. Это может быть что угодно: дистанция в 10 км (пробежать без остановки), медитация (продержаться 30 минут), выступление на публике.
Другими словами, это конкретный вызов, который вы сумели победить. Такие вызовы очень нужны нам в любой жизненный период. Когда все хорошо – у вас много сил и вы способны на большее, когда все плохо — они помогут быстрее пережить сложный этап.
Эпические победы повышают самооценку: ведь вы реально совершаете что-то, что еще недавно было для вас чем-то из ряда вон. Победы придают сил и уверенности в себе.
Вызов — это всегда целенаправленное решение, а не какая-то счастливая случайность, это огромный мотивационный толчок к изменениям на пути к становлению супергероя, каким вы бы хотели быть.
Фактически вызов — это та же цель, но ее вы точно не бросите и не будете искать себе оправданий. Изо дня в день он будет вас вдохновлять и заряжать позитивной энергией. И помните: вы не можете представить ничего, чего не могли бы добиться.
Обязательно рассказывайте о своих победах, записывайте их в свой личный дневник, гордитесь ими.
Ведение счета
В компьютерных играх подсчет баллов происходит автоматически, но, поскольку в вашу голову не встроено такое программное обеспечение, придется вести счет самим. И это здорово, потому что так вы наглядно увидите свой прогресс. А еще это отличный способ превращать самые скучные дела в игру.
Например, вы не можете сосредоточиться на чем-то, что требует вашего внимания и сил. Превратите это в игру — и дело пойдет! Нужно лишь поставить себе задачу (например, работать, не отвлекаясь, в течение часа) и назначить бонус, ради которого вам захочется постараться.
При этом обязательно ведите учет личных достижений. Вскоре вы заметите, что ваша производительность стала значительно выше.
За каждое достижение добавляйте себе баллы к навыкам, которые хотите развить. Проработали час, не отвлекаясь на телефон? +5 к вниманию. Приготовили сами ужин? +10 к кулинарии. Нужно лишь выбрать навыки или, как говорят геймеры, «скиллы», которые вы бы хотели «прокачать».
Если у вас есть друг, который испытывает похожие трудности с чем-либо, соревнуйтесь с ним. Но только честно!
«Что наша жизнь? Игра!» — это слова из либретто к опере П. И. Чайковского «Пиковая дама». И ведь действительно, так оно и есть. Игры могут разрушать, а могут и созидать. Но в любом случае, игры — часть человеческой культуры и отрицать их значимость нельзя.
Книга Джейн Макгонигал — это результат пятилетних научных исследований, совместно с Пенсильванским университетом проведенных в Медицинском центре Векснера Университета штата Огайо и в Детской клинике Цинциннати. Все, что описано в книге, имеет под собой серьезную научную базу.
В оригинальной книге вы найдете множество историй о людях, которым помогла программа SuperBetter, и задания, созданные специально для того, чтобы вы могли по-новому взглянуть на себя, ощутить свои силы, чтобы стать лучше.