Мужчина мечты. Как массовая культура создавала образ идеального мужчины
- 9
- 10
- 12
- 13
- 14
- 16
- 18
- 24
У каждого поколения женщин были свои кумиры среди мужчин, как реальные, так и выдуманные. Они будили страсти и фантазии, становились навязчивой идеей. Образ идеального мужчины менялся в зависимости от исторической эпохи. Но есть у них и сходные черты.
Кумиры воплощали собой образец мужественности с женской точки зрения. Поняв, что именно привлекало в них женщин, мы поймем женские желания и потребности. Мы узнаем, как складываются некоторые гендерные установки. А также насколько по-разному трактуют их мужчины и женщины.
Давайте рассмотрим модели построения романтических историй и их влияние на образ идеального мужчины. Сравнение историй с учетом социального положения женщины в ту или иную эпоху позволит понять, что искали и желали женщины в эти эпохи на самом деле.
Ее сокровенные мечты
Дешевые романтические истории приобрели популярность у женщин на рубеже XIX и XX веков. Это было связано с первой волной феминизма. Женщины получили возможность зарабатывать самостоятельно. Им стало некогда читать классические многотомные романы. Удобнее были однотомные издания в мягких и ярких обложках. Так получил развитие рынок романтической литературы.
Авторами таких романов были не только мужчины, но и женщины. Именно они сумели сформировать идеальный для читательниц мужской образ. Он складывался из двух важных составляющих. Это был влиятельный и богатый мужчина, располагающий средствами к существованию. Социальное положение женщин тех времен по большей части зависело от их мужей. Работающие девушки получали очень мало. Богатый и статусный муж приносил богатство и статус своей жене.
Но от идеального мужчины ждали также нежности и чувственности. В нем должны были сочетаться властность и эмоциональность вплоть до эмпатии. Критики-мужчины не одобряли такие образы, считая их недостаточно мужественными. Однако для женщин было важно, чтобы их кумир мог понять их чувства и бережно к ним отнестись.
Первым женским идолом стал Джордж Байрон. Он умело пользовался слухами о его образе жизни. Он был красив, уверен в себе, холоден и загадочен. Однако его поэзия говорила о тонко чувствующей, эмоциональной натуре.
Появление кинематографа привело к визуализации мужчины мечты. Актеры кино стали кумирами. В этом им помогали соответствующие роли и легенды вокруг их биографий. Например, таким актером стал Рудольфо Валентино. Женщины полюбили его за роли в фильмах «Шейх» и «Четыре всадника апокалипсиса», вышедших в начале 20-х годов.
В первом фильме Валентино играл богатого арабского шейха. В его образе сочеталось сразу несколько качеств, о которых мечтали женщины. Он был богат, властен, а еще и экзотичен. Но также он бережно обращался со своей возлюбленной, заигрывал с ней и не делал ничего без ее согласия.
В фильме «Четыре всадника апокалипсиса» Валентино сыграл грубого мужлана, который попал на войну. Война сделал его нелюдимым и мрачным. Однако под воздействием любви он становится настоящим другом и верным мужем.
В обоих сюжетах мужчин меняет любовь. Этот мотив был и надолго остался популярен в романтической литературе. В его основе лежит желание компенсировать ограниченность женской власти. Женщины толком не могли выбирать себе эмоционально близкого партнера. Поэтому они надеялись, что смогут с помощью любви сами создать для себя идеал.
Необузданные страсти
К началу XX века от женщин ждали кротости и целомудрия. Женская страсть осуждалась. Однако женщины желали секса не меньше, чем мужчины. Им приходилось прятать свои чувства, чтобы их не обвиняли в распутстве. Такой ярлык мог сломать жизнь. Женщина без мужчины оказывалась социально беззащитной.
Зачастую в любовных романах мужчины чуть ли не силой принуждали героинь к близости. При этом сами героини испытывали восторг и возбуждение. Напористость входила в качества настоящего мужчины. И авторы, и читательницы воспринимали такое поведение в положительном ключе. Это позволяло женщине и проявить собственную сексуальность, и избежать осуждения. Ведь инициатива остается за мужчиной.
В фильмах и книгах межвоенного времени женщины, проявлявшие свою страсть, были отрицательными персонажами. Обычно такие героини доходили до преступления, а в конце истории их ждало наказание.
Скрываемые страсти выражались в таком явлении, как женское фанатство. О нем известно еще с конца XIX века. В то время кумирами женщин были театральные актеры. Девушки собирались группами и чуть ли не преследовали объекты своего обожания. Они хотели увидеть кумиров, прикоснуться к ним, сохраняли их портреты и автографы.
С появлением кинематографа популярны стали также актеры кино. Женщины могли упасть в обморок от одного упоминания имени Валентино. Они присылали ему тысячи писем, подарков и предложений пожениться. В качестве сувениров поклонницы могли стащить у него одежду и украшения.
Развитие звукозаписи сделало кумирами певцов и музыкантов. Широко известны бурные реакции молодых девушек на Фрэнка Синатру, Элвиса Пресли или Битлз. Фанатство стало возможностью выразить свою сексуальную энергию. В итоге оно помогло девушкам раскрепоститься и оказалось одним из двигателей сексуальной революции.
Но даже после того, как женщины приобрели возможность выражать свою страсть, фанатство осталось. Дошло оно и до наших времен. Взять хотя бы Джастина Бибера. Какую же функцию играет фанатство в жизни девушки?
Безграничная любовь к кумирам становится для девочек своего рода пробным камнем для проявления своих чувств. Дистанция от объекта обожания помогает поэкспериментировать со своими желаниями на безопасной территории. Девушка приобретает опыт, который пригодится ей во взрослой жизни.
К тому же фанатство объединяет. Человек чувствует себя частью сообщества. Он сближается с другими людьми на основе общих интересов и вкусов. Такой опыт очень важен для подростков и молодых людей.
Упаковка для мужчины
У мужчин и женщин сложились разные представления о мужественности. Самых любимых персонажей создавали писательницы, поскольку лучше понимали женские желания. Зачастую женщины влюблялись в персонажей, которых писатели-мужчины выводили в качестве отрицательных. И совсем не влюблялись в чересчур положительных героев. Им нужен был идеальный баланс отрицательных и положительных качеств.
Понимание мужественности менялось благодаря популярности определенных типажей среди женщин. В 50-е годы женщины обожали пианиста Владзи Либераче. Мужчины его недолюбливали и считали слишком женственным. Он пышно одевался и отличался мягкостью характера. Но уже в 60-е яркая одежда, длинные волосы, миролюбие и пацифизм стали нормой мужественности.
С началом нового века мужественность стала пониматься максимально широко. Гендерные условности размываются. Мужчины могут носить украшения, модную неоднозначную одежду, юбки, использовать и создавать парфюмерию.
Когда-то давным-давно…
Первые образцы мужественности закладываются еще в детстве. В этом помогают сказки. В них фигурируют прекрасные принцы. И этот образ становится для девушек одной из главных мужских фигур.
Сюжеты сказок также программируют девушек на некое «идеальное» поведение. Оно заключается в пассивном ожидании и соответствии определенным канонам женственности. Выбирает принц, и чтобы он выбрал именно тебя, тебе нужно стать идеальной и правильно себя вести.
Принц воплощал набор качеств и не обладал индивидуальными чертами. Через принца женщина могла приобрести богатство, власть и перспективы. А со стороны самого принца – безграничную любовь и галантное отношение. Это был идеальный образ для женщин, которым не удавалось проявить свою властность в условиях патриархата.
Фантазии о принцах, слегка трансформируясь, жили до конца 60-х. Но женщины отвоевывали все больше прав. Ресурсы, для которых был нужен принц, они уже могли приобрести самостоятельно. С 70-х годов в романтических историях и фильмах образ принца начал подвергаться критике. Его стали чаще изображать как пустого и избалованного нарцисса. Образ принца стал ироничным.
При этом сами женщины все меньше хотели следовать кодексу правильного поведения. Они получили возможность самостоятельно выбирать себе нужного партнера, а не просто всю жизнь покорно ждать принца.
Темные принцы, таинственные чужеземцы
Но женщины фантазировали не только о положительных персонажах. Мужчины с определенными отрицательными чертами привлекали не меньше, а то и больше.
Образ героя с темным или распутным прошлым берет начало от Байрона. Обычно такой герой хочет измениться, а женщина ему в этом помогает. Иногда весь сюжет строится на том, как под воздействием женской любви исправляется отрицательный герой. Таким образом женщина играет важную роль в становлении его мужественности. Именно это желание лежит в основе таких историй.
Привлекательными были также чужестранцы. Особенно это касается экзотических стран. Например, с начала XX века и до сих пор в романтических историях популярны образы арабских шейхов. Дальние страны воплощают романтику путешествий и открытий. Истории о чужеземцах помогали сбежать от скучной повседневности. Такую же роль выполняли романы и фильмы, в которых события разворачивались в прошлом.
Но не все чужестранцы изображались в положительном ключе. Это касалось лишь тех, кто так или иначе был близок европейской цивилизации. Дикари же могли быть как положительными, так и отрицательными персонажами. Первые были связаны с дикой и неуправляемой сексуальной энергией. Женщины переносили на них свои желания. Вторые же были порождены страхом перед первобытным хаосом. Они стремились похитить героиню, а главный герой ее спасал.
Особым шармом всегда обладали преступники, разбойники и пираты. В них привлекали храбрость, опасность, непредсказуемость и при этом галантность. Такие персонажи бросали вызов общественным нормам, и это нравилось женщинам. Зачастую именно образы разбойников вдохновляли женщин восставать против оков патриархата.
С середины XX века все более популярным становится образ вампира. Это еще один персонаж в череде опасных, но привлекательных мужчин. Благодаря фантастике в нем могут сочетаться несочетаемые черты. Вампир может молодо выглядеть, но обладать богатым жизненным опытом, иметь субтильное телосложение и быть физически сильным. Вампиры сексуальны. Укус вампира становится метафорой физической близости.
Имеет свое значение и превращение женщин в вампирш. Вампирши обладают силой и властью над людьми. Она тоже основана на сексуальности. Фантазии о превращении в вампиров происходят от желания выразить сексуальную энергию и обрести власть.
Негодяев, разбойников, чужестранцев и вампиров объединяет несколько качеств. Они одновременно пугают и привлекают. Они выделяются на фоне остальных. И им героиня может помочь обрести настоящую, позитивную мужественность.
Родственные души
Идеальным виделся не только и даже не столько сексуальный, богатый или интересный мужчина. Важно, чтобы между женщиной и ее кумиром установилась тесная эмоциональная близость. Идеальный мужчина – это всегда вторая половинка для женщины.
Именно к этому единению душ ведут многие романтические истории. Желание найти такого мужчину в начале века оставалось для женщин лишь желанием. В выборе мужа они руководствовались более приземленными аспектами. Зато романы позволяли фантазировать о том, как бы это могло быть.
Идеальными героями становились те, кто мог понять и разделить чувства женщин. Такими были священники. Женщины могли им исповедаться во всех, даже тайных мыслях и чувствах, и получить ответы и советы. При этом они были уверены, что священники сохранят тайну исповеди. А обет безбрачия помогал сдерживать романтические чувства. Священник вызывал доверие и был безопасной мужской фигурой в жизни женщины.
После войны место священников заняли врачи. Они были даже выгоднее. Во-первых, за них можно было выйти замуж. Во-вторых, это была бы удачная партия. Врачи очень хорошо зарабатывали и обладали высоким социальным положением. Они были образованны и культурны, разбирались в тайнах человеческого тела и души. Поэтому в 50-е годы стал популярен жанр медицинского романа. В нем героини строили крепкую семейную жизнь с понимающими и обеспеченными врачами.
Но с 60-х годов идеалы стали меняться. Женщины стали бороться за свои права. Теперь они искали партнера, товарища, с которым можно вместе заниматься одним делом. Женщины хотели найти не покровителей, а равных. Своими парнями оказались бунтари, рок-звезды, революционеры. Девушки доверяли тем, кто разделял их взгляды.
Спустя еще десятилетие женщины пересмотрели свои взгляды на сексуальную революцию. Она не только обещала свободу и раскрепощенность, но и таила для женщин опасность. Поэтому вновь появилась необходимость в доверительных и безопасных отношениях. Новыми кумирами стали участники бойз-бендов и музыканты, которые вели себя, как простые соседские парни.
Власть
При патриархате власть по большей части принадлежит мужчинам. Женщины могут ею пользоваться опосредованно. В такой системе наиболее привлекательным становится образ мужчины, наделенного властью.
Власть может проявляться по-разному. Это и финансовая власть у очень богатых мужчин. И политическая – тут уместно вспомнить принцев и шейхов. Власть как контроль проявлялась в умелой верховой езде, управлении автомобилями и самолетами. В качестве неуправляемой физической и сексуальной силы она присутствует в образах плохих парней.
Брак с властным мужчиной позволял женщине тоже занять высокое место в иерархии. К тому же властность привлекательна в герое. Отдавая власть над героиней в руки мужчины, авторы снимали с нее ответственность за происходящее. Романтические истории изобилуют эпизодами секса по принуждению. В этих случаях женщина и удовлетворяла свои желания, и избегала осуждения.
Но гендерный баланс власти начал меняться после сексуальной революции 60-х. В популярной культуре стали появляться образы сильных и властных женщин. Они бывали и раньше, но такие женщины имели не самую лучшую судьбу. Во второй половине века женщины, самостоятельно получившие власть, могли сами строить сценарий своей жизни и не зависеть от мужчин.
Это привело к смене романтических сюжетов. Женщины в них стали сами выбирать из нескольких героев достойного. Или же отношения строились на полном равенстве и взаимном уважении. В это же время появились истории о случайном сексе. В этих романах герои не борются за власть и не устанавливают иерархии.
Мужчины стали привлекательны не только за счет своей власти. Герои в новых романах могут иметь те качества, которые нравятся женщинам, без обязательного набора мужественности. Они вправе быть эмоциональными и ранимыми, не стараться взять над женщиной власть и уважать ее чувства.
Вздохи под луной?
Идеальные мужские образы по большей части были созданы женщинами. В них воплотились женские желания и фантазии, которые было трудно или невозможно удовлетворить. Этим объясняется популярность таких образов. Ведь на конкретном историческом отрезке у большинства женщин были схожие желания. В романтических историях женщины компенсировали то, чего не могли найти в своей жизни. Там они оказывались в центре мира, становились желанными и приобретали власть.
Идеальные образы помогали сбежать от скучной реальности. Но они могли и навредить настоящим отношениям. Мужчины всегда проигрывали в сравнении с женскими кумирами. Выбрать достойного мужа при такой завышенной планке было нелегко. А некоторые качества, которые казались привлекательными в рамках женских фантазий, в реальности могли быть просто опасными. Агрессивная властность, стремление к острым ощущениям и насилию у избранника могли испортить женщине всю жизнь.
Сложившаяся после войны культура фанатства помогала девушкам безопасно изучать собственную сексуальность. Позже фанатки перерастали свои увлечения кумирами, но уже понимали собственные чувства и были готовы к серьезным отношениям.
С развитием интернета появились новые формы фанатства. Женщинам стало проще выражать свои желания. Во всякого рода фанфиках они подстраивают любимых персонажей под свои фантазии. Онлайн-игры и общение в интернете также помогают справляться со своими чувствами и желаниями. Теперь каждая может создать такую историю и таких персонажей, которые бы ее максимально выражали.
Расширение женских прав и свобод приводит к пересмотру гендерных отношений. Важно, чтобы каждый обладал достаточной свободой и властью для проявления себя. Тогда он не станет проецировать свои желания и фантазии на других. И отношения будут строиться на любви, уважении и равенстве самостоятельных личностей.