Мир, полный демонов: Наука — как свеча во тьме

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Наука и надежда

Наука сегодня добилась огромных результатов. Техника работает на таком уровне, что наши предки сочли бы это за магию. Средняя продолжительность жизни человека всего за сто лет возросла вдвое. Наука победила или ограничила смертельные болезни прошлого. Мы разгадали множество тайн Вселенной, открыли законы мира и заставили их работать на нас.

Но наука не всесильна. Есть много явлений, которые пока что не имеют точного объяснения. Да и суть научного метода не в том, чтобы ответить сразу на все вопросы. Гораздо важнее для науки правильно их задать, выдвинуть гипотезу и найти доказательства. Гипотезы могут быть опровергнуты или подтверждены. Оба результата приведут к появлению новых вопросов.

Однако люди обожают сенсации и ждут чудес. Не получая этого от науки, они обращают внимание на лженауку, которая готова объяснить людям что угодно. Ее аргументы построены таким образом, что их нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Так возникает вера в гороскопы и гадания, экстрасенсов и телепатов, Атлантиду и инопланетян.

Наука критична по отношению к самой себе. Настоящий ученый может отказаться от собственной гипотезы, если факты будут против нее. Наука готова развенчать приятные для человечества убеждения в собственной уникальности и необходимости для Вселенной. Лженаука, напротив, потакает человеческим надеждам. Она создает мифы, которые помогают людям справиться со страхом неопределенности мира и собственной слабости.

Поэтому лженаука популярнее науки. Поэтому именно она, а не наука, наполняет головы людей и влияет на их жизни. Наш мир нуждается в популяризации науки, ее методов и стиля мышления. Хотя наука постоянно разрушает наших идолов, она же помогает людям развиваться. Приверженность одной идее, вера в догмы, которые даже могут не соответствовать реальности, означают застой. Рано или поздно это приводит к регрессу. И только постоянный пересмотр своих позиций, мировоззрения, аксиом и законов означает развитие.

Также наука позволяет нам предвидеть опасности прогресса и попытаться их предотвратить. С ее помощью мы познаем Вселенную и осознаем свое место в мире. Наука базируется на принципах свободы и демократии. Для нее не существует непререкаемых истин и непогрешимых авторитетов. Она развивается только в условиях свободного обмена информацией. Наука повышает качество жизни. Это главные аргументы в пользу ее распространения.

Человек на Луне и лицо на Марсе

Каждой науке соответствует свой вид лженауки. Как астрофизик, Карл Саган рассматривает лженаучные мифы, связанные с другими планетами.

Издревле люди находят знакомые очертания в хаотичных вещах. Мы придумываем формы облакам, можем увидеть лицо в пятнах на стене или силуэты в кофейной гуще. В очертаниях лунного ландшафта разные народы видели кто лицо, кто кролика, кто рыбу. Когда у человечества появились телескопы, стало ясно, что все это горы и низменности.

Но жажда отыскивать знакомые предметы не пропала. С появлением фотографий Луны люди начали находить на них различные артефакты, якобы свидетельствующие о наличии разумной жизни. На поверку эти находки оказывались интересными, но вполне понятными дефектами пленки, бликами или геологическими явлениями.

Известна также история о неких каналах на Марсе. О них начали говорить в XIX веке, когда несколько астрономов увидели в телескопах на поверхности планеты прямые линии, которые шли от ледников на севере к экватору. Возникло предположение, что это созданные марсианами каналы, и они поставляют воду в жаркие места.

Но когда космические аппараты сделали около сотни тысяч подробных фотографий марсианской поверхности, каналов там обнаружено не было. Как и любых других объектов искусственного происхождения. Однако и в этом случае многие люди стали находить на этих фотографиях следы разумной деятельности.

Большую известность получил марсианский холм, который на фотографии оказался похож на человеческое лицо. В желтой прессе сразу же начали писать о том, что это остатки древней марсианской цивилизации. Но более поздние исследования развенчали сенсацию. Лицо «сложилось» из нескольких кратеров, дефекта пленки и ракурса съемки.

Человеческая природа такова, что он всегда ищет знакомые очертания в незнакомых ландшафтах. Неизвестное пугает, новое непонятно. Разум ищет объяснение, хотя бы временное. Но научное мышление потом готово отказаться от быстрых, но неверных ответов, отыскав более обоснованное. А лженаука всегда будет отрицать факты, раздувая сенсацию на ровном месте.

Инопланетяне

Первые истории о летающих тарелках появились в середине XX века. Это время покорения космоса, первых спутников, ракет и космонавтов. Такое совпадение неслучайно. Лженаучные легенды всегда соответствуют духу времени. После первых экспериментов с электричеством возникли шарлатаны, которые якобы лечили людей и вызывали духов магнетизмом. Появление первых космических аппаратов вызвало к жизни истории про инопланетян.

Эти легенды выражают страх перед новой областью знания. Освоение ближнего космоса укрепило уверенность в том, что скоро мы освоим и далекие галактики. Но оно же породило опасения, что кто-то уже добрался до нашей системы. Люди стали находить «подтверждения» этому в самых разных явлениях.

Все факты об НЛО строятся исключительно на свидетельствах очевидцев. Но субъективные свидетельства не могут быть доказательствами. Очевидцы могли и вправду видеть странные летающие объекты, но они необязательно были космическими аппаратами пришельцев. Не так много людей знает о разнообразии световых иллюзий и явлений в ночном небе. Звезды-пульсары, оптические искажения, гало, сгорающие в атмосфере метеоры — все это можно принять за инопланетные корабли.

Также нельзя исключать следы человеческой деятельности. Движения спутников и самолетов с необычным освещением, падение на Землю ступеней от космических ракет, метеорологические зонды. Могли быть замечены секретные военные разработки или разведывательные аппараты. А потом, уже на волне общей истерии — и откровенные фальсификации ради шутки, сенсации или денег.

Одна из таких фальсификаций — знаменитые круги на полях в Англии. Около пятнадцати лет люди не могли понять, кто рисует эти круги. Высказывались предположения о ветре или животных, которые бегают ночами в полях. Но круги становились все сложнее и складывались в фигуры. Их авторами стали считать инопланетян.

Но оказалось, что два британца делали их просто потехи ради. Им нравилось разыгрывать общественность и прессу, следить за реакцией и читать объяснения. Когда им это надоело, они во всем признались.

Но их признание не столь широко известно, как сенсационные новости о кругах. Так работает наш мозг: что-то необычное и необъяснимое будоражит нас больше, чем простое объяснение. Это еще одна причина того, что лженаука популярнее науки.

Галлюцинации

Другой распространенный сюжет про инопланетян — похищение пришельцами людей. Похищенных либо препарируют и ставят на них опыты, либо вступают с ними в контакт, открывая некие тайны. Однако все эти тайны всегда связаны с актуальными мировыми проблемами. Никто из контактеров не рассказал сведений, которые были бы неизвестны человеку.

«Похищают» инопланетяне исключительно ночью, возвращая человека под утро и не оставляя свидетелей похищения. В этом таится ключ к разгадке феномена: все дело в галлюцинациях.

Разного рода видения, которые можно назвать галлюцинациями, присущи не только людям с психическими отклонениями. Все мы видим сновидения. Это тоже своего рода галлюцинации. Наш мозг постоянно генерирует различные виды информации. Сознание упорядочивает ее и создает мысли. Пока сознание работает, мы мыслим рационально, а остальной поток информации проходит в подсознании незамеченным.

Когда сознание перестает работать, эта информация выходит на первый план. Обычно это происходит, когда мы спим. Но иногда это случается раньше, на самом пороге сна. Или, напротив, во время пробуждения. Мы словно начинаем видеть сны наяву. Возникают образы, слышны голоса, появляются даже осязательные галлюцинации.

Такое часто наблюдается у детей. Они не сразу умеют отделять явь от сна, им предстоит этому научиться. В первые годы жизни они, можно сказать, и вправду видят в темной комнате разных существ. Обычно это страшные монстры. Страх перед темнотой остался у детей в ходе эволюции. Выживали те дети, которые боялись и держались ближе к родителям.

Современные дети тоже боятся монстров. Внешний вид и характер поведения чудищ зависит от культуры, в которой воспитывается ребенок. Если он вырастает чувствительным человеком, он может часто видеть сны наяву. Их содержание также будет определяться культурным багажом человека. Язычники видят духов и фей, религиозные люди — ангелов и демонов. В Средние века людей пугали ведьмы, в эпоху романтизма — призраки и вампиры. В XX веке пришло время инопланетян.

Истории о похищении людей феями или соблазнении их демонами впечатляюще похожи на истории об инопланетянах. Вероятно, на протяжении веков люди видели примерно одинаковые сонные галлюцинации. Медицинские справочники описывают обычные симптомы таких галлюцинаций: человек видит смутные фигуры возле себя, слышит непонятные голоса, испытывает сексуальное возбуждение. Ему кажется, что он куда-то движется, кто-то на него наваливается и не дает шевельнуться. После пробуждения весь новый опыт складывается в сюжет, который зависит от культурной принадлежности человека.

Терапия

Многие истории о похищениях не были рассказаны сразу. Очевидцы вспомнили о них, когда поднялась волна сообщений о встрече с инопланетянами. Какое-то время они не хотели говорить об этом. Кто-то боялся, что его посчитают ненормальным, кто-то считал случившееся сном. Но появился прецедент, и человек пересмотрел свое отношение к этому сну.

Дело тут в особом механизме работы нашей памяти. Воспоминания не статичны, они изменчивы и постоянно искажаются под воздействием новой информации. Причем более давние события искажаются больше. Человек, сначала посчитавший что-либо сном, впоследствии может принять это за реальность. Особенно если к этому располагает его информационное пространство. Память человека впитает подробности историй про инопланетян и выдаст их за собственные воспоминания.

Некоторые считают людей, рассказывающих о контактах с инопланетянами, сумасшедшими. Это не совсем так. Большинство из них клинически здоровы, но почти каждый предрасположен к сверхъестественному объяснению различных событий. И большинство интересовалось инопланетянами или другими лженауками еще до воображаемого контакта.

Психоаналитики считают, что в основе сюжетов о похищении лежит детская травма. Речь идет о пережитом ребенком сексуальном насилии со стороны родителей или тех, кто их заменяет. Сознание не хочет вспоминать травматический опыт. Воспоминания проникают в обход сознания и превращаются в истории про инопланетян.

Однако и сами случаи детского насилия, выявленные на основе этих сюжетов, вызывают сомнения. Проблема — в податливости нашей памяти. Она способна поменять инопланетян на родителей. Особенно если ей в этом помогает психоаналитик.

Но обвинение в насилии инопланетян, которых кроме жертвы никто не видит, — это одно. А обвинения реальных людей — совсем другое. Люди часто сомневаются в существовании инопланетян. К реальности детского насилия они относятся с меньшим скептицизмом. Хотя оба типа историй имеют общие корни.

В начале XX века многим людям ставили диагноз «истерия». Позже его сочли слишком расплывчатым и отменили. Однако «симптомы» истерии у людей остались. Это сочетание внушаемости, яркой фантазии и зависимости суждений от контекста. Сегодня такие люди не получают никакой терапии. Напротив, их особенностями могут воспользоваться нечистые на руку психотерапевты.

Дракон у меня в гараже

Научный метод требует доказательств. Если явление невозможно доказать или опровергнуть, оно считается ненаучным. Гипотеза о похищении инопланетянами может рассматриваться в качестве научной, пока есть возможность ее подтверждения или опровержения.

По причинам, рассказанным выше, личные свидетельства нельзя воспринимать в качестве доказательств. Свидетели не всегда сознательно обманывают других. Чаще они бессознательно обманывают самих себя. Доказательствами могли бы служить материальные предметы — химическая и физическая экспертизы легко обнаружат их внеземное происхождение. Но таких доказательств нет. Как нет и достоверных, не вызывающих сомнений в подлинности, видео и фотоматериалов.

Научные гипотезы могут быть более или менее вероятными. Инопланетяне — менее вероятная гипотеза. К ней стоит обращаться в последнюю очередь, если не было найдено объяснения в рамках уже известной картины мира. Это один из важнейших постулатов науки. Не стоит предполагать новую, не известную ранее информацию, не проверив уже известную.

Однако и новые данные обладают различной степенью вероятности. Естественное происхождение неизвестных объектов более вероятно, чем искусственное внеземное. Особые виды звезд, квазары и пульсары, были обнаружены с помощью радиотелескопа. Эти звезды посылают ритмичные радиосигналы на определенной волне. Не зная о их существовании, люди могли бы предположить, что эти сигналы посылает некий космический разум. Ученые сначала так и посчитали. Но дальнейшее изучение показало естественную природу сигналов.

Мы знаем далеко не все о природе объектов в космосе. Столкнувшись с загадочными явлениями, можно просто списать их на сверхъестественные силы и инопланетян. Но гораздо продуктивнее будет изучить эти явления. Вселенная полна сюрпризов не менее захватывающих, чем истории об инопланетянах.

Человеческая психика изучена еще меньше, чем космос. А изучать ее гораздо сложнее. И сюжеты об инопланетных похищениях рассказывают нам куда больше о самом человеке, нежели о неких пришельцах.

Тонкое искусство снимать лапшу с ушей

Научное мышление помогает обнаружить обман или недостоверную информацию. Его принципы работают не только в науке, но и в повседневной жизни. Соблюдая их, вы не дадите обвести себя вокруг пальца. Встретившись с новой сомнительной идеей, проверьте ее с помощью этих принципов.

  • Любые факты требуют независимого подтверждения.
  • Любые новые данные следует рассмотреть со всех возможных точек зрения.
  • Для каждой из этих точек нужно искать не только подтверждающие аргументы, но и доводы против.
  • Авторитет некоего ученого не является аргументом: все мы можем ошибаться. Порой в этом виновны чисто человеческие факторы.

Выдвигайте как можно больше различных гипотез для объяснения. Но каждую гипотезу необходимо проверять экспериментально — те, что останутся после такой проверки, с большой долей вероятности близки к истине. Если симпатичная вам гипотеза не проходит проверку, найдите мужество отказаться от нее в пользу более убедительной.

Если имеется фактор, который можно посчитать, постарайтесь это сделать. Количественная характеристика часто объективнее качественной. Не умножайте сущности без надобности. Проверяйте в первую очередь самые простые гипотезы. Все аргументы в цепочке должны работать, в том числе предпосылка.

У гипотезы должны быть не только доказательства. Ищите условия, при которых она окажется ложной. Иначе говоря, гипотеза должна быть фальсифицируема. Фальсификация — обратная сторона доказательства. С ее помощью можно избавиться от бессмысленных гипотез, которые не приносят пользы на практике.

Важно знать не только принципы научного мышления, но и свойственные людям логические ошибки. Это поможет выявить их в любой аргументации.

Следите за тем, чтобы в ходе дискуссии контраргументы относились к сути проблемы. Люди могут начать критиковать не аргумент, а личные качества человека, который его выдвинул. Или, напротив, считать аргументы непогрешимыми только потому, что их выдвинул авторитетный человек. Неугодную позицию могут довести до абсурда и разгромить ее в таком виде.

Отсутствие доказательств не является доказательством отсутствия. Если мы не доказали ложность аргумента, он не становится истинным. Аналогично и в обратном случае. Иногда аргументы подменяются риторикой. Порой то, что требуется доказать, подается как уже доказанное.

Стоит также следить за пристрастностью наблюдений и примеров. Иногда во внимание берутся удобные для доказательства примеры, а неудобные игнорируются. Некоторые считают, что происходящее после чего-то является следствием этого. Но у него могут быть совсем иные причины. Если предлагают выбирать из двух крайностей, стоит проверить наличие промежуточных вариантов.

Антинаука

Ученые тоже люди. И они не застрахованы от ошибок. Одним мешают личные предубеждения. Другие работают на преступников или воинственные режимы. Кто-то готов защищать свои гипотезы любой ценой, кто-то чрезмерно пользуется авторитетом. Есть и те, кто под прикрытием науки занимается мошенничеством и коррупцией.

Наука создает такую среду, в которой ошибка одного человека вскоре будет замечена сообществом. Невозможно идти против фактов. Если гипотеза неверна, это рано или поздно станет известно. Реальность не поменяется в угоду политическому режиму. Пройдет время — старые стереотипы рухнут, и опирающиеся на них теории будут пересмотрены. Наука — это постоянное обновление. Поэтому она всегда работает.

Ни в одном религиозном учении нет принципа регулярного обновления. Напротив, религии стараются до последнего защищать свои непоколебимые догмы. Даже когда меняются времена, нравы и знания об окружающем мире, религии не меняются. Ведь их священные основы заложил бог, а бога нельзя исправлять.

Наука открыта любым идеям, даже самым странным. Но каждую идею она подвергает суровым испытаниям. Собираются доказательства, ставятся эксперименты. Если идея подтверждается, она становится частью науки. А если нет — признается ложной, ненаучной или неработающей.

В гуманитарных науках велика доля субъективности. Они часто зависят от господствующей идеологии и воззрений ученого. В некоторых из них просто невозможно провести эксперимент. Например, история реконструирует прошлое лишь на основе сохранившихся материалов.

Но законы, выводимые точной наукой, работают при любых убеждениях. Они проверяются экспериментально и высчитываются математически. Наша цивилизация создана благодаря открытым законам природы. Они реализуются в практической деятельности человека. Прогнозы, сделанные учеными на основе этих законов, подтверждаются.

В XX веке возник ряд учений и философских направлений, отрицающих науку. Ее обвинили в чрезмерном материализме и отрицании духовной сферы. Под сомнение попала сама категория объективности. В противовес научным законам и запретам они предлагали неограниченную власть духа.

Однако в антинауке нет ничего, кроме убеждений. Ее достижения сомнительны. Они не проходят проверку человеческой практикой. Либо же они просто недоказуемы. А научные законы и запреты были взяты у самой природы. Возможно, антинаука выражает человеческую мечту о преодолении природных барьеров. Но ее путь не приведет к этому. Зато путь науки вполне может привести. Постигая законы природы, мы находим возможности управлять ею. Благодаря науке мы стали здоровее и сильнее, научились быстро ездить, высоко летать и глубоко плавать. И это не предел.

Не бывает тупых вопросов

Такая, какой мы ее знаем, наука появилась относительно недавно. А научное мышление присуще человеку от природы. Аналоги можно найти у разных народов. Африканские племена охотников выслеживают антилоп по следам. Они проводят настоящий анализ следов и безошибочно выясняют, сколько голов в стаде и где оно сейчас находится. Навыки чтения следов передаются из поколения в поколение. При необходимости они корректируются. Это самый настоящий научный метод.

Развитие науки зачастую зависит не от мыслительных способностей человека. Гораздо больше на него влияют нужды и потребности, политическая и социальная жизнь. Африканские охотники не меняли своей жизни, потому что в этом не было необходимости. При этом их мыслительные способности выше, чем у среднего европейца. Просто западное общество постоянно менялось. Старые способы существования переставали работать, приходилось формировать новые.

К тому же человек всегда стремится познать мир. Дети лишены условностей, которые сковывают взрослых. Поэтому они всегда задают самые важные вопросы. Детские вопросы — это стремление незнающего к познанию. Именно это подвигло древнего человека на изучение окружающего мира.

Правильный ответ сохранит в ребенке тягу к открытиям. Многие взрослые просто отмахиваются от детских вопросов. Они и сами зачастую не знают ответа, но стыдятся признаться в этом ребенку. Увы, такая реакция убивает в детях любознательность. Уж лучше дать неполный ответ, вместе заглянуть в энциклопедию или интернет. Ребенок должен знать, что глупых вопросов не бывает. Напротив, вопрошание — первый шаг к познанию.

Несмотря на все свои достижения, наука сегодня находится не в лучшем положении. Наука бывает сложна и многим кажется скучной. Важно популяризировать науку. С детства рассказывать о ней так увлекательно, чтобы дети ее полюбили.

Однако наше общество не стремится этого делать. Система образования отбивает всякий интерес к науке. Детей ждут скучные уроки, сложные задания, тяжелые экзамены. Немногие настолько очаровываются наукой, что хотят заниматься ею после окончания школы.

В самой научной сфере молодежь также ждут трудности. Государство весьма скудно финансирует науку. Отчасти это связано с тем, что политики плохо понимают важность теорий. Им требуется немедленный результат. Теории же предполагают результат в неопределенном будущем. Они — база для новых открытий. Но это сложно донести до политиков.

Но даже и от этих скудных крох науке достается лишь часть. Остальное пропадает по причине коррупции. Недостаток финансирования приводит к маленьким зарплатам. Молодые ученые сталкиваются с высокомерием авторитетов, непониманием со стороны управленцев и бюрократией.

Невежество подобно тьме. В ней прячутся демоны: суеверия, обман, мошенничество. Наука, словно свеча, разгоняет темноту. Поэтому так важно учиться мыслить по-научному. Необходимо повсеместно поднимать престиж науки, делать ее популярной. Люди должны знать, что наука — это круто и увлекательно. Это поможет не только ее развитию. Это поможет развитию всего человечества.