Селфи. Почему мы зациклены на себе и как это на нас влияет

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Умирающее «я»

Человек постоянно стремится к прогрессу. Мы хотим познать неизвестное, совершить невозможное, добиться наивысших результатов. Откуда же тогда берется такое явление, как самоубийство? В его основе лежит уничтожение, что противоречит идее прогресса.

Количество самоубийств за последние тридцать лет несколько сократилось. Это связано с распространением антидепрессантов нового поколения. Однако стремление к самоубийству не исчезло. Об этом свидетельствует рост суицидальных мыслей и неудачных попыток уйти из жизни.

Причина кроется в социальном перфекционизме. Когда человек стремится максимально соответствовать той роли, которая возложена на него обществом, он – социальный перфекционист. Ему важно исполнить то, чего от него ждут другие люди. Это может быть связано с полом, социальным или экономическим положением.

Мужчина должен быть «воином», «победителем», «кормильцем», «защитником», а также всегда сохранять контроль над ситуацией. Нарушение любого из этих правил подрывает «мужественность» и бьет по эго. В мужской гендерной роли не принято показывать уязвимость и просить помощи. Если мужчина попадает в тяжелую психологическую ситуацию, такая установка только все усугубляет. Это в том числе сказывается на количестве мужских самоубийств. Они составляют 80% от общего числа.

На современную женщину ложится не менее тяжкий груз. От нее одновременно требуется успешная карьера, полноценная семья и идеальная внешность. Стандарты красоты практически недостижимы. В итоге своим телом недовольны около половины женщин. Это выливается не только в попытки суицидов, но и в другие виды саморазрушения. Самый распространенный из них – расстройство пищевого поведения. В 2014 году было зафиксировано почти в три раза больше случаев таких расстройств, чем в 2004-м.

С 2012 года растет количество тревожных и депрессивных случаев среди молодежи. Причиной этого может являться распространение социальных сетей. Молодые люди постоянно сравнивают себя со сверстниками и даже звездами. При этом в большинстве случаев они считают себя хуже, а свою жизнь менее удавшейся.

К этому можно прибавить высокие ожидания в учебе, карьере и личной жизни. В стремлении быть идеальными по всем пунктам юноши и девушки испытывают постоянный стресс. А когда ожидания не оправдываются, остро переживают по этому поводу.

Ожиданий все больше, а требования все выше. Поэтому далеко не каждый способен справляться с ними. Перфекционист тяжело переживает свои неудачи. Для него провал в каком-то одном деле равен провалу собственного «я». Он чувствует себя униженным и никому не нужным. И если он не видит возможности исправить свое положение, у него возникает желание исчезнуть из этого мира.

То есть, стремление к суициду говорит о том, что у человека сильный разлад с собственным «я». Но что из себя представляет человеческое «я»? Как формировалось наше эго и какие механизмы им управляют? Понимание человеком собственного «я» со временем менялось в зависимости от исторической эпохи и соответствующей ей культуры.

Племенное «я»

В основе человеческого «я» лежат природные инстинкты, доставшиеся нам от предков. Люди издревле жили племенами, поэтому нам присуще социальное поведение. Многое о жизни древних людей можно узнать, наблюдая за нашими ближайшими родственниками – шимпанзе.

В группе шимпанзе существует иерархия. Тем не менее, особи с ее нижних этажей могут объединиться в коалицию и сбросить лидера. Власть в группе держится не только на силе и страхе. Лидер также заботится о своих подопечных. Он выступает судьей в спорах и справедливо делит добычу.

Подобные социальные отношения были и в племенах древних людей. Там формировалось наиболее выгодное для человека поведение. За миллионы лет основы этого поведения стали базовыми принципами «я».

Иерархия внутри племени была нестабильна, поэтому свергнуть лидера и занять его место мог любой. С этим связано одно из главных качеств нашего «я» – стремление к первенству и жажда соперничества.

Жизнь в племени оставила человеку стремление формировать группы. Обычно в группе установлена определенная норма поведения, нарушение которой может обернуться остракизмом. Поэтому «я» оказывается зависимым от коллективного мнения. Мнение формируется благодаря слухам и сплетням. Роль, которую отдают человеку в сюжете этих историй, влияет на его репутацию. С тех времен в нас осталось стремление к хорошей репутации.

Постепенно репутация стала формироваться не только извне. Человек усваивал нормы поведения в группе и начинал сам сверять с ними свои поступки. Если они не соответствовали нормам, у человека возникало чувство вины. Для нас важно создать хорошее впечатление не только для других, но и для себя.

Вследствие этого наше «я» стало рассказчиком. Жизнь зачастую непредсказуема и полна случайностей. Наши действия и реакции продиктованы бессознательным. «Я» превращает жизнь человека в историю, героем которой является он сам. Сюжеты и образы для этих историй берутся из мифов. Это наделяет нашу жизнь смыслом и создает иллюзию контроля.

Когда жизнь идет не в соответствии со сценарием, который придумало наше «я», человек испытывает разочарование. Крах жизненной истории приводит к утрате смысла дальнейшего существования и желанию исчезнуть.

Совершенствуемое «я»

Культура влияет на становление «я» с первых дней жизни. Мозг младенца до двух лет генерирует сто триллионов синапсов. Это в два раза больше, чем производится за всю взрослую жизнь. Эти нейронные связи помогают мозгу адаптироваться в той среде, где он оказался. Их огромное количество говорит о невероятной гибкости мозга и его готовности справляться с множеством непредвиденных ситуаций.

В два года большинство синапсов уничтожается. Их не использовали, поэтому они оказались непригодными. Остаются только те нейронные связи, которые подходят данной среде. Так культура создает «я» еще до того, как человек начинает его осознавать.

В это же время большое значение получают истории, которые родители рассказывают ребенку. Их содержание, включая идеи о культурных ролях, институтах и ценностях, также включается в процесс создания «я». Впоследствии именно из этого набора сюжетов «я» выбирает истории для объяснения человеческой жизни.

Основа для «я» западного человека сформировалась несколько тысяч лет назад в Древней Греции. В этом регионе не было единого большого государства. Страна состояла из множества независимых полисов – городов-государств. Они располагались на морском побережье, основой их экономики была торговля. Это способствовало укреплению терпимости и открытости новому. В полисах зародилась демократия.

Разрозненность территории, необходимость договариваться с другими людьми, даже чужаками, сменяемость власти – все это породило особую культуру. Она ориентирована на индивидуализм, независимость личности и конкуренцию. В центр внимания помещается отдельный предмет, вещь или личность. Ценность отдельного «я» легла в основу всей западной культуры.

Восточная культура появилась в Китае. Присущие этой стране равнины породили такую разновидность эго, которая способствовала коллективному сосуществованию. Это привело и к тому, что китайцы начали воспринимать мир не как набор вещей, а как среду со взаимосвязанными силами. Поэтому в Восточной Азии люди больше внимания обращают на то, что происходит вокруг. В этой культуре важнее общая картина, а не отдельный предмет. Для нее коллектив важнее отдельного «я».

Это накладывает отпечаток на отношение к «я» в европейской и азиатской культурах. На Востоке считают, что поступки и поведение человека могут быть обусловлены ситуацией. Европейцы же привыкли считать, что человек поступает определенным образом, поскольку ему так хочется. Такая установка приводит к тому, что в любых неудачах человек начинает винить себя. Это и становится причиной депрессий и самоубийств.

Первобытное время дало «я» базовые качества. Ими стали два стремления: сойтись с другими людьми и обойти их. Древнегреческий период наделил «я» особой ценностью. А также подарил нашему эго первые сюжеты для создания жизненных историй.

Плохое «я»

После появления в Европе христианства отношение к «я» снова поменялось. Новая религия противоречила греческим взглядам на личность. Человек объявлялся грешным и несовершенным. «Я» обесценилось и перестало иметь значение. Появилось убеждение, что от человека ничего не зависит. Все решает Господь, а человек своими поступками может только выбрать, куда попадет после смерти.

Такой взгляд на личность неспроста укоренился именно в Средние века. Он оказался обусловлен политическим климатом Европы тех времен. Государство не заботилось о простых гражданах, жителям приходилось уповать на защиту влиятельных господ. Это приводило к закрепощению крестьян и бедных людей.

Преуспеть в этом мире мог тот, кто не поднимал головы, держал свое эго в узде и поклонялся правящим всемогущим силам. Христианское понимание «я» помогало осуществлять эту успешную стратегию.

Основным путем развития личности стало самосовершенствование путем избавления от греха. Человек считался изначально грешным, но мог стать лучше и очистить свою душу. Этот сюжет становится основным для жизни в то время.

Христианство обогатило набор жизненных сюжетов для человека. Теперь «я» могло не только бороться с внешними обстоятельствами, чтобы добиться своего. Главной борьбой «я» стала внутренняя борьба со своей греховной сущностью. Христиане привнесли идею внутреннего мира. Чтобы стать героем, нужно быть совершенным не только физически, но и духовно.

Этот же сюжет, но в других образах, повторит в начале XX века Зигмунд Фрейд. Для него человеческая жизнь тоже является борьбой с собственным грехом. Только место греха в психоанализе занимает бессознательное, а место Бога – идеальное суперэго человека.

Хорошее «я»

Новый поворот в понимании западного «я» случился после Второй мировой войны. В это время в США началась эпоха великой компрессии. Разрыв между классами сократился, уровень жизни повысился. Человек из среднего класса мог преуспеть, если прикладывал достаточно усилий. Он перестал полагаться на власти, теперь его жизнь была в его руках. Успех и улучшение положения в обществе становились новыми целями. Чтобы этого добиться, человеку важно было получить одобрение группы. Нужно было казаться остроумным, сообразительным, открытым, оптимистичным и привлекательным внешне.

Это породило новый подход к пониманию человека – гуманистическую психологию. Согласно ее постулатам, сущность человека имеет божественную природу, которую можно и нужно раскрыть. Человек научился любить свое «я» и верить, что никто, кроме него, не властен над его судьбой.

Гуманистическая психология считала, что у человека есть его подлинное «я». Культура и социальные установки это «я» скрывают, и в этом корень проблем. Если человек сумеет открыть его и понять, он добьется гармонии с самим собой. В противоположность психоанализу подлинное «я» считалось положительным, «божественным» и являлось целью.

Но никакого подлинного «я» у человека не существует. «Я» многогранно, зачастую противоречиво. Оно состоит из множества героев, архетипы которых дала нам культура. Поэтому в различных ситуациях мы склонны поступать по-разному. «Я» меняется в зависимости от обстоятельств.

Иллюзия подлинного «я» возникает, когда человек наблюдает за тем, как другие относятся к нему. Мы конструируем свою модель личности на основе реакций других. Тем самым «подлинное я» – это то, как мы понимаем чужое мнение о нас. Для социализации важно это понимание. Человек узнает, кем он является для общества. В дальнейшем он выстраивает свои социальные отношения на базе этого понимания. Чувство собственного достоинства является отражением того, что, по его мнению, о нем думают окружающие.

Несмотря на прославление индивидуализма, социум важен для человека. Остракизм, неприятие обществом сильно бьет по нашему «я» и вызывает чувство социальной боли. У нее есть разные виды: позор, предательство, утрата, оскорбление, исключение из группы, одиночество. Социальная боль является сигналом о том, что у человека не ладятся отношения с обществом.

Остракизм оказывается разрушительным для человеческого «я», поскольку оно строится на основе мнения группы о человеке. Для человека неприятие обществом равноценно неприятию самого себя. Образ цельного «я» оказывается под ударом. Это также является одной из причин депрессий и суицидов.

Особенное «я» 

В 70-е годы в мире грянул сильный кризис. Это привело к пересмотру экономической политики в США. Государство сильно урезало поддержку населения и повернулось лицом к большим корпорациям. Наступила эпоха неолиберализма.

Новые условия требовали от личности новых качеств. Одобрение группы перестало иметь большое значение, сильный и уверенный в себе одиночка мог достичь успеха. Выросло значение конкуренции. Чтобы ужиться и преуспеть в новом мире, надо было стать способнее, умнее и быстрее своих соседей.

Такое положение вещей повлияло на понимание человеческого «я». Во главу угла была поставлена самооценка. Появилось предположение, что все беды человечества возникают от низкой самооценки. Ее повышение с самого детства благотворно скажется на будущем человека и общества. Низкую самооценку считали причиной негативных социальных явлений, таких как преступность, насилие и бедность.

Это предположение оказалось ошибочным. Целое поколение, воспитанное в условиях искусственного поднятия самооценки, выросло попросту нарциссичным. Как показали исследования, люди, склонные к насилию, тоже имеют высокую самооценку. Склонность к насилию возникает, когда она оказывается под угрозой.

Если самооценка человека высока только потому, что его в этом убедили, она быстро падает при встрече с реальностью. Это влечет за собой агрессию. К тому же у завышенной самооценки есть и другие минусы. Она повышает вероятность неудачи, поскольку ее обладатель не признает собственных слабостей или некомпетентности. Люди с завышенной самооценкой чаще бросают сложные задачи, потому что возникающие трудности противоречат их представлениям о самих себе.

Неудивительно, что получившееся нарциссичное поколение стало страдать от собственного самомнения. Сюжеты их жизненных историй не смогли сформироваться, этим людям не удалось ощутить себя героями. Они не смогли достичь успеха в конкурентной борьбе неолиберальной эпохи. Искусственно завышенная самооценка оказалась их слабостью при встрече с реальными проблемами. Это привело к росту самоубийств.

Цифровое «я»

Появление интернета только усилило и глобализировало качества, приобретенные людьми за последние годы. Гуманистическое представление о божественности «я» наложилось на нарциссизм. Неолиберализм из экономической модели превратился в поколенческое мировоззрение.

Люди, родившиеся на рубеже веков и ставшие совершеннолетними в 10-е годы, называются миллениалами. Для них индивидуализм является нормой. Никто не ждет помощи от работодателей или государства. Все полагаются только на свои силы. Они открывают проекты, создают стартапы и не желают долго задерживаться на одной работе. Люди самовыражаются в бизнесе, а не просто в творчестве, как раньше.

Миллениалы выросли в эпоху свободных рынков. Успешными на них оказываются предприниматели, полагающиеся лишь на собственное усердие и деловую хватку. Работники теперь вынуждены самостоятельно поддерживать свои навыки на современном уровне. Если они этого не делают и не могут получить работу, то сами виноваты. Это значит, что они не способны соответствовать ожиданиям рынка труда.

В результате люди склонны осуждать тех, кому действительно нужна помощь, в том числе и самих себя. Человек начинает считать себя неудачником, проигравшим в этой игре. А если ему свойствен перфекционизм, то его «я» рискует стать нестабильным. Это влечет за собой мысли о самоубийстве и членовредительстве.

Появление соцсетей усилило перфекционизм и нарциссизм. Люди стали испытывать потребность во внимании и одобрении подписчиков. Это выражается в нервозном подсчете лайков и просмотров. Мы подсаживаемся на реакцию в соцсетях, и когда она пропадает, испытываем негативные эмоции.

Кроме того, человек оказывается в едином информационном пространстве со знаменитостями. Это приводит к стремлению сравнивать себя с ними. Несоответствие бьет не только по самооценке, но и по чувству перфекционизма. Людям становится необходимо поддерживать состояние совершенства.

От нарциссической привычки к одобрению «я» люди стали болезненнее реагировать на негатив в их сторону. Свобода речи стала меньше цениться. Стало важнее говорить так, чтобы не оскорбить чье-то «я». Неприятие чужого мнения привело к тому, что люди стали замыкаться в информационных пузырях. Так называют круг общения, в котором все поддерживают только одну точку зрения и игнорируют остальные.

Интернет словно вернул нам инстинкты древнего общества. Мы стали делиться на противоборствующие племена в информационных пузырях. Своим единомышленникам мы готовы простить многое, а к людям из противоположного лагеря не испытываем никакой эмпатии. В Сети легко подвергнуть остракизму любого человека за малейшую провинность. При этом чем более он будет знаменит, тем яростнее будут обвинения. Все эти первобытные черты умножаются на современный перфекционизм, нарциссизм и жесткую конкуренцию.

Как выжить в век перфекционизма

Главный посыл эпохи неолиберализма в том, что человек может стать кем захочет. Все в наших руках, мы способны изменить себя, чтобы достичь цели и добиться успеха. Но этот посыл – обман. Его породило время, его поддерживают и пропагандируют успешные люди. И он оказывается опасным и гибельным для тех, кто не смог добиться успеха. Современные ученые этот посыл опровергают.

У человека есть пять основных черт личности. Это открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм. Сочетание этих качеств и составляет человеческое «я». Создан тест, определяющий уровень каждого из них. Люди могут проходить этот тест неоднократно на разных этапах жизни, но результаты остаются почти неизменными. Наше «я» практически неизменно. Мы не способны волевым усилием сделать его другим.

Все эти качества определяются биохимией мозга. А гормональная регуляция задана человеку генетически. Мы рождаемся не только с разными волосами, глазами, пальцами или носами. Мы рождаемся с разными мозгами. На этапе раннего детства генетически заданные параметры корректируются культурой. Это происходит без участия сознания и остается с нами на всю жизнь. Процесс формирования «я» завершается еще до того, как мы его осознаем.

Конечно, люди меняются с течением жизни. Они приобретают опыт, взрослеют, учатся, становятся мудрее. Травматическая ситуация может сделать человека более тревожным. А удачный выход из кризиса, напротив, менее. К пожилому возрасту снижается уровень открытости опыту. Но человек не может трансформировать свою фундаментальную природу. Гены накладывают на нас известные ограничения.

Тем не менее, мы способны влиять на социальное окружение. Когда личность оказывается в комфортной среде, у нее все получается. А необходимость перешагивать через свои качества приводит к расстройствам. Наши личности в значительной мере создают миры, в которых мы живем. Мы склонны общаться с теми, кто похож на нас, нас притягивают подходящие нам сообщества и формы занятости. Это приводит к обратной положительной связи. Например, экстраверт больше общается, и поэтому у него больше друзей и в целом жизнь активнее.

Исследования также показали, что родители практически не влияют на личность своих детей. Это опровергает основы психоанализа. Их влияние ограничивается генами и некоторыми аспектами воспитания. Например, чрезмерная похвала приводит к повышению нарциссизма. Однако у двух разных детей одни и те же условия приводят к различным результатам. Причина этого все та же – различия в функционировании мозга.

Итак, наше подлинное «я» все же существует. Оно не божественно и не греховно. Оно просто генетически обусловлено. Мы можем стараться перешагнуть через него, но это будет вызывать дискомфорт. Мы можем следовать ему – и добиться своего успеха.

Перфекционизм оборачивается для нас ловушкой, когда мы стремимся достичь идеала, который не соответствует нашему «я». Мы берем идеальный образ из культуры, но не спрашиваем себя, насколько он нам подходит.

Путь к гармонии с собственным «я» начинается с отказа от перфекционизма и приятия своих качеств характера. Образы, представленные эпохой в качестве идеальных, идеальны далеко не для всех. Их вывели на пьедестал экономические и культурные обстоятельства. Стремление к ним против черт собственного «я» может оказаться неудачным и привести к кризису. Когда человек понимает свое несоответствие идеалу, он начинает ненавидеть и винить себя.

Но поменять собственное «я» практически невозможно. Поменять идеал гораздо проще. Можно поменять свое окружение: как мы живем, с кем общаемся, какие цели перед собой ставим. И найти такие проекты, которые не только значимы для нас, но которые мы способны реализовать. Тогда каждый из нас точно станет героем собственной истории, победителем и идеалом.