Слон в твоей голове

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Как мы скрываем мотивы нашего поведения от окружающих и от самих себя

В большинстве жизненных ситуаций люди объясняют свое поведение социально одобряемыми мотивами. Обществом особенно ценятся такие качества, как ответственность, отзывчивость, готовность позаботиться об окружающих, дальновидность в принятии решений. Экстраординарное развитие коры головного мозга у человека в сравнении с другими представителями животного мира дает нам возможность оперировать абстрактными идеями и руководствоваться моральными принципами в принятии решений.

Вместе с тем беспристрастный взгляд на поступки людей показывает, что так называемое альтруистическое поведение человека в конечном счете выгодно ему самому. Например, «безвозмездно» помогая новичку в рабочем коллективе, опытный профессионал рассчитывает на его поддержку в продвижении по служебной лестнице. Наши глубинные импульсы часто порицаются обществом, в отличие от наших открыто декларируемых ценностей. Это мощные, но скрытые от нашего сознания мотивы: эгоизм, жадность, стремление к власти, сексуальные побуждения и так далее.

Мозг человека устроен иерархически. Мы хорошо осознаем только те процессы, которые происходят на уровне высших корковых отделов. Именно там формируются наши представления о моральных ценностях.

Но мы не можем в полной мере ощутить импульсы, которые посылают коре головного мозга подкорковые структуры, хранящие память о древних инстинктах выживания — эти сигналы недоступны для прямого самонаблюдения. Тем не менее они оказывают мощное влияние на поведение отдельных людей, социальных организаций и даже целых народов.

Метафорически выражаясь, эти скрытые мотивы поведения подобны слону в комнате — слон настолько велик, что среди разбросанных в комнате мелочей не виден.

Соревновательный альтруизм в животном мире

Принято считать, что человек, в отличие от животных, способен формировать моральные ценности и следовать им. Однако животные в своей естественной среде обитания довольно часто демонстрируют альтруистическое поведение. Например, некоторые птицы, живущие в стаях, добровольно делятся добытой пищей с остальными сородичами. Другие птицы берут на себя роль сторожей и караулят приближение хищника, воздерживаясь от поисков пищи для себя.

Интересно, что подобное альтруистическое поведение чаще всего проявляют особи с более высоким статусом в стае, то есть альфа- и бета-самцы. Это целесообразно с точки зрения выживаемости стаи.

В самом деле, на вершине социальной иерархии птиц находятся самые физически сильные и выносливые самцы. Очевидно, что их возможности добыть себе пищу больше, чем у других. Поэтому, если они поделятся с другими птицами, это не станет для них ощутимой потерей.

Этологический анализ поведения птиц разоблачает их якобы «альтруистические» мотивы помощи слабым соплеменникам. Чем объяснить тот факт, что альфа-самец часто сталкивает с ветки бета-самца, чтобы занять его место на карауле? При этом альфа-самец почти никогда не мешает гамма-самцу, чей статус ощутимо ниже.

Похоже, что особи, чьи социальные статусы в стае близки, жестко конкурируют друг с другом за возможность выполнять альтруистические роли. Это повышает и укрепляет статус самца.

Второй пример якобы альтруистического поведения в животном мире, которое на самом деле направлено на укрепление собственного статуса особи в стае, — грумминг у обезьян. У большинства видов обезьян повсеместно распространена процедура вычесывания грязи и паразитов на спине и лице друг у друга. Такие проявления заботы оправданны, поскольку обезьяны физически не могут эффективно очистить шерсть самим себе на труднодоступных участках тела.

Однако обезьяны тратят на это занятие непомерно много времени — в три раза больше, чем это реально необходимо для поддержания гигиены. Это равносильно тому, как если бы мы принимали душ по три раза в день! Общая продолжительность процедур вычесывания шерсти у обезьян никак не связана с размерами их тела, которыми определяется объем необходимой работы.

Похоже, грумминг является для обезьян не столько гигиенической процедурой, сколько средством для регуляции социальных взаимоотношений. Вычесывая шерсть своему сородичу, обезьяна повышает шансы получить ответную любезность. И хотя обезьяны альфа-самцы редко отвечают взаимностью низкостатусным особям, они все же более щедро делятся пищей с теми, кто чистил им шерсть. Поэтому грумминг нельзя назвать бескорыстным альтруистическим поведением.

Политика как основной фактор эволюции человеческого интеллекта

В сообществах наших предков важность социальных взаимосвязей для выживания каждого человека приобрела гипертрофированную форму. Овладение орудиями труда постепенно свело на нет приоритет физических данных в определении социального ранга.

Если в стае обезьян самый сильный и крупный самец мог безнаказанно притеснять низкостатусных особей, то в первых человеческих племенах такое поведение становилось опасно для самого тирана. Низкостатусные члены сообщества могли объединиться против вождя. Группа единомышленников могла напасть на своего тирана во время его сна или забить его камнями на расстоянии, не рискуя получить при этом ответный удар. Поэтому вместо физической силы главным фактором, определяющим социальный статус человека, стали навыки налаживания социальных отношений.

В таких условиях зародилась способность человека к конспирации: умению общаться с помощью едва уловимых сигналов, которые понятны лишь определенным избранным лицам и незаметны для посторонних. Это было необходимо, чтобы физически сильный предводитель не догадался раньше времени о готовящемся заговоре. К таким условным знакам относятся подмигивания, полуулыбки, использование обычных слов в переносном смысле и так далее.

И такие способности и по сей день остаются востребованными! Например, если джентльмен желает впервые перейти к интимной близости со своей избранницей после нескольких свиданий, он не может сообщить ей об этом прямо. Поступив так, он почти неминуемо получит отказ.

Зато, если он сначала предложит своей подруге взглянуть на аквариумных рыбок у него дома, девушка без труда догадается о его намерении, но не подаст виду. Так, разговаривая о нейтральных вещах, они иносказательно условятся о своих взаимоотношениях. Это и есть конспирация.

Принципиальной ценностью конспирации является то, что свидетель не может использовать услышанное в качестве доказательства вины участников сговора. Это особенно важно в современной культуре, где предметом всеобщего осуждения могут стать не только дела, но и намерения людей.

Допустим, нет ничего предосудительного в том, чтобы вести приятную светскую беседу с супругой своего приятеля. Но если за внешней любезностью скрывается сексуальное влечение, такое поведение может трактоваться как флирт. Человеку приходится всегда быть начеку, чтобы его намерения не были разоблачены окружающими.

Как сообщают тренеры, занимающиеся подготовкой профессиональных пловцов, почти все спортсмены мочатся в бассейн. Сами пловцы, конечно, отрицают этот факт. Что мешает им отпроситься с тренировки в туалет, а затем возобновить упражнения в бассейне? Дело в том, что в спортивной команде не принято показывать окружающим свою слабость.

Исторически сложилось так, что люди с развитыми социальными навыками оставляли после себя больше потомства, чем физически крепкие, но низкостатусные люди. Даже если они рано умирали, угодив в зубы хищнику, или погибали, не сумев вынести неблагоприятных условий климата, естественный отбор благоприятствовал распространению именно их генов.

С давнейших времен люди конкурируют друг с другом в умении налаживать социальные связи — так же, как деревья в лесу стремятся ввысь, соревнуясь за солнечные лучи.

Зачем мы обманываем самих себя

В основе социального интеллекта современного человека лежит способность к конспирации и манипулированию другими людьми посредством производимого на них впечатления. Видимо, наш мозг создан для того, чтобы вводить в заблуждение окружающих. Более того, человек виртуозно обманывает сам себя, порой искренне веря в искаженные им самим версии реальности.

Так, маленькие дети, сопротивляясь раннему укладыванию, могут многократно проситься в туалет, чтобы их вытащили из кроватки. Если родитель не поддается на очередную провокацию, малыш, давно владеющий навыками опрятности, может даже обмочиться в постель, чтобы «доказать» правомерность своего требования. Если человек искренне поверит в придуманную им самим историю, ему даже не придется держать в памяти все ее подробности, чтобы не путаться в показаниях, когда его опрашивают разные люди. Его труднее поймать на лжи.

Получается, способность к самообману выгодна нам самим. Мы игнорируем или существенно преуменьшаем те факты, которые потенциально могут навредить нашей самооценке. Например, многие люди при случае могут довольно подробно рассказывать о своих прошлых успехах, которыми они гордятся. При этом они почти бесследно забывают постыдные истории из своего детства, например, когда их уличили в краже. Преувеличение своих достоинств и преуменьшение недостатков позволяет нам поддерживать свой положительный образ.

По данным опросов спортсменов, многие марафонцы сознательно переубеждают самих себя и преуменьшают чувство усталости к концу забега. Борцы намеренно преуменьшают свои болевые ощущения во время поединков. Часто сила самообмана определяет победу спортсмена в соревновании.

Мозг человека и самообман

В психологии существует несколько систем психической организации человека: деление на сознательное и бессознательное, внутреннего ребенка и внутреннего родителя и т. п. Все эти схемы с разных сторон отражают концепцию о модульном устройстве мозга человека. То есть одни функциональные участки мозга могут работать независимо от других, порождая в психике одновременно несколько не совместимых друг с другом образов.

Самой яркой иллюстрацией этого принципа является специфическое поведение пациентов с нарушенными связями между левым и правым полушариями мозга. В 1970-х годах выдающиеся американские ученые Сперри и Газзанига провели серию впечатляющих экспериментов с людьми, которым по медицинским показаниям был сделан разрез пути между полушариями мозга. Подавая команды через наушники отдельно только в правое или только в левое ухо, экспериментаторы могли избирательно обращаться только к левому или только к правому полушарию мозга пациента.

Получив в левое ухо команду «встаньте и подойдите к двери», пациенты ее выполняли. Поскольку левое ухо имеет прямой анатомический вход в правое полушарие мозга, команда отрабатывалась и исполнялась без участия левого полушария. После этого пациентов спрашивали через правый наушник (то есть адресуя вопрос левому полушарию): «Почему вы сейчас встали и подошли к двери»? Теоретически самым честным ответом на этот вопрос была бы фраза «Я не знаю».

В самом деле, левое полушарие мозга, лишенное связи с правым, ничего не знает об услышанной команде. Однако ни один из пациентов так не ответил. Испытуемые каждый раз придумывали разные объяснения, вполне правдоподобные, но ни разу не признались в своем неведении. Например, один из пациентов сообщил, что ему вдруг захотелось пойти попить.

Похоже, что левое полушарие мозга приспособлено для того, чтобы придумывать логичные объяснения нашим собственным поступкам. Оно как бы выполняет роль пресс-секретаря, являясь посредником между верховным центром принятия решений и внешним миром. Хороший пресс-секретарь, отвечая на каверзные вопросы журналистов, никогда не скажет им: «Вы правы, похоже, наше правительство ведет неэффективную политику». Даже не располагая достаточной информацией о причинах принятых министром решений, пресс-секретарь всегда найдет им самые благовидные объяснения, чтобы в любом случае аргументированно доказать целесообразность принятой политической линии.

Поза и жесты значат больше, чем слова

Сейчас принято уделять большое внимание вербальной коммуникации. С первых дней в детском саду ребенка начинают учить слушать, отвечать на вопросы и корректно выражать свои мысли.

К сожалению, не существует никаких образовательных дисциплин, обучающих правильному использованию языка тела. Исследования показывают, что умение распознавать невербальные сигналы коммуникации предопределяют то, насколько ребенок будет популярен в группе сверстников. Неслучайно некоторые предприниматели, менеджеры и продавцы посещают специальные тренинги по искусству невербального общения, чтобы увеличить шансы для своего бизнеса.

Целенаправленное развитие контроля над мимикой, жестами, позой оправдывает себя, поскольку в процессе живого общения до 90% всей информации мы воспринимаем визуально.

В человеческом и животном мире можно выделить два основных типа невербальной коммуникации: знаки (signals) и признаки (cues). Знаки указывают на перспективу взаимовыгодных отношений между участниками. Например, павлин расправляет хвост, демонстрируя самке свое превосходное здоровье. Эта информация представляет ценность для обеих сторон. И самка, и самец заинтересованы в том, чтобы оставить жизнеспособное потомство.

В отличие от знаков, признаки выдают ту информацию, которую какая-то из сторон предпочла бы скрыть. Так, неопытный оратор во время выступления старается подавить нервную дрожь, чтобы не выдать своего волнения перед публикой.

Умение использовать язык тела является одним из ключевых навыков при передаче сообщений о том, о чем не принято открыто говорить вслух. Например, на романтических свиданиях именно поза, взгляд и жесты, а не слова являются признаками готовности партнеров к дальнейшему развитию отношений. Расслабленные руки, беззащитно открытая шея демонстрируют уязвимость человека. Эти сигналы дают собеседнику понять, что партнер доверяет ему и чувствует себя комфортно. Общепринятыми проявлениями принятия другого человека являются ритуалы приветствия, например, рукопожатие.

Невербальное поведение участников коммуникации отражает их относительное положение в социальной иерархии. Яркая одежда, украшения, громкий голос являются признаками уверенности в себе. Для наших древних предков выделяться означало подвергать себя риску быть замеченными хищниками. По сей день мы склонны считать людей, которые привлекают всеобщее внимание к своей персоне, наиболее влиятельными.

Признаком влиятельности человека является то, что окружающие невольно ему подражают. Например, двое прогуливаются по улице. Из них человек с более низким социальным статусом подстраивается под темп ходьбы своего авторитетного собеседника. Во время совещаний рядовые члены команды невольно копируют тембр и интонации лидера. Определив, к чьему голосу подстраивается большинство участников предвыборных дебатов, можно довольно точно спрогнозировать, кто из них победит на выборах.

Еще одним ключевым средством невербальной коммуникации является зрительный контакт. В большинстве диалогов он происходит во время смены ролей говорящего и слушающего. Люди, занимающие высокий социальный статус, и эксперты по теме разговора дольше удерживают зрительный контакт с собеседником перед тем, как начать говорить, чем после окончания реплики. Соотношение времени поддержания зрительного контакта во время говорения и слушания является коэффициентом визуального доминирования человека.

Коммуникативная роль смеха

Смех представляет собой загадочную психофизиологическую реакцию, потому что вызывают его совершенно разные причины. Человек может непроизвольно рассмеяться, когда его щекочут или когда он в определенном контексте выражает положительные эмоции.

Многие социальные мыслители и философы с древних времен пытались объяснить природу смеха. В их числе Аристотель, Платон, Фрейд. Тем не менее до недавних пор ни одна теория не могла объяснить всего разнообразия ситуаций, в которых человек смеется.

Например, если ваш приятель поскользнулся на банановой шкурке, это может выглядеть смешно, особенно если он засмеется первым. Но если падает ваша бабушка, которая и без того с трудом переставляет ноги, то вам будет не до смеха.

Задиристые подростки высмеивают своих непопулярных одноклассников, выказывая таким образом свое превосходство над ними. Но никто не смеется при виде нищих. Можно было бы предположить, что смех — это реакция удивления противоречию. Так, младенцы смеются, когда матери играют с ними в прятки, потому что они знают: сейчас мама появится вновь. Непонятным остается, почему щекотка вызывает смех, ведь в этом случае нет никакого противоречия.

Ближе всех к пониманию механизмов смеха подошли этологи — специалисты, изучающие поведение животных в естественной среде обитания. Ученые внимательно и беспристрастно наблюдали за поведением людей в домах, в парках, в офисах, как смотрели бы на нас инопланетяне. Оказалось, что человеческому смеху присущи те же закономерности, что и звуковым сигналам играющих друг с другом животных.

Во-первых, реакция смеха почти всегда возникает в присутствии других людей. Находясь в одиночестве, человек может рассмеяться, но это происходит исключительно редко. Неслучайно в юмористических телешоу повсеместно используются звуки смеха и аплодисменты из зала: человеку необходимо разделить свое настроение с кем-то еще.

Во-вторых, люди смеются в непринужденной обстановке, когда чувствуют себя расслабленно. По характерным усмешкам можно догадаться, говорит собеседник серьезно или шутит. Точно так же животные всегда используют определенные звуки и жесты, демонстрируя другой особи свое намерение поиграть. Лишь после такого предупреждения животное якобы совершает нападение.

Для каждого вида характерна своя система приглашения в игру. Когда человек смеется, он сообщает собеседнику о своем намерении повеселиться, давая этим понять, что его слова сейчас не нужно воспринимать буквально.

Светские беседы

Может быть, вы замечали, что, разговаривая, гораздо больше думаете о том, что сами хотите сказать, нежели о том, что хотел донести до вас собеседник?

На первый взгляд беседа состоит из поочередного обмена информацией. Люди делятся друг с другом новостями, рассказывают о новом и интересном, дают друг другу полезные советы. Из этой логики следует, что говорение — это проявление альтруизма, в то время как молчаливое слушание крайне эгоистично. Тем не менее правила этикета приписывают уделять собеседнику полное внимание.

В реальных диалогах лишь небольшая часть реплик содержит в себе новую или полезную информацию для собеседников. Большую часть времени между собеседниками происходит обмен вполне тривиальными идеями. Часто они повторяют одну и ту же мысль разными словами. Неудивительно, что нам хочется больше говорить, чем слушать.

На анатомическом уровне наш артикуляционный аппарат представляет собой сложнейшее устройство — венец эволюции. В то же время орган слуха у нас практически не отличается от такового у других приматов. Почему же эволюция человека на пути совершенствования речи не снабдила нас огромными и подвижными ушами, чтобы мы могли внимать тому, что нам говорят другие?

По-видимому, развитие собственной экспрессивной речи человека всегда было более важно для его адаптации, чем восприятие чужой речи. Мы разговариваем не столько для того, чтобы передать другому какие-то сведения, сколько для того, чтобы управлять его вниманием.

Когда мы говорим (не важно, о чем), мы привлекаем на свою сторону единомышленников, очаровываем друзей и будущих супругов. Таким образом, светские беседы служат цели поддержания отношений, а не обмена информацией.

Политика

Светский этикет предписывает избегать разговоров на некоторые темы — например, о политике. Различия в политических взглядах могут послужить поводом к конфликту даже между людьми с весьма умеренной гражданской позицией. Человек, чьи политические взгляды отличаются от точки зрения других участников разговора, рискует быть изгнанным.

Как ни странно, политические взгляды большинства людей не имеют непосредственного отношения к их личным интересам. Избиратели отдают голоса тем кандидатам, которые поддерживают интересы их социальной группы, а не личные. Даже солдаты — фактические исполнители политических решений — во время военных действий чаще всего не интересуются мотивами своего правительства. Когда солдаты говорят, что ими движет патриотизм, они имеют в виду политическую позицию своих непосредственных начальников, а не верховного правительства.

Большинство избирателей не проводят серьезного анализа предложений кандидатов. Ими движет чувство солидарности с ближайшим окружением. Крайний пример подобного политического конформизма описал А. Солженицын в книге «Архипелаг ГУЛАГ».

Благотворительность

Люди, которые добровольно жертвуют в благотворительные фонды часть своих средств, очень редко анализируют, насколько эффективно были использованы их деньги. Зная это, большинство фондов не утруждают себя отчетами для жертвователей. Чаще всего они ограничиваются рассылкой цветных буклетов с фотографиями улыбающихся людей, которым была оказана помощь. Такие истории привлекают спонсоров больше, чем таблицы с сухими статистическими данными.

На самом деле большая часть денег, собранных на благотворительность, расходуется не на спасение и улучшение качества жизни нуждающихся. Она уходит в сферы, не связанные напрямую с делами милосердия. В основном это религиозные нужды и образование.

Не интересуясь эффективностью своих взносов, благотворители чаще всего избирают неоптимальную с финансовой точки зрения стратегию. Если бы они подходили к этому вопросу с такой же тщательностью, с какой они относятся к личным покупкам, они бы сначала собрали подробную информацию о разных фондах. После этого целесообразно было бы делать регулярные крупные взносы в один избранный фонд, который в наибольшей степени соответствует ценностям жертвователя. Благодаря этому действительно можно ощутимо помочь конкретным людям. Вместо этого благотворители предпочитают совершать множество мелких пожертвований в разные фонды.

Причина такой нерациональности лежит за пределами альтруистических мотивов. Жертвуя часть своих ресурсов, человек демонстрирует окружающим свое благополучие. Благотворитель как бы заявляет: «Я настолько силен, здоров и умен, что добываю блага с избытком». Это делает человека привлекательным для окружающих.

Мы бессознательно стремимся к тому, чтобы как можно большее количество людей увидело наши дела милосердия. Мы с большей охотой сделаем пожертвование, если нас об этом лично просит нуждающийся или кто-то из наших знакомых. Неслучайно благотворительные фонды дарят жертвователям сувениры, значки и сумки с надписями, буквально кричащими окружающим о сделанном пожертвовании.

Самоотверженный труд

Писатели-фантасты прошлого века представляли себе жизнь нашего поколения воплощением мечты. Видя стремительный научно-технический прогресс, они надеялись, что в скором времени роскошь станет доступна каждому. И тогда, не имея нужды зарабатывать на хлеб тяжким трудом и прилагать усилия для благоустройства быта, люди получат возможность большую часть своего времени заниматься искусством, философией, наукой. В чем-то эти мечты сбылись, однако искусством и наукой занимается по-прежнему меньшинство.

Наши современники, даже имея относительно небольшой достаток, живут намного лучше, чем цари древности. Тем не менее, вопреки прогнозам фантастов, большинство из нас продолжает усердно трудиться полную рабочую неделю. По факту мы стараемся заработать гораздо больше, чем реально необходимо для поддержания обычного комфортного образа жизни. Чем объяснить такое иррациональное трудолюбие?

Судя по всему, современными работниками управляют те же древние инстинкты, которые побуждали трудиться наших далеких предков. Это касается не столько физического выживания, сколько половой конкуренции.

Атрибуты красивой жизни — основной способ выделиться среди соплеменников и привлечь к себе будущих супругов и друзей. Поэтому, сами того не осознавая, люди стремятся зарабатывать столько денег, чтобы это было заметно окружающим.

Мы предпочитаем платить больше за те предметы, которые отражают наш социальный статус, – брендовые сумки, автомобили, смартфоны или одежду. Покупая часы «Ролекс», человек объясняет свой выбор превосходным качеством товара и его эстетической привлекательностью. Но правда в том, что ему просто хочется продемонстрировать окружающим свой достаток.

Даже весьма состоятельные люди не склонны выбирать дорогостоящие товары, если они предназначены исключительно для личного использования, – постельное белье, домашнюю одежду, бытовую химию.

Искусство

Создание поражающих воображение произведений искусства — картин, скульптур, музыкальных композиций, ювелирных изделий и архитектурных сооружений — еще один отголосок могущественного инстинкта полового отбора.

Самцы экзотических птиц в Новой Гвинее во время брачного периода выкладывают из палочек гигантские (по сравнению с их собственными размерами) шалаши замысловатых форм. Более того, птицы украшают свои постройки изнутри яркими камнями, лепестками и перьями, иногда пластиковыми крышками. Они отдают предпочтение голубому цвету, как самому редко встречающемуся в их среде обитания.

Эти потрясающие постройки имеют одну-единственную цель — привлечь в них самок для оплодотворения. Чем больше и сложнее конструкция, тем больше самок отдадут предпочтение ее создателю. После спаривания эти шалаши никак не используются птицами.

Самки самостоятельно стоят для будущих птенцов простые гнезда. Они высиживают яйца и выращивают птенцов без участия самца. Однако самец, создавая изысканный шалаш с диковинными украшениями, демонстрирует самкам свои силы, способности и здоровье. Благодаря превосходным генетическим данным такой самец имеет возможность тратить большую часть времени на строительство шалаша, а не на поиски пищи для собственного выживания.

Можно провести параллель между строительством у птиц и искусством у человека. Для экспертной оценки произведений первостепенное значение имеют не внешние качества произведения, а способ его создания. Чем больше времени и усилий мастер посвятил созданию своей работы, тем более благосклонны будут к нему критики.

В самом деле, если смотреть на музейные экспонаты взглядом наивного туземца, то почти невозможно увидеть превосходство произведений искусства по сравнению с продуктами конвейерного производства. Возможно, фотопечать выглядит ярче и аккуратнее, чем подлинники картин. Однако мы изучаем историю искусств, для того чтобы научиться в нем «разбираться». Наивысшую оценку получают работы мастеров, которые потратили многие годы на отработку своей собственной неповторимой техники.

Медицина

В США страховые компании ежегодно тратят на медицинское обследование пациентов больше бюджетных средств, чем в других странах. При этом статистические исследования показывают, что вероятность выздоровления не имеет прямой связи со стоимостью оказанных медицинских услуг. В бедных районах уровень медицинского обслуживания ниже, чем в престижных кварталах. Тем не менее при прочих равных условиях количество положительных и отрицательных исходов заболеваний у бедняков и обеспеченных граждан примерно одинаково.

Пациенты верят, что, сдавая многочисленные анализы и проходя лечебные процедуры, они делают вклад в собственное здоровье. Но мало кто из них готов заплатить лишние 50 долларов для того, чтобы узнать в цифрах, насколько эффективны назначенные ему лечебные процедуры.

Более того, если врач скажет пациенту, что его болезнь не требует никакого лечения, кроме ограничений в питании и постельного режима, он натолкнется на недоверие пациента. Люди скорее согласятся на редкое, экзотическое и дорогостоящее лечение, чем потрудятся соблюдать простые правила здорового образа жизни, естественно и закономерно влияющие на здоровье.

Маленькие дети, ударившись, бегут к мамам, чтобы те подули на больное место или поцеловали его. В этом ритуале нет практического смысла, но сам факт внимания к страданию малыша его успокаивает. Точно так взрослые пациенты современных клиник проходят множество необязательных лечебных мероприятий, бессознательно стремясь получить видимую заботу о своем здоровье, чтобы на эмоциональном уровне почувствовать себя в безопасности.

Религия

Каждая религия имеет две стороны — внутреннюю убежденность людей в существовании потустороннего мира и выполнение определенных ритуалов (танцев, обрядов, молитв, паломничества, жертвоприношений и т. д.). На первый взгляд может показаться, что внешние действия являются следствием внутренних убеждений верующих. То есть люди выполняют религиозные обряды, потому что верят в бога. На самом деле это не всегда так.

Подавляющее большинство религий, когда-либо существовавших в истории человечества, не придавали первостепенного значения внутренним убеждениям человека. Мусульманство и христианство являются в этом отношении исключениями из правил. Религия древних римлян, современных буддистов и многие другие предписывают своим приверженцам соблюдать целый свод правил, норм брачных и социальных отношений, ношение на себе опознавательных знаков своей веры. При этом большинство религий никак не регламентируют мышление человека. Например, многие этнические евреи, строго соблюдая предписания иудаизма, сами себя считают атеистами.

По-видимому, основная историческая роль религий состояла в маркировке принадлежности человека к определенной социальной группе. Замечая характерные признаки (амулеты, молитвы, особая одежда, прическа), единоверцы узнают друг друга. На этой основе едва знакомые люди могут составить представление о ценностях и нормах поведения своего собеседника.

То есть, благодаря внешним атрибутам принадлежности к религиозному сообществу, человек может быстро налаживать социальные связи, расширять круг общения, получать поддержку в случае эмиграции и дальних поездок. Эти механизмы помогали нашим прародителям адаптироваться при расселении на новых территориях.

Таким образом, в поведении современного человека можно проследить скрытое влияние неосознаваемых мотивов, которые достались нам в наследство от далеких предков.

Люди объясняют свои поступки высокими моральными принципами, реализуя биологические программы по завоеванию высокого социального статуса.

Мы не имеем цели доказать, что человек по своей природе порочен и не способен на подлинный бескорыстный альтруизм. Но, зная о глобальных мотивах поведения, не поддающихся прямому самонаблюдению, читатель сможет лучше понимать себя и окружающих.